Конспект урока русский язык. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 3 классе
Тема урока: «Падежи имен существительных»
Цели урока:
создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;
способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;
способствовать воспитанию культуры учебного труда, созданию творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.
Задачи:
- личностные УУД: способствовать формированию интереса к учебной деятельности;
- регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: учебники, тетради, карточки-задания.
Ход урока
1.Организационный этап.
(Определение настроения)
Сели ровно и плечи расправили,
Ноги вместе все дружно поставили,
Наклонив тетрадь слегка,
Держит левая рука.
Правой ручку надо взять,
Приготовиться писать. (Дети записывают число)
2.Актуализация знаний.
-Минутка чистописания.
(Пальчиковая гимнастика)
На доске: ___ф___е____в_____р_____а______л_______ь_____
(круговые вращения вокруг букв Е и Ь – орфограммы в этом слове)
А для чего нам нужна минутка чистописания?
3. Определение темы урока.
- Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы.
Вопросы:
-Член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее)
-Первая буква алфавита (А)
-На какую букву оканчивается приставка в слове «подбежал»? (Д)
-В форме какого числа стоят имена существительные «школа», «ученица», «пенал»? (Единственного)
-Эта буква обозначает всегда твердый шипящий согласный звук, который имеет пару «ш». (Ж)
-Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». (И)
(ПАДЕЖИ)
- Какова цель нашего урока? (Грамотно, красиво писать. Дружно работать. Беречь здоровье.)
- Поднимите руку, кто готов работать, узнать на уроке что-то новое, интересное.
- Что нам нужно, чтобы достичь цели урока?
(Внимание, аккуратность, умение слушать, терпение, знание, самостоятельность, поддержка друга).
- А чтобы узнать нашу языковую тему, предлагаю вам словарную работу.
4.Словарная работа.
Картинный диктант с последующей проверкой.
- Обозначьте ударения в записанных словах и подчеркните опасные места.
- Что объединяет эти слова?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
Определение языковой темы «Братья наши меньшие».
5. Работа по теме урока.
1). Соберем названия падежей и их вопросы, слова – помощники (по классу). Крепят на доску.
2).-Как они называются?
Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.
Родительный буквально означает «полученный с рождения».
Дательный от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.
Винительный — назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие.
Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия.
Предложный — падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным).
Изменение по падежам слова «кошка» (у доски)
(Гимнастика для глаз)
- Стали, руки за спину, посмотрели на дальнее дерево, на носик, на дерево, на носик, зажмурились, удивились, сели.
6.Воспроизведение учащимися знаний и способов действий.
Восстановление деформированного текста (Работа в группах)
- Выполнив следующее задание, вы узнаете еще несколько интересных фактов из жизни кошек. У вас на парте лежат карточки с деформированным текстом. Прочитайте предложения и составьте из них текст, ориентируясь на падеж существительного «кошка». Это слово должно следовать в предложениях в порядке склонения, т.е. от И.П. до П.П. по порядку.
Домашняя кошка с давних пор живет рядом с человеком.
Она произошла от дикой кошки.
Многие народы поклонялись домашней кошке.
В Египте кошку считали священным животным.
На Руси также дорожили кошкой.
О кошке сложили много легенд и сказок.
- Прочитайте то, что у вас получилось. Как можно назвать эти предложения? Докажите, что это текст. Определите тип этого текста. Что узнали нового?
Физкультминутка.
7.Закрепление знаний и способов действий.
А)Работа по учебнику (с.37-38)
Б) Самостоятельная работа.
1). Тест «ПРОВЕРЬ себя»(один обучающийся работает у доски – заранее начерчена табличка):
1. У именительного падежа вспомогательное слово: а).думаю б). есть в). вижу
2. У винительного падежа вопросы:а).кого? что? б). кем? чем? в). кого? чего?
3. У творительного падежа вспомогательное слово: а).нет б). говорю в). доволен
4. Падеж, который не имеет предлогов: а). Д.п. б). И.п. в). П.п.
5. У дательного падежа вопросы: а).кем? чем? б). кому? чему? в). кого? чего?
6. Какой падеж всегда с предлогами? а). Д.п. б). В.п. в). П.п.
7. Вспомогательное слово в Р.п.: а).вижу б). нет в). думаю
8.Имя существительное в каком падеже подлежащее: а). И.п. б).В.п. в). Р.п.
Проверка:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 7 |
б | а | в | б | б | в | б | а |
2). Запись в тетрадь (только первой буквы падежа):
- Пошел снег, на старой березе, наблюдала с интересом, сидел под деревом, стоит на улице, мчатся на санках, с крутой горки, вела к лесу, потерял варежки, закончилась зима, рады солнышку.
Проверка:И.п., П.п., Т.п., Т.п., П.п., П.п., Р.п., Д.п., В.п., И.п., В.п.
8.Рефлексия.
Какие задачи мы должны были решить на уроке?
Смогли ли мы достичь поставленных целей.
Блиц-опрос.
Сколько падежей в русском языке? (6)
Перечислите их.
Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?
9.Итог урока.
- Если вы хотите узнать побольше о кошках, вы можете обратиться в библиотеку и посмотреть в энциклопедии.
- Ребята, давайте вспомним, что мы повторяли сегодня на уроке? Чему учились на уроке?
- Сегодня на уроке я…….
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Урок прошел плодотворно, поставленной цели мы достигли и говорим всем «СПАСИБО»!
10. Домашнее задание.
Сделать памятку «Падежи имён существительных», придумать сказку «Как появились названия падежей имён существительных.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...