Конспект урока русский язык. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цикина Ирина Владимировна

«Падежи имен существительных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_rus.yaz_3_kl.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 3 классе

Тема урока: «Падежи имен существительных»

Цели урока:

создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;

способствовать воспитанию культуры учебного труда, созданию творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

Задачи:

- личностные УУД: способствовать формированию интереса к учебной деятельности;

- регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: учебники, тетради, карточки-задания.

Ход урока

1.Организационный этап.

 (Определение настроения)

Сели ровно и плечи расправили,

Ноги вместе все дружно поставили,

Наклонив тетрадь слегка,

Держит левая рука.

Правой ручку надо взять,

Приготовиться писать. (Дети записывают число)

2.Актуализация  знаний.

-Минутка чистописания.

(Пальчиковая гимнастика)

На доске: ___ф___е____в_____р_____а______л_______ь_____

(круговые вращения вокруг букв Е и Ь – орфограммы в этом слове)

А для чего нам нужна минутка чистописания?

3. Определение темы урока.

- Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы.

Вопросы:

-Член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее)

-Первая буква алфавита (А)

-На какую букву оканчивается приставка в слове «подбежал»? (Д)

-В форме какого числа стоят имена существительные «школа», «ученица», «пенал»? (Единственного)

-Эта буква обозначает всегда твердый шипящий согласный звук, который имеет пару «ш». (Ж)

-Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». (И)

(ПАДЕЖИ)

- Какова цель нашего урока? (Грамотно, красиво писать. Дружно работать. Беречь здоровье.)

- Поднимите руку, кто готов работать, узнать на уроке что-то новое, интересное.

- Что нам нужно, чтобы достичь цели урока?

(Внимание, аккуратность, умение слушать, терпение, знание, самостоятельность, поддержка друга).

- А чтобы узнать нашу языковую тему, предлагаю вам словарную работу.

4.Словарная работа.

Картинный диктант с последующей проверкой.

- Обозначьте ударения в записанных словах и подчеркните опасные места.

- Что объединяет эти слова?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

Определение языковой темы «Братья наши меньшие».

5. Работа по теме урока.

1). Соберем названия падежей и их вопросы, слова – помощники  (по классу). Крепят на доску.

 2).-Как они называются?

Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.
Родительный буквально означает «полученный с рождения».   

Дательный от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.
Винительный  — назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие.
Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия.
Предложный  — падеж так назван
Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным).

Изменение по падежам слова «кошка» (у доски)

(Гимнастика для глаз)

- Стали, руки за спину, посмотрели на дальнее дерево, на носик, на дерево, на носик, зажмурились, удивились, сели.

6.Воспроизведение учащимися знаний и способов действий.

Восстановление деформированного текста (Работа в группах)

- Выполнив следующее задание, вы узнаете еще несколько интересных фактов из жизни кошек. У вас на парте лежат карточки с деформированным текстом. Прочитайте предложения и составьте из них текст, ориентируясь на падеж существительного «кошка». Это слово должно следовать в предложениях в порядке склонения, т.е. от И.П. до П.П. по порядку.

Домашняя кошка с давних пор живет рядом с человеком.

Она произошла от дикой кошки.

Многие народы поклонялись домашней кошке.

В Египте кошку считали священным животным.

На Руси также дорожили кошкой.

О кошке сложили много легенд и сказок.

- Прочитайте то, что у вас получилось. Как можно назвать эти предложения? Докажите, что это текст. Определите тип этого текста. Что узнали нового?

Физкультминутка.

7.Закрепление знаний и способов действий.

А)Работа по учебнику (с.37-38)

     Б) Самостоятельная работа.

 1). Тест «ПРОВЕРЬ себя»(один обучающийся работает у доски – заранее начерчена табличка):

1. У именительного падежа вспомогательное слово: а).думаю       б). есть          в). вижу

2. У винительного падежа вопросы:а).кого? что?      б). кем? чем?       в). кого? чего?

3. У творительного падежа вспомогательное слово: а).нет      б). говорю        в). доволен

4. Падеж, который не имеет предлогов: а). Д.п.        б). И.п.          в). П.п.

5. У дательного падежа вопросы: а).кем? чем?          б). кому? чему?           в). кого? чего?

6. Какой падеж всегда с предлогами?   а). Д.п.           б). В.п.           в). П.п.

7. Вспомогательное слово в Р.п.: а).вижу           б). нет                  в). думаю

8.Имя существительное в каком падеже подлежащее:  а). И.п.       б).В.п.        в). Р.п.

Проверка:

1

2

3

4

5

6

7

7

б

а

в

б

б

в

б

а

2). Запись в тетрадь (только первой буквы падежа):

- Пошел снег, на старой березе, наблюдала с интересом, сидел под деревом, стоит на улице, мчатся на санках, с крутой горки, вела к лесу, потерял варежки, закончилась зима, рады солнышку.

Проверка:И.п., П.п., Т.п., Т.п., П.п., П.п., Р.п., Д.п., В.п., И.п., В.п.

8.Рефлексия.

Какие задачи мы должны были решить на уроке?

Смогли  ли мы достичь поставленных целей.

Блиц-опрос.

Сколько падежей в русском языке? (6)

Перечислите их.

Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)

Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?

9.Итог урока.

- Если вы хотите узнать побольше о кошках, вы можете обратиться в библиотеку и посмотреть в энциклопедии.

- Ребята, давайте вспомним, что мы повторяли сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

- Сегодня на уроке я…….

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Урок прошел плодотворно, поставленной цели мы достигли и говорим всем «СПАСИБО»!

10. Домашнее задание.

Сделать памятку «Падежи имён существительных», придумать сказку «Как появились названия падежей имён существительных.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...