Городская олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)
Городская олимпиада по русскому языку содержит задания для выявления интеллектуальных способностей учащихся 4-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskaya_olimpiada_po_russkomu_yayku.docx | 19.13 КБ |
klyuchi_russkiy_yazyk.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской интеллектуальный конкурс по русскому языку
2018-2019 учебный год. Код _____________
1. Определи по персонажам, о каких сказках А.С.Пушкина идёт речь: старик со старухой, царь Дадон, царица-мачеха, три девицы, чёрт?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Образуй от каждого прилагательного по 2 однокоренных глагола разных спряжений, стоящих в форме 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов подпиши. Окончания выдели. Определи вид, получившихся глаголов. Ясный_______________________________________________________________________
Грязный_____________________________________________________________________
Густой______________________________________________________________________
Чистый______________________________________________________________________
По какой форме глагола настоящего и будущего времени по уже написанному окончанию нельзя определить спряжение?
____________________________________________________________________________
3. Определить падеж личных местоимений. Поставить все местоимения в начальную форму.
На её _____________, у нас______________, в них_____________, песня ему__________,
на меня___________, с вас_____________, к тебе_______________, на неё_____________
4. Транскрипция какого слова написана неправильно? Запиши её верно.
1.) [вада] 2. [парат] 3. [марков] 4. [жыраф]
____________________________________________________________________________
5. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться __________________________________________
б) Очень тесно_____________________________________________________________
в) Усиленно думать над трудным вопросом ____________________________________
г) Хорошо запомнить ______________________________________________________
6. С помощью суффиксов от слов аптека, беседа, плита, лопата, папа образуйте похожие слова, но имеющие совершенно другое значение, т.е. существующие как самостоятельные в русском языке. Запишите получившиеся слова, составьте с ними словосочетания, чтобы было понятно значение получившихся слов.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Преврати слово боль в слово пыль, меняя по одной букве. «Переходное» слово должно иметь смысл. (слово является одним из жанров произведений)
___________________________________________________________________________
8. Сколько орфографических ошибок в тексте? Ответ запишите числом. Исправь ошибки.
Горячюю кашу на завтрок Верблюду
Жина на сыпает в агромное блюдо.
И бедный Верблют посридине пустыне
До ужена ждёт, пока каша остынит. ______________
9. Какой литературный приём используем мы в своей речи, иногда этого даже не замечая? Что обозначает данное средство художественной выразительности?
«Я тебе уже тысячу раз говорила";"мы не виделись сто лет"; "еды на полгода хватит"; "быстрый как молния" .
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
10. О каких литературных омонимах идёт речь?
Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга._______________________________
Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.______________
Не только сетчатая ткань для вышивания по клеткам, но и основная сюжетная линия произведения.______________________________________________________________
Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.______________________________________________________________
11. Максим и Миша придумали свой шифр. Имя сказочного героя Джеймса Барри Питер Пен после зашифровки выглядит так: Быдэл Бэм.
Имя какого сказочного героя прячется за словом Бымёггыё? Кто придумал этого героя?
___________________________________________________________________________
12. Дан ряд слов: яма, ось, юг, валюта, поздно.
Распредели их в порядке возрастания количества звуков? Выполни транскрипцию слов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобках нижнего ряда.
Парта ( табак ) собака бузина ( поза ) кашпо фанера ( шкаф ) кошка
Кочан (_____)сигара кобыла (____) грыжа колесо (______)ряска
14. Запиши, как называют людей, которые живут:
в Костроме______________________________, в Пскове__________________________, в селе__________________________________, на острове__________________________, на хуторе_______________________________, на Волге___________________________.
15. Замени пословицы разных народов русскими с таким же смыслом.
У пчелы спина полосатая, а тигром её не назовёшь (китайская).
___________________________________________________________________________
Хочешь, чтоб были полны закрома, - вставай с криком петуха (украинская).
___________________________________________________________________________
Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро (эстонская).
___________________________________________________________________________
И в тихой воде есть крокодилы (малайская).
___________________________________________________________________________
16. Выдели приставки в словах.
Землетрясение, громоотвод, мясоперерабатывающий (завод), водопроводчик, сногсшибательная (новость)
17. Комплимент – это французское слово, которое обозначает похвалу, лестные приятные слова. Представь, что тебе сделали комплимент (повод выбери самостоятельно) или вспомни случай из жизни. Придумай небольшой текст (5-6 предложений). Опиши свои ощущения в этот момент.
Одно из предложений в твоём сочинении должно быть сложным. Докажи это.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Успехов тебе!
Предварительный просмотр:
Городской интеллектуальный конкурс по русскому языку
2018-2019 учебный год. Ключи
1. Определи по персонажам, о каких сказках А.С.Пушкина идёт речь: старик со старухой, царь Дадон, царица-мачеха, три девицы, чёрт?
«Сказка о рыбаке и рыбке» 5 баллов
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Сказка о попе и о работнике его Балде»
2. Образуй от каждого прилагательного по 2 однокоренных глагола разных спряжений, стоящих в форме 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов подпиши. Окончания выдели. Определи вид, получившихся глаголов.
Ясный прояснишь -2, проясняешь-1 9 баллов
Грязный загрязнишь-2, загрязняешь-1
Густой загустишь-2, сгущаешь-1
Чистый очистишь-2, очищаешь-1
По какой форме глагола настоящего и будущего времени по уже написанному окончанию нельзя определить спряжение?
По форме 1 лица, ед числа. Окончания у, ю
3. Определить падеж личных местоимений. Поставить все местоимения в начальную форму. 5+4 балла
На её П.п, В.п, она, у нас Р.п., мы, в них В.п., П.п., они , песня ему Д.п., он,
на меня В.п., я , с вас Р.п., вы , к тебе Д.п., ты, на неё В.п., она
4. Транскрипция какого слова написана неправильно? Запиши её верно.
1.) [вада] 2. [парат] 3. [марков] 4. [жыраф]
[м а р к о ф`] 2 балла
5. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться Взять себя в руки 4 балла
б) Очень тесно Яблоку негде упасть
в) Усиленно думать над трудным вопросом Ломать голову
г) Хорошо запомнить Зарубить на носу
6. С помощью суффиксов от слов аптека, беседа, плита, лопата, папа образуйте похожие слова, но имеющие совершенно другое значение, т.е. существующие как самостоятельные в русском языке. Запишите получившиеся слова, составьте с ними словосочетания, чтобы было понятно значение получившихся слов.
Школьная аптечка, дачная беседка, уложить плитку, болит под лопаткой, положить в папку 5 баллов
7. Преврати слово боль в слово пыль, меняя по одной букве. «Переходное» слово должно иметь смысл. (слово является одним из жанров произведений)
Боль-быль-пыль 2 балла
8. Сколько орфографических ошибок в тексте? Ответ запишите числом. Исправь ошибки.
Горячюю кашу на завтрок Верблюду 5 баллов
Жина на сыпает в агромное блюдо.
И бедный Верблют посридине пустыне
До ужена ждёт, пока каша остынит. 10
9. Какой литературный приём используем мы в своей речи, иногда этого даже не замечая? Что обозначает данное средство художественной выразительности?
«Я тебе уже тысячу раз говорила";"мы не виделись сто лет"; "еды на полгода хватит"; "быстрый как молния" . 3 балла
Гипербола – преувеличение свойств, особенностей предметов, явлений с целью усиления выразительности и образности художественной речи.
10. О каких литературных омонимах идёт речь?
Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга. переплёт
Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. произведение
Не только сетчатая ткань для вышивания по клеткам, но и основная сюжетная линия произведения. канва
Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения. Дневник 4 балла
11. Максим и Миша придумали свой шифр. Имя сказочного героя Джеймса Барри Питер Пен после зашифровки выглядит так: Быдэл Бэм.
Имя какого сказочного героя прячется за словом Бымёггыё? Кто придумал этого героя?
Пиноккио, Карл Коллоди 2 балла
12. Дан ряд слов: яма, ось, юг, валюта, поздно.
Распредели их в порядке возрастания количества звуков? Выполни транскрипцию слов.
[ос`]
[й`ук]
[й`ама]
[позна]
[вал`та] 5 баллов
13. Слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Пойми закономерность и впиши недостающее слово в скобках нижнего ряда.
Парта ( табак ) собака бузина ( поза ) кашпо фанера ( шкаф ) кошка
Кочан (ангар)сигара кобыла (жаба) грыжа колесо (срок)ряска
скок
3 балла
14. Запиши, как называют людей, которые живут: 3 балла
в Костроме костромичи , в Пскове псковитяне, в селе сельчане , на острове островитяне, на хуторе хуторяне , на Волге волжане.
15. Замени пословицы разных народов русскими с таким же смыслом.
У пчелы спина полосатая, а тигром её не назовёшь (китайская).
По одёжке встречают, по уму провожают.
Хочешь, чтоб были полны закрома, - вставай с криком петуха (украинская).
Кто рано встаёт - тому бог подаёт.
Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро (эстонская).
Одна голова хорошо, а две лучше.
И в тихой воде есть крокодилы (малайская).
В тихом омуте черти водятся. 4 балла
16. Выдели приставки в словах.
Землетрясение, громоотвод, мясоперерабатывающий (завод), водопроводчик, сногсшибательная (новость) 5 баллов
17. Комплимент – это французское слово, которое обозначает похвалу, лестные приятные слова. Представь, что тебе сделали комплимент (повод выбери самостоятельно) или вспомни случай из жизни. Придумай небольшой текст (5-6 предложений). Опиши свои ощущения в этот момент.
Одно из предложений в твоём сочинении должно быть сложным. Докажи это.
8+2=10 баллов
Мах 80 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городская олимпиада по русскому языку в 4 классах.
Тестовые задания по русскому языку для олимпиады в 4 классах....
Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 2 класса - 2011 г.
Задания рассчитаны на самостоятельную работу в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....
Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 3 класса - 2011 г.
Задания предусматривают самостоятельную работу учащихся в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....
Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 2 класса - 2012 г.
Задания для самостоятельной работы учащихся в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....
Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 3 класса - 2012 г.
задания для самостоятельной работы учащихся в течение 2 академических часов. Ответы и критерии оценивания прилагаются....
Городская олимпиада по русскому языку среди учащихся 3-4 классов.
Городская олимпиада по русскому языку среди учащихся 3-4 классов 2005 г.....
Городская олимпиада по русскому языку среди учащихся 4 классов.2011
Городская олимпиада по русскому языку среди учащихся 4 классов.2011...