Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" для 1-4 классов
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 - 4 классах составлена в соответствии с ФГОС НОО. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_uchebnomu_predmetu_russkiy_yazyk.docx | 84.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждена»
Приказ МБОУ «Уваровщинская СОШ»
от_______________№_______
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
для 1- 4 классов
УМК «Перспектива»
Составитель: Зеленова Л.А.,
учитель начальных классов
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
методическим советом
МБОУ «Уваровщинская СОШ»
Протокол № __ _______от _______
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
МО учителей начальных классов
МБОУ «Уваровщинская СОШ»
Протокол №____ ____ от _________
п. Краснослободский
2016год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 - 4 классах составлена в соответствии с ФГОС НОО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 22.12.2009г., регистрационный № 15785) с изменениями:
- от 26.11.2010г. №1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707);
- от 22.09.2011 г. №2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540);
- от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993);
- от 29.12.2014 г. №1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 06.02.2015 г., регистрационный № 35915);
с Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и внесённой в реестр примерных основных общеобразовательных программ. Номер примерной основной образовательной программы начального общего образования в реестре –1 (ст. 12, п. 10 Федерального закона);
учебно - методического комплекта «Перспектива» авторов Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой.
Цели и задачи:
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского и родного языка создает условия для формирования языкового чутья как результата ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и после букварного (заключительного).
До букварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
После букварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Особенности реализации программы:
Рабочая программа по предмету «Русский язык» рассчитана на 5 лет.
Начало реализации программы 2016 год.
Конец реализации программы 2020 год.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Филология». В учебном плане МБОУ « Уваровщинскаяя средняя общеобразовательная школа» на изучение русского языка в каждом классе начальной школы отводится 5 ч в неделю (всего 675 ч): в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели, из них 115 ч, 23 учебные недели отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч, 10 учебных недель — урокам русского языка), во 2,3,4 классах – по 175 ч (по 5 ч в неделю, 35 учебные недели). Срок реализации программы – 5 года.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы «Литературное чтени» в1-4 классах полностью соответствует авторской программе Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г.
В рамках учебного предмета «Русский язык» в качестве учебного модуля реализуется программа «Агробизнесобразование». Реализация непрерывного агробизнес образования обусловила включение в программу и содержание учебного предмета «русский язык» текстов и заданий агротехнологического содержания для развития письменной и устной речи учащихся.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
- формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
- учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини зарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся получит возможность научиться
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш - карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно- научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
Обучающийся получит возможность научиться
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять данные;
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)
Содержание учебного материала.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча– ща, чу – щу,жи– ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю,я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щув положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения- повествования, сочинения- описания, сочинения- рассуждения.
Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа в паре, в группе
- Контрольное списывание
- Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
- Срезовые работы (тесты)
- Творческие работы (сочинения, изложения)
Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
Тематическое планирование 1 класс – 165 часов
№ | Тема раздела | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Обучение грамоте (117 ч.) | Рисуй, думай, рассказывай | Ориентироваться на листе: в центре, слева, справа, в рабочей полосе (рабочей строке): выше, ниже, слева, справа. Штриховать фигуры. |
Пропись №1 «Мой алфавит» | Уметь обводить по пунктирным линиям. Делать звуковой анализ слов. Писать элементы письменных букв и слова, соединения букв. Составлять предложения по схемам. | |
Пропись №2 «Мой алфавит» | Уметь читать и записывать слова и предложения. Видеть границу предложений. Уметь выделять ударный слог. | |
Пропись «Пишу красиво» | Уметь оформлять предложения на письме. Уметь списывать и писать под диктовку. Озаглавливать тексты. | |
Русский язык (48 ч.) | В мире общения | Формировать ценностное отношение к языку, на котором говорим. |
Слово и его значение | Формировать представление слове как двусторонней звуковой единице. Развивать умения выбора точного слова для выражения мысли, создания образа. | |
Звуки и буквы | Формировать умение различать гласные (ударные и безударные) и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие) звуки. Знать смыслоразличительную роль звуков | |
Предложение и текст | Различать слово и предложение, предложение и текст. Формировать умение написания прописной буквы в начале предложения. Развивать умение в постановке знаков препинания в конце предложения. |
Тематическое планирование 2 класс (175 ч)
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Мир общения ( 17 ч) | Собеседники. (3ч) Представление о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. | Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. |
Слово, предложение и тест в речевом общении. (9 ч) Различия функции слова и предложения. Типы предложений по цели высказывания и интонации. Основные свойства текста. | Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. | |
Главный помощник в общении – родной язык (2ч) Основные языковые единицы, их особенности. Общее представление о языке как знаковой системе. | Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. | |
Входящая контрольная работа (3 ч) Анализ контрольной работы. Слово, предложение и текст в речевом общении. Обобщение знаний по разделу «Мир общения» | ||
Звуки и буквы. Слог. Ударение. (67ч) | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. (7 ч) Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. | Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. |
Звук й и буква й (2 ч) Сравнение звуков и (гласного) и й (согласного). Перенос слов с буквой й посередине. | Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающий гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой й. | |
Звук э и буква э (1 ч) Слова с буквой э в начале и в середине слова. | Орфографически верно писать слова с буквой э. | |
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (7 ч) Парные и непарные по мягкости-твердости согласные звуки. Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. | |
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи- ши, ча- ща, чу- щу, чк, чн, щн (6ч ) | Писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными. | |
Слог. Перенос слов (3 ч) Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове. Правила переноса слов. | Проводить звуко - буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам. | |
Ударение. Ударный слог (3 ч) Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. | Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги. Работать с орфоэпическим словарем, объяснять его назначение. | |
Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме (10 ч) Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. | Подбирать проверочные слова. | |
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме (10 ч) Парные по звонкости-глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. | Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. | |
Слова с удвоенными согласными (3 ч) Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарем. Перенос слов с удвоенными согласными. | Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными. | |
Непроизносимые согласные (3 ч) Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки. | Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными. | |
Разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ) (10ч) Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и | Наблюдать за употреблением разделительного твердого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). | |
Контрольный диктант. Работа над ошибками (2 ч). | ||
Слово и его значение (21ч) | Что рассказало слово (4 ч) Слово как двусторонняя единица языка. | Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. |
Имена собственные и нарицательные (2 ч) Различие в их функциях. | Распознавать имена собственные и нарицательные, различать их по функциям. | |
Слова с несколькими значениями (3 ч) Необходимые условия для переноса названия с одного названия на другой. | Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. | |
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) (1 ч) | Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова. | |
Слова, близкие по значению (синонимы) (3 ч) Синонимы, их роль в речи. | Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях. | |
Слова, противоположные по значению (антонимы) (2 ч) Роль антонимов в речи. | Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль | |
Устойчивые сочетания слов (1 ч) Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи. | Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи. | |
Тематические группы слов (2 ч) Распределение слов по тематическим группам | Распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы своими словами. | |
Обобщение знаний. Контрольная работа по теме «Слово и его значение»(2 ч.) | ||
Состав слова (16ч) | Как собрать и разобрать слово (2 ч) Слово как объединение морфем, стоящих в определенном порядке и имеющих значение. Наблюдение за строением слова на наглядно-образных моделях. | Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Составлять наглядно-образные модели состава слова. Называть части слова. |
Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные слова) (6 ч) Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. Однокоренные слова. | Находить корень слова путем сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. Объяснять лексическое значение корня. | |
Приставка (3 ч) Приставка, ее роль в слове. Значение, которое приставка придает слову. Правописание разделительного твердого знака. | Выделять в слове приставку, определять значение, которое придает слову приставка. Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. | |
Суффикс (2 ч) Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно-ласкательных, со значением действующего лица, детеныша-животного и т.п.) | Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы. | |
Окончание (1 ч) Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова. | Правильно употреблять окончание, объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании. | |
Обобщение знаний. Контрольный диктант. (2 ч) | ||
Части речи (30ч) | Что такое части речи (3 ч) Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединенных общим значением. | Определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. |
Имя существительное (7 ч) Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. | Осознанно употреблять заглавную букву при написании имен собственных. | |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | ||
Глагол (6 ч) Глагол как часть речи. Изменение глагола по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам. Роль глаголов в речи. | Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. | |
Имя прилагательное (6 ч) Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по числам. Роль имен прилагательных в речи. | Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. | |
Предлог (4 ч) Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов. | Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами. | |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | ||
Предложение. Текст (12 ч) | Предложение. Текст (12ч) Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по интонации и цели высказывания. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. | Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. |
Обобщение знаний (7 ч) | Обобщение знаний по курсу 2 класса (5 ч) | |
Итоговый диктант за год (1 ч) | ||
Урок-путешествие «По океану речи» (1 ч) |
Тематическое планирование 3 класс (175 ч)
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Речевое общение. Повторяем – узнаем новое (16 ч) | Собеседники. Диалог (4 ч) Смысловая сторона течи и словесная форма ее выражения. Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации на примере общения литературных героев. | Анализировать речевую модель общения: речь партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе |
Культура устной и письменной речи (3ч) Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. | Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за четкостью дикции, нужной громкостью голоса, верной интонацией. | |
Текст (5 ч) Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте. | Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст | |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | ||
Язык – главный помощник в общении (39 ч) | Язык – главный помощник в общении (1ч) Язык как средство общения и познавательной деятельности. Русский язык – культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке. | Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа. |
Звуки и буквы (2 ч) | Проводить звуко- буквенный анализ слов | |
Слог, ударение (2 ч) | Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам. | |
Девять правил орфографии (11 ч) | Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. | |
Слово и его значение (13 ч) Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные названия слов. | Сравнивать слова по значению и форме. Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. | |
Словосочетание (2 ч) Сравнение предложения и словосочетания, их различие на основе цели использования: предложение – для сообщения, словосочетание – для называния. | Сравнивать слово, словосочетание, предложение на основе их главной функции – быть средством номинации или средством выражения законченной мысли. Составлять словосочетания по заданным моделям.. | |
Предложение (1 ч) Типы предложения по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. | Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения. | |
Главные члены предложения (3 ч) Второстепенные члены предложения (без деления их на виды), их роль в предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. | Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам. | |
Предложения с однородными членами (2 ч) Интонации перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами. | Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. | |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | ||
Состав слова (18 ч) | Повторение значимых частей слова ( 1ч) Основа и окончание. Роль окончания в слове (связывать слова в предложении и словосочетании) | Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. |
Корень (5 ч) Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. | Находить в слове орфограмму, определять ее тип, применять нужный алгоритм для ее проверки. | |
Приставка (3 ч) Приставка. Отличие приставки от предлога. Разделительный твердый знак в словах с приставками. | Объяснять написание основных приставок русского языка, различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка. | |
Суффикс (2 ч) Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании (-чик, -щик, -ин, и др.) | Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов. | |
Окончание (2 ч) | Находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. | |
Как образуются слова (3 ч) Сложные слова – слова с двумя корнями (ознакомление). Наблюдение за образованием новых слов. | Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу. | |
Контрольная работа. работа над ошибками (2 ч) | ||
Части речи (87 ч) | Систематизация знаний по разделу « Части речи» (5 ч) Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. | Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное)по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их. |
Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем (3 ч) | ||
Число имен существительных (3 ч) Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе. | Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имен существительных при наличии вариантных окончаний. | |
Род имен существительных (4 ч) | Определять род имен существительных, согласовывать с ними другие части речи. Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода. | |
Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих (3 ч) | Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие | |
Изменение имен существительных по падежам (склонение) (11 ч) Этимология названий падежей. Алгоритм определения падежа. Ударные и безударные падежные окончания | Называть падежи имен существительных по порядку. Называть вопросы падежей имен существительных. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму. | |
Как разобрать имя существительное (2 ч) Порядок анализа имени существительного как части речи. | Разбирать имя существительное : называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число, падеж. | |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | ||
Местоимение (3 ч) Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи. | Сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения. | |
Глагол как часть речи (3 ч) Общее значение глаголов, вопросы. | Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков. | |
Изменение глаголов по временам (7 ч) Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени. | Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени. | |
Неопределенная форма глагола (3 ч) Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределенной формы. | Писать мягкий знак после ч в глаголах неопределенной формы. | |
Изменение глаголов по числам (3 ч) | Наблюдать за изменением глаголов по числам. | |
Изменение по родам глаголов прошедшего времени (3 ч) Окончание глаголов в прошедшем времени. | Наблюдать за изменением глаголов по лицам. | |
Не с глаголами (3 ч) | Писать раздельно не с глаголами. | |
Разбор глагола как части речи (2 ч) | Определять грамматические признаки глаголов (время и число0. Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи. | |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | ||
Имя прилагательное как часть речи (2 ч) | Находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Применять алгоритм написания безударных окончаний имен прилагательных. Определять связь имени прилагательного с именем существительным | |
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам (11 ч) | ||
Обобщение знаний (7 ч) | Разбор имени прилагательного как части речи (2 ч) | Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | ||
Резерв учебного времени на изучение раздела «Части речи» – 8 ч | ||
Повторение изученного за год (10 ч) |
Тематическое планирование 4 класс (175 ч)
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Повторяем – узнаем новое (22 ч) | Речевое общение. Речь устная и письменная (2 ч) Расширение понятия речевого общения: ролевые отношения, содержание речи и ее словесное оформление, цель и мотивы общения. | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. |
Цель речевого общения (3 ч) Умение вести диалог-расспрос, аргументировать свое высказывание, доказывать свою точку зрения. | Определять цели, тему, способы и результаты общения. Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение. | |
Речевая культура. Обращение (7 ч) Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Устная и письменная формы общения. Обращение. Знаки препинания при обращении. | Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. | |
Текст как речевое произведение (8 ч) Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Расширение представления о тексте: составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения. | Определять тип текста. Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста. Излагать текст по составленному плану. | |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | ||
Язык как средство общения (42 ч) | Средства общения (9 ч) Роль языка в общении. Роль письменности в истории человечества. | Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. рассказывать об основных этапах развития письменности. |
Предложение (6 ч) Повторение знаний о предложении. Различение предложений и словосочетаний. Разные виды предложений. | Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. | |
Главные и второстепенные члены предложения (6 ч) Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Роль второстепенных членов предложения. | Выделять главные и второстепенные члены предложения. Распространять предложение второстепенными членами. | |
Предложения с однородными членами (4 ч) Смысловая емкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. | Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами, соединенными и несоединенными союзами. | |
Простые и сложные предложения (3 ч) Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Использование простых и сложных предложений в тексте. | Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. | |
Словосочетания (2 ч) Различия между словосочетанием, словом и предложением. | Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. | |
Проверочная работа по теме (2 ч) | ||
Слово и его значение (10 ч) Обобщение представлений о лексическом значении слова. | Сравнивать слова по значению и форме. Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака. | |
Проверочная работа по лексикологии. Работа над ошибками) | ||
Состав слова (18 ч) | Состав слова. Однокоренные слова (16 ч) Повторение и систематизация основных орфограмм корня. | Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | ||
Слово как часть речи (88 ч) | Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении (4 ч) Критерии выделения частей речи: общее значение, набор грамматических значений, роль в предложении. | Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. |
Имя существительное (22 ч) Повторяем, что знаем. Общее значение предметности существительных, вопросы. Род имен существительных (постоянный признак). Три склонения имен существительных. Склонение имен существительных единственного числа. Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме имен существительных на –мя, -ий, -ие, -ия) Склонение имен существительных во множественном числе. Варианты падежных окончаний имен существительных (предложный падеж единственного числа существительных мужского рода, именительный падеж множественного числа, родительный падеж множественного числа).. | Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, число, падеж. Применять алгоритм определения падежа существительного. Определять падеж несклоняемых имен существительных. Различать имена существительные 1, 2, 30го склонения на основе их рода и окончания. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. | |
Проверочная работа. Работа над ошибками. | ||
Имя прилагательное (10 ч) Склонение имен прилагательных. Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном . | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. | |
Проверочная работа. Работа над ошибками. | ||
Местоимение (6 ч) Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. | Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. | |
Проверочная работа. Работа над ошибками. | ||
Глагол (30 ч) Повторяем, что знаем. Общее значение действия, состояния, вопросы. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. | Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. | |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Наблюдение за личными окончаниями глаголов при спряжении в единственном и множественном числе. | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | |
Iи II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжений. Способы определения спряжения глаголов. | Применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. | |
Правописание глаголов на –тся и –ться. Определение написания –тся и –ться с помощью вопроса к глаголу. | Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться. | |
Глаголы-исключения. Написание окончаний в глаголах-исключениях I и II спряжения. | Применять различные мнемонические приемы для запоминания глаголов-исключений. | |
Разбор глагола как части речи. Контрольная работа. Работа над ошибками. | ||
Имя числительное (4ч) Общее представление об имени числительном как части речи. | Объяснять различие имен числительных разных разрядов. | |
Наречие (3 ч) Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование наречий от имен прилагательных. Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. | Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость). Распространять предложения наречиями. | |
Служебные части речи (2 ч) Предлоги. Союзы. Общее представление, значение и роль в предложении. | Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи. | |
Повторение (7 ч) | Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы ее достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий. |
Литература и средства обучения
- Рабочая программа по русскому языку для 1, 2, 3, 4 класса Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной ,УМК «Перспектива».
- Учебник по русскому языку для 1, 2, 3, 4, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение» Москва.
- Электронной приложение к учебнику русский языку для 1, 2, 3, 4 класса, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение», Москва.
7. Методические рекомендации для учителя к учебнику Русского языка для 1, 2, 3, 4 класса.
Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. –
Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». –
Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). –
Режим доступа : www. festival. 1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». –
Режим доступа : www.km.ru/ education
- Официальный сайт УМК «Перспектива». –
Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Пояснительная записка и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...
Рабочая программа по русскому языку для 3-б класса по программе Школа России
Структура рабочей программы по русскому языку для 3 класса по программе Школа россии включает в себя следующие элементы:· Титульный лист (название...
Рабочая программа по русскому языку для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО
Рабочая программа по русскому языку для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...
Рабочая программа по русскому языку для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР
Рабочая программа по русскому языку для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...
Рабочая программа по русскому языку для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.
Рабочая программа по русскому языку для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....
Рабочая программа по русскому языку для 3-го класса программы "Школа России"
Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...