Открытый урок русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Открытый урок русского языка в 3 классе по теме: "Изменение имён прилагательных по родам" Цель: развивать умения точно употреблять имена прилагательные в речи, правильно писать их родовые окончания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:
"Изменение имён прилагательных по родам"
Цель: развивать умения точно употреблять имена прилагательные в речи, правильно писать их родовые окончания.
Планируемые результаты
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
По видам деятельности – поисково-исследовательский
По результатам выполнения – практический
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока
1.Организационный момент
Доброе утро! Тихо сели девочки, тихо сели мальчики. Давайте улыбнёмся друг другу. От этих улыбок мы станем добрее, счастливее, веселее и с удовольствием будем работать на уроке.
2.Актуализация знаний (предложение из цветных слов)
Ребята, на экране предложение. Я уверена, что если кому-то из вас до сих пор грустно, оно вам точно поднимет настроение (Надену красную шляпу, оранжевые очки, желтые брюки, зелёные туфли, голубой плащ, возьму синий зонт и фиолетовую сумку и прогуляюсь по улицам — пусть люди хоть на минуту забудут о своих заботах!
Как вы думаете, о ком или о чём здесь идёт речь? (если не догадаются, то показываю ребус)
Конечно, это радуга! А с чем у вас ассоциируется слово "радуга"? ( цвет, небо, коромысло, палитра, небосвод, дуга, иллюзия, акварель, цветик-семицветик...)
Я предлагаю вам сегодня прогуляться по радуге. Согласны?
Ну тогда вперёд!
Запишем число (13 марта), Классная работа.
Немного поработаем над каллиграфией.
Минутка чистописания. Назовите первый звук в слове "радуга". Дайте ему характеристику. (согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный). Какой буквой обозначается этот звук? Именно эту букву и будем писать) Что вы можете сказать про слова на второй строке? Род, Родина, родной. (однокоренные)
3. Самоопределение к деятельности
Дайте лексическое значение слову "радуга". Где его можно найти? (в толковом словаре)
Цветная радуга не существует, поскольку это лишь иллюзия, которая нам только кажется. Насколько известно учёным – ни одно живое существо в мире, кроме человека, увидеть её не в состоянии. И тем не менее она есть. Её видят люди, живущие по ту или иную сторону земного шара, на островах или континентах, находящиеся на земле или летящие в воздухе. Яркая, цветная радуга появляется перед глазами восторженных зрителей, когда мелкие капельки дождя ещё падают на землю, а солнце находится за их спиной – и создаёт удивительную картину, даруя всем радость. Потому её так и назвали – радуга.
Слово"радуга" относится к какой части речи? (Имя существительное). Подберите к слову, подходящее по смыслу прилагательное, запишите получившееся словосочетание. (красивая, разноцветная, весёлая...)
Записываю на доске (красивая радуга)
Определите род прилагательного, выделите окончание. Как определить род имени прилагательного?
Какие окончания имеют прилагательные мужского, женского, среднего рода? (Таблица) Сформулируйте тему урока. ("Изменение имён прилагательных по родам").
4. Работа по теме урока
1) Все вы знаете стихотворение про радугу. Первый цвет её красный. Подберите синонимы к прилагательному "красный" (алый, румяный, малиновый, багряный, бордовый, червлёный, пурпурный, вишнёвый, рубиновый). На стене названия цветов. Показываю картинки с примерами цветов.
Я предлагаю вам написать небольшой словарный диктант.
Алая заря, красный помидор, малиновый пирог, бордовая гвоздика, багряный закат, румяное яблоко, вишнёвый платок, Красная площадь. (самопроверка по образцу ) А теперь определите род прилагательных и выделите окончания.
2) Следующий цвет - оранжевый. Посмотрите забавное видео "Оранжевая песенка". Оранжевый цвет придаёт уверенности в своих силах, обеспечивает хорошее настроение. У вас поднялось настроение? А теперь задание на оранжевых листочках.
Измените прилагательные так, чтобы цвет соответствовал предмету. (работа в парах)
Оранжевая песня текст песни
Вот уже два дня подряд
Я сижу рисую.
Красок много у меня,
Выбирай любую.
Я pаскpашу целый свет
В самый свой любимый цвет.
Оpанжевое небо,
Оpанжевое моpе,
Оpанжевая зелень,
Оpанжевый веpблюд.
Оpанжевые мамы
Оpанжевым pебятам
Оpанжевые песни
Оpанжево поют.
(Небо голубое, море синее, зелень изумрудная, верблюд коричневый или бежевый) Назовите прилагательные среднего рода, выделите в них окончания. (голубое-ое, синее-ее)
3) А следующий цвет какой? Да, жёлтый. И у нас с вами эстафета. Ученики каждого рядя получают в руки жёлтый предмет. (шляпа, лимон, ведро). Задача каждого члена команды придумать прилагательное к слову. Работаем по цепочке. Выполнивший задание, садится.
4) Продолжаем нашу прогулку по зелёному цвету. (Работа с электронным предложением. Отгадайте загадку.
Бесстрашен могучий лесной богатырь.
Его не пугает озёрная ширь,
И он не боится речной глубины.
Ветвисты рога его, ноги длинны.
Питается ветками, сочной травой.
В осеннее время настрой боевой:
Он в утренний час очень грозно ревёт
И рёвом соперников к бою зовёт.
Доверчиво из лесу к людям идёт,
То в парк городской, то в село забредёт.
И те, кому видеть его довелось,
Ответят, что это животное …
(Лось)
Помогаем братьям лосям спуститься на землю (распределяем словосочетания по корзинам).А теперь составьте распространённое предложение с одним из словосочетаний. 1 ряд - ж.р., 2 ряд - м.р., 3 ряд - с.р. Проверка (тот, на кого я надеваю шляпу, читает своё предложение).
5) С чем у вас ассоциируется голубой цвет? Как цвет получил своё название? (от цвета оперения голубя)
(работа в группах)
Каждая группа получает голубой листок с существительным (море, ручей, река, небо, вода, озеро).За две минуты командам предлагается подобрать к данному существительному как можно больше прилагательных. Проверка.
6) Синий цвет. Немного отдохнём. Лягте на парты, закройте глаза. Послушайте песню, постарайтесь найти словосочетания с прилагательным "синий". (Синее море, васильки синие, цвет синий) Исправьте ошибки:
Синяя море; (синее)
Синее цвет; (синий)
Синий птица; (синяя)
Можно ли определить род прилагательного в словосочетании
Синие васильки (Нет, только у прилагательных в единственном числе, прилагательные во множественном числе по родам не изменяются).
7) Последний цвет - фиолетовый. Вы, наверное слышали фразеологизм "Глубоко фиолетово". Как вы думаете, что он означает, подберите синонимы (бесцветно, всё равно, наплевать, неинтересно, параллельно). Я надеюсь, что вам сегодня не глубоко фиолетово на уроке.
Задание: на стенах класса развешаны фразеологизмы. Я читаю, что означает устойчивое выражение, а вы ищите подходящий фразеологизм.
Смотреть сквозь розовые очки. (Смотреть на всё жизнерадостно, не замечая плохого )
Золотые горы обещать.(Обещать кому-либо излишне много)
Дoвести до белoго каления (очень сильно разoзлить)
Отличать чернoе от белогo (разбираться в каких-либo делах)
Гoлубая мечта (самая заветная, сoкровенная, но обычно несбытoчная мечта)
Красное словцо (остроумное меткое выражение, яркие выразительные слова)
На доске радуга из полосок по мере выполнения заданий.
5.Закрепление изученного
Самостоятельная работа
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Я иду по родному селу. Мне улыбнулось ласков… солнышко.
Тёпл… ветерок прикоснулся к щеке. Мне хорошо и радостно.
Это – моё любим… село Пирочи!
-Назовите слова, в которых пропущены окончания. К какой части речи они относятся? Укажите род имен прилагательных.
Запишите текст.
6. Рефлексия
ГОЛОВОЛОМКА
"РАДУГА"
Здесь спряталась известная пословица. Чтобы ее отыскать, надо "пройти по радуге": сначала прочитать все буквы красного цвета, затем - оранжевого и так далее. Чтение - как в книге: слева направо, с верхнего ряда до нижнего. Начинай с красной буквы "Н".
Не всё коту масленица, бывает и Великий пост!
Это выражение - цитата из басни И. А. Крылова ”Кот и повар”
После Масленицы, когда много кушают, наступает пост. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанье без постного масла.
Иносказательно же - если человек живет очень хорошо, всего достаточно или же с избытком, то наступят и другие время, когда все будет иначе.
Спишите пословицу, определите род прилагательного.
Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы (Светлая голова, Каша в голове, Ни в зуб ногой)
7.Подведение итогов. (Дело в шляпе)
9.Домашнее задание. (дифференцированное)
1) Составить текст-описание про радугу, используя, как можно больше прилагательных;
2)Написать синквейн про радугу.
Оенка (Спасибо всем за урок. Вы отлично поработали! Желаю вам радужного настроения! Самостоятельную работу я проверю и поставлю вам за неё оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс по теме:"Изменение прилагательных по числам"
Ззнакомство с изменением прилагательных по числам....
Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение) 3 класс.
Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение)3 класс....
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....
Технологическая карта урока, презентация и карточка к уроку русского языка 3 класс Канакина, Горецкий "Роль имён прилагательных в тексте"
Технологическая карта урока, презентация и карточка к уроку русского языка 3 класс Канакина, Горецкий "Роль имён прилагательных в тексте"...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование ум...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение имён прилагательных по родам и числам".
Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Изменение имён прилагательных по родам и числам".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование предста...