Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок русского языка по теме: "Правописание жи-, ши-."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Правописание жи-, ши-." | 197.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
1 класс
Тема: «Правописание ЖИ – ШИ»
Учитель: Коровкина С.Н.
2019г.
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с правилом написания слов с сочетаниями жи – ши; научить писать слова с сочетаниями жи – ши; вырабатывать навыки грамотного письма; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи-, ши-.
Метапредметные:
регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы;
познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; овладевают речевыми умениями и умением логически мыслить, развивают внимание,
коммуникативные – принимают участие в работе парами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.
Образовательные ресурсы: карточки-модели (у каждого ребенка), шаблоны для составления схем предложений (у каждого ребенка), картинки-отгадки, конверт со слогами.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу.
- Руки? – На месте!
- Ноги? – На месте!
- Локти? – У края.
- Спинка? – Прямая.
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране Грамотейке. Во время всего путешествия мы будем повторять одно из самых важных правил русского языка, научимся правильно использовать это правило при написании слов, а так же выделять слова на изученное правило и составлять с ними предложения. А какое это правило, мы скоро узнаем.
Итак, ребята начнем наше путешествие. А на чем мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.
III. Актуализация знаний.
- Первая наша станция страны Граматейки «Повторяйкино»
Давайте повторим с Вами, чему мы учимся на уроках русского языка:
Что такое речь?
На какие группы делится наша речь?
Устную речь мы? (Говорим и слышим)
Письменную речь мы?( Пишем и читаем)
Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
Из чего состоит предложение?(Из слов)
Из чего состоят слова? (Из букв и звуков)
На какие группы делятся буквы русского языка? ( На гласные и согласные)
Что мы можем рассказать о гласных ? (они образуют слог, бывают ударные и безударные, произносятся с помощью голоса, могут смягчать согласный или делать его твердым)
Что можно рассказать о согласных? ( не образуют слог, не могут стоять под ударением, могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими)
Отгадайте загадки:
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
(Машина)
Мчат курносые Подружки
Не отстанут друг от дружки.
Вверх «Ёлочкой» и «Лесенкой»,
А вниз-звенящей песенкой… (Лыжи)
– Прочитайте слова на доске.
Лыжи, машина.
– Какая орфограмма спрятана в этих словах? (жи-ши – показ на доске)
- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Правописание ЖИ-ШИ)
- Чему будем учиться сегодня на уроке? (Узнать есть правило для написания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Научиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.) Цели урока появляются на доске.
– Дайте характеристику звукам [ж], [ш]. (согл, звон, тв, парн; согл, глух, тв, парн). Покажите звуковыми знаками. (Показ на доске)
- Что общего у данных звуков? (согл, всегда тв.)
- А почему? Ведь буква И дает мягкость предшествующему согласному звуку. (Эти звуки всегда твердые).
IV. Чистописание.
- Наш поезд отправляется дальше и следующая станция «Чистописания»
Подготовим наши пальчики к письму.
Пальчиковая гимнастика.
- Прочитайте хором слоги ЖИ и ШИ. Какие виды соединений букв здесь используются? (Верхнее соединение)
- Обратите внимание, при написании слога ШИ соединение немножечко длиннее.
- Прописываем слоги ЖИ и ШИ в тетрадях.
Самопроверка.
- Оцените, элемент соединения букв в сочетании ШИ.
-Придумайте и запишите по одному слову со слогами жи и ши.
V. Работа по теме урока.
1. Следующая станция «Сказкино»
Эти согласные Ж –Ш не такие, как все, они требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают. Послушайте сказку.
Сказка «Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И»
Давным – давно, ещё сто лет назад, буквы только начинали знакомиться друг с другом. Жили они в посёлке, который назывался Алфавит. И жили в этом посёлке одни только буквы от А до Я. Все буквы дружили друг с другом.
А буквы Ж и Ш сначала подружились с буквой Ы, но потом поссорились и больше их вместе никто никогда не видел. Потом Ж и Ш подружились с буквой И, и им вместе было так хорошо, что они решили больше никогда не расставаться. С тех пор буквы Ж и Ш, так и ходят с буквой И парой, крепко держась за руки.
Жили-были, не тужили
Буквы «Ж» и «Ш» в квартире.
Неразлучны они были.
Крепко-накрепко дружили.
Но случилось как-то вдруг
Им услышать в двери стук.
Дверь открыли, крикнув: «Ах!»
Буква «И» стоит в слезах.
Плачет буква И, рыдает.
Нет друзей, живу одна я.
Можно с вами подружиться,
Вместе жить и веселиться?
«Проходи!», – сказали «И»,
А за ней вприпрыжку «Ы»:
«Вы меня впустите тоже,
Я на И чуть-чуть похожа!»
Буквы ей сказали дружно:
«Это правило знать нужно.
Ведь по правилам «ЖИ»– «ШИ»
Мы, ребята, пишем с И !»
2. - На станции «Загадкино» в стране Граматейке, живет бабушка Загадушка. Она нам предлагает разгадать загадки и записать отгадки в два столбика.
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (Жираф)
Среди льдин рыбёшку ищут.
А пловцы– каких не сыщешь!
До чего же хороши
Эти сильные...(Моржи)
Очень мирные мы змеи,
Любим жить в лесах у рек.
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век.(ужи)
Живут в норке,
Грызут корки.
Короткие ножки,
Боятся кошки.(мыши)
Вместо шубы лишь иголки,
Не страшны ему и волки
Колкий шар, не видно ножек,
Ну конечно это (ёжик.)
– Подчеркните сочетания жи–ши.
- Как вы думаете? Какое правило есть в русском языке? (ЖИ – ШИ пиши с буквой И)
- Буквы Ж, Ш и И придумали для всех ребят такое правило:
ЖИ и ШИ такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
Только с И всегда пиши!
(Хором проговаривают)
Взаимопроверка. Верно записаны слова в каждый столбик?
-Молодцы, ребята! Бабушка Загадушка очень довольна вашей работой. Вы отлично справились с заданием.
3. Физминутка Музыкальная
Садимся в поезд и отправляемся дальше. Следующая станция»Зарядкино
4. - А мы отправляемся дальше. И следующая станция «Выбирайкино»
4.1. Работа по вариантам.
- Сейчас наш класс разделится на две команды, 1 вариант будет писать под диктовку слова с сочетанием ЖИ, 2 вариант будет писать слова с сочетанием ШИ:
Мыши, машина, тишина,
Лыжи, снежинка, ножи.
- А теперь вы обменяетесь тетрадями и проверите правильность выполненного задания.
4.2. Работа в парах.
- Вот мы немного отдохнули и отправляемся дальше, следующая станция «Исправляйкино»
- Ребята, перед Вами на парте лежит текст. В некоторых словах допущены ошибки. Ваша задача внимательно прочитать этот текст, найти и исправить все ошибки.
Пчела жужжыт.
Змея шыпит.
А лежебока рыжый кот
Отлежал себе жывот.
Самопроверка. Выявление пар, не допустивших ошибок. На какое правило были допущены ошибки?
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
5. Работа с предложением.
- Посмотрите внимательно на карточку №2. Я забыла какую букву нужно написать вместо точек. Помогите мне пожалуйста.
У Маш.. ж..л рыж..й кот.
– Составьте схему предложения.
VI. Итог урока.
Молодцы, ребята. Наше путешествие подходит к концу.
- Назовите тему нашего урока.
- Чему научились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.
5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).
3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....