Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

В этом материале рассказывается как разными методами и приёмами можно добиться правильного написания словарных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.

        В силу недостаточной разработанности вопроса представления нового слова из "Словарика", эта часть словарно-орфографичеекой работы проводится зачастую формально, однообразно, неинтересно. Преобладающими являются приемы определения нового слова с помощью загадки, нахождения его в контексте, пословице или простого сообщения учителем темы словарно-орфографичеекой работы. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности и при определенном пересмотре методики его проведения, использовании нетрадиционных приемов может существенно повысить эффективность словарно-орфографичеекой работы, активность школьников, обеспечить на данном структурном этапе урока его развивающую направленность.

Предлагаю новый подход к представлению нового слова из «Словарика», сущность которого можно сформулировать следующим образом: усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития школьников, достигаемых за счет субъективизации процесса обучения. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографичеекой работы. При этом предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету.

Опыт работы по развитию речи подсказывает, что нужна  последовательная, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок  и на перспективу. С такой позиции  и строила лексическую работу на протяжении   обучения детей  в начальной школе.

    Обучение  грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо  обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. Свою работу я строила таким образом. Вначале проанализировала   и  изучила тексты и иллюстрации, составила тематические словарики, продумала систему упражнений по уточнению и обогащению  словаря, практически знакомящих детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами. Выбрала из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать. Подобрала  к  каждой букварной иллюстрации стихотворение  и  дидактический материал. Приведу примеры некоторых заданий.

Задание1.

 Цель: формирование умения употреблять слова в речи в  точном соответствии с их значением; знакомство с омонимами в игре.

                                                Омонимы – загадки

Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей (Нос.)

В тетради я бываю косая и прямая.

 В другом своём значении я планка для черчения.

И, наконец, порою в шеренгу вас построю. (Линейка.)

Задание 2.

 Цель:  уточнение значения слов, формирование элементарных понятий и усвоение соответствующих им словесных обозначений; знакомство с антонимами.

                                     Загадки в стихах

Я  антоним к слову з н о й,               2. Я антоним к слову л е т о

я в реке, в тени густой                          в шубу снежную одета.

и в бутылках лимонада,                      хоть люблю мороз сама,

а зовут меня п р о х л а д а.                потому что я   з и м а .

Знакомство с синонимами. Работа  по странице «Букваря»

Гласный звук [а]. Буква А, а. Уход за растениями.

Стихотворение к иллюстрации:

Я без дела не сижу.

Я цветочки все полью.

Расцветут они красиво

Всем на радость и на  диво.

Задание1.

Уясните значения слова   цветок ( часть растения, на которой образуется плод)

2.Знакомство со значением слова букет, научить правильно употреблять это слово в речи (цветы, сложенные вместе).

3.Подбор близких по значению слов к словам из стихотворения: ( труд, занятие, работа).

4.Самостоятельное рисование любого цветка.

5. Узнавание цветка по описанию.

У  полевой   д о р о ж к и,

у  самого села,

стоит на хрупкой ножке

она, как снег, бела. (Ромашка.)

6.Нахождение в стихах слов, близких по значению (дорожки, тропинки)

Затерянный и одинокий,

вблизи    т р о п и н к и  полевой,

скрывался он во ржи высокой –

осколок  неба  голубой. (Василёк)

5. Предложение состоит из слов.  Лето.

Цель:

 уточнение смысла слова. Раскрытие всех оттенков его значений. Сравнение наблюдений учащихся ,как идёт дождь.

Задание:

 подбери близкие по значению слова  к выделенным  словам.

Не играй ты, дождик,                Шустрый дождь

в  прятки, - прискачи                  на длинной ножке

к  нам на лошадке.                      пробежался по дорожке.

Предложение состоит из слов.

Задание: 

назови одним словом  лопата, ведёрко, совок (игрушки). Подбери близкое по значению слово к слову  ребята (дети).

Вы любите, ребята, пересыпать песок?

В руках  у вас лопата, ведёрко и совок.

Работа с иллюстрациями

Цель: обогащение словаря синонимами – разными частями речи.

Лукошко, корзинка.

Хочешь посмотреть на лето?

В лес пускают без билета.

Там грибов. Плодов и ягод

Наберёшь в лукошко на год.

Задание: подбери слова, противоположные по смыслу.

Чистый – грязный; чистюля – грязнуля ; чистить – грязнить; чистота – грязь;

Коля с Настей на посту

Проверяют чистоту.

- руки чистые у вас?

Если нет – не пустим в класс!

2.. Выпиши слова, отвечающие на вопрос что делать? Подбери близкие по значению слова.

Одеяло

Убежало,

Улетела  простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от  меня.

3.Подбери слова, близкие по значению.

Кудрявый (курчавый) мальчик; липкие (клейкие) листочки;

Итак, данная работа шла по этапам, проводилась в следующей последовательности: 1) подбор близких (противоположных) по значению слов; 2) выяснение понимания детьми слов; 3) составление предложения со словом; 4) использование слов и предложений в   устной речи при составлении рассказа по картинке.

Такая работа способствовала обогащению и уточнению словаря. Совершенствованию навыка чтения и развитию речи и создавала прочную основу для последующей языковой практики.

                                    Работа с антонимами

Основным дидактическим  материалом для разнообразной  работы с антонимами может служить   «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова.

В «Словаре» учитель найдёт богатый  материал для работы: антонимические пары, цитаты из произведений русской художественной литературы, поговорки, пословицы. Работа с поговорками и пословицами  приобретает глубокий характер, если учащиеся размышляют, почему в данных пословицах использованы антонимы.

Например: Ученье – света неученье – тьма. Знай больше, а говори меньше. – найди слова , противоположные по смыслу. Объясни смысл пословицы.

 Словарно – орфографическая работа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

В процессе данной работы   учащиеся усваивают  слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося, чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности. Все трудные слова, изучаемые в начальной школе, были разделены по тематическим группам: «Животные», «Растения», «Школа», «Люди» и т.д.

Большие возможности для развития речи учащихся имеются на уроках чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо.

При подготовке к уроку следует проанализировать текст с точки зрения лексических возможностей. При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой приём для объяснения значения слова будет использован.

В процессе работы с произведением составляется тематический словарик, включающий в себя слова, без которых трудно глубоко и полно понять текст.

Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их  прочное  усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи. Учащиеся обращаются к данным словарикам, когда готовят пересказ текста, выделяют главную мысль прочитанного, дают характеристику героям.

Наиболее рациональными приёмами словарной работы на уроках чтения являются:

Замена слов синонимами, антонимами, описательным оборотом;

 Включение  слова в словосочетание, предложение;

Словообразовательный анализ;

Использование толкового словаря.

Все приведённые приёмы словарной работы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.Подготовила: Назарчук Ю.Г         Одним из важнейших этапов урока русского языка в на...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...