Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
В этом материале рассказывается как разными методами и приёмами можно добиться правильного написания словарных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarno-orfograficheska_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.
В силу недостаточной разработанности вопроса представления нового слова из "Словарика", эта часть словарно-орфографичеекой работы проводится зачастую формально, однообразно, неинтересно. Преобладающими являются приемы определения нового слова с помощью загадки, нахождения его в контексте, пословице или простого сообщения учителем темы словарно-орфографичеекой работы. Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности и при определенном пересмотре методики его проведения, использовании нетрадиционных приемов может существенно повысить эффективность словарно-орфографичеекой работы, активность школьников, обеспечить на данном структурном этапе урока его развивающую направленность.
Предлагаю новый подход к представлению нового слова из «Словарика», сущность которого можно сформулировать следующим образом: усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития школьников, достигаемых за счет субъективизации процесса обучения. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографичеекой работы. При этом предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету.
Опыт работы по развитию речи подсказывает, что нужна последовательная, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу. С такой позиции и строила лексическую работу на протяжении обучения детей в начальной школе.
Обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. Свою работу я строила таким образом. Вначале проанализировала и изучила тексты и иллюстрации, составила тематические словарики, продумала систему упражнений по уточнению и обогащению словаря, практически знакомящих детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами. Выбрала из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать. Подобрала к каждой букварной иллюстрации стихотворение и дидактический материал. Приведу примеры некоторых заданий.
Задание1.
Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением; знакомство с омонимами в игре.
Омонимы – загадки
Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей (Нос.)
В тетради я бываю косая и прямая.
В другом своём значении я планка для черчения.
И, наконец, порою в шеренгу вас построю. (Линейка.)
Задание 2.
Цель: уточнение значения слов, формирование элементарных понятий и усвоение соответствующих им словесных обозначений; знакомство с антонимами.
Загадки в стихах
Я антоним к слову з н о й, 2. Я антоним к слову л е т о
я в реке, в тени густой в шубу снежную одета.
и в бутылках лимонада, хоть люблю мороз сама,
а зовут меня п р о х л а д а. потому что я з и м а .
Знакомство с синонимами. Работа по странице «Букваря»
Гласный звук [а]. Буква А, а. Уход за растениями.
Стихотворение к иллюстрации:
Я без дела не сижу.
Я цветочки все полью.
Расцветут они красиво
Всем на радость и на диво.
Задание1.
Уясните значения слова цветок ( часть растения, на которой образуется плод)
2.Знакомство со значением слова букет, научить правильно употреблять это слово в речи (цветы, сложенные вместе).
3.Подбор близких по значению слов к словам из стихотворения: ( труд, занятие, работа).
4.Самостоятельное рисование любого цветка.
5. Узнавание цветка по описанию.
У полевой д о р о ж к и,
у самого села,
стоит на хрупкой ножке
она, как снег, бела. (Ромашка.)
6.Нахождение в стихах слов, близких по значению (дорожки, тропинки)
Затерянный и одинокий,
вблизи т р о п и н к и полевой,
скрывался он во ржи высокой –
осколок неба голубой. (Василёк)
5. Предложение состоит из слов. Лето.
Цель:
уточнение смысла слова. Раскрытие всех оттенков его значений. Сравнение наблюдений учащихся ,как идёт дождь.
Задание:
подбери близкие по значению слова к выделенным словам.
Не играй ты, дождик, Шустрый дождь
в прятки, - прискачи на длинной ножке
к нам на лошадке. пробежался по дорожке.
Предложение состоит из слов.
Задание:
назови одним словом лопата, ведёрко, совок (игрушки). Подбери близкое по значению слово к слову ребята (дети).
Вы любите, ребята, пересыпать песок?
В руках у вас лопата, ведёрко и совок.
Работа с иллюстрациями
Цель: обогащение словаря синонимами – разными частями речи.
Лукошко, корзинка.
Хочешь посмотреть на лето?
В лес пускают без билета.
Там грибов. Плодов и ягод
Наберёшь в лукошко на год.
Задание: подбери слова, противоположные по смыслу.
Чистый – грязный; чистюля – грязнуля ; чистить – грязнить; чистота – грязь;
Коля с Настей на посту
Проверяют чистоту.
- руки чистые у вас?
Если нет – не пустим в класс!
2.. Выпиши слова, отвечающие на вопрос что делать? Подбери близкие по значению слова.
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
3.Подбери слова, близкие по значению.
Кудрявый (курчавый) мальчик; липкие (клейкие) листочки;
Итак, данная работа шла по этапам, проводилась в следующей последовательности: 1) подбор близких (противоположных) по значению слов; 2) выяснение понимания детьми слов; 3) составление предложения со словом; 4) использование слов и предложений в устной речи при составлении рассказа по картинке.
Такая работа способствовала обогащению и уточнению словаря. Совершенствованию навыка чтения и развитию речи и создавала прочную основу для последующей языковой практики.
Работа с антонимами
Основным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами может служить «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова.
В «Словаре» учитель найдёт богатый материал для работы: антонимические пары, цитаты из произведений русской художественной литературы, поговорки, пословицы. Работа с поговорками и пословицами приобретает глубокий характер, если учащиеся размышляют, почему в данных пословицах использованы антонимы.
Например: Ученье – свет, а неученье – тьма. Знай больше, а говори меньше. – найди слова , противоположные по смыслу. Объясни смысл пословицы.
Словарно – орфографическая работа
В процессе данной работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося, чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности. Все трудные слова, изучаемые в начальной школе, были разделены по тематическим группам: «Животные», «Растения», «Школа», «Люди» и т.д.
Большие возможности для развития речи учащихся имеются на уроках чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых учащимся незнакомо.
При подготовке к уроку следует проанализировать текст с точки зрения лексических возможностей. При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой приём для объяснения значения слова будет использован.
В процессе работы с произведением составляется тематический словарик, включающий в себя слова, без которых трудно глубоко и полно понять текст.
Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение учащимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи. Учащиеся обращаются к данным словарикам, когда готовят пересказ текста, выделяют главную мысль прочитанного, дают характеристику героям.
Наиболее рациональными приёмами словарной работы на уроках чтения являются:
Замена слов синонимами, антонимами, описательным оборотом;
Включение слова в словосочетание, предложение;
Словообразовательный анализ;
Использование толкового словаря.
Все приведённые приёмы словарной работы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе
Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...
Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.Подготовила: Назарчук Ю.Г Одним из важнейших этапов урока русского языка в на...
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа...
Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)
Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...