Проект по русскому языку "Тайна моего имени".
проект по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сальское»
Дальнереченского района Приморского края
Тайна моего имени.
Коллективный проект учащихся 3 класса МОБУ «СОШ с. Сальское»
Гирнинг Андрей,
Железнов глеб,
Иванов Глеб,
Капалина Анна,
Шевченко Матвей,
Ковтун Александр
Руководитель проекта: Баженова И.Н., учитель начальных классов
Сальское
2017
Введение
Тема нашего проекта «Тайна моего имени». Эта тема была предложена учителем на уроке русского языка.
Актуальность нашей темы очевидна. Ирина Николаевна на уроке у нас спросила, знаем ли мы, что означают наши имена? Из каких стран Почему нас так назвали? Ответить мы не смогли. Нам стало интересно об этом узнать. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, так как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть.
Цель проекта: узнать об истории и происхождении своих имён, с помощью изучения имён показать индивидуальность, неповторимость каждого человека; выявить роль имени в жизни человека.
Нашим проектным продуктом будет плакат «Что означают наши имена».
Для достижения цели мы поставили перед собой задачи:
1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.
2.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.
3.Изучить списки учащихся обучающихся 1-4 классов с целью определения частоты употребления имён.
4. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.
5. Подготовиться к защите проекта.
Тип проекта:
По характеру создаваемого продукта: информационный.
По продолжительности проекта: кратковременный.
По количеству участников: групповой.
По профилю: предметный (русский язык).
Срок реализации:
Основная часть
Для достижения цели проекта мы составили план работы:
- Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.
- Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.
- Изучить списки учащихся обучающихся 1-4 классов с целью определения частоты употребления имён.
- Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы в форме плаката.
- Подготовиться к защите проекта.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Значение и происхождение своего имени, роль имени в жизни человека.
Что такое имя человека?
Что такое имя? Имя - личное название человека, даваемое при рождении. Так написано в словаре И. С. Ожегова. Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно его.
Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.
Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
Из истории русских имён.
Имя человека возникло давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени. Наши предки относились к именам очень бережно.
Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. В древние времена имена скрывали от врагов.
Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. Имена в Древней Руси давали необычно:
- по внешним признакам: Крепыш, Хромой, Косой, Милава.
- по черте характера: Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна.
- по порядку рождения: Первуша, Третьяк, Одинец, Пятой.
- по прозвищу: Зайцев, Горяев, Нежданов.
- по явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка.
- по христианским праздникам: Постник, Мясоед
- по времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога.
- по профессии родителей: Рыбак, Муковоз,Кожемяка.
Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
2.Значение моего имени
Когда нас спросили, а знаем ли мы значение наших имён, мы задумались. Тогда мы обратились за помощью к учебнику. Оказывается, наши имена пришли к нам из других языков: греческого, латинского, скандинавского, еврейского и др. Каждое имя имеет свое толкование. Нас в классе 17 человек, и в учебнике были даны не все имена. А где можно узнать информацию о других именах? Глеб предложил обратиться к интернету. А Ирина Николаевна рассказала, что существует специальная наука, изучающая имена – ономастика. О значении имени можно узнать в книге Л. Успенского «Ты и твоё имя».
Каждое имя несёт в себе какую-то информацию:
- конкретное значение слова. Например, Николай – победитель, Елена – светлая. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имен, и, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.
- имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.
Человека можно назвать по-разному, можно сказать просто Глеб, а можно – Глебушка, Марина или Мариночка. Отчего так? Мы разобрали слова по составу и выяснили, что если использовать суффиксы -ушк, -очк, -еньк, -оньк, то слова произносятся ласково. Так мы поняли, что эти суффиксы названы уменьшительно-ласкательными.
3.Изучение списка учащихся обучающихся в 1-4 классах с целью определения частоты употребления имён.
В начальной школе обучается 52 ребёнка. Мы изучили имена ребят, чтобы узнать какие из них употребляются часто, какие реже. Вот что мы увидели.
Самыми распространенными именами среди девочек оказались:
Валерия – 2 чел.
Анастасия - 2 чел.
Софья – 2 чел.
Кристина – 2 чел.
Самыми распространенными именами среди мальчиков оказались:
Владимир – 3 чел.
Иван - 3 чел.
Денис – 2 чел.
Данил – 2 чел.
Владислав – 2 чел.
Редкими оказались следующие имена:
У девочек: Александра, Екатерина, Татьяна, Варвара, Камила, Арина, Ирина, Диана, Дарья, Полина, Каролина, Вероника, Виолетта, Марина, Анна, Елена.
У мальчиков: Руслан, Михаил, Павел, Тимофей, Ярослав, Александр, Никита, Виктор, Матвей, Андрей, Антон, Демьян, Константин, Семён.
- Систематизация полученных материалов.
Технологическая карта
Изготовление плаката «Тайна моего имени»»
№ | Что и как делаем | Изображение | Материалы |
1 | Берём листы формата А-3, скотч, ножницы | Листы формата А-3,скотч, ножницы | |
2 | Приготавливаем листы с сообщениями. | Листы с сообщениями, ножницы. | |
3 | Некоторые сообщения были написаны неразборчивым почерком и Матвей решил их напечатать. | Компьютер. | |
Саша решил переписать от руки | |||
4 | А это мы выясняли, какие суффиксы помогают нам произносить имена ласково. | ||
5 | Пробуем разместить все материалы. | Листы с сообщениями, ножницы, клей. | |
6. | Готовим заголовок. | ||
7. | Плакат готов! |
Заключение
Чтобы выполнить проект нам пришлось немало потрудиться.
Во-первых, мы познакомились с литературой, в которой можно найти сведения про тайну имени.
Во-вторых, мы познакомились с новой наукой - ономастикой.
В-третьих, мы узнали, что означают наши имена.
В-четвёртых, мы познакомились с компьютерной программой Microsoft PowerPoint и учились создавать презентацию.
В-пятых, мы провели исследование и определили частоту употребления имён среди учеников начальной школы.
И, наконец, мы совершенствовали опыт создания коллективных проектов и работали вместе для достижения общей цели. Мы с удовольствием рассказывали о значении наших имён, сравнивали, совпадают ли сведения из книг с нашим характером, нашими увлечениями. Узнали, почему родители дали нам именно такие имена.
Благодаря работе над проектом мы узнали тайну своего имени, узнали историю появления имён и теперь с полученной информацией можем поделиться с другими учениками.
Редкие имена девочек
Александра – женская форма греческого имени Александр, защитница людей.
Екатерина - имя греческого происхождения, чистая, непорочная
Татьяна - имя греческого происхождения, устроительница.
Варвара - имя латинского происхождения, дикарка, иноземка.
Камила - имя греческого происхождения, хранительница
Арина, Ирина - имя греческого происхождения, мир, покой.
Диана- имя греческого происхождения, божественная.
Дарья - имя греческого происхождения, сильная побеждающая.
Полина- имя греческого происхождения, многозначительная.
Каролина - имя латинского происхождения, королева.
Вероника - имя греческого происхождения, несущая победу.
Виолетта - имя латинского происхождения, фиалка.
Марина - имя латинского происхождения, морская.
Анна- имя древнееврейского происхождения, грациозная, миловидная.
Елена- имя греческого происхождения, светлая, сияющая.
Редкие имена мальчиков
Руслан - имя мусульманского происхождения, лев.
Павел - имя латинского происхождения, малыш.
Тимофей - имя греческого происхождения, почитающий Бога.
Ярослав - имя славянского происхождения, сильный, славный.
Александр - имя греческого происхождения, защитник людей..
Никита - имя греческого происхождения, победитель.
Виктор - имя латинского происхождения, победа.
Матвей - имя еврейского происхождения, дарованный Богом.
Андрей- имя греческого происхождения, мужественный.
Антон - имя греческого происхождения, противник.
Демьян - имя греческого происхождения, благодатный.
Константин - имя латинского происхождения, постоянный.
Семён - имя еврейского происхождения, услышавший.
Социологическое исследование «Анкетирование в моём классе (3 «Б») и среди педагогов начальной школы»
Вопросы анкеты
- Что означает моё имя?
- Нравится ли тебе твоё имя?
а) да,
б) нет,
в) не очень. - Почему?
- Зачем человеку имя?
Результаты анкетирования в моем классе
- Что означает моё имя?
знают – 17; не знают – 10. - Нравится ли тебе твоё имя?
да – 23; нет – 0; не очень – 4. - Почему?
«Да» – «имя чудесное и хорошее», «звучит и произносится красиво», «доброе и ласковое», «счастливое».
«Не очень» – «хочу другое имя». - Зачем человеку имя?
«Чтобы понять, кого вызывают к доске», «позвать другого человека», «не путаться».
Затруднились ответить – 4 человека.
Результаты анкетирования среди педагогов начальной школы
- Что означает моё имя?
знают – все. - Нравится ли тебе твоё имя?
да – всем. - Почему?
«Очень нежное, красивое», «звучит строго и нежно», «в имени много твёрдых согласных», «значение имени совпадает с моей профессией», «встречается в русских сказках». - Зачем человеку имя?
«Имя задаёт программу жизни человека, его судьбу», «выделить из числа других людей», «имя даёт индивидуальность человеку».
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по русскому языку "Склонение имен существительных"
«Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А что лучше может развить ребёнка, помочь ему...
Презентация к проекту по русскому языку "Тайна имени" 3 класс
Презентация к проекту по русскому языку " Тайна имени" 3 класс....
Проект по русскому языку "Тайна имени"
значение имени...
Проект по русскому языку "Тайна имени" (3 класс)
Презентация к проекту по теме "Тайна имени" для 3 класса....
Проект по русскому языку "Тайна имени". УМК "Школа России" В.П. Канакина и В.Г.Горецкий «Русский язык», - М.: Просвещение, 2011г
Данная работа является конечным продуктом проекта по русскому языку "Тайна имени". 3 класс. УМК "Школа России" В. П. Канакина и В. Г. Горецкий "Русский язык", -- М.: Прос...
Проект по русскому языку "Тайна имени" 3 класс
Презентация по русскому языку в 3 классе "Тайна имени". Выполнил ученик 3 класса Сусмент Марк....
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Наши проекты: Тайна моего имени"
Урок посвещен проектно-исследовательной деятельности учащихся...