разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Монгуш Алдынай Нурсатовна

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Имя существительное (обобщение)»

  

 

Цель:1. Систематизация знания учеников об имени существительном, постановка задач дальнейшего овладения знаниями по данной теме . Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор.

II. Воспитывать уважение к родному языку.

III. Развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость.

Задачи: актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;

дать детям возможность оценивать свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_razrabotka.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 им. Т.Б.Куулар

Учитель начальных классов Монгуш Алдынай Нурсатовна

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Имя существительное (обобщение)»

Цель:1. Систематизация знания учеников об имени существительном, постановка задач дальнейшего овладения знаниями по данной теме . Закреплять умение распознавать падежи имен существительных и имен прилагательных, правильно писать их окончания, различать и находить данные части речи в тексте, производить их разбор.

II. Воспитывать уважение к родному языку.

III. Развивать познавательный интерес, орфографическую зоркость.

Задачи: актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;

дать детям возможность оценивать свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Ход урока

Орг. Момент

— Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня у нас ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок? (Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит можно всем садиться!

— Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Итак, начнем наш урок.

1.Орфографическая зарядка.

-  У каждого из вас на столах лежат карточки. Мы будем работать по парам. Первый человек громко читает слово и произносит букву, которую он вставляет. А второй доказывает, почему надо вставить именно эту букву.

с…сновый (сосны)

 д…мой (дом)

л…соруб (лес)

 в…лнистый (волны)

в...лчата  (волк)

д…чурка (дочь)

скв...рцы  (скворушка)

 гл...зной  (глаз)

В...лентин  (Валя)

д...ждливый (дождь).

- На какую орфограмму мы вставляли гласные? (Безударная гласная)

- Какое правило нужно знать, чтобы проверить эту орфограмму? (Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.)

- Молодцы! А теперь найдите среди этих слов все слова на букву в.   На доске появляются слова:
ВАРЕНЬЕ
ВОЛЧАТА
ВАЛЕНТИН
ВОЛОСОК
Волнистый

Найдите лишнее.

 - Почему это лишнее слово? (Волнистый - это слово прилагательное, а все остальные слова являются именами существительными)

Какие слова остались? (Имена существительные)

2. Целеполагание и планирование учебных действий

- Как вы считаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (Об имени    существительном)

- Чем будем заниматься сегодня на уроке? (Находить имена   существительные, определять род, число, падеж.)

— Сегодня у нас необычный урок.

  Тут у нас аукцион.

  Подведет итоги он:

  Кто лучше всё о существительном  знает,

  Кто вернее отвечает.

          Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

На нашем аукционе  каждый из вас должен «платить» не деньгами, а своими знаниями, то есть правильно отвечать на вопросы, выполнять письменные и устные задания. За  каждый правильный ответ и верно выполненное задание вы будете выставлять себе баллы на полях тетради , а в конце урока подсчитаем кто же будет победителем. Старайтесь набрать их как можно больше.         

На продажу выставлена поистине бесценная «вещь» - Имя существительное, купить которую сможет любой из вас, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и правильные ответы.

3. Обобщение знаний

 Прежде чем прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка и молоточек) каждый из вас должен внести залог, доказать свою «состоятельность» — способность участвовать в аукционе.

На отдельных листочках предлагается стихотворение из 4 строк.

Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил…

— Выписать имена существительные .

 За каждое правильно выполненное задание 2 балла (ставят на полях тетради), одна ошибка — 1 балл, 2 и более ошибок — 0 баллов. А потом, подсчитав баллы, мы и узнаем. Кто сможет купить на аукционе дорогую вещь «Имя существительное».

— повторить, какие это существительные (собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные; определить род, склонение, падеж.).

На доске : бедняжка – нариц, неодуш.,ж.р.,1скл.,И.п.; воду – нариц.,неодуш.,ж.р.,1скл.,В.п.; когти – нариц.,неодуш.,м.р.,2скл.,В.п.; клюв – нариц.,неодуш.,м.р.,2скл.,В.п.;)

 2.  Чтобы начать аукцион, каждому участнику надо уплатить «комиссионный сбор», т. е. выполнить грамматическое задание.

Выборочное письмо.   

Задание: Выписать одушевленные имена существительные. 
1.Ёжики живут в чулане.                
Мышки скачут по поляне.                  

В камыши залез зайчонок –                
Напугал его котенок                          

2. Вдоль по берегу тайком 
   
Крался кот за окуньком 

     Из глубин поднялся сом 

     Наподдал коту хвостом.    

Вывод: как определить одушевленные и неодушевленные существительные

Род имен существительных. 
- 
«Собрать слова под облака.»     Записать слова в 3 столбика. 
Клоун, роза ,мышь, подарок, солнце, ель малыш ,облако , сердце. 

Вывод: Имя существительное имеет три рода. Как определить род имен существительных

Склонение  Продолжаю собирать «комиссионный сбор», а вы зарабатывать баллы


- Что называется склонением?    

-Сколько падежей в русском языке?

-Вопросы падежей. 
- На какие группы делятся существительные по типам склонения? 

-Для чего надо знать склонение и падежи? 
-Просклонять слова: земля, пенал, лень .

— сколько падежей в русском языке?

— Угадать падеж. О каком падеже идет речь?

Игра « Угадай падеж» 
вижу В.п 

подлежащее И.п. 
кого? Р.п и В.п.

Кому? (Д)
Нет (Р)
Без предлога не употребляется (П)
Два предлога (Д)
Падеж труженик (Т)
Взял вопросы Р и падежей (В)
(за каждый правильный ответ ставим 1 балл)

Вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных, укажите падеж и склонение. 
На белой скатерт.. снегов видны следы рыс…  .   От елк… к елк… прыгает шустрая белка. 
На берез.. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл… от такой тяжест… . 

Разбор как часть речи

От елки-

К земле-

На скатерть-

Разобрать по членам предложения  2 предложение.

        

— Зачем изучают склонение, падежи? — как правильно написать безударное окончание существительных

— продолжаем аукцион. Кто больше наберет баллов.

Кластер

5. Подведение итогов.

 Учитель благодарит детей за работу.

                                  Окончен наш аукцион.

                                  Показал сегодня он,

                                  Что ребята – молодцы,

                                  Знатоки и мудрецы!

подсчет баллов

Ребята, которые больше всего набрали баллов, награждаются Сертификатами, подтверждающими приобретения Имени существительного.

6.Рефлексия

7. Домашняя работа

— составление теста по теме Имя существительное

на знание имени существительного

на знание имени существительного

на знание имени существительного

на знание имени существительного

на знание имени существительного

на знание имени существительного

на знание имени существительного

на знание имени существительного

на знание имени существительного

на знание имени существительного

на знание имени существительного

на знание имени существительного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....