Проект " Устаревшие прилагательные"
проект по русскому языку

Проект об устаревших прилагательных, как они используются в речи , где их можно найти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ustarevshie_pilagatelnye.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

с. Визинга Республика Коми

Проект

         «Устаревшие прилагательные»

                                             Исполнитель: Старцев Виталий уч-ся 4 «б»  класса                      

                                             Руководитель: Лущик Светлана Феликсовна

                                             учитель начальных классов

                                      С. Визинга,   2018 г.

Содержание

1. Введение________________________________________  3стр.

2. Основное содержание_____________________________  4 стр.

3. Заключение______________________________________6  стр.

4. Литература______________________________________7  стр.

5.Приложение                                                                             8 стр.                      

                                                  Введение.

    Каждый год на уроке русского языка мы много говорим о такой части речи, как «Имя прилагательное». Существует, много разных прилагательных. Они делают нашу речь понятной, красивой, выразительной. Я даже не могу представить, как бы мы жили без них. И я задумался, а всегда ли были прилагательные, которые используем мы сейчас? Применяли или нет их в речи раньше? Может, есть прилагательные, которые уже не используют в речи. Выдвигаю гипотезу: «Возможно, есть такие прилагательные, которые не применяются в современной русской речи».

Цель работы: Поиск и изучение имён прилагательных, которые совсем не употребляются или редко встречаются в нашей речи.

Задачи: 1.Обобщить знания, которые получил на уроках

               2.Найти новую информацию о прилагательных

               3.Изучить словари, книги, в которых я могу встретить устаревшие прилагательные

              4.Провести эксперимент в классе с устаревшими прилагательными

              5. Создать свой словарь «Устаревшие прилагательные».

Что я использовал в своей работе:

-Знания, полученные на уроке «Русский язык».

- Просмотр словаря, книг.

- Поиск в интернет- ресурсах

-Беседы с родителями и взрослыми

- Эксперимент

                                         

                                  Основное содержание:

     Ежегодно на уроке русского языка, мы узнаём что-то новое и полезное. Вот мы познакомились, с такой частью речи, как «Имя прилагательное». Мы узнали, что имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, падежам и родам в единственном числе. В предложении чаще всего может быть определением, но может быть и сказуемым. Прилагательные бывают сложные: белоснежный, холодостойкий, лучезарный. Есть краткие прилагательные. Например: красив, умён, хорош.

     Мир прилагательных очень богат и разнообразен. С прилагательными мы встречаемся каждый день. Например, когда я просыпаюсь, то сразу всем говорю:

- Доброе утро!

    С помощью прилагательных можно описать любой предмет. Они помогают догадаться о ком или о чём идёт речь?

Например: жёлтый, полезный, кислый. (лимон)

                   Круглый, разноцветный, прыгучий.(мяч).

    Прилагательные помогают выразить свои чувства, дать характеристику герою, музыке.

Например: Мама нежная, любимая, прекрасная.

                   Папа мужественный, честный, надёжный.

    И вдруг ко мне пришли такие мысли. А что есть такого, что я ещё не знаю о прилагательных? Я спросил об этом учителя. А Светлана Феликсовна в ответ перечислила слова: баской, велеречивый, браный.

- Как ты считаешь это прилагательные?

- Я ответил, что да, но значение данных слов объяснить не смог.

    Тогда я решил сам поискать значение данных слов. Сначала, я спросил у мамы. Мама думает так: баской – громкий, велеречивый – ворчливый, а браный – шумный.

     Затем спросил у папы. Папа мне объяснила так: баской – солёный, велеречивый – вежливый, браный – бело-розовый.  Сам я думал так: баской – весёлый, велеречивый – красивый, а браный – ворчливый. О  результатах, которые у меня получились, я  рассказал учителю,  они оказались неверными. Для всех нас это задание показалось сложным, так как эти слова мы совсем не употребляем в нашей речи. И я вспомнил, когда- то Светлана Феликсовна говорила, что есть устаревшие слова. Мы с этими словами, познакомились в сказках А. С. Пушкина. Слова были такие: ветхая, златая, неведомые.

Тогда я понял, что прилагательные тоже есть устаревшие.Светлана Феликсовна мне сказала, что существуют такие слова архаизмы. Они собраны в специальный словарь. И посоветовала обратиться к словарю. В наших библиотеках таких словарей не оказалось. Светлана Феликсовна привезла их из городской библиотеки. Я узнал, что составителем одного словаря является Константин Васильев. В этом словаре насчитывается 3500 слов, в него собраны слова из художественных произведений. Второй словарь создан Розой Рогожниковой и Татьяной Карской. В этом словаре тоже даны сведения об устаревших словах, которые взяли из произведений русских писателей 18 – 20 веков. В словаре я узнал не только значение слов, но и историю их происхождения. Также  этот словарь имел иллюстрации. Я изучил эти словари и узнал, что в них есть слова разных частей речи. Но меня интересовали только прилагательные. Я их искал и выписывал. При работе пользовался двумя словарями. Выбирал те слова, которые были мне интересны. Первыми я нашёл слова, которые давала Светлана Феликсовна. Мне хотелось быстрее найти значение этих слов. Вот какое значение они имеют: баской – красивый, велеречивый – красноречивый, а браный – узорчатый.

 Так же я поработал с книгой Эд. Вартаньяна «Из жизни слов». В ней рассказывается о происхождении крылатых выражений и их значении. Среди них я нашёл слова: менторский – это означает высокомерный, забубённая – отчаянная.

     Мне стало интересно, а смогут ли понять меня мои одноклассники, если я внесу в предложения устаревшие прилагательные. Я составил три предложения и предложил их ребятам, чтобы они перевели их на современный язык.

Пирог был очень смашной.  На современном языке звучит так: Пирог

                                                 был очень вкусный.

Мальчик баской. На современном языке: Мальчик  красивый.

На столе лежала браная скатерть. На современном языке: На столе лежала  

                                                            узорчатая скатерть.

И вот, что у меня получилось.

Предложения в старом стиле

Предложения в современном стиле

Справились

Не справились

1.Пирог был очень смашной.

1.Пирог был очень вкусный.

4 ученика

14 уч-ся

2.Мальчик баской.

2. Мальчик красивый.

3 ученика

15 уч-ся

3. На столе лежала браная скатерть.

3. На столе лежала узорчатая скатерть.

2 ученика

16 уч-ся

    Мне было забавно читать ответы ребят. Я хочу привести некоторые из них. Например слово смашной, кто-то перевёл, как смешной, сладкий, а слово баской, как боевой, смелый, борзой, а браная – дырявая, белая.

    Когда я провёл этот эксперимент, то увидел, что ребята плохо знают значение устаревших прилагательных. Тогда я решил создать небольшой словарь «Устаревшие  прилагательные» . Вот, что у меня получилось.(см. приложение) Мне очень захотелось познакомить ребят с моим словарём, чтобы пользуясь им , они нашли правильное значение устаревших слов, которые я предложил ребятам. Я провёл классный час по теме: «Устаревшие прилагательные». Где рассказал о словарях, об устаревших словах, о своём словаре и также предложил ребятам найти значение непонятных слов. Они, с большим  интересом, работали со словарём, некоторые даже заучили несколько слов, чтобы поиграть дома с родителями.

                                             Заключение.

    Работая над этим проектом, я много узнал для себя нового и полезного.  Мне было интересно проводить эксперимент со своими одноклассниками, создавать свой словарь. Самым трудным для меня был поиск прилагательных в словарях, так как слов очень много, и мне хотелось выбрать самые интересные прилагательные. Оказывается, на самом деле, есть такие прилагательные, которые устарели и люди очень редко их используют в речи, некоторые уже и совсем не используют. Теперь я смело могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась и цель достигнута. Я понял, что такую работу можно провести со всеми частями речи. Теперь Светлана Феликсовна мой словарик и эксперимент может использовать в своей работе.

Список использованной литературы:

1.Эд. Вартаньян «Из жизни слов» издательство «Детская литература» Москва 1998 г.

2.Р. П, Рогожникова, Т. С. Карская «Словарь устаревших слов русского языка» издательство Дрофа Москва 2008 г.

3.К. Васильев «Словарь устаревших слов» издательство Азбука- классика Санкт-Петербург 2010г.

4. Интернет - ресурсы

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита проекта "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Сценарий защиты проекта "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина...

Проект "Имя прилагательное в загадках"

имена прилагательное в загадках...

Проект: «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Проект: «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Предмет: русский язык (литературное чтение)Тип задачи: конкретно-практическая; межпредметная;Тип проекта:...

Проект «Устаревшие слова в сказках А.С.Пушкина»

Прект - исследование по русскому языку и литературе. Предлагается введение в проект...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения анализировать свою деятельность и развития орфографической зоркости; знакомство с организацией п...