Части речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Актуализация знаний о частях речи: имя существительое, имя проилагательное, местоимение. Правописание родовых окончаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_chasti_rechi._povtorenie._.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3 класс
УМК «Школа 2100»
Русский язык
Технологическая карта темы
Филанович А.Л.
Тема | Части речи. Повторение. (4 часа) | ||
Цели | Актуализировать знания о частях речи (имя существительное, местоимение, имя прилагательное). Актуализировать умения выполнять морфологический разбор частей речи. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||
Основное содержание темы | Актуализация знаний о частях речи: имя существительное, местоимение, имя прилагательное. Актуализация умений определять грамматические признаки каждой части речи и выполнять морфологический разбор имени существительного. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | ||
Термины и понятия | Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, род, число, падеж, пьедестал, Лахта, убранство, верфь, кафедральный собор, символ. | ||
Планируемый результат | |||
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - проявлять позитивное отношение к процессу создания художественного текста для публикации в газете; - желание писать заметку в школьную газету; - осознание успешности при повторении изученной темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение слова «существительное», «местоимение» и их использовать в активном словаре; - определять грамматические признаки имени существительного/местоимения/имени прилагательного и обосновывать свое мнение; - определять часть речи, которая может заменять существительное в предложении и обосновывать свое мнение. - использовать приобретенные знания для написания заметки в школьную газету. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм/правило; - выполнять самопроверку, самооценку учебного задания; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Предметные умения - рассказывать об имени существительном/местоимении/имени прилагательном; - определять части речи по грамматическим признакам имени существительного, местоимения, имени прилагательного; - определять род, число, падеж имени существительного; - заменять в предложении повторяющиеся имена существительные местоимениями; - дополнять предложения именами прилагательными, подходящими по смыслу; - писать заметку в школьную газету. | |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Окружающий мир Тема – «Красота любимого города»
| Информационный материал Учебник «Русский язык» - 3 класс, ч.2. Демонстрационный материал Электронная презентация Раздаточный материал Карточки с учебными заданиями. | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - | |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||
I этап. Самоопределение к деятельности | |||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат | |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Пете. | В редакцию школьной газеты Петя принёс заметку «Первый памятник России»: «На площади я увидел памятник. Это памятник, установленный в России. Памятник прославляет царя Петра 1. Пьедестал памятника – скала в виде волны. На памятнике извивается змея. Змея – символ врага. Змею топчет конь. Конь поднялся на дыбы под рукой всадника. Царственна осанка всадника. Рука всадника указывает на просторы Невы. На голове всадника венок – знак победителя. Так создатели памятника прославили деятельность царя Петра». Редактор прочитал заметку и сказал: «Она к публикации не готова». Почему редактор не принял заметку к публикации? Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не могут убедительно представить свою позицию. Есть ли у вас желание научиться составлять текст заметки так, чтобы ее публиковали в школьной газете? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Пете. | |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат | |
Блок А. Имя существительное и местоимение | |||
Цели: • Актуализировать знания: об имени существительном; - о местоимении. • Актуализировать умения: - рассказывать о существительном и его признаках; - определять имя существительное и местоимение по грамматическим признакам и обосновывать своё мнение; - определять падеж имени существительного в форме единственного и множественного числа; - выполнять грамматический разбор имени существительного: - строить предложения; заменяя повторяющиеся имена существительные местоимениями; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Задание № 1 (З) Назовите значение слова «существительное», «местоимение». Назовите значение выражение «грамматические признаки». Расскажите о грамматических признаках (постоянные, непостоянные) имени существительного. Прочитайте текст и назовите все имена существительные. Много людей искали камень для пьедестала. Наконец в районе Лахты нашли такой. Он был расколот молнией. Поэтому его назвали «Гром-камень». Сотни людей с помощью лошадей долго везли его в Петербург. Объясните значение слов: пьедестал, Лахта.* Задание № 2 (П) Можно ли утверждать, что в предложении «Много людей искали камень для пьедестала» существительное «камень» стоит в именительном падеже? Обоснуйте своё мнение. Задание № 3 (У) с взаимопроверкой Составьте предложение, используя слова: бронза, памятник, выполнен, Петр I Выберите из предложения любое имя существительное и разберите его как часть речи, используя известный алгоритм разбора.* Алгоритм разбора имени существительного Чтобы разобрать существительное как часть речи, надо:
Например: Юный город рос и хорошел. Город – (что?), н.ф. город, им.сущ., неодуш., м.р., ед.ч., Им.п. Задание № 4 (У) с взаимопроверкой Определите род имён существительных в предложении «Пьедестал памятника – большая скала в виде огромного гребня волны» Выпишите из предложения по одному существительному в каждый столбик. М.Р. Ж.Р. СР.Р. Допишите по одному существительному в каждый столбик. Задание № 5 (З) Перечитайте текст и назовите местоимения. Перечислите грамматические признаки местоимения. Много людей искали камень для пьедестала. Наконец в районе Лахты нашли такой. Он был расколот молнией. Поэтому его назвали «Гром-камень». Сотни людей с помощью лошадей долго везли его в Петербург. Задание № 6 (П) Верно ли, что местоимение ОНА в предложении «Медный всадник – конная статуя, но она выполнена не из меди, а из бронзы», заменяет слово КОННАЯ? Обоснуйте своё мнение. Задание № 7 (У) с взаимопроверкой Замените в тексте повторяющиеся имена существительные местоимениями и запишите получившийся текст. Обозначьте грамматические признаки каждого местоимения. Создал памятник скульптор Этьен Фальконе. Эту работу скульптор выполнял двенадцать лет. Помогала ему ученица Мари Коло. Ученица создала голову скульптуры. | Диагностические задания 1. Оформите фразу – конструкт: Имя существительное – это ______________, которая отвечает на вопросы _____, ______ и обозначает ______________. Имя существительное имеет постоянные грамматические признаки: А)__________ и _________ Б) _______,________,________ род и изменяются по ___________ и _______________. (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Имя существительное имеет постоянные грамматические признаки: А) одушевлённые и неодушевлённые Б) мужской, женский, средний род и изменяются по числам и падежам.) 2. Разберите имя существительное как часть речи: Стоял у памятника – 3. Замените выделенные имена существительные местоимениями и запишите получившиеся предложения. Сейчас через Неву построены постоянные мосты. Мосты имеют разводную часть. Мост имеет неповторимый облик. Решетки – чугунное кружево Санкт-Петербурга. Кружево гармонично вписывается в облик города. Определите род, лицо, число местоимений. Познавательные умения: - раскрывать значение слова «существительное», «местоимение» и использовать их в активном словаре; - определять грамматические признаки имени существительного/местоимения и обосновывать свое мнение; - определять падеж имёни существительного в форме единственного/ множественного числа и обосновывать своё мнение; - определять часть речи, которая может заменять существительное в предложении и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку учебного задания в рамках учебного диалога. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать об имени прилагательном; - строить и писать предложение с именами существительными; - заменять в предложении повторяющиеся имена существительные местоимениями; - определять род, число, падеж имени существительного: - выполнять грамматический разбор имени существительного и местоимения. | |
Блок Б. «Имя прилагательное, согласование с именем существительным» | |||
Цель • Актуализировать знания об имени прилагательном. • Актуализировать умения: - рассказывать об имени прилагательном и его признаках; - рассказывать правило согласования имени прилагательного и имени существительного; - определять имя прилагательное по грамматическим признакам и обосновывать своё мнение; - определять значение прилагательного в предложении и обосновывать свое мнение; - определять число, род и падеж имени прилагательного; - дополнять предложение подходящим по смыслу именем прилагательным; - строить предложения, используя подходящие по смыслу имена прилагательные; - выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; | Задание 1 (З) Назовите значение слова «имя прилагательное» Прочитайте предложение «Собор – это главный храм города» и назовите имя прилагательное. Расскажите о признаках имени прилагательного. Расскажите правило согласования имени существительного и имени прилагательного. Задание 2 (П) Верно ли, что в предложении «Исаакиевский собор самый большой в Санкт - Петербурге» имя прилагательное отсутствует? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) с самопроверкой Проверьте в тексте правописание прилагательных и внесите изменения. Нева – красавица. Ранних утром в лучах солнца розовеют её воды. Лёгкая туман плывёт над рекой. Днём свинцовое волны разбиваются о гранитная берега. В сумерках река пепельно-серое, загадочное. Объясните значение выражения: свинцовые волны* Задание 4 (У) с взаимопроверкой Определите род имени прилагательного в каждом словосочетании и впишите соответствующие окончания. Торжественн… служба, уникальн… храм, особ… имя, внутренн… убранство, редк… название, адмиралтейск… верфь. Объясните значение слов: убранство, верфь.* Задание 5 (У) с самопроверкой Впишите в текст подходящие по смыслу имена прилагательные, используя слова для справок. Объясните значение выражения: кафедральный собор, слова символ.* Обозначьте грамматические признаки прилагательного. _______________собор - _____________памятник__________________ архитектуры и один из ________________ кафедральных соборов Европы. Это ___________ образец ___________искусства. Его ___________ купол виден практически из любой точки города. Исаакиевский собор, бесспорно, является одним из символов Санкт-Петербурга. Слова для справок: Исаакиевский, великолепный, уникальный, прекрасный, отечественной, лучших, замечательных, известный, выдающийся, русского, позолоченный. | Диагностические задания 1.Продолжите каждое предложение: Имя прилагательное – это … Имена прилагательные изменяются … В предложении имя прилагательное связано с …. 2. Определите окончания имен прилагательных в тексте и впишите их. Петр одет не в царск… одежды: на нём длинн… просторн… рубаха, прост… плащ, а вместо седла зверин… шкура. 3. Проверьте правописание имен прилагательных в словосочетаниях и внесите необходимые изменения, спишите их, обозначьте графически окончания имен прилагательных. Конная монумент, огромный скала, могучую рука, бронзовая лицо, побеждённое враги, гигантское волна, лавровая венок. Познавательные умения: - раскрывать значение слова «имя прилагательное» и использовать их в активном словаре; - определять имя прилагательное по грамматическим признакам и обосновывать своё мнение; - определять значение прилагательного в предложении и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя правило; - выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию. - Предметные умения: - рассказывать об имени прилагательном и его признаках; - определять число, род и падеж имени прилагательного; - дополнять предложение подходящим по смыслу именем прилагательным. | |
Блок К. Диагностика качества освоения темы | |||
Цель – установить степень усвоения темы, а именно: - группировать слова по частям речи; - определять часть речи по грамматическим признакам; - писать родовые окончания имён прилагательных; - проверять задание и вносить корректировку. | Контрольное задание 1. Прочитайте текст, определите части речи и напишите их по группам: Имя существительное Местоимение Имя прилагательное ……………………….. …………….. …………………… Плывёт, плывёт наше судёнышко, но вот брошен якорь. Мы сошли на берег, и перед нами – большое двухэтажное здание. Оно тянется вдоль невского берега. Допишите по два слова в каждый столбик. 2. Подберите слово, которому соответствуют указанные грамматические признаки, и напишите его.
3. Определите ошибки в тексте, внесите изменения и напишите исправленный вариант текста. Конь стремительно взлетел на огромная скала и поднялся на заднюю копыта, остановленный могучая рука всадника. Под копытами конь извивается змея – символ побеждённые враги России. | Регулятивные умения: – проверять написание текст, вносить исправления. Предметные умения: - группировать слова по частям речи; - определять чисти речи по грамматическим признакам имени существительного, местоимения, имени прилагательного; - писать родовые окончания имён прилагательных; | |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат деятельности | |
• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания заметки в школьную газету. • Научить: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - использовать приобретенные знания для составления и оформления заметки в школьную газету; - представлять результат свой деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. В редакцию школьной газеты Петя принёс заметку «Первый памятник России»: «На площади я увидел памятник. Это памятник, установленный в России. Памятник прославляет царя Петра 1. Пьедестал памятника – скала в виде волны. На памятнике извивается змея. Змея – символ врага. Змею топчет конь. Конь поднялся на дыбы под рукой всадника. Царственна осанка всадника. Рука всадника указывает на просторы Невы. На голове всадника венок – знак победителя. Так создатели памятника прославили деятельность царя Петра». Редактор прочитал заметку и сказал: «Она к публикации не готова». Информативный вариант Составьте текст заметки, чтобы ее опубликовали в газете. Для этого используйте вариант предложенного текста и слова для справок. Первый памятник России* На_________________ площади я увидел памятник. Это____________ памятник, установленный в России. _______ прославляет царя Петра 1. Пьедестал – _______________ скала в виде _____________ __________ волны. На ____________ извивается змея. Змея – символ врага. _______ топчет конь. ________ поднялся на дыбы под________________ рукой ________________ всадника. Царственна осанка всадника. Рука_________ указывает на __________________ просторы. На голове __________ ________ венок – знак победителя. Так создатели _____________ прославили деятельность царя Петра. Слова для справок: городской, центральный, Сенатской, главный, первый, большой, конный, он, она, её, его, монумент, скульптура, огромный, гигантский, гребень, скала, гора, постамент, глыба, сильный, могучий, властный, водный, невский, морской, лавровый, царь, император, всадник, Пётр 1. Импровизационный вариант Внесите исправления в текст заметки Пети так, чтобы её напечатали в газете, используя приобретенные знания и умения темы. Первый памятник России На площади я увидел памятник. Это памятник, установленный в России. Памятник прославляет царя Петра I. Пьедестал памятника – скала в виде волны. На памятнике извивается змея. Змея – символ врага. Змею топчет конь. Конь поднялся на дыбы под рукой всадника. Царственна осанка всадника. Рука всадника указывает на просторы Невы. На голове всадника венок – знак победителя. Так создатели памятника прославили деятельность царя Петра. Эвристический вариант Напишите свою заметку о памятнике «Медный всадник» для публикации в газете. * Первый памятник России На городской площади я увидел памятник. Это первый памятник, установленный в России. Он прославляет царя Петра 1. Пьедестал – большая скала в виде гигантского гребня волны. На постаменте извивается змея. Змея – символ врага. Её топчет конь. Он поднялся на дыбы под сильной рукой властного всадника. Царственна осанка всадника. Рука царя указывает на водные просторы. На голове императора лавровый венок – знак победителя. Так создатели памятника прославили деятельность царя Петра. | Личностные умения: - проявлять творческое отношение к процессу создания заметки для школьной газеты. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для написания заметки в школьную газету. Регулятивное умение - выполнять учебное действие в соответствии с полученными знаниями. Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - оформлять заметку в школьную газету. | |
IV этап. Рефлексивная деятельность | |||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1 Мне важно определять части речи, для того чтобы…… 2.Что бы написать заметку для публикации в газете, надо …………. II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) заметкой в школьную газету, которое написал ………….(сам, с помощью сверстника, учителя). | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. | |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Актуализировать знания о частях речи (имя существительное, местоимение, имя прилагательное). Актуализировать умения выполнять морфологический разбор частей речи. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения темы Личностные умения: - проявлять желание писать заметку в школьную газету. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для написания заметки в школьную газету. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм/правило; Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - писать заметку в школьную газету. | *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |
Учителю на заметку
Пьедестал – художественно оформленное основание, на котором устанавливают скульптурные произведения.
Лахта – исторический район Санкт-Петербурга.
Убранство – отделка, обстановка, внешний вид помещения.
Верфь – место постройки судов.
Кафедральный собор – особый статус христианского храма.
Символ - изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....
Русский язык. 3 класс. Части речи. Понятие о частях речи. Школа России
Конспект урока и презентация...
"Части речи все нужны! Части речи все важны!" Русский язык,3 класс, УМК "Гармония".
Презентация выполнена в программе Smart Notebook....
"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)
Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...
Части речи.Упражнение в определении частей речи.
Объяснение новой темы с использованием ЭОР....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...