Части речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Актуализация знаний о частях речи: имя существительое, имя проилагательное, местоимение. Правописание родовых окончаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_chasti_rechi._povtorenie._.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

УМК «Школа 2100»

Русский язык  

Технологическая карта темы  

                                                                                                                                                                                              Филанович А.Л.

Тема

Части речи. Повторение. (4 часа)

Цели

Актуализировать знания о частях речи (имя существительное, местоимение, имя прилагательное).

Актуализировать умения выполнять морфологический разбор частей речи.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о частях речи: имя существительное, местоимение, имя прилагательное. Актуализация умений определять грамматические признаки каждой части речи и выполнять морфологический разбор имени существительного. Правописание  родовых окончаний имен прилагательных.

Термины и  понятия

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, род, число, падеж, пьедестал, Лахта, убранство, верфь, кафедральный собор, символ.  

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- проявлять позитивное отношение к процессу создания художественного текста для публикации в газете;

- желание писать заметку в школьную газету;

- осознание успешности при повторении изученной темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «существительное», «местоимение» и их использовать в активном словаре;

- определять грамматические признаки имени существительного/местоимения/имени прилагательного и обосновывать свое мнение;

- определять часть речи, которая может заменять существительное в предложении и обосновывать свое мнение.

- использовать приобретенные знания для написания заметки в школьную газету.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм/правило;

- выполнять самопроверку, самооценку учебного задания;

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения

- рассказывать об имени существительном/местоимении/имени прилагательном;

- определять части речи по грамматическим признакам имени существительного, местоимения, имени прилагательного;

- определять род, число, падеж имени существительного;

- заменять в предложении повторяющиеся имена существительные местоимениями;

- дополнять предложения именами прилагательными, подходящими по смыслу;

- писать заметку в школьную газету.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема – «Красота любимого города»

 

Информационный материал

Учебник «Русский язык» - 3 класс, ч.2.

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Раздаточный материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Пете.

В редакцию школьной газеты Петя принёс заметку «Первый памятник России»:

«На площади я увидел памятник. Это памятник, установленный в России. Памятник прославляет царя Петра 1. Пьедестал памятника – скала в виде волны. На памятнике извивается змея. Змея – символ врага. Змею  топчет конь. Конь поднялся на дыбы под рукой всадника. Царственна осанка всадника. Рука всадника указывает на просторы Невы. На голове всадника венок – знак победителя. Так создатели памятника прославили деятельность царя Петра».

Редактор прочитал заметку и сказал: «Она к публикации не готова».

 Почему редактор не принял заметку к публикации?

Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не могут убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться составлять текст заметки так, чтобы ее публиковали в школьной газете?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Пете.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый  результат

Блок А.  Имя существительное и местоимение

Цели:

Актуализировать знания:

 об имени существительном;

- о местоимении.

• Актуализировать умения:

- рассказывать о существительном и его признаках;

- определять имя существительное и местоимение по грамматическим признакам и обосновывать своё мнение;

- определять падеж имени существительного в форме единственного и множественного числа;

- выполнять грамматический разбор имени существительного:

- строить предложения;

заменяя повторяющиеся имена существительные местоимениями;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание № 1 (З)

Назовите значение слова «существительное», «местоимение».

Назовите значение выражение «грамматические признаки».

Расскажите о грамматических признаках (постоянные, непостоянные) имени существительного.

Прочитайте текст и назовите все имена существительные.

Много людей искали камень для пьедестала. Наконец в районе Лахты нашли такой. Он был расколот молнией. Поэтому его назвали «Гром-камень». Сотни людей с помощью лошадей долго везли его в Петербург.

Объясните значение слов: пьедестал, Лахта.*

Задание № 2 (П)

Можно ли утверждать, что в предложении «Много людей искали камень для пьедестала» существительное  «камень» стоит в именительном падеже? Обоснуйте своё мнение.

Задание № 3 (У)          с взаимопроверкой

Составьте предложение, используя слова: бронза, памятник, выполнен, Петр I

Выберите из предложения любое имя существительное и разберите его как часть речи, используя известный алгоритм разбора.*

Алгоритм разбора имени существительного

Чтобы разобрать существительное как часть речи, надо:

  1. Сформулировать вопрос к слову.
  2. Определить начальную  форму (единственное число, именительный падеж.)
  3. Определить часть речи.
  4. Определить  и записать постоянные признаки (одушевлённое/неодушевлённое, род)
  5. Определить и написать непостоянные признаки (число, падеж)

Например:

Юный город рос и хорошел.

Город – (что?), н.ф. город, им.сущ., неодуш., м.р., ед.ч., Им.п.

Задание № 4 (У)          с взаимопроверкой

Определите род имён существительных в предложении «Пьедестал памятника – большая скала в виде огромного гребня волны»

Выпишите из предложения по одному существительному в каждый столбик.

М.Р.                                   Ж.Р.                                     СР.Р.

Допишите по одному существительному в каждый столбик.

Задание № 5 (З)

Перечитайте текст и назовите местоимения.

Перечислите грамматические признаки местоимения.

Много людей искали камень для пьедестала. Наконец в районе Лахты нашли такой. Он был расколот молнией. Поэтому его назвали «Гром-камень». Сотни людей с помощью лошадей долго везли его в Петербург.

Задание № 6 (П)

Верно ли, что  местоимение ОНА в предложении «Медный всадник – конная статуя, но она выполнена  не из меди, а из бронзы», заменяет слово КОННАЯ?  Обоснуйте своё мнение.

Задание № 7 (У)            с взаимопроверкой

Замените в тексте повторяющиеся имена существительные местоимениями и запишите получившийся текст.

Обозначьте грамматические признаки каждого местоимения.

Создал памятник скульптор Этьен Фальконе. Эту работу скульптор выполнял двенадцать лет. Помогала ему ученица Мари Коло. Ученица создала голову скульптуры.

Диагностические задания

1. Оформите фразу – конструкт:

Имя существительное – это ______________, которая отвечает на вопросы _____, ______ и обозначает ______________. Имя существительное имеет постоянные грамматические признаки:

А)__________ и _________

Б) _______,________,________ род

и изменяются по ___________ и _______________.

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Имя существительное имеет постоянные грамматические признаки:

А) одушевлённые и неодушевлённые

Б) мужской, женский, средний род и изменяются по числам и падежам.)

2. Разберите имя существительное как часть речи:

Стоял у памятника –

3. Замените выделенные имена существительные местоимениями и запишите получившиеся предложения.

Сейчас через Неву построены постоянные мосты.

Мосты имеют разводную часть.

Мост имеет неповторимый облик.

Решетки – чугунное кружево Санкт-Петербурга. Кружево гармонично вписывается в облик города.

Определите род, лицо, число местоимений.

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «существительное», «местоимение» и  использовать их в активном словаре;

- определять грамматические признаки имени существительного/местоимения и обосновывать свое мнение;

- определять падеж имёни существительного в форме единственного/  множественного числа и обосновывать своё мнение;

- определять часть речи, которая может заменять существительное в предложении и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку учебного задания в рамках учебного диалога.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать об имени прилагательном;

 - строить и писать предложение с именами существительными;

- заменять в предложении повторяющиеся имена существительные местоимениями;

- определять род, число, падеж имени существительного:

- выполнять грамматический разбор имени существительного и местоимения.

Блок Б.  «Имя прилагательное, согласование с именем существительным»

Цель

• Актуализировать знания об имени прилагательном.

• Актуализировать умения:

- рассказывать об имени прилагательном и его признаках;

- рассказывать правило согласования имени прилагательного и имени существительного;

- определять имя прилагательное по грамматическим признакам и обосновывать своё мнение;

- определять значение прилагательного в предложении и обосновывать свое мнение;

- определять число, род и падеж имени прилагательного;

- дополнять предложение подходящим по смыслу именем прилагательным;

- строить предложения, используя подходящие по смыслу имена прилагательные;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

Задание 1 (З)

Назовите значение слова «имя прилагательное»

Прочитайте предложение «Собор – это главный храм  города» и назовите имя прилагательное. 

Расскажите о признаках имени прилагательного.

Расскажите правило согласования имени существительного и имени прилагательного.

Задание 2 (П)

Верно ли, что в предложении «Исаакиевский собор самый большой в Санкт - Петербурге» имя прилагательное отсутствует? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У)               с самопроверкой

Проверьте в тексте правописание прилагательных и внесите изменения.

Нева – красавица. Ранних утром в лучах солнца розовеют её воды. Лёгкая туман плывёт над рекой. Днём свинцовое волны разбиваются о гранитная берега. В сумерках река пепельно-серое,  загадочное.

Объясните значение выражения: свинцовые волны*

Задание 4 (У)                с взаимопроверкой  

Определите род имени прилагательного в каждом словосочетании и впишите соответствующие окончания.

Торжественн… служба, уникальн… храм, особ… имя, внутренн… убранство, редк… название, адмиралтейск… верфь.

Объясните значение слов: убранство, верфь.*

Задание 5 (У)             с самопроверкой

Впишите в текст подходящие по смыслу имена прилагательные, используя слова для справок. Объясните значение выражения: кафедральный собор, слова символ.*

Обозначьте грамматические признаки прилагательного.

_______________собор - _____________памятник__________________ архитектуры и один из ________________ кафедральных соборов Европы. Это ___________ образец ___________искусства. Его ___________ купол виден практически из любой точки города. Исаакиевский собор, бесспорно, является одним из символов Санкт-Петербурга.

Слова для справок: Исаакиевский, великолепный,  уникальный, прекрасный, отечественной, лучших, замечательных, известный, выдающийся, русского, позолоченный.

Диагностические  задания

1.Продолжите каждое предложение:

Имя прилагательное – это … Имена прилагательные изменяются …

В предложении имя прилагательное связано с ….

2. Определите окончания имен прилагательных в тексте и впишите их.

Петр одет не в царск… одежды: на нём длинн… просторн… рубаха, прост… плащ, а вместо седла зверин… шкура.

3. Проверьте правописание имен прилагательных в словосочетаниях и внесите необходимые изменения, спишите их, обозначьте графически окончания имен прилагательных.

Конная монумент, огромный скала, могучую рука, бронзовая лицо, побеждённое враги, гигантское волна, лавровая  венок.

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «имя прилагательное» и использовать их в активном словаре;

- определять имя прилагательное по грамматическим признакам и обосновывать своё мнение;

- определять значение прилагательного в предложении и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание, используя правило;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания.

 Коммуникативные умения

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.

- Предметные умения:

 - рассказывать об имени прилагательном и его признаках;

- определять число, род и падеж имени прилагательного;

- дополнять предложение подходящим по смыслу именем прилагательным.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы, а именно:

- группировать слова по частям речи;

- определять часть речи по грамматическим признакам;

 - писать родовые окончания имён прилагательных;

- проверять задание и вносить корректировку.

Контрольное задание

1. Прочитайте текст, определите части речи и напишите их по группам:

Имя существительное                  Местоимение                   Имя прилагательное

………………………..                   ……………..                    ……………………

Плывёт, плывёт наше судёнышко, но вот брошен якорь. Мы сошли на берег, и перед нами – большое двухэтажное здание. Оно тянется вдоль невского берега.

Допишите  по два слова в каждый столбик.

2. Подберите  слово, которому соответствуют указанные грамматические признаки, и напишите его.

  • Имя прилагательное в единственном числе, женского рода     (синяя).
  • Местоимение 3 лица множественного числа    (они).
  • Имя существительное неодушевлённое, мужского рода в дательном падеже   (по городу).

3. Определите ошибки в тексте, внесите изменения и напишите исправленный вариант текста.

Конь стремительно взлетел на огромная скала и поднялся на заднюю копыта, остановленный могучая рука всадника. Под копытами конь извивается змея – символ побеждённые враги России.

Регулятивные умения:

 – проверять написание текст, вносить исправления.

Предметные умения:

- группировать слова по частям речи;

- определять чисти речи по грамматическим признакам имени существительного, местоимения, имени прилагательного;

- писать родовые окончания имён прилагательных;

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания заметки в школьную газету.

• Научить:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления  заметки в школьную газету;

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

В редакцию школьной газеты Петя принёс заметку «Первый памятник России»:

«На площади я увидел памятник. Это памятник, установленный в России. Памятник прославляет царя Петра 1. Пьедестал памятника – скала в виде волны. На памятнике извивается змея. Змея – символ врага. Змею  топчет конь. Конь поднялся на дыбы под рукой всадника. Царственна осанка всадника. Рука всадника указывает на просторы Невы. На голове всадника венок – знак победителя. Так создатели памятника прославили деятельность царя Петра».

Редактор прочитал заметку и сказал: «Она к публикации не готова».

Информативный вариант

Составьте текст заметки, чтобы ее опубликовали в газете. Для этого используйте вариант предложенного  текста и слова для справок.

Первый памятник России*

  На_________________ площади я увидел памятник. Это____________ памятник, установленный в России. _______ прославляет царя Петра 1. Пьедестал – _______________ скала в виде _____________ __________ волны. На ____________ извивается змея. Змея – символ врага. _______  топчет конь. ________ поднялся на дыбы под________________ рукой ________________ всадника. Царственна осанка всадника. Рука_________ указывает на __________________ просторы. На голове __________  ________ венок – знак победителя. Так создатели _____________ прославили деятельность царя Петра.

Слова для справок: городской, центральный, Сенатской, главный, первый, большой, конный, он, она, её, его,  монумент, скульптура, огромный, гигантский, гребень, скала, гора, постамент, глыба, сильный, могучий, властный, водный, невский, морской, лавровый, царь, император, всадник, Пётр 1.

Импровизационный вариант

Внесите исправления в текст  заметки Пети так, чтобы её напечатали в газете, используя приобретенные знания и умения темы.

Первый памятник России

На площади я увидел памятник. Это памятник, установленный в России. Памятник прославляет царя Петра I. Пьедестал памятника – скала в виде волны. На памятнике извивается змея. Змея – символ врага. Змею  топчет конь. Конь поднялся на дыбы под рукой всадника. Царственна осанка всадника. Рука всадника указывает на просторы Невы. На голове всадника венок – знак победителя. Так создатели памятника прославили деятельность царя Петра.

Эвристический вариант

Напишите свою заметку о памятнике «Медный всадник» для публикации в газете.

* Первый памятник России

  На городской площади я увидел памятник. Это первый памятник, установленный в России. Он прославляет царя Петра 1. Пьедестал – большая скала в виде гигантского гребня волны. На постаменте извивается змея. Змея – символ врага. Её  топчет конь. Он поднялся на дыбы под сильной рукой властного всадника. Царственна осанка всадника. Рука царя указывает на водные  просторы. На голове императора лавровый венок – знак победителя. Так создатели памятника прославили деятельность царя Петра.

Личностные умения:

 - проявлять творческое отношение к процессу создания заметки для школьной газеты.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для написания заметки в школьную газету.

Регулятивное умение

-  выполнять учебное действие в соответствии с полученными знаниями.

Коммуникативное умение

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- оформлять заметку в школьную газету.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

1 Мне важно определять части речи, для того чтобы……

2.Что бы написать заметку для  публикации  в газете, надо ………….

II. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) заметкой в школьную газету, которое написал ………….(сам, с помощью сверстника, учителя).

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Актуализировать знания о частях речи (имя существительное, местоимение, имя прилагательное).

Актуализировать умения выполнять морфологический разбор частей речи.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять желание писать заметку в школьную газету.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для написания заметки в школьную газету.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм/правило;

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- писать заметку в школьную газету.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.

Учителю на заметку

Пьедестал – художественно оформленное основание, на котором устанавливают скульптурные произведения.

Лахта – исторический район Санкт-Петербурга.

Убранство – отделка, обстановка, внешний вид помещения.

Верфь – место постройки судов.

Кафедральный собор – особый статус христианского храма.

Символ - изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...