Лексическая работа на уроках русского языка в начальных классах.
учебно-методическое пособие по русскому языку

Киргизова Светлана  Александровна

В пособии освещены основные темы раздела "лексика".Подобраны тренировочные задания для лексической работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_rabota_na_urokah_r.yaz_.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая работа над словом на уроках русского языка в начальной школе

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка. Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учёбном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.

Лексикологией называется раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от языка. Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.

Стандарт начального общего школьного образования по русскому языку предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка.

В представленных в данном пособии материалах тематически охвачены основные темы раздела «Лексика» за курс начальной школы. Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания.

Предлагаемые материалы подчинены, разумеется, определённой логике и системе, но они не «привязаны» ни к программе по русскому языку, ни к учебнику, так как разница в уровне подготовки учеников различных классов велика, да и в одном классе ученики могут значительно отличаться по уровню сообразительности и смекалки.

Их выбирают и используют по интересам, а не по порядку расположения. Выбор определяется степенью трудности материала и наличием необходимых знаний, полученных в систематическом курсе. К большинству заданий приведены ответы, которые следуют за текстом задания. Это сделано для того, чтобы облегчить труд учителя при подборе нужного ему материала для урока или внеклассного занятия.

В сборник вошли задания, заимствованные из других источников, а также составленные самостоятельно. Для более точного объяснения ребёнку цели предлагаемых заданий прежде необходимо объяснить ему важность некоторых употребляемых понятий.

Каждый раздел состоит из двух блоков.

Первый блок включает в себя тренировочные задания рассчитанный на пополнение словарного запаса учащихся, знакомство с разнообразным составом русской лексики, а также материал для развития образной речи школьников.  Данный материал встречается на олимпиадах и интеллектуальных марафонах по русскому языку.

Второй блок предполагает интеллектуальное, научное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада (задач, решение которых в глобальном смысле не является творческим, но для ученика, субъективно, таковым является).

Данные задания будут полезны для работы на уроке, для проведения внеклассной работы, для подготовки к олимпиадам по предмету.

Синонимы.

Часто на олимпиадах детям предлагают задания, позволяющие судить о богатстве словарного запаса учащегося. Прежде всего, это задания, связанные с синонимией слов. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по значению. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).

Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

Блок №1.

  1. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки - ... (ладонь)

Изображение человека на картине или фотографии - ... (портрет)

Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...  

 (адрес)

Тот, кто работает в шахте - ... (шахтёр)

Место на реке, где её можно перейти - ... (брод)

Асфальтированная дорога - ... (асфальт)

  1. Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.

Глядит – смотрит,  молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

синонимы

антонимы

глядит – смотрит,  

дремлет – спит,

сверкает – блестит,

спасает – выручает,

зовёт – окликает,

думает – соображает,

молчит – говорит,  начинает– заканчивает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, з  

теряет – находит

  1. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово «пытаться». Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился.

Пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.

        (Пробовать)

  1. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).

а) огонь, осень, пламя;

б) алфавит, чистописание, азбука;

в) шалун, конница, кавалерия;

г) бросать, кидать, прыгать;

д) буран, дождь, пурга.

(оставшиеся слова – синонимы)

  1. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

Собака, Бобик, животное, Барбос.

  1. Подоберите синонимы к словам «темнота» и «отметка».

Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.

(Темнота – потёмки, сумерки.

Отметка – оценка, балл)

  1. Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов).

Микроскопический, большой,  огромный, гигантский, маленький, крохотный.

(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)

  1. Подберите синонимы к данному слову.

Смешной - …(забавный, потешный)

метель - …(пурга, буря, вьюга)

  1. К парам слов подберите существительные, близкие по смыслу.

сильная метель - ... (пурга, буря, вьюга)

буря на море - .... (шторм)

большое несчастье - ... (горе)

сильный дождь - .... (ливень)

  1.  Замените имена прилагательные синонимами.

правильный ответ - ... (безошибочный)

бесстрашный летчик - ...(отважный)

занимательный рассказ - ... (интересный) 

  1.  Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:

Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).

Густой, дремучий (лес, туман).

Горячий, знойный (лето, вода, привет).

(коричневое платье, коричневый костюм;

дремучий лес, густой туман;

горячая вода, горячий привет, знойное лето)

  1.  Замените  повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).

  1.  Вставьте пропущенные слова и окончания.

Летняя гроза.

Темн... туча нависла над лесом. Сильн... ветер закачал вершины деревьев. Брызнули крупн... капли дождя. Блеснула ... молния. Раздался ... удар грома, и гроза разразилась. Дети спрятались в кусты, но ... достал их там.

(молния (яркая, ослепительная)

удар грома (сильный, оглушительный)

достал (дождь, ливень)

  1.  Выберите подходящее слово.

Утром к дому прилетела ... (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи быстро ... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они ... (бегали, ходили, прыгали, скакали) и ... (глотали, ели, клевали) крошки.

  1.  Подберите к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово ЗИМА.

Работа -           З...(занятие)

Родник -          И... (источник)

Холод -           М... (мороз)

Деятельный -  А... (активный)

  1.  Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Сделать это  

      необходимо в рифму.

        Я трудилась не напрасно

        И запомню навсегда:

        Хлеб вкуснее не от масла,

        Хлеб вкуснее от (работы)…..

(труда)

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся)….

                                                (спешат)

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят:

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную (берегут)….

                                        (хранят)

  1.  Найдите синонимы в пословицах.

        Спеши – не спеши, а поторапливайся.

        Приятелей много, а друга нет.

        Переливает из пустого в порожнее.

  1.  Найдите пару.

        алфавит

огонь

чистый

прыгать

бросать

красный

аккуратный

алый

скакать

азбука

пламя

кидать

  1.  Замените в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставкой без- или бес-.

Смелый человек - …

Тихая погода - …

Жестокий враг - …

Добродушный смех –

Ясное небо - …

Напрасный труд - …

Непонятливый человек –

Тихие шаги - …

(Бесстрашный, безветренная, беспощадный (безжалостный), беззлобный, безоблачное, бессмысленный, бестолковый, бесшумные)

  1.  Запишите синонимы к словам, состоящие из такого же количества букв.

лес

…(бор)

горе

… (беда)

мороз

…(холод)

хотеть

… (желать)

темнота

… (потёмки)

крепость

… (твердыня)

сообщение

… (извещение)

невиданный

… (диковинный)

равнодушный

…(безучастный)

Блок №2.

  1.  а) Выберите слово, наиболее точно передающее мысль.

Я шёл по лесной дорожке. Под моими ногами тихо (шумели, шелестели, хрустели, трещали, шуршали) опавшие листья.

Глубокая осень. Я иду по лесной тропинке. Вдруг за деревьями, за кустарниками (мелькнула, промелькнула, показалась, померещилась, пролетела, пронеслась, проплыла, пробежала, замаячила, почудилась) неясная тень какого-то животного. «Волки!» холодком ударила тревога в сердце.

      б)   А теперь сами составьте различные упражнения на выбор слов.  

           Пользуйся    словарём    синонимом.

богатый

зажиточный

состоятельный

улыбается

смеётся

хохочет

опрятный

аккуратный

чистоплотный

светлый

ясный

освещённый

открыть

отпереть

отворить

отомкнуть

быстрый

скорый

торопливый

стремительный

хвалит

расхваливает

гладит по головке

возносит до небес

играть

резвиться

красивый

пригожий

прекрасный

очаровательный

изящный

хорошенький

прелестный

близко

поблизости

вблизи

рукой подать

под самым носом

зябнуть

мёрзнуть

коченеть

леденеть

стынуть, стыть

далеко

вдали

далече

в тридевятом царстве, в тридесятом государстве

лгун

лжец

врун

враль

вруша

брехун

подчиняться

покоряться

повиноваться

слушаться

спрятаться

скрыться

притаиться

схорониться

хитрить

лукавить

юлить

наводить тень на плетень или на ясный день

сказал

произнёс

проговорил

прошептал

воскликнул

возразил

добавил

шёл

пробирался

крался

передвигался

продвигался

рвался вперёд

едва плёлся

красивый

прекрасный

очаровательный

изящный

хорошенький

недурён собой

привлекательный

   

в)     Попробуйте сами составить список таких слов (лучший помощник  

          – словарь   синонимов) и упражнения на выбор слова.

     г)      Игра – соревнование: составьте свои ряды синонимов с данными  

             словами из разговорного языка  – смешные, несмешные,  

             страшные.

Например: упасть

смешные синонимы – шлёпнулся, брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …

несмешные синонимы – повалился, полетел, свалился…

страшные – рухнул, сорвался, полетел и разбился…

лентяй

сказать

упасть

скучный

украсть

убегать

страшно (боюсь!)

иногда

одежда

дом

ругань

бедный (человек)

2)     а)  В каждом из предложений найдите  неудачно использованное  

            слово и  замените его.

Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми.

Крестьяне сеют хлеб, пшеницу, ячмень, гречку и много других круп.

Из металла, собранного школьниками был собран трамвай.

Самая лучшая профессия – врач. Не зря врачей так уважает человечество.

Девочка была плохо одета, она (трепетала, дрожала) от холода.

На первое подали (рыбий, рыбный) суп с овощами.

Мальчики (одели, надели) свои куртки на молниях.

Двери были плотно (закрыты,  заперты) и даже (закрыты, заперты) на внутренний замок.

         б)  Составьте сами различные упражнения на замену неудачно

              употреблённых слов.

Антонимы.

Антонимы – это слова с противоположным значением, написанием и произношением. Как правило, к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные слова, образованные с помощью антонимичных приставок и суффиксов. Не все слова имеют антонимы.

Блок №1.

  1. Подберите антонимы к данным словам.

Тьма - ..., вверх - ..., холодный - ..., уходить - ... .

(Свет, вниз, горячий, возвращаться).

  1. Продолжение начатое предложение антонимом.

В поле холодно, а в доме ... (тепло). Заяц бегает быстро, а черепаха ползает

... (медленно).

  1. Составьте словосочетания с парами антонимов.

свежий хлеб - ... (черствый хлеб),

свежий ветер - ... (теплый ветер),

свежая газета - ... (старая газета),

свежие яблоки - ... (сушеные яблоки).

  1. Припишите к словам левого столбика антонимы из правого столбика.

север                  ленивый

высокий             прилететь

улететь               отгадка

загадка               юг

прилежный        низкий

(север – юг, высокий – низкий, улететь – прилететь, загадка – отгадка,

прилежный – ленивый)      

  1. К данным ниже словам припишите слова, противоположные по смыслу.

Смех - ..., любить - ..., крупный - ..., полдень - ..., много - ... .

(плач, ненавидеть, мелкий, полночь, мало)

  1. Подберите антонимы к словосочетаниям.

Восход солнца - … (заход), зажечь костер -…(потушить), начало урока -  

(конец),  уйти в школу – (вернуться), ясное небо - …(пасмурное), шумная  

улица - …(тихая).

  1. Найдите антонимы в пословицах.

Ученье свет, а не ученье - тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай.

            ………           ………..

  1. Допишите слово антоним.

Солнце всходит и ... (заходит).

На каждую загадку есть ...(отгадка).

Книга содержит вопросы и ...(ответы).

  1. Спишите, заменяя подчеркнутые слова антонимами.

Опоздали.

Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко). Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти было трудно (леко). Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит). Как плохо (хорошо), что мы опоздали  (не опоздали).

  1.  Припишите к словам антонимы так, чтобы из первых букв приписанных слов получилось слово ДОМ.

Ночь -            д ...(день)

Раздеться -     о ...(одеться)

Старый -        м ... (молодой)

  1.  Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках.

      Зима - …..(холод, весна, снег, лето)

      Тихо - …..(темно, дети, громко)

      Конец - …..(обрыв, начало, всё)

      Глубокий - …..(бездонный, мелкий)

  1.  Подберите антонимы, обозначающие:

        Время:

        рано - …(поздно)

        рассвет - …(закат)

        осень - …(весна)

        зима - …(лето)

        Пространство:

        далёкий - …(близкий)

        высокий - …(низкий)

        широкий - …(узкий)

        Качества, свойства:

        грязный - …(чистый)

дорогой - …(дешёвый)

полезный - …(вредный)

Черты характера:

храбрый - …(трусливый)

ленивый - …(трудолюбивый)

молчаливый - …(болтливый)

  1.  Отгадайте загадки

        Я антоним к слову «зной»,

        Я в реке, в тени густой

        И в бутылке лимонада,

        А зовут меня …(прохлада)

        Я антоним к слову «лето»,

        В шубу снежную одета,

        Хоть люблю мороз сама,

        Потому что я … (зима)

  1.  Запишите глаголы, противоположные по значению.

Говорить, краснеть, отдавать, сидеть, зажигать, потерять, помогать

        медлить.

(Молчать, бледнеть, брать, стоять, гасит, найти, мешать, торопиться).

  1.  Найдите к словам из первого столбика антонимы из второго. Допиши синонимы к полученному слову.

великан

природный - …

помогать

презрение - …

оправдывать

соглашаться - …

искусственный

обвинять - …

возражать

мешать - …

уважение

карлик - …

бледный

интересно - …

тесный

румяный  - …

скучно

польза - …

вред

просторный - …

великан

карлик

крошка

помогать

мешать

затруднять

оправдывать

обвинять

укорять

искусственный

природный

естественный

возражать

соглашаться

договориться

уважение

презрение

унижение

бледный

румяный

красный

тесный

просторный

широкий

скучно

интересно

любопытно

вред

польза

выгода

  1.  Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.

Больше думай, … говори. Большому уму и в … голове не тесно. Век долог,   да час … . Кривому глазу и … криво. Горькая правда лучше …лжи. Добро помни, а зло … . Дождик вымочит, а красное солнышко … . Новых друзей наживай, а … не теряй.

(Меньше, маленькой, короток, прямо, сладкой, забывай, высушит, старых)

Блок №2.

  1. а) Антитеза строится на противоположности на основе антонимов.

         Например: быстро – медленно.

Горячий конь грызёт удила, просится вперёд, вот уж он мчится, быстро удаляется и исчезает за поворотом. А улитка ползёт медленно, едва заметно движется.

б) Составьте сами упражнения на противоположность, используя антонимы.

белый – чёрный

высоко – низко

весёлый – печальный

сила – слабость

здоровый – больной

зима – лето

мириться – ссориться

одеваться – раздеваться

плюс – минус

правда - ложь

побледнел – покраснел

день – ночь

друзья – враги

тепло – холодно

новый – старый

из – в

полезный – вредный

умный – глупый

вперёд – назад

над - под

богач – нищий

весёлый – скучный

добро – зло

есть – нет

тепло – холод

ссора – мир

люблю – ненавижу

лгать – говорить правду

юг - север

  1. Попробуйте сами составить словарик антонимов.
  2. Составьте предложения с антонимами (Вчера было так тепло, а  

        сегодня …).

  1. Составьте небольшой текст так, чтобы антонимы были в разных  

предложениях. (Говорят, что в горах сильное эхо. Вот горы, почему же  

         эхо слабое?)

  1. Возьмите многозначное слово и найдите антонимы по каждому

значению:

        (лёгкая ноша – тяжёлая ноша

         лёгкая задача – трудная задача

         лёгкий ветерок – сильный ветерок)

свежий хлеб – …(чёрствый хлеб)

свежий ветер – …(тёплый втер) 

свежая рубашка - …(грязная рубашка)

чёрная ткань - …(белая ткань)

чёрная работа – (лёгкая работа)

чёрные мысли - …(добрые мысли)

  1. Образуйте антонимы с помощью приставок (вошёл - …). Укажите приставки, с помощью которых можно образовать антонимы.
  2. Составьте темы сочинений (рассказов) с антонимами («Свет борется с тьмой»)

Многозначные слова.

Многозначность слова – это его способность употребляться в разных значениях. Но так как значение слова можно определить или уточнить в связи с другими словами, то смысл многозначного слова наиболее точно раскрывается лишь в предложении или сочетании слов. При этом одно из значений многозначного слова является основным, а остальные для него – вторичными.

Блок №1.

  1. Прочитайте стихотворение А.Шибаева. Найдите многозначные слова.

- Не жалейте пятачка, -

Говорит корова, -

Вы купите молочка –

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

- Нам по целой кружке! –

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки…

  1. Прочитайте стихотворение В. Остена «Дорога». Выпишите все значения слова «дорога». Как называются такие слова?

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку бегущую рядом.

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И сини выси над нами…

А вскоре пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящим у звёзд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

- До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

(полоса земли, предназначенная для перемещения, путь сообщения;

путь следования, место по которому надо пройти;

путешествие, пребывание в пути;

дать возможность действовать, добиваться чего-либо)

  1. Запишите как можно больше значений следующих слов.

корень –

поле –

единица –

ядро –

(Корень – часть растения, часть зуба или волоса, начало или источник чего-либо, часть слова, суть дела.

Поле – безлесная равнина, участок земли для сельскохозяйственной  

обработки, ровная площадка, основной цвет под узор, область  

деятельности человека.

Единица – число, цифра, низкая отметка, отдельный предмет.

Ядро – часть плода или семени, внутренняя часть древесины или Земли,  

основа или суть чего-либо, основная часть коллектива, старинный  

орудийный снаряд в виде шара)

  1. Допишите слова, поясняющие многозначность данных слов. Например: колокольчик – цветок, звонок.

нос - …

дворник - …

золотая - …

барабанит - …

кран - …

язык - …

(нос – корабля, человека, ботинка

дворник – машины, профессия

золотая – цепочка, коса, осень, мастерица

барабанит – дождь, барабанщик, пальцами

кран – подъёмный, водопроводный

язык – колокола, ботинка, иностранный)

  1. Отгадайте загадки. Допишите к отгадке ещё одно значение, которое не указано в загадке.

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

бывают на сосне, на ёлке,

А называются - ….

(Игла – острый шпиль здания)

В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своём значении

Я планка для черчения

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(Линия – путь сообщения: воздушная, трамвайная, железнодорожная)

  1. Составьте словосочетания, в которых слово «мягкий» употребляется в различных значениях. Значения не должны повторяться.

Мягкий …. – нежёсткий.    (Мох, хлеб)

Мягкий …. – нетвёрдый.     (Воск)

Мягкий …. – нерезкий.         (Свет)

Мягкий …. – уступчивый.   (Характер)

Мягкий …. – тёплый.           (Климат)

Мягкий …. – буква.               (Знак)

Мягкий …. – звук.                (Согласный)

  1. Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое и переносное значение.

Стрелка (какая?) - …  (часовая, железнодорожная)

Узел (какой?) - …     (верёвочный, морской: транспортный)

Парк (какой?) - ….   (природный, трамвайный)

Живописная (что?) - ….    (картина, местность)

Холодный (что?) - …    (взгляд, квас)

  1. Определите три значения слова свежий по текстам.

Вкусно пахнет свежим хлебом. (Только что испеченным)

К утру подул свежий ветер с моря. (Холодный)

Подай мне свежую газету. (Новую)

Блок №2.

  1. Составьте толковый словарь многозначных слов по плану.
  • Само слово.
  • Какая часть речи.
  • Объяснение значения, то есть само толкование: 1 значение, 2 значение, 3 значение и т.д.
  • Примеры употребления слова в речи, в предложении (для каждого значения)

чистый

встреча

дупло

лёгкий

печь (глагол)

свежий

увлечь

герой

команда

надеть

печь (им. сущ.)

светлый

верный

глухой

корень

низкий

крепкий

слово

владеть

горячий

короткий

сердце

крутой

Слова, которые нередко смешивают

(данные слова не только звучат похоже, но и по значениям близки).

Блок№2.

  1. а)    Выберите подходящее слово:

После (сытого, сытного) обеда мальчики улеглись в тени под деревьями.

Петин план туристического похода шумно (обсудили, осудили) и единодушно (обсудили, осудили), никто его не одобрил.

б)      Составьте словарик смешиваемых слов

                злой и злобный – злой человек не поймёт доброго

                                      злобный взгляд, злобные речи

        искусный и искусственный – искусный, опытный мастер

                                                           искусственная кожа)

невежа – невежда

скрытый – скрытный

рыбий – рыбный

овчарка – овчарня

экскаватор – эскалатор

дружный – дружеский

сторона – страна

одел - надел

понятный – понятливый

опечатки – отпечатки

развивается – развевается

серебряный – серебристый

обидчивый – обидный

запасный - запасливый

соседний – соседский

 в)    Составьте предложения с данными словами.

Фразеологизмы.

Переносное значение слова связано со средствами его художественной выразительности: метафорой, фразеологизмами. Так метафорой называют перенос названия одного предмета, действия или свойства на другое на основе сходства. Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, значения которых необходимо рассматривать как единое целое. Многие устойчивые обороты (крылатые слова, выражения, фразеологизмы) близки по значению одному слову: прикусить язык - замолчать; как снег на голову - внезапно. В устойчивых оборотах нельзя заменять одно слово другим, переставлять слова.

Устойчивые обороты, как и слова, могут иметь синонимы (дать нагоняй; намылить шею; разделать под орех) и антонимы (рукой подать - у черта на куличках; пропустить мимо ушей - навострить уши).

Блок №1.

  1. У какого из  приведённых ниже словосочетаний нет переносного  

смысла.

Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть,  

согнуть палец, высосать из пальца.

  1. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.

(седой туман, бархатный голос, прямой ответ)

  1.  Замените одним словом фразеологизмы.

Мозолить глаза (надоедать), точить лясы (болтать), клевать носом (засыпать), бить баклуши (бездельничать), прикусить язык (замолчать), как снег на голову (неожиданно), вешать нос (огорчаться), витать в облаках (мечтать),  задать головомойку (наказать), зарубить на носу (запомнить), ждать у моря погоды (бездействовать), дать слово (обещать), дрожать как осиновый лист (испугаться), писать как курица лапой (безобразно), ходить на голове (баловаться), считать ворон (невнимательность), держать в голове (помнить), наговорить с три короба (обмануть), держать язык за зубами (молчать), задать баню (отругать), после дождика в четверг (никогда).

  1. Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.

... об ... ,

из ... вон плохо,

 мастер на все ...,

сидеть сложа ...,

 золотые ...

(рука об руку, из рук вон плохо, мастер на все руки, сидеть сложа руки,  

золотые руки).

  1. Допишите слова – действия так, чтобы получились словосочетания, которые могут употребляться как в прямом, так и в переносном смысле.

девочка

солнышко    (смеётся, улыбается)

ракета

время       (летит)

мальчик

молоко     (убежал(ло)

  1. Закончите фразеологизмы подходящим по смыслу названием животного.

Голоден как …., изворотлив как….., нем как…, болтлив как..., как мокрая …, ползёшь как…, как … пятая нога, надулся как … на крупу, разбирается как … в апельсинах, … на ухо наступил, покупать … в мешке, писать как … лапой, куда Макар …не гонял, метать бисер перед …., пустить … в огород.

(волк, уж, рыба, сорока, курица, черепаха, собака, мышь, свинья, медведь, кота, курица, телят, свиньями, козла)

  1. Найдите пару.

бить баклуши

болеть душой

дело в шляпе

как на иголках

строить воздушные замки

фантазировать, строить несбыточные мечты;

праздно проводить время, бездельничать;

быть уверенным в успешном завершении чего-либо;

испытывать тревогу, беспокоиться;

пребывать в состоянии волнения, возбуждения

(бить баклуши - праздно проводить время, бездельничать

болеть душой - испытывать тревогу, беспокоиться

дело в шляпе - быть уверенным в успешном завершении чего-либо

как на иголках - пребывать в состоянии волнения, возбуждения

строить воздушные замки - фантазировать, строить несбыточные мечты)

  1. Закончи предложения.

а) Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все говорили,  

что он.....(мухи не обидит).

Мой друг очень любит петь, но почему-то говорят, что....(ему медведь на  

ухо наступил)

Для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил.

б) У меня столько забот! Я верчусь, как… (белка в колесе)

Мытьё пола грязной тряпкой – это… (мартышкин труд)

Подсказка на уроке – это… (медвежья услуга)

Для справок: кот в мешке; мартышкин труд; белка в колесе; медвежья услуга; покорная овечка.

  1. Соедините  части фразеологизма        .

глаза         негде упасть           как сыр        кот

не клюют        наплакал                разбежались

куры                яблоку                в масле кататься

(кот наплакал, яблоку негде упасть, как сыр в масле кататься, глаза разбежались, куры не клюют)

  1.  Найди пару.

Как курица лапой

Жить своим умом

Вправлять мозги

Валять дурака

Прибегать к крайним мерам воздействия.

Писать неразборчиво.

Дурачиться, ничего не делать

Придерживаться своих взглядов

(Как курица лапой – писать неразборчиво.

Жить своим умом – придерживаться своих взглядов.

Вправлять мозги – прибегать к крайним мерам воздействия.

Валять дурака – дурачиться, ничего не делать)

  1.  Ответьте фразеологизмами на следующие вопросы.

Из чего можно сделать вывод, что у человека не две ноги, а больше? (Без

 задних ног)

Из чего можно сделать вывод, что у земли есть своё лицо? (Стереть с лица

 земли)

Почему вопросу иногда нездоровится? (Больной вопрос)

Почему у следов нелады с температурой? (След простыл)

  1.  Объясните смысл предложенных фразеологизмов. Попробуйте составить предложение с одним устойчивым сочетанием.

 Капля в море; без сучка и задоринки; в одну минуту; рука об руку; на

скорую руку.

(очень мало, очень хорошо, очень быстро,дружно,быстро)

  1.  Выберите сочетание, которое наиболее точно характеризует жизнь девочки

Оля занималась вязанием, рисованием, танцами, ходила в музыкальную

школу и плавала в бассейне. А ещё девочка успевала сделать все уроки,

сходить за хлебом и погулять с собакой. И так всю неделю! Ух!

(Для справок: собак гоняла; впросак попала; трудилась до седьмого пота;

вертелась как белка в колесе).

  1.  Выделите из текста устойчивые сочетания

1. Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк,

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ноги.        

2. Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не стали:

От этой песни уши вяли.

  1.  Что это?

Его вешают, когда плохое настроение.

Его задирают, когда зазнаются.

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

(нос)

  1.  Спишите, приписывая близкие по смыслу выражения

попасть пальцем в небо – (не угадать)

обвести вокруг пальца - (обмануть)

смотреть сквозь пальцы – (не замечать)

высасывать из пальца – (придумывать)

  1.  Спишите устойчивые сочетания, вставляя нужные слова

Выйти сухим из….         Много .......... утекло

Толочь ......... в ступе. Тише .......... , ниже травы.

(вода)

  1.  Распределите устойчивые сочетания в колонки со значением  

бездельничать            обманывать        быстро

Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки.

бездельничать            

обманывать

быстро

валять дурака,  

 бить баклуши,

сидеть сложа руки.

обводить вокруг пальца, морочить голову

втирать очки,

во весь дух,

на всех парусах,

сломя голову,

  1.  Найдите в тексте фразеологизмы, попробуйте заменить их (где это возможно) обычными словами или словосочетаниями

Мой друг.

Мой друг Саша живёт в двух шагах (близко) от моего дома. Мы с ним - не разлей вода (лучшие друзья)! У Саши золотые руки (всё умеет) - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова (очень умный), ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду (не остаётся равнодушным), всей душой старается помочь в трудную минуту (помочь в беде). Как хорошо, что у меня есть такой друг.

  1.  Напишите слова, которые наиболее точно соответствуют данным фразеологизмам.

Не верить своим ушам - …

Перемывать косточки - …

Бок о бок - …

Кривить душой - …

Лить слёзы - …

Плакаться в жилетку – …

Сколько душе угодно - …

Вылетело из головы - …

Не покладая рук - …

Водить за нос - …

Брать на карандаш - …

(Удивляться, сплетничать, рядом, обманывать, плакать, жаловаться, вдоволь, забыть, усердно, хитрить, записывать)

  1.  Допишите фразеологизмы по смыслу со словом «лезть»

Лезть (хитростью, лестью к человеку) в ….

Лезть (раздражаться, сердиться) в …

Лезть (стараться быть замеченным) на …

Лезть (настойчиво появляться в голове) в …

Лезть (идти на смерть) в …

Лезть (нарваться на неприятности) на …

(в душу, в бутылку, на глаза, в голову, петлю, на рожон)

Блок №2.

  1. Составьте словарик фразеологизмов (устойчивых сочетаний, которые всегда остроумны, обычно – юмористичны, имеют иносказательный, переносный смысл)

  1. Чтобы исследовать возможности употребления устойчивых сочетаний, составьте с ними предложении и тексты.
  2. Подберите фразеологические обороты на разные темы (про кошку, про собаку, про руку, про кашу, про слёзы, про ногу, про уши…)
  3. Выберите фразеологизм и нарисуй к нему картинку.
  4. Попробуйте выяснить происхождение следующих оборотов

из мифов Древней Греции

из Ветхого и Нового завета

из русской и зарубежной литературы

Ахиллесова пята

Объятия Морфея

Золотое руно

Троянский конь

Дамоклов меч

Сизифов труд

Блудный сын

Ноев ковчег

Взойти на Голгофу

Хлеб насущный

Избиение младенца

Суд Соломона

Давид и Голиаф

Чечевичная похлёбка

Васька слушает да ест

Гулливер и лилипуты

А король-то голый!

У разбитого корыта

Арабские сказки

Демьянова уха

Из мухи делать слона

Принцесса на горошине

Блоху подковать умеет

Иду на вы

При царе Горохе

Слона не приметил

Гадкий утёнок

Зелен виноград

Медвежья услуга

Птичье молоко

  1. Придумайте ситуации, где можно употребить следующие крылатые выражения.

Лить крокодиловы слёзы.

Лакомый кусочек.

Зарубить на носу.

Плясать под чужую дудку.

Омонимы

Омонимы не следует путать с многозначными словами, несмотря на большое количество вторичных значений многозначных слов, у них присутствует внутренняя связь с определяемым словом. Омонимы – это одинаково звучащие слова, но различные по значению.

Блок №1.

  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

- Где вы были?

- У лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички!

(Норка, лисички)

  1. Шуточные вопросы.

Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (скрипичный, дверной ключ)

Какую соль не кладут в суп? (нота «соль»)

Из каких ноготков можно собрать букет? (цветы ноготки)

Какая гусеница не годится для танка? (насекомое)

Какой кистью не выкрасишь стену? (кисть рябины)

В каких лесах нельзя заблудиться? (строительные леса)

  1. Отгадайте загадки. Как называются такие слова. Приведите свои примеры таких же слов с пояснениями.

Она и стойкость и терпение,

Из книги выписка, цитата,

При этом так же отношение

Имеет к фотоаппарату.

                        (выдержка)

Я плод заморского растения

И минерал для украшенья.

Но букву «а» поставьте рядом,

И стану разрывным снарядом.

                        (гранат(а)

  1. Отгадайт загадки.

Ходили некогда со мною

Охотиться и воевать,

Теперь же лишь глагол стрелять

Напомнит обо мне порою

Родством с моей сестрой – стрелою.

Считаюсь поваром по праву –

Я к пище важная приправа.

Меня он «предаёт ножу».

Его до слёз я довожу.

(Лук – как оружие,  лук – как название овоща).

Список литературы:

  1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова. – М.: Сфера, 2005.
  2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. – М.: Рост, 1998.
  3. Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку. Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов. – М.: Гуманит. Изд. центр "Владос", 1997.
  4. Грабчикова Е.С. Развиваем речь: серия 1-3 кл. Минск: Книжный дом, 2003.
  5. Ломакин П.И. В мире слов. Ч 3. – М.: Издат-школа, 1998.
  6. Львов М.Р. Школа творческого мышления. – М., Дидакт, 1993.
  7. Львова С.И. Люби и знай родной язык. – М.: Русское слово. 2000.
  8. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
  9. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Новикова Л.А. – М., 1984.
  10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и отдых: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  11. Удзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. – СПб.: Паритет, 2004.
  12. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003.
  13. Фразеологический словарь русского языка./Под ред. А.И. Молоткова. –

     М.,2001.

  1. Ходова Т.В., Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задач...

Лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе. Использование фразеологизмов в речи обучающихся

В данном материале  представлена система работы над фразеологизмами в начальной школе. В документ вставлены скриншоты презентаций....

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах . Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и ...

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах....

"Деятельностный подход. Аспекты словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах".

Словарная работа также может прекрасно вписаться в современный урок разработанный на основе деятельностного подхода. В соответствии с этим структура словарно-ор­фографической работы претерпивает измен...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...