Рабочие программы по УМК "Гармония" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа рассмотрена на заседании УВЦ «Начальная школа» Протокол № 1 от «28» августа 2018 года ______________________ руководитель УВЦ Щербакова Л.Г. | Согласовано. «28» августа 2018 года ___________________ Зам. директора по УВР Хлебникова О.А | Утверждаю. ______________________ Директор школы Белякова М.Н. Приказ № _01-10/100______ «29» августа 2018года |
Рабочая программа по русскому языку
Класс-2В
Учитель: Колесникова Н.А высшая квалификационная категория
срок реализации - 2017-2018 учебный год
количество часов в неделю- 5
количество часов в год – 170
тип школы- с углублённым изучением отдельных предметов
автор программы- (ФГОС) Гармония Русский язык Традиционная система. Программа для четырёхлетней начальной школы. Смоленск. «Ассоциация XXIвек»
УМК Гармония. Русский язык. М.С.Соловейчик; Традиционная система. Программа для четырёхлетней начальной школы. Смоленск.: «Ассоциация XXIвек».2013г.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы под редакцией М.С.Соловейчик; Н.С.Кузьменко к учебникам: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс «Русский язык» Смоленск, «Ассоциация XXI век» 2013г для общеобразовательных учреждений без изменений её содержания. Гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» (УМК «Гармония»).
Программа рассчитана на 170часов в год; 5 часов в неделю.
Структура данной рабочей программы соответствует требованиям пункта 18.1.2 ФГОС и изменениями ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577) в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования ( далее ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 и представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела:
- планируемые результаты освоения учебного материала;
- содержание учебного материала;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
- учебно методическое обеспечение
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты
Ученик научится:
- отличать устную и письменную речь, участвовать в устном общении ;
-самостоятельно читать тексты учебника извлекать из них информацию:
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- пользоваться различными словарями учебника;
- замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении, обращаться к толковому словарю учебника;
- определять главную мысль текста;
-восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений;
-ученик освоит основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста, приобретет умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня
-ученик приобретет опыт изучающего и поискового чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов с учетом задач и ситуаций общения.
Ученик получит возможность научиться
- осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, его названную функцию; о слоге как о части слова, его названную функцию;
- выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова;
- определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке;
- понимать смысловое значение интонации;
- обозначать гласные звуки буквами;
- вырабатывать навыки грамотного письма.
- формировать умение записывать предложение, находить в нем основу.
- проверить умение записывать предложение, ставить знаки препинания.
- формировать навыки правописания гласных в корне слова.
- формировать навыки правописания звонких и глухих согласных в корне слова.
Личностные
Ученик научится:
- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком,
- получит первичное представление о русском языке как языке его страны;
-осознает, что ясная, правильная речь-показатель культуры человека.
Ученик получит возможность научиться
-понимать значимость хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
-сознательному отношению к качеству своей речи.
Метапредметные:
Ученик научится:
-принимать учебную задачу;
-планировать свои действия для решения задачи;
-действовать по намеченному плану, по инструкции;
-выполнять учебные действия в письменной, речевой или умственной форме;
-использовать речь для регуляции своих действий;
-оценивать свои достижения.
Ученик получит возможность научиться
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Содержание курса
2 класс (170 ч)
Повторение (21ч).
Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания).
Использование букв ь и ъ как разделительных при обозначении звука [й].
Слово. Состав слова (44 ч).
Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слов, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными(«похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах.
Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»).
Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.
Предложение (13 ч).
Назначение предложения, его признаки (наличие выраженной мысли, интонация ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложения; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.
Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении).
Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме.
Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.
Текст (12 ч).
Отличие текста от предложения: развитие мысли и по этой причине наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, приемы его обдумывания и улучшения после записи.
Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.
Орфография (70 ч).
Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные
орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.
Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы, действия, на месте звука [у]. Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши.
Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.
Непроизносимые согласные звуки (чаще в корнях слов) и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые
орфографические задачи.
Итоговое обобщение (10 ч).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректирован ные сроки прохождения |
Знаем-повторим, не знаем-узнаем (21час.) | |||
1. | Поговорим об ушедшем лете (урок-повторение) | 03-07.09 | |
2. | О нашей речи. | ||
3. | Что ты знаешь о словах? | ||
4. | Что ты знаешь о словах? | ||
5. | Будем говорить понятно | ||
6. | Будем говорить понятно | 10.09-14.09 | |
7. | Может ли быть непонятной письменная речь? | ||
8. | Стартовая диагностика (диктант) | ||
9. | Работа над ошибками | ||
10. | Обозначение мягкости согласного звука. | ||
11. | Обозначение мягкости согласного звука. | 17.09-21.09 | |
12. | Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного перед гласным?. | ||
13. | Повторение орфографических правил. | ||
14. | Повторение написаний сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | ||
15. | Правописание имен собственных. | ||
16. | За какими буквами прячется звук [й]? | 24.09-28.09 | |
17. | Правописание Ь между двумя согласными. | ||
18. | Правописание разделительного Ь знака. | ||
19. | Слова с разделительным Ъ знаком и их правописание. | ||
20. | Подведем первые итоги. Контрольная работа. | ||
21. | Работа над ошибками. Обобщающее повторение. | 01.10-05.10 | |
Орфография. Главные опасности письма.(24час.) | |||
22- | Новое научное слово- орфограмма. | ||
23. | Орфограммы безударных и ударных гласных. | ||
24. | Орфограммы парных по звонкости-глухости согласных.. | ||
25. | Непарные по звонкости-глухости согласные не орфограммы. (Когда согласным можно доверять?). | ||
26. | Выборочный диктант по тексту упр.№79 | 08.10-12.10 | |
27. | Введение письма с «окошками». Учимся записывать орфографические задачи. | ||
28. | Работа с орфографическим словарем. | ||
29. | Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм... | ||
30. | Тренировка в письме с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. | ||
31. | Знакомство с некоторыми способами выбора букв.(подстановка местоимений) | 15.10--19.10. | |
32. | Закрепление умения решать орфографические задачи. | ||
33. | Словарный диктант. Письмо слов с орфограммами. | ||
34. | Две орфограммы в безударных слогах. | ||
35. | Закрепление умений писать слова с орфограммами. | ||
36. | Закрепление умений писать слова с орфограммами. | 22.10-26.10 | |
37. | Обобщение изученного. Тренировочная проверочная работа. | ||
38. | Совершенствование приобретенных умений. | ||
39. | Контрольная работа. | ||
40. | Работа над ошибками. Словарная работа. | ||
41. | Обучение деловой речи. Написание кулинарных рецептов. | 29.10-02.11. | |
42. | Обучение словесному рисованию Сочиняем загадки. | ||
43. | Сочиняем загадки. | ||
44. | Написание кулинарных рецептов. Сочинение загадок. | ||
45. | Написание слов с орфограммами. | ||
Синтаксис: предложение(13час.) | 2четв.. | ||
46. | Предложение: его назначение и признаки. Повторение знаний о предложении. | 12.11-16.11 | |
47 | Обучение построению предложений. | ||
48 | Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление. | ||
49. | Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать. | ||
50 | Виды предложений по цели высказывания.(Повествовательные, вопросительные ,побудительные) | ||
51. | Виды предложений по интонации.(Восклицательные и невосклицательные). | 19.11-23.11 | |
52. | Закрепление изученного о видах предложений. | ||
53. | Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них. | ||
54. | Построение ответов на вопрос «почему?» | ||
55. | Побудительные предложения со значением просьбы ,совета, требования, пожелания. | ||
56. | Обучение составлению пожеланий.. | 26.11-30.11 | |
57. | Закрепление изученного о предложении. Работа с деформированным текстом. | ||
58. | Обучающий диктант. | ||
Текст (12час.) | |||
59. | Знакомство с понятием «текст». | ||
60. | Тема и основная мысль текста.(«Как в детской пирамидке»). | ||
61. | Требования к тексту. Как сделать текст хорошим? | 03.12-07.12 | |
62. | Обучение обдумыванию и редактированию текста. | ||
63. | Упражнение в редактировании текстов. | ||
64. | Восстановление и запись деформированных текстов. | ||
65. | Подготовка к диктанту Выделение орфограмм в тексте.. | ||
66. | Контрольный диктант. | 10.12-14.12 | |
67. | Работа над ошибками. Учимся письменному пересказу. | ||
68. | Обучение первым изложениям. | ||
69. | Составление рассказов на основе прочитанного. | ||
70. | Обобщение изученного о предложении и тексте. | ||
Состав слова (16час). | |||
71. | . Корень и окончание как части слов. | 17.12-21.12 | |
72. | Знакомство с понятием «родственные слова» | ||
73. | Закрепление введенных понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах. | ||
74. | Нахождение корня в родственных словах. | ||
75. | Создание текста по готовому началу. | ||
76. | Общее знакомство с понятием «окончание». | 24.12-28.12 | |
77. | Изложение .Составление плана. | ||
78. | . Работа над ошибками. | ||
79. | Повторение изученного о словах. | ||
80. | Изменения слов и родственные слова. | ||
81. | Знакомство с синонимами. | 3четв. | |
82. | . Синонимы и родственные слова. | ||
83. | Синонимы, антонимы, омонимы. | ||
84. | Изменение названий предметов по числам. | ||
85. | .Изменение названий предметов по «командам» вопросов. | ||
86. | Изменение названий признаков предметов и действий Способы выбора букв в словах. | ||
Орфография (45час.) | |||
87. | Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова. | ||
88. | Способы подбора проверочных слов для названий предметов. | ||
89. | Подбор проверочных слов для названий предметов. | ||
90. | Подбор проверочных слов для названий предметов. | ||
91. | Закрепление умений подбирать проверочные слова. | ||
92. | Объяснение значения слова как способ проверки. | ||
93. | Способы подбора проверочных слов для названий действий. | ||
94. | Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий. | ||
95. | Закрепление умения подбирать проверочные слова. | ||
96. | Способы подбора проверочных слов для названий признаков предмета. | ||
97. | Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков предмета. | ||
98. | Значение слова и его написание. | ||
99. | Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня. | ||
100. | Знакомство с понятием «орфографическое правило». | ||
101. | Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов. | ||
102. | Правописание безударных гласных и парных согласных в корнях слов. | ||
103. | Обобщение изученного по орфографии. | ||
104. | Самостоятельная работа. | ||
105. | Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых орфографических задач. | ||
106. | Закрепление освоенных способов действия. | ||
107. | Проверочная работа.(Подбор проверочных слов). | ||
108. | Диктант по теме: «Орфограммы корня». | ||
109. | . Изложение с продолжением. (Чарушин «Волчишко)». | ||
110. | Изложение Завершение работы над текстом. | ||
111. | Работа над ошибками. | ||
112. | Буквы на месте непроизносимых согласных звуков. Сочетания [сн], [ст]. | ||
113. | Правописание сочетаний [ зн], [ ств] [ нц ], [рц]. | ||
114. | Упражнение в написании « опасных» сочетаний звуков. | ||
115. | Работа с непроверяемыми написаниями. | ||
116 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | ||
117 | Закрепление изученного. Выделение орфограмм корня в словах. | ||
118 | Проверочная работа. | ||
119 | Контрольная работа | ||
120 | . Работа над ошибками. | ||
121 | Обучение написанию поздравлений. | 19-23.03 | |
122 | Изложение «Подарок маме». | ||
123 | Изложение с выбором заголовка («Спасен»). | ||
124 | \Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики. | ||
125 | Работа над текстовыми умениями. | ||
126 | Написание словесных картин, деловых текстов, сообщений, телеграмм. | 4-6.04 | |
127 | Словарный диктант. Совершенствование орфографических умений. | ||
128 | Работа с текстом. Редактирование. | ||
129 | Упражнение в выделении орфограмм корня. | 9-13.04 | |
130 | . Диктант по теме « Орфограммы корня» | ||
131 | Работа над ошибками. | ||
132 | . Обобщение по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы корня» | ||
Состав слова (28час.) | |||
133 | Повторение изученного о строении слов. | ||
134 | Повторение изученного об изменении слов .Знакомство с термином «нулевое окончание». | 16-20.04 | |
135 | Введение понятий «приставка» и «суффикс». | ||
136 | Значение, употребление и написание приставок. | ||
137 | Написание приставок. | ||
138 | Разграничение приставок и предлогов. | ||
139 | Значение, употребление и написание суффиксов. | 23-27.04 | |
140 | Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов. | ||
141 | Анализ состава слова. | ||
142 | Упражнение в разборе слов по составу. | ||
143 | Расширение знаний о написании удвоенных согласных. (Двойные согласные на границе частей слов). | ||
144 | Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов. | 30.04-4.05 | |
145 | Обучение выбору разделительного знака (Ь или Ъ). | ||
146 | Закрепление способа действия при выборе разделительного знака. | ||
147 | Совершенствование всех освоенных орфографических умений. | ||
148 | Повторение. Подготовка к диктанту. | ||
149 | Упражнение в решении орфографических задач. | 7-11.05 | |
150 | Списывание текста с выделением орфограмм. | ||
151 | Совершенствование орфографических умений. | ||
152 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями. | ||
153 | .Работа над ошибками. | ||
154 | Обобщение и систематизация изученного по орфографии. | 14-18.05 | |
155 | Упражнение в применении приобретенных знаний. | ||
156 | Знакомство с понятиями «правильно» и «точно». | ||
157 | Обучение выбору более точного слова. Написание словесных картин. | ||
158 | Продолжение работы над правильностью и точностью речи. | ||
159 | О значении, строении и происхождении слов. | 21-25.05 | |
160 | О значении, строении и происхождении слов. | ||
Обобщающее повторение.(10час.) | |||
161. | Перелистаем учебник. | ||
162. | Звуки и буквы. Звуко-буквенный разбор. | ||
163. | Повторение изученных орфографических правил. | ||
164. | Написание Ь и Ъ знаков. | ||
165. | Орфограммы корня. | ||
166. | Орфограммы корня. | ||
167. | Анализ слов по составу. | ||
168. | Написание имен собственных. | ||
169. | Упражнение в выделении орфограмм в тексте. | ||
170. | Словари. Их виды и назначение. |
Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия.
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Учебник по русскому языку для 2 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011
М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса. Смоленск: «Ассоциация XXI век»,
Сычева М.В.. Тестовые задания по русскому языку 2 класс/
Сычева М.В., Мали Л.Д.; под редакцией М.С. Соловейчик. «Работаем по учебнику русский язык «К тайнам нашего языка» Методическое пособие.– Смоленск: Ассоциация XXI, 2013
2. Информационно - коммуникативные средства.
- Электронное приложение к учебнику М.С.Соловейчик «Русский язык.2 класс».
- Интерактивный тренажер по русскому языку для учащихся 1-4 классов «Я пишу грамотно!»
3. Материально – технические средства.
Компьютерная техника, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, аппаратно-программный комплекс, мобильный класс.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016.
- Сборник рабочих программ «Гармония». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
- Асмолов А. Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др.; под редакцией Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. –издание второе. М. Просвещение, 2016г.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М.,Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. М.: Просвещение, 2016г.
- Козлов В.В, Кондаков А.М.. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...