Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Тема "Корень- главная часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные (родственные слова." 2 класс. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_russkiy_yazyk_2_klass_perspektiva_odnokorennye_slova.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока 2 класс
Учитель: Абдуллина Альбина Караматовна
Предмет: русский язык
УМК «Перспектива»
Тема: «Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные слова) слова»
Методы урока: проблемно-поисковый, иллюстративный, словесно-наглядный.
Средства обучения: мультимедиа
Оборудование: ПК, медиа проектор, учебник русского языка 2 класс
Основные цели:
предметные- умение выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания
корней;
- умение разграничивать родственные слова и слова с омонимичными корнями;
- закрепить представления о единообразном написании корня слова;
- обогащать словарный запас при подборе родственных слов;
- прививать интерес к русскому языку.
метапредметные – развивать речь, путём составления предложения на основе рисунка;
- совершенствовать навыки составления текстов-доказательств при объяснении выбора однокоренных слов;
- активизировать речь путём составления текстов рассуждений при объяснении правил проверки безударных гласных;
- развивать образное и логическое мышление при отгадывании загадок.
личностные - понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов;
- воспитывать осознанное уважительное отношение к орфографически правильному письму;
- формировать интерес и любовь к живой природе.
Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень», «однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах,
распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.
развивающие: развивать наблюдательность, память, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и
умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.
воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство
ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Формы работы: индивидуально-коллективная, групповая.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Мотивация | – Добрый день, ребята! У нас очередной урок русского языка. Проверьте , как организовано ваше рабочее место, как расположены учебники и письменные принадлежности. Почему это важно? Выскажите свои мысли. |
предположения. | УУД: – осуществлять самоконтроль (р.); – слушать и понимать речь других; строить рассуждение (к.) |
2. Актуализация опорных знаний. | -Прочитайте слово на доске ( на доске записано слово работа). -Пропишите каллиграфически правильно буквы согласных звуков, буквы гласных звуков. -Запишите слово работа. Определите ударный слог, поставьте знак ударения и подчеркните безударные гласные. -Как думаете, почему наш урок начинается с этого слова?
| Слушают информацию учителя. Высказывают предположения. - Слово обозначает предмет, в нем 3 слога, второй слог ударный, Выполняют каллиграфически правильную запись букв, слова. --Это слово сегодня поможет изучить новую тему всем, кто умеет хорошо работать, трудиться. Ответы детей. | УУД: – определять границы собственного знания/незнания (п);– учиться прогнозировать (р.); – слушать и понимать речь учителя, строить рассуждение (к.) |
3. Постановка учебной задачи. | (Учитель читает текст) - Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница. - О! Здравствуйте! Вы кто? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? - А я ваша родственница – гусеница. - Ребята, кого называют родственниками?. - А как вы думаете, права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему? Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
-Какая тема нашего урока? - Правильно, ребята. На уроке мы будем работать над темой: «Корень –главная часть слова. Однокоренные слова». | - Это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. Доказывают, что слова гусь и гусеница не однокоренные. - Нет, гусеница не права, считая себя родственницей гусей. Потому что слова гусь и гусеница хоть и имеют одинаковый корень , но они разные по значению, по смыслу. - Об однокоренных словах, о корне, их общей части.
| Предметные: – раскрывать сущность понятия однокоренные, родственные слова УУД: – осознавать необходимость открытия нового знания для овладения правильным письмом (л.); – находить в учебнике необходимую информацию; – формулировать учебную задачу урока (р). |
4. Открытие нового знания. (Образование родственных слов). | Сказка садовника. Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и называли их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их называли родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ. (На доске рисунок дерева.)
| Предметные: – уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; УУД: – иметь познавательный интерес к работе со словом, его значением и происхождением (л.); – принимать цель деятельности, поставленную учителем; работать по предложенному плану; прогнозировать результат деятельности; – наблюдать; – сравнивать языковые явления, устанавливать причинно – следственные связи; обобщать, делать выводы; (р.); – воспринимать, понимать, критически оценивать устную и письменную речь собеседников; участвовать в дискуссии; строить рассуждение (к.) | |
5. Первичное закрепление. | Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.
Игра «Засели домики» -Одновременно в 3 домика приехали родственники. Правильно ли «заселились родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики. (Приложение 2)
| Учащиеся работают в парах. Рассуждают, доказывают, «лишние» слова вычёркивают. Фронтальная проверка.. | Предметные: – уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; УУД при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; – ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; – выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач; – понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; – стремиться к более точному выражению собственного мнения; – задавать вопросы (к) интерес к работе со словом, его значением и происхождением (л.); |
6. Самостоятельная работа с самопро- веркой по эталону. | Упражнение на закрепление навыка находить однокоренные слова ( учебник , упр.61) | Озаглавливают текст. Выясняют тип заглавия ( отражает тему или основную мысль текста). Выписывают группы однокоренных слов по образцу, выделяют корень. Самопроверка. | Предметные: – находить однокоренные слова; УУД: – высказывать свое Предположение на основе учебного материала; анализировать с целью выделения существенных признаков, делать умозаключение (п.); – слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (к.) |
Найдите такие слова в упр. 62 учебника, рассмотрите к нему рисунок. - А вы знаете, чем занимается водолаз? А подводник? |
Учащиеся должны самостоятельно доказать не родственность слов вода и водитель путём объяснения их значения. | ||
7. Включение нового знания в систему заданий и повторение | Поиск родственных слов и составление предложений по вопросам на основе рисунков. (упр. 65, учебник) | Выполняют задания на вновь изученное. Новые знания используют вместе с изученными ранее. | Предметные: – находить родственные слова; – активизировать словарный запас при подборе родственных слов; УУД: – контролировать выполнение действий и оценивать результат (р.); – подводить под понятие (п.); – точно и доказательно выражать свои мысли (к.) |
8. Домашнее задание. | РТ.упр. 131, самостоятельный подбор и запись родственных слов с корнями род-, сод-, ход- ( на выбор один корень). | ||
9. Рефлексия деятельности. | Что такое корень слова? Для чего важно верно находить корень слова? Есть ли в этом смысл? Давайте прочитаем ещё раз сообщение профессора Самоварова ( учебник, стр.49).
|
своих достижений. | Предметные: – объяснять сущность понятия корень слова ; УУД: – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (л.); – давать оценку собственной деятельности на уроке (р.) |
Приложение № 1.
Приложение 2
Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.
Игра «Засели домики»
-Одновременно в 3 домика приехали родственники. Правильно ли «заселились родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.
Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут отно...
Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)
Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...
Конспект урока по русскому языку "Характеристика предложения и разбор слова как часть речи" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Данный урок будет полезен учителям начальных классов....
Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"
Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...
Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»
В ходе данного урока мы сможем показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....
Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения"
Урок разработан для 3-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языко...
Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 4 класс. УМК "Перспектива"
Конспект урока по русскому языку по теме "Главные члены предложения" 4 класс. УМК "Перспектива" с использованием платформы Учи.ру...