Урок Обучение грамоте. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте № 56.
1 класс.
Технологическая карта.
Тема: Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
Педагогическая цель | Создать условия для знакомства с новой буквой Ж, ж; применять полученные знания в окружающей жизни. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Планируемые результаты: предметные | В совместной деятельности с учителем, одноклассниками и другими детьми, учить выполнять звукобуквенный анализ слов, анализировать слова, соотносить их со схемами; выделять заданный звук в звучащей речи, определять роль буквы ж в слове; писать заглавную и строчную букву Ж,ж на основе двигательных элементов по алгоритму, составлять слоги и слова с этой буквой; читать слова по слогам; научить правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями; · |
личностные | Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу (через анализ рисунка), сохранить ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителемв конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником – текст, иллюстрация); ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения. Коммуникативные: использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем, сверстниками и другими детьми, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Гласный и согласный звук, звук [ж], буквы Ж, ж, схема слова, схема предложения, слог |
Образовательные ресурсы | Л.Ф. Климанова. С.Г. Макеева. Азбука. 1 класс. Л.Ф. Климанова. Рабочая тетрадь «Читалочка». Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климанова. С.Г. Макеева (1 CD) |
Оборудование: | Мультимедийная доска, карточки для групповой работы «схемы звуков» . |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (УУД) | Приемы контроля | |
осуществляемые | формируемые | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | А ну – ка, дети, встаньте в ряд Я командир вы мой отряд! | Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания | Фронтальная. Словесный. Вопросы учителя | - Ребята послушайте стихотворение, возможно вы догадаетесь, кто у нас в гостях. Жук жужжит в железной банке, Жук не может жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука! -Почему жука называют бедным? -Почему горька жизнь жука? - Какой звук повторяется в стихотворении чаще других? - Посмотрите, кто изображён на «волшебном» рисунке в Азбуке? - Какие звуки издаёт жук, когда летит? - Кто изображён на оставшихся двух рисунках? - Что вы знаете о жуке и жабе? -Жук – это насекомое. Имеет 3 пары ног. Размеры тела у разных жуков бывают от 2 мм до 30 см и более. - Жабы – это ночные наземные животные. Они входят в воду, чтобы отложить яйца – икринки, для продолжения рода. Зимуют в земле. Питаются насекомыми. (Cоставление звуковой схемы слова жук) - Произносим первый звук в слове жук. -Что это за звук? Воздух при произнесении встречает преграду или свободно проходит? -Твёрдый это звук или мягкий? - Каким цветом на звуковой схеме вы обозначите звук [ж]? - А теперь произносим следующий звук в слове жук. Что это за звук? - Как выходит воздух при произношении этого звука? - Каким цветом на звуковой схеме вы обозначите звук [у] ? и т.д. - А теперь составим звуковую схему слова жаба. (Работа проводится аналогично) - Ещё раз произнесите хором первый звук в слове жук, а теперь в слове жаба. - Что это за звук? - У нас в гостях сегодня всего один звук. Это согласный твёрдый звук [ж]. - Этот звук можно обозначить заглавной буквой Ж и строчной буквой ж. - На «волшебной» картинке как разукрашена буква? - Как вы думаете, почему? -Зачем нужна заглавная буква Ж, а строчная буква ж ? - Чем заглавная буква отличается от строчной? - А на что похожа буква ж? Посмотри – ка : буква Ж На жука похожа, Потому что у неё Шесть жучиных ножек. Твёр | Слушают учителя, отвечают на вопросы, зарисовывают в тетради звуковые схемы слов. Высказывают свои предположения и мнения. | С помощью учителя обобщают имеющиеся знания о гласных и согласных звуках. Принимают учебную задачу. | Устные ответы, рассказ, запись в тетради |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с учебником (стр.14 - 15) и СД | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, рассказ. Деятельност ный метод. | - Предлагаю вам поиграть в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове согласный твёрдый звук [ж] » Ужи, стрижи, жук, Женя, вода, мел, лыжи, снежинка, май, жираф, живот, Жора. - Игра из электронного учебника «Найди в словах звук [ж]» - Следующая игра «Буква заблудилась». - Догадайтесь, какая буква пропущена, вставьте её в слово и прочитайте. лу_а, _аба, сне_ок, лу_ок, _ало, кру_ок, _аворонок. - Какое слово «лишнее»? Почему? (жаворонок – из 4 слогов, а остальные из 2 слогов) - Из букв этого слова составьте другие слова. (жар, вор, ворона, кора, нора, корона, рок) - С любым из этих слов составьте предложение. - Предлагаю потренироваться и напечатать строчную и заглавную букву ж, Ж. Показ написания букв Ж ж в электронном учебнике) -Составим и напечатаем слоги с буквой ж. Буква ж согласная. Какие буквы должны взять, чтобы получились слоги? - Прочитаем получившиеся слоги. Что вы заметили? - Когда – то очень давно у твёрдого звука [ж] был «братец» мягкий звук. Но со временем он утратил свою мягкость. И теперь мы произносим этот звук только твёрдо. - На странице учебника Ваня показывает буквосоченание. Прочитайте его. Что вы знаете о произношении и написании этого сочетания. - Сочетание жи хоть и звучит твёрдо, но рядом с буквой ж никогда не пишется буква ы, а всегда пишется буква и. Так принято в русском языке. Это правило нужно запомнить. Сочетание ЖИ пиши с буквой И. - Давайте прочитаем слова с этим сочетанием и запомним, как оно пишется. - А вот ещё одна игра называется она «День и ночь». Как из насекомого получить цветок? На доске напечатано слово, прочитайте его. А теперь закройте глаза, откройте, что изменилось. Напечатаем эти слова в тетради. жук –лук - лак – мак | Отвечают на вопросы. Слушают объяснения, работают в парах.
| Учатся находить заданный звук в потоке звучащей речи. Учатся составлять слоги - слияния.
| Устные ответы, письменное выполнение задания |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Раз шажок, Два шажок, Левый, Правый сапожок. Я учу Алёшку Топать понемножку. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. | Правильное выполнение движений |
Работа с учебником (стр. 14) и СД | Работа в парах. Объяснение учителя. | Работа в парах. Из данных слогов нужно составить как можно больше слов. ( Предлагается несколько карточек со слогами из них нужно составить слова и записать.) Слоги: у, е, жи, лу, чи, лы, но, ры. (Слова : ужи, ежи, чижи, лужи, лыжи, ножи, жиры, жилы) - Ребята, когда вы закончите работу в паре, то возьмитесь за руки и образуйте «домик», это будет сигнал, что работа закончена. Проверка работы пар. Чтение слов в столбиках по учебнику. (Самостоятельно) -Прочитайте слова, которые обозначают один предмет. - А теперь прочитайте слова, которые обозначают несколько предметов. -Как изменятся слова жаворонки и журавли, если будут обозначать один предмет? Чтение текста «Жук и жаба» цепочкой. Работа по вопросам. - Почему жуку пришлось бросить свой домик? -А почему домик понравился жабе? - Прочитайте текст «Кто где живёт?» - Дополните предложение о еже. | Самостоятельно написать начальную букву слова под каждой картинкой. | Учатся читать слоги и составлять из них слова. Формируют умения самостоятель- но работать с электронным пособием. | Письменная работа в тетради |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу – жу – жу, жу – жу – жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко – низко наклоняюсь. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Учатся позитивно относиться к своему здоровью. | Правильное выполнение движений |
IV. Закрепление знаний и способов действий. Работа с учебником (стр. 15), . | Индивидуальная. Практический, словесный. Частично-поисковый. | Самостоятельное чтение рассказа «Ёжик». Чтение текста вслух детьми, которые хорошо умеют читать Работа по вопросам. - У кого жил ёжик? - Что Женя принёс ёжику? - Куда подевался ёжик? - Почему ёжик вылез из коробки? Подбор рифмы. (… - мы увидели ежа. … - молока несём ежу. … - не мешают нам ежи.) - Прочитайте предложения данные ниже. Дополните их. | Составляют рассказ по сюжетной картинке. | Учатся применять полученные знания в жизненной ситуации. Формулируют ответы на вопросы, выполняют задания | Упражнение в чтении текстов |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | –Вам понравился урок? –А что больше всего понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? - Я положила каждому на парту кружок, на котором нарисовано лицо. Если вы запомнили все, чем мы занимались на уроке, и вам все было понятно, то нарисуйте улыбку на этом лице. Если что-то вызвало затруднения или было непонятно, то нарисуйте строгое лицо. Если вы плохо поняли тему урока, то нарисуйте унылое лицо. Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы | Оценивают свою деятельность на уроке. Осуществляют итоговый контроль | Устные ответы на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"
На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ
Конспект урока обучения грамоте в 1классе. Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ
Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....
Урок обучения грамоте "Звук и буква Г"
Проведен для учащихся 1 класса речевой школы...
урок обучения грамоте " Звук и буква А"
Ознакомление с первой буквой алфавита в занимательной форме...
Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"
Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...