Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме " Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бояркина Мария Семёновна

Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу - это орфограммы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».(слайд №1)

Тип урока: « Обобщение и систематизация знаний».

Цели урока: обобщение знаний обучающихся  о шипящих звуках; формирование  умения правильно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные: 

Регулятивные:  развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:  развивать умение слушать и понимать других;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  оформлять свои мысли в устной форме;  предлагать помощь и сотрудничество.

Познавательные:   развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;  выявлять сущность,  особенности объектов; делать выводы на основе анализа объектов; обобщать и классифицировать по признакам;  ориентироваться на развороте учебника;  находить ответы на вопросы в тексте.

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.

        Ход урока:

1.Орг. момент. Речевая разминка (слайд №2)

Долгожданный дан звонок-

                                           Начинается урок

         Как жи-ши, ча-ща, чу-щу писать

                                           Будем вместе повторять.

Сегодня мы отправимся в путешествие на весёлом паровозике. А куда? Вы узнаете, выполнив задание. (слайд №3)

И так, чтобы отправиться в путешествие на нашем весёлом паровозике, нужно привести в движение колёса. Если я подниму правую руку, то одна половина класса хлопнет в ладоши один раз, а если подниму левую руку, то другая половина хлопнет в ладоши тоже один раз. А если обе руки вверх, то все кричат «Ту-ту-у!»

2. Станция «Чистописание» (слайд №4)

а) Наш поезд прибыл на станцию Чистописание.

бб,  дд, уу

- Найдите «лишнюю» букву. Объясните, почему она «лишняя»

   (у - гласная)

- В чём сходство? (Есть буква  о)

- В чём отличие? (Элем. букв)

- Хором читаем пословицу (слайд №5)

Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

- Объясните смысл этой пословицы. Произнесите каждый шипящий звук.

б) Пальчиковая гимнастика (слайд №6)

Подготовим пальчики к работе. Дети соединяют поочередно пальцы, затем хлопают в ладоши и говорят

Вышли пальцы погулять(массаж пальцев)

                               Этот пальчик самый толстый;

                               Самый толстый и большой;

                               Этот палец для того,

                               Чтоб показывать его.

                               Этот палец самый длинный,

                               И стоит он в середине.

                               Этот пальчик безымянный,

                               Он избалованный самый.

                               А мизинчик, хоть и мал,

                               Очень ловок и удал.

 в) Запишите число, классная работа, буквы и пословицу красиво у себя в тетради. Подчеркните буквы, обозначающие непарные шипящие согласные звуки (слайд №7)

Оценивание( лист самооценки) Трёхцветный индикатор. Возьмите лист самооценки и в минутке красивого письма  оцените себя. Если всё получилось, нарисуйте жёлтый круг. Если с ошибкой, то зелёный круг.

 А если ошибки и помарки, то красный круг.

Итак, кто скажет, над какой темой мы будем сегодня работать на уроке?

( Ответы детей).

Правильно! Мы с вами отправимся в путешествие в страну сочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

На уроке обобщим знания о шипящих звуках, продолжим вырабатывать навык правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

3. Станция «Шипящие». Орфографическая минутка ( вспомним, как пишутся буквосочетания: жи-ши – с буквой и; ча-ща – с буквой а; чу-щу – с буквой у. (слайд №8)

Игра «Угадайка»

        - Угадайте и запишите слово. Подчеркните буквосочетания, написание которых надо запомнить.

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут … (мыши)

- Первое слово пишем с большой буквы, затем с маленькой через запятую

              (слайды №9, 10, 11)Не поедет без бензина

        Ни автобус, ни … (машина)

                                              По полям бегут ручьи,

                                              На дороге  - … (лужи)

                                              Скоро выйдут муравьи,

После зимней … (стужи)

Оценивание( лист самооценки) Трёхцветный индикатор.

4. Станция «Здоровейка» Физкультминутка: гимнастика для глаз (слайд №12)

Крепко зажмурить глаза, (считать до трёх), открыть и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз. Будьте внимательны!

5. Станция « Учебная».

Работа над учебником. Упр.20. Прочитайте шутки. Какие слоги пропущены в словах? Запишите любое предложение. Подчеркните в словах изучаемые орфограммы.

Оценивание( лист самооценки) Трёхцветный индикатор.

6. Станция «Художественная». Диктант по картинкам. (слайды №13, 14)

- Запишите названия предметов, которые изображены на рисунках

(шишка, карандаши, снежинка, чашка, часы, машина, свеча, щука.)

- Подчеркните буквосочетания, написание которых надо запомнить.

Оценивание( лист самооценки) Трёхцветный индикатор.

7. Станция «Почтовая». Какографическая минутка (работа в парах)(слайд №15)

Нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.

          Летом я со своей сабакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речьку. Над вадой кружылис чяйки. Я поймал щюку и два лещя.

Незнайка в своём письме допустил ошибки. Помогите  ему найти эти ошибки и исправьте их, объясните правильное написание, чтобы он больше не допускал ошибок.

Спишите этот текст. Подчеркните в словах изучаемые орфограммы.

Оценивание( лист самооценки) Трёхцветный индикатор.

 Скажите, почему Незнайка допустил много ошибок? Зачем надо на уроке быть внимательным?

Вывод: (слайд №16)

Я грамотно писать хочу,

                                            Слова на чу и щу учу.

                                            Сочетания чу – щу

                                           Пишем  только с буквой у

8. Станция «Итоговая» (слайд №17)

В сочетаниях жи – ши

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а

В сочетаниях чу – щу

Пишем только букву у

9.  Станция «Рефлексия».

Наш весёлый паровозик вместе с нами возвращается в класс. Путь у нас короткий. Надо записать слова с учебника. Упр. 14. Запомните правописание этих слов.

Оценивание( лист самооценки) Трёхцветный индикатор.

Итак, мы в классе.

- Что мы сегодня повторяли  на уроке русского языка?

 - Чему учились?

 - Почему нам надо знать изученное правило и уметь их находить?

Оцените свою работу на уроке.  

Домашнее задание: Упражнение 19,стр.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 2 класс на тему "Устаревшие слова"

Автор:  Кичигина Галина Григорьевна, учитель начальных классов.Образовательное учреждение:  МБОУ «Ардатовская основная общеобразовательная школа»Предмет:  русский язык,  УМК «Начал...

Разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое глагол?" ФГОС

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" ФГОС...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч."

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч."...

Разработка урока по русскому языку 3 класс по теме "Части речи"

Урок русского языка 3 класс разработаны согласно ФГОС...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме : «Ударный и безударный слог»

Сформировать умение ставить ударения в слове,выделять ударные и безударные слоги....