Разработка урока. Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
Предметная область: Русский язык
Класс: 3
Школа: МБОУ СОШ №1, г. Ак-Довурак
Учитель: Донгак Байлакмаа Дагааевна
Тип урока: открытие новых знаний
Межпредметные связи урока: литературное чтение, родной (тувинский) язык, окружающий мир.
Тема: Разделительный мягкий знак
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о правописании слов с мягким знаком.
Формировать умение употреблять в словах мягкий разделительный знак.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирования
- уважительного отношения к иной точке зрения, иному мнению;
- чувства ответственности, самостоятельности, трудолюбию.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные: ориентироваться в учебнике; уметь находить в тексте слова с ь разделительным знаком; делать выводы в результате совместной работы с классом, учителем.
Коммуникативные: выражать свои мысли на русском языке; рассуждать логически, доказывая свою точку зрения.
Регулятивные: работать в парах, договариваться в совместной деятельности с товарищем.
Ресурс: Учебник Л.Д.Митюшина «Русский язык 3 класс» М.: Дрофа, 2012. интерактивная доска, презентация к уроку.
I. Актуализация знаний.
1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
Цель этапа:
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
– Что гостям сказать нам надо?
(–Видеть Вас мы очень рады!)
– Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока.
-Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен.
-Вы согласны со мной?
-Русский язык какой?
Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новое, интересное открытие.
2.Стадия вызова
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
В сказочном городе букв, в три десятом царстве, в небольшом домишке, что стоял на самой окраине этого города жила - была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже не слышал ее голоса. О ней частенько забывали и вообще не брали во внимание. Все буквы посмеивались над ней: « Она даже не обозначает звука, не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо и одиноко.
- Ребята, как вы думаете, кто живет в этом домике? (Буква)
-Какая буква? (ь знак)
-Есть звук у этой буквы? (нет) (Давно знаете или только что) (ЗНАЕМ)
Докажите, что ь не обозначает звука
(например: в слове соль 4 буквы и три звука, тень)
Сделайте вывод: ь не обозначает звука.
Это вы давно знаете или только что узнали (ЗНАЕМ)
Создание проблемной ситуации.
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности
Для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нужно правильно назвать, отгадать спрятанные слова:
Близкие родственники, живущие вместе (семья).
Снежная буря, метель (вьюга).
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Осенние листья)
Тополь, кедр, береза, лиственница (деревья)
Первый период осени – начало осени – это «ранняя осень».
-По каким признакам видно что это осень? (листья желтые, трава высохла, осенью грустно, потому что осенью природа готовится к спячке. Грустно, сытно)
-Что общего в этих словах. (Во всех словах есть мягкий знак)
5.Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (О правописании слов с мягким знаком)
-Когда бывает листопад?
-А как слышится (Осенью)? (Слово как будто разделился на две части)
- А какая роль мягкого знака в слове осенью? ( Показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются). Это вы знали или узнали только что? (УЗНАЛИ)
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА
-Что мы должны сделать на уроке?
1. Научимся писать слова с мягким разделительным знаком.
2.Научимся правильно произносить слова с мягким разделительным знаком
II.Основная часть. II. Операционно-исполнительский этап.
Цель этапа:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
Минутка чистописания.
- Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте. Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
- Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать:
Лес, лось, жар, жарь,
Мол, моль, кон, конь.
-В слове конь что обозначает ь? (мягкость предшествующего согласного). Это вы знаете или только что узнали? (ЗНАЕМ)
Каллиграфия
1) ь
2) лёд
3) льёт
Составить предложения про лед. (ЛЕД - Почему лёд скользкий? Лед – это твердое состояние воды. Лед – это замерзшая вода. Весной тает лед. На тонком льду нельзя кататься. Это очень опасно. тонкий и хрупкий лед может в любой момент треснуть)
-На какой вопрос отвечает слово лёд? (что)
-Что обозначает? Что называет? (предмет)
-лёд это единственное число или множественное число? (ед. число, а во мн.числе – льды)
ЛЬЁТ –Дождь льет как из ведра. Осенью часто льет дождь. Мама наливает чай с молоком. Летнее солнце льет на землю жаркие лучи.)
-Какой вопрос можно задать к слову льёт? (что делает?)
-Что обозначает? Или что называет? (действие)
5.Определение темы исследования Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ
-Смотрим на экран. Слушайте меня внимательно, как надо читать, а потом вы будете читать.
ве -[в'э] вье -[в’й’э]
лё -[л'о] льё - [л’й’о]
лю -[л'у] лью -[л’й’у]
бя -[б'а] бья - [б’й’а]
ви -[в'и] вьи - [в’й’и]
-Чем различаются в произношении слоги первого и второго столбиков? (в первом столбике согласные произносятся мягко, а во втором столбике согласный и гласный не сливаются, я, ю, е, ё, и обозначают два звука) (Это вы УЗНАЛИ)
Динамическая пауза
Цель этапа: сменить вид деятельности.
Для того чтобы наполнить копилку знаний вы должны быть здоровыми.
Зарядка – музыка
Открытие нового знания.
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
-Будем работать парами. У вас на партах лежат конверты. Посмотрите что там внутри. (слова)
- Чем отличаются слова каждой группы? (Первая группа слов – это слова с разделительным мягким знаком, а во второй группе слов – мягкий знак показатель мягкости согласного) Распределите эти слова в два столбика. На столе клей-карандаш, вы должны приклеить в два столбика. Доказывая почему слова в одной группе, а другие в другой.
1 группа | 2 группа |
Пальто | Льёт |
Январь | Печенье |
Февраль | Илья |
Медведь | Пью |
Деньки | Соловьи |
- выяснить перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак и после каких;
- сколько звуков в этих случаях обозначают буквы Е Ё Ю Я И и почему. (Вспомнить правило)
Вывод: Разделительный Ь пишется перед буквами Е Ё Ю Я И
Разделительный Ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки.
-Это мы узнали или знаем давно? (УЗНАЛИ)
Самостоятельная творческая работа Цель этапа: Осмысление, соотнесение новой информации с имеющимися знаниями.
Работа по карточкам (у каждого на столе карточка с заданием).
- Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.
Стул – __________________________________________________
Воробей – _______________________________________________
Перо - ___________________________________________________
- Подчеркни одной чертой разделительный мягкий знак, а двумя - буквы, перед которыми он пишется.
- Выделить ту часть слова, в которой пишется разделительный мягкий знак.
- Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.
Брат – _____________________________________________________
Дерево – __________________________________________________
Лист - ____________________________________________________
Друзья - ___________________________________
- Подчеркни одной чертой разделительный мягкий знак, а двумя - буквы, перед которыми он пишется.
- Выделить ту часть слова, в которой пишется разделительный мягкий знак.
У вас есть друзья? У меня тоже есть друзья. Другом может быть взрослый, дедушка или мама. Друзья познаются в беде. Не ищи 100 рублей, а ищи 100 друзей. Легче друга потерять чем найти. Друг дороже денег. Дружба тоже труд, это подарок судьбы. Поэтому надо беречь дружбу, друга.
Ваши пальцы устали наверное, пускай отдохнут ваши маленькие пальчики.
Потешка
Пальчик пальчик, где тыл?
-С этим пальцем в лес ходил
-С этим пальцем щи варил
-С этим пальцем кашу ел
-С этим пальцем я играл.
Ребята, я приготовила каждому из вас памятки по данной теме, которые помогут вам лучше запомнить, когда в словах пишется разделительный мягкий знак.
Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слияния,
Разделил их ловко я.
Итоговый вывод
9. Рефлексия
Цель этапа: обобщить полученную информацию, дать оценку работы на уроке.
Самоанализ урока
Данный урок по русскому языку проведён в 3 классе. Урок построен в соответствии ФГОС. В данном классе 30 учащихся. Дети активные, инициативные на уроках, спокойные, умеют слушать не только учителя, но и друг друга. Они приучены работать группами коллективно. Уровень развития учащихся – выше среднего; дети привыкли к тому, что знания не даются в готовом виде, они сами делают «открытия», привыкли спорить, доказывать, аргументировать свою точку зрения, уверенно работают в группах, уважая мнения своих одноклассников.
Тема урока-исследования: «ь знак. Мягкий разделительный знак». Тема урока связана с предыдущими уроками. «твердые и мягкие согласные звуки» «ь показатель мягкости согласного звука» На уроке находили что они знают и что узнали? На каждом этапе делали вывод. В конце всех проделанных работ по группам и творческой работы учащихся гипотеза поставленной проблемы не подтвердилась, так как набор предложений не является текстом.
На русский язык отведено по 4 часа в неделю, 136 часов в год. Обучение ведётся по программе ФГОС НОО и авторской программы Селиверстовой Галины Михайловны, Манзановой Фаины Тас-ооловны «Русский язык» учебник для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. Учебник: Часть 1.
Лексический раздел «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» разделительный мягкий знак первый урок.
Личностные: Доброжелательное отношение друг к другу.
Коммуникативные: Формулирование собственного мнения. Умение учащихся аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные: Волевая саморегуляция
Познавательные: Научить умению размышлять.
1. Технология деятельностного метода.
Основой этой технологии является включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
3. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Успехи и недостатки урока:
Из данной структуры урока видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу.
Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Ак-Довурака,
имени Тамдын-оол С.С. – Героя Социалистического труда
Разделительный мягкий знак (ь)
3 класс
Б.Д.Донгак –
учитель начальных классов
Ак-Довурак – 2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...
Разработка урока русского языка на тему: "Второстепенный член предложения - определение" по системе Л. Занкова. Урок открытия нового знания
Урок русского языка в 3классе по системе Л.Занкова...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».
На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....