Работа со словарными словами
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Перевалова Ольга Михайловна

В данной работе показан опыт работы со словарными словами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_so_slovarnymi_slovami_olga_mihaylovna_1.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА  СО  СЛОВАРНЫМИ  СЛОВАМИ  
(ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ)

Данный вид работы является обязательной составной частью каждого урока. Работаем со словарными словами, рекомендованными авторами
учебника для данного урока, если они отсутствуют, то используем тот мате-риал, с которым ученики работали дома. В каждое домашнее задание я включаю прописывание и запоминание написания словарных слов на определённую
букву алфавита. Используем орфографический словарик учебника. Данный вид работы стараюсь связать с минуткой чистописания и темой урока. Словарная работа может являться отдельным этапом урока или включаться в другие виды учебной деятельности. Вот некоторые примеры фрагментов уроков (Начальная школа 21 века. Русский язык 2 класс, авторы: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.  Романова)

минутка  каллиграфии

Работали над формой строчной буквы «в» (написание верхнего и нижнего соединения). Далее записываем словарные слова, в состав которых входит строчная буква «в» в два столбика. Работа проводится фронтально. Учитель называет слово, далее ученик (можно организовать работу по цепочке) проговаривает слово орфографически, объясняет, в какой столбик будет его записывать и почему, а затем диктует всему классу.

связь  словарной  работы  с  материалом,  
изучаемым  на  уроках  русского  языка

В орфографическом словарике учебника 4 столбика словарных слов.
Виды заданий:

1. работа в парах, из первого столбика выписать слова с безударной гласной «О»;

2. из всего словарика выписать слова с непроизносимой согласной с сочета-ниями -оро- , -оло- (данные сочетания можно включить в чистописание). Найдите какие слова с сочетаниями –оро- , -оло- можно объединить по смыслу?

        Корова – молоко

3. составление четверостиший.

        В словах крова и молоко
        Не пропустите букву О
.

фрагменты  уроков

(Начальная школа 21 века. Русский язык 2 класс, авторы: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова).

1. На дом ученикам было задано поработать со словарными словами, которые начинаются на буквы «а», «б».

- Вспомните слова, над которыми вы работали дома. Назовите их. На какие две группы вы бы их разделили по смыслу?

Автобус, автомобиль, быстро, адрес апрель, берёза. 

- Составьте предложение, в которое бы вошли все слова первой группы.

Автобус и автомобиль быстро доставят вас по адресу. (запись предложения)

- Составьте предложение, в которое входили бы все слова второй группы.

Записываем предложение:

В апреле береза надевает зелёный наряд.

Далее мы используем составленный нами языковой материал в работе по теме урока. Повторяем состав слова – «наряд».

2. На дома учениками не работали со словарными словами.

- Откройте орфографический словарик, найдите слова на буквы «г» и «д».
Подготовьтесь к письму по памяти.

На первых этапах запись слов может быть организована в виде фронтальной работы. Учитель называет ученика, он диктует орфографически слово. Класс записывает. Затем постепенно переходим к самостоятельной записи слов.

3. Тема урока: «Слово и его значение».

Запись слов под диктовку (проверка домашнего задания):

Завтра, завтрак, заяц, здание, здравствуй, земляника, иней, июль, июнь.

Далее организуется взаимопроверка.

- Что мы записывали? - слова

- Определите количество звуков в каждом слове и надпишите.

- В каком из данных слов наименьшее количество звуков?

- В каком слове 5 звуков?

- Из чего состоят слова? – из звуков

- Объясните значения слов: завтрак, иней.

- Если мы не можем объяснить значения слова, что нам поможет?

4. Работа по толковому словарю:

- Найдите значение слова иней, прочитайте.

- Что имеют слова? – значение.

фрагмент  урока  русского  языка  3  класс

(Начальная школа 21 века. Русский язык 3 класс, авторы: С.В. Иванов,
А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова.)

тема  урока  «род  имён  существительных».

1. Минутка каллиграфии.

- Эта буква состоит из трёх наклонных прямых с закруглением внизу вправо.

- Что мы о ней знаем?

- Дайте характеристику звуку [ш].

Далее к доске вызываем ученика, который прописывает сочетание
строчной и заглавной букв «ша».

Класс анализирует правильность написания формы буквы и соединения. Индивидуальная работа в тетрадях: прописываем строчку этих буквосочетаний.
Самостоятельный анализ выполненной работы, выделение лучшего сочетания букв.

- Что произойдёт, если к последнему закруглению буквы «ша» добавим
маленькую петлю?

- На что обратим особое внимание при написании петли?

2. Самостоятельная работа в тетрадях: прописываем строчку сочетаний Щщ.

-Какой звук мы записываем этой буквой?

- В чём сходство и различие звуков [ш] [щ`]?

3. Работа со словарными словами.

- Из третьего и четвёртого столбика орфографического словарика учебника выпишите слова, в которых есть буква «ша» или «ща».

- Расскажите про орфограммы в этих словах.

- Прочитайте ещё раз эти слова.

- Чем они схожи ?

- Что такое часть речи?

- Что такое имя существительное?

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной отличительной особенностью имени существительного.

4. Для развития долговременной памяти и лучшего усвоения орфографического письма словарных слов использую проверочные словарные диктанты. Они
могут проводиться после выходных дней или через неделю, но обязательно
не менее одного раза в десять дней. Это помогает выработать у детей установку на запоминание и сохранение в памяти орфографической записи словарных слов. Важный фактор - неожиданность проведения. Слова подбираются по усмотрению учителя. Выполняем сначала в рабочей тетради.

5. Занимательные задания.

Составь словарные слова и запиши.

        В   К    Д   В     Г  

                  ОРО

      ВА     БЕЙ     Д    НА      ГА  

воробей, ворона, дорога, город, корова

Учитель зачитывает лексическое значение слова, ученики записывают слово.

Многоместный автомобиль с кузовом вагонного типа, рассчитанный на посадку девять и более пассажиров. Автобус

Снежная кристаллическая масса, образующаяся из водяных паров воздуха и оседающая тонким слоем на охлаждённых предметах. Иней

Главный город любого государства, место пребывания правительства
и правительственных учреждений.
Столица

Зверёк отряды грызунов с длинными ушами и сильными задними
ногами.
Заяц

Месяц. занимающий и первое и последнее место одновременно. Декабрь

Дружески расположенный человек. Товарищ

Выражение благодарности за угощение, за внимание. Спасибо

Плетёное изделие из прутьев для упаковки и переноски. Корзина

Полоса земли, предназначенная для передвижения. Дорога

Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска. Лестница

6. Для словарной работы на уроке были взяты слова.

Адрес, работа, автобус.

На доске записаны следующие слова:

адресат  адресный  адресованный    адресовать  

рабочий  работать   автобусный   микроавтобус  

Подберите к каждому слову из данных слов родственные. Запишите

7. Тема урока. «Как сочетаются слова».

Для этого урока авторы рекомендуют слово ОТЕЦ.

После выполнения у.2 с.15-16 (в этом упражнении встречается слово папа) 

- Как по-другому можно назвать папу?

Отец, батюшка, батя, родитель, тятя, родимый.

- Назовите орфограмму в слове отец.

Запись слова в словарик, либо в тетради на середине новой рабочей строки.

- Подберите однокоренные слова к слову отец : отцовский, отчество, отеческий, отчий, Отечество, отчизна.

Отечество – «земля отцов». А каждый отец передаёт свои знания, опыт
своим сыновьям, встаёт на защиту сынов и «земли отцов».

Запись предложения:

Толковый сын – правый глаз отца.

-Как понимаете это выражение?

работа  со  словарными  словами  
на  уроках  литературного  чтения

Словарные слова использую и на уроках литературного чтения.

Тема урока: М.Дудин «Тары – бары».

В. Бианки «Хвосты» (доп.чтение)

На этом уроке большое внимание уделяется работе со словом. Ученики учатся объяснять значение слов. Дети вдумываются в смысл слов, играют
со словами. Эту работу осуществляем, опираясь на текст произведения Дудина «Тары-бары» и текст небылиц.

Анализируем небылицы по лексике. (Небылицы можно использовать на уроке русского языка по теме «Как сочетаются слова).

Во второй половине урока я предложила детям составить небылицу,
в текст которой входили бы словарные слова:
капуста, картина, квартира,
корова, космонавт, космос.

Это был наш первый опыт подобного сочинительства. Вот что полу-чилось:

        Была художником корова,

        Нарисовала космос.

        А космонавт карандашом

        Нарисовал капусту.

(Катя, Ваня А. Артём)

Корова полетела в космос. А художник, пока она была в космосе, ухаживал за ее квартирой, ходил каждый день в магазин и покупал капусту.

(Саша Д, Пантелеимон)

Художник нарисовал карандашом картину. На ней была корова, которая
стала космонавтом и улетела в космос. А жила она в космической квартире, где в космической кухне на космической тарелке лежала космическая капуста!

(Аня, Вова)


Готовясь к этому уроку, я также попробовала сочинить небылицу
(выполнила то задание, которое предложила детям)

Как-то пришёл я к художнику в гости,

Квартира его аж под крышей была.

Много, друзья, я чему удивлялся:

Но это – картина?!

И что за дела?

Корова с капустой в скафандрах летают

Меж звёзд и планет на большом корабле

Наверное, космос они покоряют.

Иль, может быть, это привиделось мне?

А космонавт по полю гуляет,

Травку жует и мух отгоняет.

Разве так бывает?

Взял я тогда простой карандаш

Нарисовал другой пейзаж:

В космосе между звёздами

Космонавт летает,

Землю нашу изучает.

А внизу – по полю бродит

Рыжая корова.

Пейте, дети, молоко-

Будете здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....