Работа над словарными словами ( из опыта работы.)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slovarnymi_slovami._iz_opyta_raboty.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья Начальная школа
Учитель начальных классов
МБОУ «НШДС № 120» г. Астрахани
Любова Светлана Викторовна
РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.
(Из опыта работы)
Словарные слова, как таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддаётся никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция, память. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «ладонь» и «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти после применения учителем особых приемов.
Комплексный подход по изучению словарных слов.
Словарные слова делятся по темам. В каждой теме по 6 слов. Работа с одной группой слов проводиться в течение недели.
Понедельник. Запись слов, обозначение ударения, выделение орфограмм.
Вторник. Запись словарных слов, образование однокоренных слов.
Среда. Составление предложений с этими словами.
Четверг. Запись слов с пропущенными орфограммами по карточкам.
Пятница. Словарный диктант (небольшой текст, словосочетания).
Многообразна работа со словарем в учебнике.
Работа со словарем в учебнике.
Выписать слова на одну тему.
Выписать слова с одинаковой орфограммой.
Выписать слова, отвечающие на вопросы (части речи).
Образовать словосочетания с данными словами.
К данным словам подобрать слова, противоположные по смыслу, близкие по значению.
Выписать 4–5 слов, которые можно назвать одним словом.
Выписать 4–5 слов, в которых ударение падает на 1, 2, 3, 4 слог, обозначить орфограмму.
Выписать слова с одинаковым количеством звуков и букв меньше, больше (фонетика).
Учить детей составлять несложные ребусы со словарными словами (перестановка, замена букв, прибавление в начале или на конце слова буквы, исключение из слова звука, буквы).
Упражнение, направленное на графическое запоминание образа слова: списывание с выделением орфограмм.
Зрительный диктант с предварительным анализом.
Письмо слов по памяти на определенную тему, с последующей проверкой: записать слова по памяти, после последнего слова поставить /, открыть словарь, проверить слова, дописать после черты недописанные слова.
Обучающий диктант. На доске записаны словарные слова. Выписать только те, в правописании которых учащиеся сомневаются. Слова на доске закрыть. Запись под диктовку. Взаимопроверка, самопроверка по образцу на доске.
На доске записано 8 слов: 4 слова из словаря, 4 слова – без орфограмм. Выписать слова с орфограммой.
Материал для работы по темам.
Непроизносимые согласные.
1. Солнце, праздник, лестница, тростник, сердце, чувство, грустный, звёздный, местность, пастбище, известный, окрестность, агентство.
2. Лестный, честный, праздный, ненастный, властный, доблестный, корыстный, горестный, яростный.
3. Голландские тюльпаны, опасное путешествие, словесный портрет, вкусные яства, участвовать в олимпиаде по русскому языку, чувствовать горечь во рту, мои сверстники, ровесник.
Двойные согласные.
1. Аллея, аппетит, биссектриса, ванна, весенний, вилла, восстание, гамма, грамм, грамматика, группа, доллар, дрессировщик, дрожжи, жужжать, иллюзия, иллюстрация, интеллигент.
2. Кадиллак, касса, кассета, килограмм, класс, коллега, колледж, коллектив, колонна, коммерсант, коттедж, кросс, кроссворд, кроссовки, масса, массаж, металл, миллиард, миллион, миллиграмм, миллиметр, можжевельник.
Разделительный Ъ и Ь.
1.Устье, литье, платьице, вьюга, перья, пьёт, соловьи, вьюнок, гостья, шьют, ничья, иван-да-марья, гнездовье.
2.Съезд, объём, предъюбилейный, объявление, съемка, адъютант, предъявить, взъерошенный, изъян, объектив, объяснить, конъюнктура.
3.Заячьи и лисьи следы, изумрудное ожерелье, Безъядерная зона, бульон с шампиньонами, крутой подъем, выпью чашку чёрного кофе, сверхъестественная сила, соседка Наталья Анатольевна, золотое шитьё, объезженная лошадь, композитор Илья Чайковский.
4.Коровье молоко, просто загляденье, слабое здоровье, непролазная грязь, киносъёмочный день, заключить в объятия, объят пламенем, первоклассница Марьяна, Кузьма Савельевич, вышьет скатерть, надёжный компаньон.
Правописание приставок.
1.Поберезовик, подосиновик, пригорок, взгорок, пододеяльник, отлёт, поговорка, пословица, заречье, проседание, приседание, подоконник.
2.Прибрежный, приусадебный, предгорный, подсолнечный, заоблачный, доподлинный, наклонный, подмёрзлый, пребогатый.
3.Перечитать, просмотреть, прилечь, добрести, списать, сделать, наколоть, оттянуть, оторвать, возглавить, воспевать, рассчитать, размолоть.
4.Покрасневшее от холода лицо, увлекательный рассказ, пешеходный переход, ткань оригинальной расцветки, возлежать на диване, добрый-предобрый волшебник, подойти поближе к витрине, детские ботинки, обезуметь от страха.
Правописание приставок.
1.приморский, кавказский, завистливый, лиловатый, рыжеватый, русский, российский, горьковатый, шведский.
2.Лапища, гнёздышко, пёрышко, крылышко, домище, строитель, медвежонок, галчонок, лисонька, птенчик, крапинка, барабанщик.
3.Лимонная кислота, карманный фонарик, густой малинник, туманная даль, лебединая песня, мышиная возня, кожаное кресло, оловянное изделие, серебряный браслет, песчаный берег, глиняный горшок, деревянные башмаки, стеклянный графин, сонный ребенок.
4.Рисуночек, рожок, родинка, родничок, родненький, ржаной, сабелька, сапожище, сапожник, свекольник, сверстница, светильник, светловатый, светлячок, сердешный, сквознячок, скворушка, смельчак, просветитель, собачонка, спаленка, статуэточка.
Гласные после шипящих и ц.
1.Железный, жёлоб, желобок, желудёвый, жёлудь, жёнушка, жёсткий, жестковатый, журавлёнок, жюри, шевелить, шезлонг, шёрстка, шерсть, парашют, брошюра, щёголь, щеголять, цокот, герцог, цементировать, цып-цып авиация, репетиция.
2.Парчовый наряд, кучевые облака, ежовые иголки, борцовский ковёр, ситцевая косынка, дворцовый переворот, хвощовые заросли, борщовая заправка, бойцовские собаки, птенцовый возраст, леденцовые конфеты, лапшовый суп, плащевая ткань.
Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных 1, 2 и 3-го склонения.
1.На ветке рябины, съел ежевику и морошку, посетил с папой Францию, лепестки лилии и орхидеи, уехал в деревню к дяде Ване и тёте Вале, фильм о флоре и фауне Австралии, сидел под осиной.
2.Парил в небе, погреб под домом, купил билет в планетарий, жил у моря, подошёл к краю берега, вернулся из Екатеринбурга, рассказал о путешествии по Крыу, побережье Тихого океана.
3.Под тенью сирени, парад на Красной площади, испуганные глаза лани, письмо матери к дочери, подошёл совсем близко к рыси, нуждался в помощи, держал в ладони, опустил плеть, скучал от лени, был у царя в немилости.
4.Листья черемухи и орешника, уберечься от пламени пожара, купила в магазине брошку, приколола к платью брошь, отправился с экспедицией в Приуралье, у моих сестренки и братишки, зерна пшеницы и гречихи.
Несклоняемые имена существительные.
1.Объявить по радио, станция метро, сиреневый цвет пальто, мчаться по шоссе, в ярко-оранжевом кашпо, человек в чёрном шёлковом кашне.
2.Пёстрые крылья колибри, приятный вкус киви, выпить какао, на широком авеню, пообедать в бистро, потерпеть фиаско, в абрикосовом желе, в атласном кимоно, приобрести билет в кино.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
1.Издали завидел, снег растаял, вчера вылетели, поправил свое здоровье в санатории, устроили зверю ловушку, всё зависело от меня.
2.Посеяли семена цветов, вырыл нору, высветил фарами дорогу, выручил из беды друзей, как из-под земли вырос, выразил желание сыграть на гитаре, вырвался вперёд, понял урок, позавтракал в одиннадцать часов, принял присягу, прину/дил неприятеля сдаться, замыслил что-то недоброе.
Правописание не с глаголами.
1.Невзвидел света белого от головной боли, не видела этой картины, сильно негодовали, не упускай из виду, не мешай мне читать, не выписываем газет и журналов.
2.За что-то невзлюбил меня, папа недоумевал, не умеет плавать, никогда никого не обманывает, не знаешь правил дорожного движения, не сиди долго за компьютером, подснежники ещё не расцвели, почки на деревьях не раскрылись, во время еды не клади локти на стол, недомогает со вчерашнего вечера.
Виды работ со словарными словами.
Диктанты для знакомства.
Из первых букв каждого слова получите новое слово и запишите его. Разделите слова на слоги.
1.Ястреб, гепард, ослик, дикобраз, аист. (ягода)
2.Рак, аллея, собака, тигр, енот, носорог, иволга, егерь. (Растение)
3.Осы, голубь, уж, рысь, ежи, сова, тетерев, ворона, осы. (огурец)
4.Змея, ежиха, медведь, лиса, ястреб, носорог, иволга, кобра, аист. (земляника)
5.Пони, осы, медуза, иволга, дрозд, ослик, рыба. (помидор)
Попугай, шимпанзе, енот, налим, иволга, цыплёнок, аист. (Пшеница)
Лексические диктанты.
Замени каждое предложение одним словом.
1. Небольшой плод некоторых растений (например: смородины, малины) (ягода)
2.Выращенные на грядках корнеплоды. (овощи)
3.Огранизм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из почвы и воздуха. (растение)
4.Огородное растение с продолговатым зелёным плодом.(огурец)
5.Хлебный злак, а также его зёрна, из которого изготавливают белую муку. (пшеница).
6.Огородное растение с округлым сочным плодом. (помидор)
7.Крупная сладкая ягода. (арбуз)
8.Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (земляника)
9.Растение семейства бобовых, а также его крупные семена. (горох)
Зрительно-слуховые диктанты.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Запишите пословицы под диктовку.
1.Каковы б_рё(з,с)ки, таковы и _тростки.
2._гурец и тот порядок любит.
3.Ножик тупой, а х_зяин скупой.
4.Сосе(т,д) спать (не)даёт: х_рошо ж_вёт.
5.Девич_я к_са – на всю М,скву краса.
6.Х_рошую речь х_р_шо и слушать.
Комбинированные диктанты.
В один столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными, в другой – с непроверяемыми.
Ягода, краснота, овощи, растение, земляника, малыш, огурец, слова, борода, хозяйство, пшеница, помидор, зелёный.
В правый столбик запишите слова, в которых на месте безударного гласного звука пишется букв о, во второй – а.
Ягода, мосты, овощи, трава, растение, вода, огурец, сахар, гроза, хозяйство, ворона, помидор, кормушка, завод.
Диктант скороговорок.
Прочитай скороговорку быстро и чётко. Запомни и запиши.
1.Наша дорожка усыпана гОрошком.
Возьми ложку да покушай гОрошку.
2.ПровОронила вОрона вОронёнка.
3.Дал Макар Роману карамель,
А роман Макару кАрАндаш.
Этимологический диктант.
Запиши слова по их происхождению. Разделите их на слоги.
1.Произошло слово от устаревшего корня – яг- и суффикса –од-. (ягода)
2.Слово произошло от глагола расти, когда-то родственного слову род. (растение)
3.Любопытное в названии этой ягоды то, что разные языки строят его очень сходно, непременно связывают с понятием «земля». У поляков – поземка, у немцев – эрдберэ – «земляная ягода». (Земляника)
4.Слово произошло из итальянского языка помидоро – «золотые яблоки» (помидор).
5.Уменьшительное от слова конь. (коньки)
6.В старину слово «лопа» означало «лист». Широкая она похожа на лист, буквально – «широкая, как лист». (лопата)
7.От слова пшено (вид крупы) произошло это слово. Оно образовалось из старинного слова «пехати» - «Пихать, толочь». (пшеница)
Диктанты с фразеологизмами.
Задания:
1.Дописать недостающее слово.
2.Записать фразеологические обороты под диктовку, подчеркнуть словарное слово.
3.Учитель читает фразеологические обороты без словарных слов.
1.Типун тебя на язык.
2.Одного поля ягода.
3.Стрелять из пушки по воробьям.
4.Как огурчик.
5.Сорока на хвосте принесла.
6.Живут как кошка с собакой.
7.Петлять как заяц.
«Обратный» фразеологический диктант.
Замените каждое предложение фразеологическим оборотом.
1.О здоров человек. (Как огурчик)
2.Недоброе пожелание тому, кто говорит много лишнего. (Типун тебя на язык)
3.Умело запутывать следы. (Петлять как заяц)
4. О людях, в чём-либо сходных между собой. (Одного поля ягода)
Диктанты синонимов.
Подбери словарное слово-синоним и запиши его.
Томат, паренёк, зипун, косолапый, стужа, косынка, костюм, папа, отчизна, педагог.
(Помидор, мальчик, пальто, медведь, платок, одежда, отец, родина, учитель).
Диктанты с родственными словами.
Запишите под диктовку.
1.Русский, пригород, язычок, деревенский, столичный, учительская, отцовский, городище, языкастый, родной.
2.Городской, по-столичному, отчим, учительница, языковой, деревенька, обрусеет, деревушка, столичный, отечество.
3.Городище, отечественный, деревушка, языкатый, квартирный, подстаканник, платочек, земляничка, лимонад.
Письмо по памяти.
Запиши подходящее слово из словаря по первой букве и по количеству букв.
Я | ||||
С | ||||
М | ||||
Л | ||||
М | ||||
Т | ||||
Г | ||||
П |
Ягода, север, мороз, лимон, месяц, топор, горох/город, петух/пенал.
Упражнения предназначены для проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка и позволяют одновременно решать и орфографические и речевые задачи. Словообразовательные задания носят развивающий характер и способствуют лучшему запоминанию правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
СТОЛИЦА
Происхождение слова столица связывают со словом стол. Когда-то главное место у стола называлось престолом. Город, в котором жил князь, называли столица.
1.Столицами каких государств являются перечисленные города. Напиши.
Образец. Москва – столица России.
Киев - ______________________________.
Тбилиси - ___________________________.
Минск - ____________________________.
Рига - ______________________________.
2.Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни родственные слова.
М_сквой – ст_лицей весь народ гордится. Здра_ствуй, ст_лица, здра_ствуй, М_сква, здра_ствуй, м_сковское небо. В наш гор_д на гастроли приехал ст_личный театр.
ЛАГЕРЬ
1.Составь предложение из данных слов.
Туристы, до, горный, добраться, лаг_рь, веч_р.
____________________________________________
2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выпиши родственные слова. Разбери по составу.
Едем в лаг_рь, едем в лаг_рь, уезжаем в лаг_ря. Шли две тетушки однажды мимо лаг_рных ворот и спросили юных граждан: - Чей же это огород? (А.Барто)
_______________________________________________
3.Составь словосочетания.
Отдых, отдыхать, поездка, лаг_рь, лаг_рный
путевка, костер, праздник, открытие ____________________________________________________
ЗАВТРАК, ОБЕД, УЖИН
1.Слово обед произошло от слова еда с помощью приставки об- и значало когда-то не саму дневную трапезу, а время до и после еды.
2.Замени выражение одним словом.
Приём пищи в середине дня - ___________________
Вечерняя еда - _______________________________
Принимать пищу за обедом - __________________
Относящийся ко времени до обеда - ____________
Есть завтрак - _______________________________
Есть ужин - __________________________________
3.Когда так говорят «кормить завтраками»?
4.Вставь подходящее слово.
Пролежал на печи, так про ___________ помолчи. Вот соль тебе, хлеб и ложка – сварилась к _____________ картошка. (Е.Благинина) Не дорог __________, а дорог привет.
ЖЁЛТЫЙ. ЧЁРНЫЙ
1.В каких геграфических названиях (в названиях морей, рек, городов) есть чёрный или жёлтый цвет? Напиши.
2.Подбери близкие по значению слова.
Жёлтый, _______________________
Чёрный, ________________________
3.Подбери противоположное по значению слово.
Белый ___________________
4.Замени выражение одним словом.
Становиться ж_лтым - ____________________________.
Становиться ч_рным - ____________________________.
Уменьшительно-ласкательное к слову «Ж_лтый» - ___________________________.
Уменьшительно-ласкательное к слову «Ч_рный» - ___________________________.
Имеющий оттенок ж_лтого цвета - ___________________________.
Имеющий оттенок ч_рного цвета - ___________________________.
5.Образуй от данных слов слова, отвечающие на вопрос что?
Ч_рный - ________________________, ж_лтый - _____________________.
Список литературы.
1.Словарные диктанты на все правила русского языка. И.М.Стронская – Издательский дом Литера. Санкт-Петербург. 2008г.
2.Словарные диктанты. С.Ю. Кремнева. – Из-во «Экзамен», 2009. (Серия «Учебно- методический комплект»)
3.Учим словарные слова. Мережко Е.Г. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2003.
Интернет- ресурсы.
http://festival.1september.ru/articles/102601/ - работа со словарными словами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах"
Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах". Начинаю эту работу с 1 - го класса. Провожу её по литературе и русскому языку. Пронаблюдав за результатами написания словар...
Статья "Работа со словарными словами" (Из опыта работы)
В статье описывается приём работы со словарными словами в начальной школе на уроках русского языка....
Статья "Работа со словарными словами" (Из опыта работы)
В статье описывается приём работы со словарными словами в начальной школе на уроках русского языка....
Из опыта работы над словарными словами
Из опыта работы над словарными словами...
Исследовательская работа на уроках русского языка при работе со словарными словами.
Исследовательская работа на уроке русского языка на примере слова "воробей"...
Презентации "Словарная работа " к методической разработке "Работа со словарными словами на уроках русского языка" 3 класс
Презентации для работы со словарными словами...
Комментарии
Работа со словарными словами.
Представленные упражнения предназначены для проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка и позволяют решать одновременно и орфографические и речевые задачи.
Работа со словарными словами.
С целью закрепления материала предлагаются упражнения по развитию орфографической зоркости.
Работа со словарными словами. (из опыта работы)
Подбор материал соответствует действующим программам. Может быть использован на уроках русского языка и кружковой работе.
Работа со словарными словами. (из опыта работы)
Данные упражнения помогут учителям в проведении разнообразных словарных диктантов.
Работа со словарными словами. (из опыта работы)
Предложенные упражнения помогут учителю интересно и с пользой организовать словарную работу.