Викторина по русскому языку для детей с ОВЗ
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме
Викторина для детей с ОВЗ по русскому языку по программе 4 класса направлена для отслеживания динамики речевого развития, уровня усвоения программного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_viktoriny.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение
социального обслуживания населения
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Дом милосердия»
Тема: «Умники и умницы»
Занятие-викторина для группы детей 9-12 лет
Подготовил:
Учитель-дефектолог
Ерофеева Лариса Григорьевна
Дата проведения занятия: ________
Возрастная группа: _______
Количество участников: _____
Цель: итоговый контроль, обобщение и закрепление знаний, умений, отработка полученных навыков речевой деятельности.
Задачи:
- Отследить динамику речевого развития детей.
- Выявить уровень развития речи у воспитанников, посещающих занятия дефектолога.
- Углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами.
- В простой и интересной форме отработать навыки звуко-буквенного, морфологического анализа слов, способствовать речевому развитию в различных словесных играх: анаграммах, шарадах и т.д.
- Закрепить у воспитанников простейшие знания о многозначности слов, синонимах и других языковых явлениях.
- Развивать внимание, способствовать развитию логического мышления.
- Воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству.
- Воспитывать у детей дисциплину, терпение и уважение к сверстникам.
Форма проведения занятия: занятие-викторина
Форма организации: групповая
Методы обучения: словесный (объяснение), наглядный(показ), практический(упражнения).
Ожидаемые результаты.
В результате проведенного занятия воспитанники группы узнают:
-русский язык богат метафорами, многогранен;
-быть грамотным очень полезно.
Научатся:
-решать ребусы, шарады, анаграммы;
-проводить звуко-буквенный, морфологический анализ слов.
Продолжительность занятия: 1 академический час
Оборудование и материалы:
компьютер, интерактивная доска, столы, стулья, презентация, таблицы, тексты заданий, чистые листы, ручки, карандаши, фишки, диплом победителя.
Ход занятия:
Часть I. Организационный момент. Вступительное слово.
Учитель:
Сегодня у нас необычное занятие, оно пройдет в форме викторины. Целый год мы с вами разбирали вопросы по русскому языку, решали ребусы и кроссворды, логические задачи. Вы стали на учебный год взрослее и сообразительнее. Я предлагаю проявить свои знания и умения. Для этого надо разбиться на две команды.
За правильные ответы будут выдаваться фишки. В конце мы подведем итоги и выберем победителей.
Часть II. Закрепление, уточнение знаний. Отработка навыков.
Конкурс №1. «Дальше, дальше...»
Учитель. В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.
1 | Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) |
2 | С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы) |
3 | Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы) |
4 | Как обозначают звуки на письме? (Буквами) |
5 | На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные) |
6 | Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак) |
7 | Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту. Этот звук можно пропеть) |
8 | Сколько гласных букв в русском алфавите? (10) |
9 | Сколько гласных звуков в русском языке? (6) |
10 | Сколько букв в русском алфавите? (33) |
11 | Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо) |
12 | Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов) |
13 | Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль) |
14 | Какие виды предложений вы знаете? (Предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные по цели высказывания, а также восклицательные и невосклицательные по интонации) |
15 | Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными) |
16 | Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое) |
17 | На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?») |
18 | На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п) |
19 | Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку) |
20 | Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов) |
21 | Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? (А, о, у, ы, э) |
22 | Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная) |
Конкурс №2.
Учитель: Ребята, молодцы!
А для выполнения следующего задания необходимо быть внимательным и не торопиться.
(Показ слайдов с шарадами)
Физкультминутка (музыкальная пауза с гимнастикой).
Конкурс №3.
Учитель: Небольшая разминка.
Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый
1) марка
2) тополь
3) актёр
Конкурс №4.
Учитель: А теперь, ребята, для каждой команды я раздаю вопросы. На подготовку ответов отводится 5 минут.
1.Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные:
падает снег | колет лед |
выжимать сок | морит мух |
качать воду | варить кофе |
сам сваливает | вертится и летит |
2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?
3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?
4. Определи, каким членом предложения является слово «сильный»?
Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.
5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?
6. Поставь нужные окончания: лечебн.. шампунь; красив.. тюль; желт.. эмаль, асфальтированн.. шоссе.
7. Есть ли в русском языке приставки «з», «за», «по», «да»? Приведи примеры.
8. Найди слова, в которых должна быть непроизносимая согласная: доблес.ный, воскрес.ная, ужас.ный, свис.нул, трос.ник, лес.ница, ус.ные, хрус.нуть.
9.Какая часть речи обозначает людей и животных?
10.На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать?
11.Что обозначает имя прилагательное?
12.Выбери лишнее слово: роза, шарик, Анна, вера.
13.Каким членом предложения чаще всего является глагол?
14.Согласны ли вы, что имя существительное в предложении всегда подлежащее?
15.Какое слово не является именем существительным в женском роде: речь, рожь, грач, печь?
16. Какое слово не является именем существительным мужского рода: кофе, плащ, плачь, борщ?
Часть III. Подведение итогов занятия
Учитель
Ребята, вы сегодня показали, что, несмотря на то, что русский язык предмет трудный, вы отлично справляетесь с заданиями. Мы с вами узнали, что на уроке может быть весьма интересно и полезно. Ведь без знаний русского языка в современном мире очень сложно быть образованным и грамотным.
А теперь посчитаем фишки у команд.
Вручение диплома победителям.
Чаепитие со сладостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по русскому языку во 2 классе "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык"
Предлагаемая разработка увлекательного внеклассного мероприятия в ходе предметной Недели поможет преодолеть трудности школьной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам, наполнит школьную жизнь...
Викторина по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"
Данное мероприятие способствует развитию интереса к изучению русского языка, развитию логического мышления школьников....
Викторина по русскому языку "Наш интересный русский язык"
Викторина проводится среди учащихся 4 классов...
Урок - викторина по русскому языку "Могучий, великий русский язык"
Данный урок проводился в рамках предметной недели в начальной школе. Предметная неделя была посвящена русскому языку и литературному чтению....
Высказывания писателей о русском языке . Викторина по русскому языку.
Высказывания известных писателей о языке. Викторина по русскому языку....
Викторина по русскому языку "Музей русского языка"
Викторина для 3 класса...
Викторина по русскому языку "Знатоки русского языка" для 1 класса
внеклассное занятие по русскому языку...