Программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Евдокимова Евгения Евгеньевна

Занимательный русский язык 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok_zanimat.russ_.yaz_4-b.docx39.58 КБ
Файл dok_zanimat.russ_.yaz_4-b.docx39.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу « Занимательный русский язык» составлена в соответствии с

требованиями

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
  • Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СШ №8,
  • Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов

Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык».

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий внеурочной деятельностью. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство» знакомых слов; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу «Занимательный русский язык» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения по данной программе содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические загадки. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Методы и формы работы: метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, ролевые игры, дискуссии, обучение в сотрудничестве.

Методы:

  •  Взаимодействие;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Коллективная  работа;
  • Игра.

Приемы:

  •  Анализ  и  синтез;
  • Сравнение;
  • Классификация;
  • Аналогия;
  • Обобщение.

Основные виды деятельности учащихся:

Ø  участие в олимпиаде, районной олимпиаде «Русский Медвежонок»;

Ø  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком

Ø  работа с кроссвордами и грамматическими играми;

Ø  самостоятельная работа;

Ø  работа в парах, в группах;

Ø  творческие работы

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

  • развитие речи;
  • развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  • развитие двигательной сферы.
  • Воспитывающий аспект:
  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Важными ориентирами содержания данной программы являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  • Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
  • Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностными результатами изучения курса в 4-ом классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни общества;
  • уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
  • понимать необходимость быть носителем правильной речи;
  • проявлять интерес к изучению родного языка.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,
  • проговаривать последовательность действий,
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради,
  • работать по предложенному учителем плану,
  • отличать верно выполненное задание от неверного,
  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать,
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),
  • слушать и понимать речь других,
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 4-ом классе являются формирование следующих умений:

  • распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
  • отличать признаки основных языковых единиц;
  • различать понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова», «архаизмы», «неологизмы»; приводить их примеры;
  • иметь представление о многообразии речевых ошибок и способах их устранения;
  • знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
  • уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;
  • творчески мыслить прирешении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов, криптограмм; использовать воображение, фантазию.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название тем

Кол-во часов

1

И снова о русском языке!

1 час

2

Крылатые слова и афоризмы.

1 час

3

Об именах и фамилиях.

2 часа

4

Праздник творчества и игры

8 часов

5

Учимся распознавать речевые ошибки.

1 час

6

Фразеологизмы

4 часа

7

Я не поэт, я только учусь

3 часа

8

Словесные забавы

14 часов

Итого

34 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Объектом изучения являются язык и речь. Основной акцент сделан на развитие у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Тема 1. И снова о русском языке!(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2. Крылатые слова и афоризмы. (1ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка .

Тема 3Об именах и фамилиях.(2 ч.)

История возникновения древнерусских и современных имён и фамилий. Разнообразие имён и их форм.

Тема 4. Праздник творчества и игры. (8ч..) Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. КВН по русскому языку. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актёр- тёрка ). Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 5. Учимся распознавать речевые ошибки. (1ч.)

Распространённые типы речевых ошибок, их распознавание и устранение.

Тема 6. Фразеологизмы (4ч.) Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Тема 7. Я не поэт, я только учусь (3ч.) Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 8. Словесные забавы(14 ч.) Игры со словами. «Спунеризмы», «Буриме», «Палиндромы»

Формы контроля и оценки планируемых результатов.

В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания –

незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

МЕСТО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 34 часа: по 1 часу в неделю (34 учебные недели).

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Крылатые слова и афоризмы. Беседа о богатстве лексики русского языка .

1

Об именах и фамилиях.

2 часа

3

Об именах и фамилиях. Какие бывают имена? Разнообразие имён и их форм.

1

4

Об именах и фамилиях. Древнерусские имена.

1

Игротека.

8 часов

5

Игротека. Творческие задания для формирования орфографической зоркости.

1

6

Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

1

7

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов

1

8

Слова – антиподы. Их употребление в речи.

1

9

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».

1

10

Работа с примерами (Милан- налим, актёр- тёрка ).

1

11

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

1

12

КВН по русскому языку.

1

Учимся распознавать речевые ошибки.

1 час

13

Учимся распознавать речевые ошибки.

1

Фразеологизмы.

4 часа

14

Фразеологизмы. Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний.Обогащение словарного запаса образными выражениями.

1

15

Фразеологизмы. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.

1

16

Фразеологизмы. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы.

1

17

Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.

1

Я не поэт, я только учусь.

3 часа

18

Я не поэт, я только учусь. Беседа о рифмах.

1

19

Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.

1

20

Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

1

Словесные забавы.

14 часов

21

Словесные забавы. Игра «Слова рассыпались»

1

22

Словесные забавы. Игра «Прятки» Нахождение в составе слов другие слова.

1

23

Словесные забавы. Интеллектуальная игра «Слово в столбик».

1

24

Словесные забавы. Игра «Да» и «Нет» не говорите,

«чёрный» с «белым» не берите».

1

25

Словесные забавы. Игра-задание «Продолжи предложение».

1

26

Словесные забавы. Игра-задание «Назови лишнее слово».

1

27

Словесные забавы. Шарады.

1

28

Словесные забавы. Игра «О чем я говорю»

1

29

Словесные забавы. Игра « Имена мальчиков и девочек»

1

30

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”

1

31

Грамматическое домино”.

1

32

Скороговорки, поговорки. Игра «Узнай пословицу или поговорку по её перевёртышу».

1

33

Ребусы. Занимательные головоломки. Палиндромы.

1

34

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».

1

Итого

34

Материально-техническое обеспечение кружка.

1. Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой:

  • Л.В. Мищенкова. Юным умникам и умницам: «Занимательный русский язык». 4 класс. Рабочие тетради №1, №2. - М.: Росткнига, 2013.
  • Л.В.Мищенкова. Юным умникам и умницам: «Занимательный русский язык». Методическое пособие, 4 класс, М.: Росткнига, 2013. – 254 с.
  • Сборник дидактических игр по развитию речи

Интернет-ресурсы

http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.

http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

2. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • аудиоцентр/магнитофон; диапроектор;
  • мультимедийный проектор
  • экспозиционный экран
  • компьютер

3. Экранно-звуковые пособия:

  • аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  • видеофильмы, соответствующие тематике программы факультатива
  • слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы факультатива
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы факультатива.

Приложение 1

Словесные забавы

  1. «Слова рассыпались»



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу « Занимательный русский язык» составлена в соответствии с

требованиями

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
  • Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СШ №8,
  • Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов

Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык».

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий внеурочной деятельностью. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство» знакомых слов; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу «Занимательный русский язык» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения по данной программе содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические загадки. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Методы и формы работы: метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, ролевые игры, дискуссии, обучение в сотрудничестве.

Методы:

  •  Взаимодействие;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Коллективная  работа;
  • Игра.

Приемы:

  •  Анализ  и  синтез;
  • Сравнение;
  • Классификация;
  • Аналогия;
  • Обобщение.

Основные виды деятельности учащихся:

Ø  участие в олимпиаде, районной олимпиаде «Русский Медвежонок»;

Ø  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком

Ø  работа с кроссвордами и грамматическими играми;

Ø  самостоятельная работа;

Ø  работа в парах, в группах;

Ø  творческие работы

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

  • развитие речи;
  • развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  • развитие двигательной сферы.
  • Воспитывающий аспект:
  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Важными ориентирами содержания данной программы являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  • Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
  • Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностными результатами изучения курса в 4-ом классе является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни общества;
  • уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
  • понимать необходимость быть носителем правильной речи;
  • проявлять интерес к изучению родного языка.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,
  • проговаривать последовательность действий,
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради,
  • работать по предложенному учителем плану,
  • отличать верно выполненное задание от неверного,
  • давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать,
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),
  • слушать и понимать речь других,
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 4-ом классе являются формирование следующих умений:

  • распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
  • отличать признаки основных языковых единиц;
  • различать понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова», «архаизмы», «неологизмы»; приводить их примеры;
  • иметь представление о многообразии речевых ошибок и способах их устранения;
  • знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
  • уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;
  • творчески мыслить прирешении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов, криптограмм; использовать воображение, фантазию.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название тем

Кол-во часов

1

И снова о русском языке!

1 час

2

Крылатые слова и афоризмы.

1 час

3

Об именах и фамилиях.

2 часа

4

Праздник творчества и игры

8 часов

5

Учимся распознавать речевые ошибки.

1 час

6

Фразеологизмы

4 часа

7

Я не поэт, я только учусь

3 часа

8

Словесные забавы

14 часов

Итого

34 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Объектом изучения являются язык и речь. Основной акцент сделан на развитие у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Тема 1. И снова о русском языке!(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2. Крылатые слова и афоризмы. (1ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка .

Тема 3Об именах и фамилиях.(2 ч.)

История возникновения древнерусских и современных имён и фамилий. Разнообразие имён и их форм.

Тема 4. Праздник творчества и игры. (8ч..) Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов. КВН по русскому языку. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актёр- тёрка ). Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 5. Учимся распознавать речевые ошибки. (1ч.)

Распространённые типы речевых ошибок, их распознавание и устранение.

Тема 6. Фразеологизмы (4ч.) Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.

Тема 7. Я не поэт, я только учусь (3ч.) Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 8. Словесные забавы(14 ч.) Игры со словами. «Спунеризмы», «Буриме», «Палиндромы»

Формы контроля и оценки планируемых результатов.

В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания –

незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

МЕСТО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 34 часа: по 1 часу в неделю (34 учебные недели).

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Крылатые слова и афоризмы. Беседа о богатстве лексики русского языка .

1

Об именах и фамилиях.

2 часа

3

Об именах и фамилиях. Какие бывают имена? Разнообразие имён и их форм.

1

4

Об именах и фамилиях. Древнерусские имена.

1

Игротека.

8 часов

5

Игротека. Творческие задания для формирования орфографической зоркости.

1

6

Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

1

7

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов

1

8

Слова – антиподы. Их употребление в речи.

1

9

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма».

1

10

Работа с примерами (Милан- налим, актёр- тёрка ).

1

11

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

1

12

КВН по русскому языку.

1

Учимся распознавать речевые ошибки.

1 час

13

Учимся распознавать речевые ошибки.

1

Фразеологизмы.

4 часа

14

Фразеологизмы. Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний.Обогащение словарного запаса образными выражениями.

1

15

Фразеологизмы. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.

1

16

Фразеологизмы. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы.

1

17

Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.

1

Я не поэт, я только учусь.

3 часа

18

Я не поэт, я только учусь. Беседа о рифмах.

1

19

Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.

1

20

Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

1

Словесные забавы.

14 часов

21

Словесные забавы. Игра «Слова рассыпались»

1

22

Словесные забавы. Игра «Прятки» Нахождение в составе слов другие слова.

1

23

Словесные забавы. Интеллектуальная игра «Слово в столбик».

1

24

Словесные забавы. Игра «Да» и «Нет» не говорите,

«чёрный» с «белым» не берите».

1

25

Словесные забавы. Игра-задание «Продолжи предложение».

1

26

Словесные забавы. Игра-задание «Назови лишнее слово».

1

27

Словесные забавы. Шарады.

1

28

Словесные забавы. Игра «О чем я говорю»

1

29

Словесные забавы. Игра « Имена мальчиков и девочек»

1

30

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”

1

31

Грамматическое домино”.

1

32

Скороговорки, поговорки. Игра «Узнай пословицу или поговорку по её перевёртышу».

1

33

Ребусы. Занимательные головоломки. Палиндромы.

1

34

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».

1

Итого

34

Материально-техническое обеспечение кружка.

1. Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой:

  • Л.В. Мищенкова. Юным умникам и умницам: «Занимательный русский язык». 4 класс. Рабочие тетради №1, №2. - М.: Росткнига, 2013.
  • Л.В.Мищенкова. Юным умникам и умницам: «Занимательный русский язык». Методическое пособие, 4 класс, М.: Росткнига, 2013. – 254 с.
  • Сборник дидактических игр по развитию речи

Интернет-ресурсы

http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.

http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

2. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • аудиоцентр/магнитофон; диапроектор;
  • мультимедийный проектор
  • экспозиционный экран
  • компьютер

3. Экранно-звуковые пособия:

  • аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  • видеофильмы, соответствующие тематике программы факультатива
  • слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы факультатива
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы факультатива.

Приложение 1

Словесные забавы

  1. «Слова рассыпались»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов, составленная на основе УМК «Русский язык: от ступени к ступени» Какориной Е.В, Костылевой Л.В., Савченко Т.В., Синевой О.В., Шориной Т.А.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Н...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"

  Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4)  и   реализуется через занятия кружка, содержание которого   предусматривает взаимосвязь с прогр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе. За страницами учебника "Русский язык"

Данная рабочая программа предназначена для проведения внеурочного курса За страницами учебника "Русский язык" в 4 классе.                       ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Русский язык как иностранный»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Русский язык как иностранный» для детей-мигрантов  начальной школы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский язык как иностранный"

Рабочая программа "Русский язык как иностранный". Использую во внеурочной деятельности 1-4 класс....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе «В мире русского языка» для детей мигрантов

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире русского языка» для детей мигрантов начальной школы .Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельно...