Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА ,ЧУ-ЩУ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Константинова Марина Викторовна

учащиеся научатся находить в сло­вах изученные орфограммы, обосновывать написание слов; на­ходить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; опре­делять произношение слова по орфоэпическому словарю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_russkiy_yazyk_14_dekabrya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Дата: 14 декабря

Тема урока: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Цели урока: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; учить определять орфограмму в слове; развиватъ мышление.

Планируемые образовательные результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы, обосновывать написание слов; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; определять произношение слова по орфоэпическому словарю.

Метапредметные: (Регулятивные УУД.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

(Коммуникативные УУД.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

(Познавательные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

.Личностные: положительное отношение к урокам русского языка; первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета. Проводит гимнастику для пальцев*.

Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок

Наше правило:  

На уроке не болтай,

Как заморский попугай.

Слушают и обсуждают тему урока,

Выполняют упражнения пальчиковой

гимнастики

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Минутка чистописания. (работа на листах)

2. Проверка д/з;

 С. 11 Упр. 15

- Прочитайте. Какую картину рисует автор?

- Объясните орфограммы.

 - Назовите грамматическую основу этого предложения. Что необычного заметили?

Сели прямо, ножки вместе,

Под наклон берем тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте.

Можно начинать писать.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные:

общеучебные — извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.

3. Постановка учебной  задачи.

На слайде звуки:

[ж], [ш], [ч], [щ]

- На какие группы можно разделить эти согласные звуки?

- Назовите всегда мягкие звуки

- Назовите всегда твердые звуки.

Продолжите:

1 ряд:

- «Знаем  твёрдо, что ЖИ-ШИ

Пишем только с гласной…

2 ряд:

А в словах, где ЧА и ЩА

Мы напишем только…

3 ряд:

Где же встретим ЧУ и ЩУ,

Там напишем букву…

Физминутка для рук!

Задание по рядам:

- Спишите, подчеркните орфограммы:

1 ряд: В поле травы хороши, а на речке камыши .

2 ряд: Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает.

3 ряд: Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель перед собой поставим?

звонкие и глухие, мягкие и твердые.

([ч] [щ])

([ж] [ш]) 

Читает один ученик с 1 ряда, хором повторяют все

И

А

У

Объясняют написание орфограмм.

Формулируют тему урока и цель.

Регулятивные: целеполагание; формулирование учебной задачи;

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логическое: формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Словарная работа:

- Разгадайте ребус и вы познакомитесь с новым словарным словом.

— Назовите орфограммы в этом слове. На какой слог падает ударение?

— Выполните фонетический разбор этого слова.

 Физминутка

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          (приседаем)
И на елке снег, снег,               (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.           (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,     (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь            (пальчик к губам, шепотом)

Разгадывают ребус.

Записывают слово. Называют и подчеркивают орфограммы. Ставят ударение.

У доски ученик выполняет фонетический разбор словарного слова.

Щавель [щавэл] – 2 слога, 6 б., 5 зв.

Регулятивные:  контроль  в форме сличения способа действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 познавательные: осуществление слого-звукового анализа слов;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление.

Работа по учебнику: с. 12 Упр. 16

Прочитайте задание. (Задание выполняется с комментированием.)

- Прочитайте образец для первой группы слов. Как надо изменить слово?

- Прочитайте образец записи слов второй группы.

- Образуйте форму слова, отвечающую на вопрос что делай ? что сделай ?.

Подчеркните орфограмму.

Выполняют задание по вариантам.

Отвечают на вопросы.

(Надо изменить слово так, чтобы оно обозначало много предметов.)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:  умение осознанно  и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

С. 13 Упр. 19

Работа в парах:

- Прочитайте задание.

Выполняют задание в парах.

С. 13 Упр. 20

-Прочитайте шутки. Какие слоги пропущены в словах?

- Запишите любое предложение. Подчеркните орфограммы.

Читают задание.

Выполняют задание.

Самостоятельно выполняют задание.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения;

личностные: самоопределение.

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

— Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?

— Все ли вам было понятно?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме:"Буквосочетания ЧК, ЧН."

Данный урок был разработан для городского конкурса "Педагог года-2015", в котором я принимала участие.Предназначен для 1 класса,работающего по программе "Школа России"....

Открытый урок по русскому языку «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, нщ».2 класс.

Урок подготовлен и проведен учителем начальных классов   МБОУ Гимназии №2 Карпец Ириной Владимировной. Урок проведён по плану в соответствии с тематическим планированием. Содержание урока со...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»....

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч."

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Буквосочетания чк,чн,чт,щн,нч."...

Методическая разработка открытый урок по русскому языку 2 класс " Правописание буквосочетаний с шипящими"

Формирование орфографических навыков написание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Умение применять полученные знания в выполнени  практических упражнений. Формирование УУД, умение работать в парах, в...