Открытый урок
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку 3кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_osnova_slova.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Лангольф Т.В.Конспект открытого урока Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. 3класс
Цель урока:
создать условия для освоения новых знаний по теме «основа слова».
познакомить с понятием «основа слова» и ее ролью, научить находить основу слова и графически обозначать;
развивать мышление, внимание, память, навыки грамотного письма, развивать речь, развить у учащихся умения выделять главное, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы;
формировать умения сотрудничать друг с другом, учить формулировать цели и задачи. воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
Тип урока: урок изучения нового материала
Демонстрационный материал: учебник «Русский язык» 3 класс В.П. Канакина, презентация к уроку.
Раздаточный материал: карточки для парной работы, карточки для индивидуальной работы, листочки для игры «Крестики нолики»,
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Знать понятие «основа слова», уметь находить и обозначать графически основу, определять из каких частей слова она состоит, развивать любознательность, наблюдательность при работе
- обогащать словарный запас учащихся
- учить работать в группе
.
Метапредметные:
Познавательные: умение называть, различать и обозначать изученные части слова; объяснять, где находится основа слова и из чего она состоит; устанавливать различие между группами слов в зависимости от состава основ слов, умение применять свои знания при выполнении заданий повышенной степени сложности.
Регулятивные: умение формулировать цель и задачи, выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом; умение выполнять учебное действие в соответствии с планом, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
Коммуникативные: умение формулировать высказывание; умение согласовывать позиции и находить общее решение; сотрудничать друг с другом.
Личностные результаты: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Основные понятия: основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание.
Ход урока
I этап. Организационный
Цель – мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
-Ребята, поприветствуем наших гостей.
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
-Ребята, кто из вас желает сегодня узнать что-то новое по предмету?
Прочитайте девиз урока: (СЛАЙД 2)
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
-Как вы понимаете девиз нашего урока.
-Запишите число Шестнадцатое ноября (СЛАЙД 3)
Классная работа
Минутка чистописания и словарная работа.
- Отгадайте букву, с которой мы будем работать на минутке чистописания. С помощью этой буквы образуются все эти слова. (СЛАЙД 3)
К | Р | Т | |
П | Л | Д | |
С | Л | Н | |
С | Т | Л |
- Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая
Самая болтливая
(сорока)
2.Портфель у меня
Не велик и не мал
Лежит в нем задачник
Букварь и……..(пенал)
3.Стоит копна
Спереди вилы,
Сзади метла (корова)
4.Без рук, без ног
А ворота отворяет. (ветер)
5. Какой это мастер на стекла нанес
И листья и травы, и заросли роз? (мороз)
– Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка? СЛАЙД 4
- Знаки препинания – . ! ?
- Члены предложения –
- Части слова –
– Какая группа знаков среди них лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) (СЛАЙД 5)
- Составьте кластер « Состав слова» работа в парах
- Проверка с доски ( СЛАЙД 6)
- Что вы увидели при проверке? Как вы думаете что он нам подсказывает?
Хотите узнать? Какую учебную задачу мы ставим перед собой? Для этого продолжите предложения:
1.Что _____ (такое основа слова)?
2.Из чего ________(она состоит)?
3. Где ____________(находится)?
4. Как__________(обозначается)?
(Познакомимся с новым материалом) - Чтобы узнать новое надо повторить изученное.
II. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».
– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.
– А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.
– Итак, начинаем: СЛАЙД 7
- Корень – это главная часть предложения (-)
- Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
- Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
- Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
- Окончание – это изменяемая часть слова.(+)
- Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
- Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)
- Корень – это общая часть родственных слов (+)
- Суффикс – это часть речи. (-)
– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 7
– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки. ( 5)
– У кого одна ошибка? (4)
– У кого две ошибки? (3)
Работа в группах
-Образуйте однокоренные слова. Запишите их в тетрадь и разберите по составу. (СЛАЙД 8)
1 группа – с корнем – - БОЛЬ-
2 группа – с корнем – -ЗИМ-
3 группа – с корнем – -ЛЕНЬ-
4 группа – с корнем – -ХОЛОД-
5 группа – с корнем – -СОЛЬ-
6 группа – с корнем – -МОРОЗ-
7 группа – с корнем – -СНЕГ-
Физминутка для глаз
V. Введение нового материала.
У доски запишет слово школьники
- Выдели окончание
- Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания
(Конечно, та часть, в которой находится корень.)
– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?
Выслушиваются ответы детей.
(Наверное, эта часть называется основой слова.)
– В русском языке договорились обозначать основу слова таким значком:
– Подумайте, мы ответили на вопрос, который увидели в начале урока на кластере?
(Основа слова.)
- Кто может составить правило, что такое основа слова? А остальное мы узнаем из правила.
Прочитаем правило Стр. 95
Работа с учебником. Стр. 95 упр. 178 работу начнем с красной точки.
Выполняют работу самостоятельно.
ПРОВЕРКА
Игра « Пресс-конференция»
Перед классом садятся 3-е желающих – они специалисты по Составу слова. Остальные – « журналисты» и « корреспонденты»
Они задают вопросы специалистам по составу слова. Учитель оценивает их работу.
Обобщение изученных знаний. Тест.
– В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.
Тест
- Часть слова без окончания называется СЛАЙД 9
Е – корень
У – основа - Чтобы найти корень надо СЛАЙД 9
Л – изменить форму слова
М – подобрать однокоренные слова - Окончание – это СЛАЙД 9
Н – изменяемая часть слова
П – неизменяемая часть слова - Суффикс служит СЛАЙД 10
И – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова - Приставка стоит СЛАЙД 10
Х – после корня
К – перед корнем - Приставка, корень, суффикс СЛАЙД 10
И – образуют основу слова
Я – не образуют основу слова
– У кого получилось слово? Какое?
– Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит, тест выполнили верно.
IX. Итог урока.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось?
X. Домашнее задание.
Учебник Стр. 97 Упр. 183
Кроссворд «Состав слова»
(кроссворд на листочках у каждого ученика в тетради)
Написать синквейн Суффикс
XI. Рефлексия.
– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).
Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...