Урок русского языка "Имя существительное" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Палченкова Виктория Вениаминовна

Урок русского языка во 2 классе УМК Перспектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе УМК Перспектива                                                                16.03.2015г

Учитель: Палченкова В.В.

Тема: Имя существительное.

Тип: Урок открытия новых  знаний.

Цель: создание условий для формирования у учащихся грамматического понятия «имя существительное».

Задачи:

 1.Определить признаки слов, относящихся к имени существительному.

 2.Дать определение имени существительного.

Формируемые УУД:

  • умение обобщать, анализировать;
  • формирование понятия;
  • осмысленное чтение;
  • умение работать со схемами;
  • умение ставить цель учебной деятельности;
  • оценка собственной деятельности;
  • развитие умения формулировать свои мысли, высказывать их вслух; 

Оборудование:  Учебник «Русский язык. 2 класс» 2 ч. авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина.                               Презентация, СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I Организацион-ный момент. Эмоциональ-ный настрой.

-Как вы понимаете пословицу: «Сила человека в его знаниях». А вы хотите быть такими же «сильными» в знаниях? Чтобы достичь этого надо постараться каждому. Я желаю вам успехов, надеюсь, что вы будете хорошо работать, всё у вас получится.

Ответы детей.

СЛАЙД 1

II Минутка чистописания Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов (анализ и синтез).

- Откройте тетради и запишите число.

- Написание, какой буквы мы сегодня повторим, вы сами мне скажите.

- Посмотрите на доску. Что там написано?

- Прочтите её.

- Какой звук произносим чаще других в этой скороговорке?

- Что вы знаете про этот звук?

- Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой Р.)

- Вы, конечно, поняли, какую букву мы сегодня напишем на минутке чистописания.

- Начинаем писать сверху вниз, ведем наклонную вниз, не доходя до конца линейки, закругляем влево. Возвращаемся наверх и пишем закругленный элемент.

- Начинаем писать наклонную вниз, отрываем, возвращаемся наверх, чуть ниже по наклонной вправо пишем, закругляем, ведём вниз и, не доходя до нижней строки линейки, делаем закругление вправо. Продолжите написание букв до конца строки.

- Прочитайте скороговорку.

- Что можно сказать о словах в этом предложении?

- Спишите, выделите корень.

- Найдите грамматическую основу предложения.

(Один ученик выходит к доске и выполняет задание, остальные дети пишут в тетрадях).

Скороговорка

Проворонила ворона воронёнка.

Согласный звук [р] Звонкий, непарный согласный

Р, р

Проворонила ворона воронёнка.

Это однокоренные слова.

III  Изучение нового материала. Открытие новых знаний. 

Словарно – орфографическая работа.

-На уроках русского языка вместе с нами учатся знакомые ребята - Аня и Ваня. Для них профессор Самоваров приготовил интересное задание, с которым они справились. Хотите узнать, какое задание они выполняли?

Прочитайте слова. Что общего между этими словами?

-П_суда, за_ц, к_ртина, м_розный, л_пата,

-Задания для вас: вставьте пропущенные буквы.

-Что нужно сделать, чтобы правильно выполнить задание?

- Запишите слова в тетрадь. Непроверяемую гласную подчеркните.

-Взаимопроверка. Чем можете воспользоваться при проверке? Откройте словарь на стр.141. Оцените своего товарища по критериям «5»- 5слов, «4»- 4 слова, «3»- 3 слова.

-Проверим ёще раз. Посмотрим на экран.

- Найдите «лишнее»  слово. Почему оно «лишнее»?

-Что объединяет все остальные слова?

- Сегодня у нас новое словарное слово, откройте учебник на ст. 77. Это слово – молоток. Что оно означает?

- Запишите его в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните опасное место.

- На прошлых уроках мы говорили, что в русском языке все слова разделены на группы - части речи.

- В течение урока мы будем  заполнять кластер, который будет помощником на следующих уроках.

Возьмите лист. В  среднем прямоугольнике запишите основное понятие – часть речи.  На  какие вопросы отвечают записанные слова? Запишем в кластер.

- Что еще можете сказать о данных словах?

Запишем в схему.

 -Можете ли вы сказать, как называется  часть речи, к которой относятся наши слова.

- Поставьте цель урока.

-Слова из словаря, части речи.

-Для того чтобы правильно написать слово с непроверяемой безударной гласной необходимо вспомнить, как данное слово пишется.

-Орфографическим словарём.

- Морозный.

- Отвечают на Кто? Что?; обозначают предмет, относятся к одной части речи.

- это инструмент

- Работа с кластером.

обозначают предмет

-Узнать, как называется часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?

Слайд 2 картинки  Ани и Вани, профессора Самоварова

Слайд 3

Слайд 4

Слай5

Слайд 6

IV  Закрепление.

Физкультминутка

-Профессор Самоваров  предлагает прочитать  грамматическую сказку (ст. 76 – 77). При чтении вы будете в тексте ставить метки. Если для вас информация знакома, поставите «+», если  не знакома «!»

- Какая информация для вас знакома?

- Что узнали нового?  Запись в кластере.

- Назовите в словарных словах одуш. и  неодуш. сущ.

- Если слово отвечает на вопрос  кто? хлопок в ладоши над головой, если слово отвечает на вопрос  что? Все присели.

Артист, город, девочка, стол, рысь, портфель, дом, ручка, Петя, школа, машина, машинист, цирк, циркач.

- Ребята, Ваня составил предложение, а  Аня решила подшутить, спутала  все слова. Помогите Ване  составить предложение снова.

- Запишите предложение. Подчеркните  грамматическую основу предложения.  (Над подлежащим подписываем сущ.)

- Что еще узнали об имени существительном?

- Работа с учебником на ст. 77 упр. 100 и упр. 101

(двое уч. у доски выписывают в два столбика слова, которые отвечают  на вопрос кто? и что?)

Игра «Угадай-ка» (ст. 29 упр. 152 в спец. тетради).

Вспомните героев сказок и запишите сначала одушевлённые имена сущ., а потом – неодушевлённые.

-Работа с учебником.

-Понятие «Часть речи». Слова, отвечающие на вопросы кто? что? обозначают предмет

-Часть речи называется – сущ. Одушев. и неодуш сущ.

-Составляют предложение.

- Подлежащее выражено существительным.

Слайд 7«+» - я знаю,  «!»-  для меня новое

Слайд 8

Слайд 9

V Рефлексия. Итог урока.

1)- Обобщим знания об  имени существительном по кластеру и дадим определение имени существительному как части речи.

- Вернемся к цели урока. Достигли мы её?

- Полностью ли заполнен кластер? Почему?

2) Домашнее задание ст 29 упр. 150 в спец. тетради.

3) –Обратите внимание на дерево. Какое оно? Это – дерево успеха и каким оно станет, зависит от вас и вашего участия на уроке. Если для вас урок  полезен, вы узнали новое, вам было комфортно – нарисуйте плод – яблоко; если урок прошёл неплохо, но вы чего-то не поняли, вам требуется ещё время на понимание -  цветок; если вы с  урока ни – чего не взяли, вам было не интересно  –  листочек.

- Благодарю вас за работу.

- Без листьев.

- Хоровое чтение по кластеру.

Слайд 10

Слайд 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сила человека в его знаниях 1

Слайд 2

2

Слайд 3

П_суда, за_ц, к_ртина, м_розный,л_пата 3

Слайд 4

Критерии оценивания «5» - верно записаны 5 слов «4» - верно записаны 4 слова «3» - верно записаны 3 слова 4

Слайд 5

П о суда, за я ц, к а ртина, м о розный,л о пата. 5

Слайд 6

П о суда, за я ц, к а ртина, л о пата. 6

Слайд 7

«+» - я знаю «!»- для меня новое 7

Слайд 8

П о суда, за я ц, к а ртина, л о пата. 8

Слайд 9

играют, роще, часто, в, дети 9

Слайд 10

Домашнее задание. Ст. 29 упр. 150 в спец. тет. 10

Слайд 11

Если для вас урок полезен, вы узнали новое, вам было интересно. Если урок прошёл неплохо для вас, но вы чего-то не поняли, вам требуется помощь. Если вы с урока ничего не взяли, было неинтересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение алфавита....