Рабочая программа по русскому языку для 4 класса. "Планета Знаний".
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Материал содержит рабочую программу по русскому языку для 4 класса для учебника из комплекта "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 334 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
141102, Московская обл., г.Щелково, ул.Центральная, д.55
тел.(256)-6-72-75
Сайт школы:www. sch 8-schel.edumsko.ru; электронная почта: school_8_07@mail.ru
Утверждена
приказом №126-ОД
от 27.08.2018г
Рабочая программа
по русскому языку
(базовый уровень)
4-а класс
Составитель: Иванова Н.В..
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
2018
Рабочая программа по русскому языку для 4-а класса, обучающегося по ФГОС НОО (базовый уровень), разработана на основе:
-Положения «О рабочей программе учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности» МБОУ СОШ №8 ЩМР МО, утвержденного приказом № 101-ОД от 30.08.2017 г.
- Примерной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, 2015 г.
-Программы «Русский язык». Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 4 класс. УМК «Планета знаний». Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2012 г).
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. 2017г.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная.
Формы промежуточной аттестации по русскому языку в 4 классе: контрольный диктант.
Предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Русский язык и литературное чтение».
В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 170 часов в год (5 часов в неделю).
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- Осознание языка как основного средства мышления и общения людей
- Восприятие русского языка кА явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа
- Понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств
- Внимание к мелодичности народной звучащей речи
- Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Обучающийся получит возможность для формирования:
Чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа
Эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Метапредметные
Познавательные
Обучающийся научится:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ( в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях)
- Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
- Использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач
- Дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты)
- Находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение
- Осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов)
- Классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице
- Владеть общим способом проверки орфограмм в словах
- Выделять существенную информацию из читаемых текстов
Строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем
Обучающийся получит возможность научиться:
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
- Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Критически оценивать получаемую информацию.
Регулятивные
Обучающийся научится:
- Осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы
- Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям
- Осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач
- Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме
- Руководствоваться правилом при создании речевого высказывания
- Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника)
Осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки
Обучающийся получит возможность научиться:
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы.
Вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- Владеть диалоговой формой речи
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре
- Договариваться и приходить к общему решению
- Формулировать собственное мнение и позицию
- Задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Обучающийся получит возможность научиться:
- С учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных.
Обучающийся научится:
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств, сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
Обучающийся получит возможность научиться:
- представлять данные;
- создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности.
В качестве основных результатов рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при изучении учебных предметов.
В качестве результата следует также включить готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.
Стратегия смыслового чтения и работы с текстом.
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ( в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях)
- Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
- Использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач
- Дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты)
- Находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение
- Осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов)
- Классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице
- Владеть общим способом проверки орфограмм в словах
- Выделять существенную информацию из читаемых текстов
Строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем
Обучающийся получит возможность научиться:
- Производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания
- Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников(в объеме представленного в учебнике материала)
- Проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и т.д.)
- Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи
- Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении
- Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи)
- Оценивать уместность и точность использования слов в тексте
- Определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.
- Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки
- При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах
- Составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение
- Корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочетами
- Соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms -сообщения, Интернет, электронная почта)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты \ высказывания) в учебных и бытовых ситуации.
- Содержание учебного материала
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (44 ч)
Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность. Пословицы и поговорки, как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описание (описание места, пейзажа, действий), повествование (история, рассказ), рассуждение (ответы на вопросы) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет: извинение, совет, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности. Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро;
— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений (126 ч)
Общие сведения о языке Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма.
Лексика (слово и его значение). Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение. Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):
— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
— сжато (краткий пересказ);
— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения. Составление текстов указанных выше жанров и тематики.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Изложения, сочинения |
1 | Общаемся устно и письменно | 23 ч | Диктант-1 | Сочинение.- 1 Изложение- 1 |
2 | Анализируем и строим предложения | 30 ч | Диктант-2 | Сочинение.- 2 Изложение- 2 |
3 | Развертываем, распространяем мысли | 21 ч | Диктант-1 Изложение-1 Списывание-1 | Сочинение.- 1 Изложение- 2 |
4 | Части речи, их формы и правописание | 83 ч | Диктант-6 Изложение-1 Списывание-1 ВПР-2 | Сочинение.- 4 Изложение - 6 |
5 | Используем средства языка в речи | 13 ч | - | - |
Итого: | 170ч | 16 | 19 |
Приложение к рабочей программе
по русскому языку для 4 класса,
утвержденной приказом №126-ОД
от 27.08.2018г.
- Календарно-тематическое планирование 4 – а класс
170 часов в год, 5 часов в неделю
№ | Тема урока | Плановые сроки прохождения тем | Фактические сроки (и/или коррекция)прохождения тем |
1 четверть | |||
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений(44 ч) | |||
Общаемся устно и письменно(23 ч) | |||
1 | Что изучает русский язык | 1 неделя | |
2 | Произносим внятно, читаем выразительно | 1 неделя | |
3 | Наблюдение над свойствами русского ударения. | 1 неделя | |
4 | О нормах произношения и правописания гласных в словах | 1 неделя | |
5 | О нормах произношения и правописания гласных в словах. Обучающий диктант с предварительной подготовкой | 1 неделя | |
6 | О нормах произношения и правописания согласных в словах | 2 неделя | |
7 | О нормах произношения и правописания согласных в словах | 2 неделя | |
8 | Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм | 2 неделя | |
9 | Изложение № 1 «Ночь в лесу» | 2 неделя | |
10 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение | 2 неделя | |
11 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение | 3 неделя | |
12 | Уточняем смысл | 3 неделя | |
13 | Уточняем смысл высказывания | 3 неделя | |
14 | Сочинение № 1 «Лучший день лета» | 3 неделя | |
15 | Творческая работа с текстом | 3 неделя | |
16 | Выделяем этикетные слова и фразы | 4 неделя | |
17 | Свободный диктант «Елочка» | 4 неделя | |
18 | Употребляем знаки препинания. Однородные члены предложения. | 4 неделя | |
19 | Входная административная контрольная работа (диктант). | 4 неделя | |
20 | Используем средства пунктуации. | 4 неделя | |
21 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 5 неделя | |
22 | Составляем текст поздравления с днём рождения | 5 неделя | |
23 | Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений | 5 неделя | |
Анализируем и строим предложения(30 ч) | |||
24 | Главные и второстепенные члены предложения. Письмо по памяти | 5 неделя | |
25 | Части речи и члены предложения Изложение № 2 с продолжением по сказке А.Пантелеева «Две лягушки» | 5 неделя | |
26 | Глагол как двигатель всей фразы. Неопределённая форма глаголов | 6 неделя | |
27 | Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени | 6 неделя | |
28 | Формы глаголов в настоящем и будущем времени | 6 неделя | |
29 | Глаголы 1 и 2 спряжения | 6 неделя | |
30 | Глаголы 1 и 2 спряжения | 6 неделя | |
31 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 7 неделя | |
32 | Мягкий знак после шипящих | 7 неделя | |
33 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 7 неделя | |
34 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 7 неделя | |
35 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 7 неделя | |
36 | Изложение № 3 «Несси» | 8 неделя | |
37 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 8 неделя | |
38 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 8 неделя | |
39 | Диктант № 2 «Правописание безударных окончаний глагола» | 8 неделя | |
40 | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глагола | 8 неделя | |
2 четверть | |||
41 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | 9 неделя | |
42 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | 9 неделя | |
43 | Сочинение №2 по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | 9 неделя | |
44 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 9 неделя | |
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений(126ч) | |||
45 | Обобщение сведений о формах времени глаголов | 9 неделя | |
46 | Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях | 10 неделя | |
47 | Диктант № 3 с предварительной подготовкой «Зима» | 10 неделя | |
48 | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глагола | 10 неделя | |
49 | Личные окончания глаголов настоящего и прошедшего времени | 10 неделя | |
50 | Свободный диктант «В ночном» | 10 неделя | |
51 | Работа над ошибками диктанта. Творческое списывание текста | 11 неделя | |
52 | Сочинение № 3 «Загадки природы» | 11 неделя | |
53 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 11 неделя | |
Развертываем, распространяем мысли(21 ч) | |||
54 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 11 неделя | |
55 | Используем второстепенные члены предложения | 11 неделя | |
56 | Подробное изложение № 4 «Спасенный сад» | 12 неделя | |
57 | Падежные формы склоняемых частей речи | 12 неделя | |
58 | Однородные подлежащие и сказуемые | 12 неделя | |
59 | Однородные подлежащие и сказуемые | 12 неделя | |
60 | Однородные подлежащие и сказуемые | 12 неделя | |
61 | Однородные второстепенные члены предложения | 13 неделя | |
62 | Однородные второстепенные члены предложения | 13 неделя | |
63 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 13 неделя | |
64 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 13 неделя | |
65 | Решение общих пунктуационных задач. Контрольное списывание №1 | 13 неделя | |
66 | Сочинение №4 с элементами рассуждения «Мой друг» | 14 неделя | |
67 | Работа над ошибками диктанта. Знаки препинания при однородных членах предложения | 14 неделя | |
68 | Изложение № 5 «Поющая у проруби» | 14 неделя | |
69 | Сопоставление признаков разных типов текста Письмо по памяти | 14 неделя | |
70 | Сопоставление признаков разных типов текста | 14 неделя | |
71 | Контрольное изложение № 1 | 15 неделя | |
72 | Сопоставление признаков разных типов текста | 15 неделя | |
73 | Административная контрольная работа за I полугодие. | 15 неделя | |
74 | Проект « Используем средства языка при общении» | 15 неделя | |
Части речи, их формы и правописание(83ч) | |||
75 | Слово как часть речи | 15 неделя | |
76 | Связь слов в предложениях. Употребление частей речи в разных формах | 16 неделя | |
77 | Сочинение № 5 «Зимняя зарисовка» | 16 неделя | |
78 | Работа над ошибками сочинения | 16 неделя |
|
79 | Изменение частей речи по числам и родам | 16 неделя | |
80 | Подробное изложение № 6 повествовательного текста с элементами рассуждения по рассказу Г.Скребицкого «На разливе» | 16 неделя | |
3 четверть | |||
81 | Изменение частей речи по числам и родам | 17 неделя | |
82 | Значение числа и рода личных местоимений | 17 неделя | |
83 | Глагол и его личные формы | 17 неделя | |
84 | Глагол и его личные формы поезжай, приезжай, уезжай, выезжай | 17 неделя | |
85 | Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных. Письмо по памяти | 17 неделя | |
86 | Диктант № 5 «Склонение частей речи» | 18 неделя | |
87 | Работа над ошибками. Имена существительные 1, 2, 3 склонения | 18 неделя | |
88 | Определение склонения имен существительных | 18 неделя | |
89 | Сочинение № 6 описание растения в деловом стиле « Растение сада» | 18 неделя | |
90 | Работа над ошибками. Падежные окончания | 18 неделя | |
91 | Сопоставление местоположения безударных гласных в словах: в корне, в приставке, в окончаниях. | 19 неделя | |
92 | Проверка безуд. окончаний существительных с помощью опорных слов (Творительный падеж) | 19 неделя | |
93 | Падежные окончания имен существительных 3 склонения (Род. падеж) | 19 неделя | |
94 | Употребление гласных е-и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений в ед.числе. (Дат. и Предл. падежи) | 19 неделя | |
95 | Как выбрать окончание: е или и? | 19 неделя | |
96 | Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение) | 20 неделя | |
97 | Проверка безуд. окончаний существительных во множественном числе. Винительный падеж | 20 неделя | |
98 | Диктант № 6 «Безударные окончания имен существительных» | 20 неделя | |
99 | Работа над ошибками диктанта. Родительный падеж имен существительных | 20 неделя | |
100 | Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей | 20 неделя | |
101 | Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей | 21 неделя | |
102 | Падежные окончания имен существительных. Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа | 21 неделя | |
103 | Проверка безударных окончаний имен прилагательных | 21 неделя | |
104 | Проверка безударных окончаний имен прилагательных | 21 неделя | |
105 | Проверка безударных окончаний имен прилагательных | 21 неделя | |
106 | Проверка безударных окончаний имен прилагательных | 22 неделя | |
107 | Проверка безударных окончаний имен прилагательных | 22 неделя | |
108 | Изложение № 7 «У реки» | 22 неделя | |
109 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 22 неделя | |
110 | Диктант № 7 «Правописание безударных окончаний имен существительных» | 22 неделя | |
111 | Работа над ошибками. Употребление и правописание падежных форм личных местоимений | 23 неделя | |
112 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи | 23 неделя | |
113 | Работа над ошибками диктанта | 23 неделя | |
114 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи | 23 неделя | |
115 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи | 23 неделя | |
116 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи | 24 неделя | |
117 | Диктант № 8 «Правописание падежных форм склоняемых частей речи» | 24 неделя | |
118 | Работа над ошибками диктанта | 24 неделя | |
119 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи | 24 неделя | |
120 | Изложение № 8 «О чем береза вспоминает» | 24 неделя | |
121 | Работа над ошибками | 25 неделя | |
122 | Части речи как словесные средства выражения в предложениях мыслей и чувств | 25 неделя | |
123 | Части речи как члены предложения. Письмо по памяти | 25 неделя | |
124 | Главные члены предложения | 25 неделя | |
125 | Систематизация сведений о частях речи. Наречие. | 25 неделя | |
126 | Систематизация сведений о частях речи. Деепричастие | 26 неделя | |
127 | Служебные части речи- частицы. | 26 неделя | |
128 | Диктант № 9 с предварительной подготовкой | 26 неделя | |
129 | Работа над ошибками | 26 неделя | |
130 | Предлоги и приставки. | 26 неделя | |
4 четверть | |||
131 | Предлоги и приставки | 27 неделя | |
132 | Изменение и правописание частей речи | 27 неделя | |
133 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи | 27 неделя | |
134 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи | 27 неделя | |
135 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи | 27 неделя | |
136 | Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение | 28 неделя | |
137 | Изложение № 9 «Грачи» | 28 неделя | |
138 | Формы речи: монолог, диалог | 28 неделя | |
139 | Сочинение № 7 «Подснежник» | 28 неделя | |
140 | Орфограммы слов | 28 неделя | |
141 | Контрольное списывание №2 | 29 неделя | |
142 | Работа над ошибками Лексическое(конкретное), грамматическое (общее) значение слов. | 29 неделя | |
143 | Всероссийская проверочная работа | 29 неделя | |
144 | Всероссийская проверочная работа | 29 неделя | |
145 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи | 29 неделя | |
146 | Изложение № 10 | 30 неделя | |
147 | Предложения в составе текста | 30 неделя | |
148 | Распространяем предложения | 30 неделя | |
149 | Связь частей и предложений в тексте | 30 неделя | |
150 | Композиция и средства связи частей в текстах повествовательного типа речи | 30 неделя | |
151 | Изложение № 11 «Воробьиная поилка» | 31 неделя | |
152 | Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению) | 31 неделя | |
153 | Композиция и средства связи частей в текстах повествовательного типа речи | 31 неделя | |
154 | Сочинение № 8 по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» | 31 неделя | |
155 | Текст-рассуждение и средства связи его частей | 31 неделя | |
156 | Административный контрольная проверочная работа № 10 | 32 неделя | |
158 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 32 неделя | |
157 | Контрольное изложение № 2. Анализ изложения | 32 неделя | |
Используем средства языка в речи(13 ч) | |||
159 | Язык мой – друг мой | 32 неделя | |
160 | Язык мой – друг мой | 32 неделя | |
161 | Закрепление изученного материала | 33 неделя | |
162 | Закрепление изученного материала. | 33 неделя | |
163 | Правописание слов | 33 неделя | |
164-165 | Правописание слов | 33 неделя | |
166-170 | Повторение изученного материала | 34 неделя | |
Итого: 170 ч |
Лист коррекции программы на 2018-2019 учебный год
Учитель: Иванова Н.В. Предмет: русский язык
Дата | Темы по плану | Скорректированная дата |
Учитель класса Иванова Н.В. _________________
Заместитель директора по УВР Захарова Н.Н. _____________
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМК _______________Чередникова И.Н.
Протокол № 1от 24.08.2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР __________ Захарова Н.Н.
Дата: 24.08.2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/22/picture-101681.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:· Федеральный государс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/12/picture-47339.jpg)
рабочая программа по русскому языку 3 класс Планета знаний
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса, программа "Планета Знаний". Материал содержит пояснительную записку и калентарно-тематическое планирование ( стандарт 2004)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-48209-1653652459.jpg)
рабочая программа по русскому языку 3 класс Планета знаний
В программу включены основные требования к уровню ученика, оканчивающего 3 класс по программе Планета Знаний, а также в разделе поурочное планирование добавлены активные ссылки на ЭОР для подготовки к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-137950-1363879179.jpg)
рабочая программа по русскому языку, 2 класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по русскому языку, УМК "Планета знаний"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/09/picture-201600-1412839606.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Планета знаний"
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательны...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Планета знаний
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработанав соответствии с ФГОС по программе "Планета знаний"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/03/picture-395607-1578062666.jpg)
Рабочая программа по русскому языку,4 класс,"Планета знаний"
Рабочая программа по русскому языку,4 класс,"Планета знаний"...