Рабочая программа по русскому языку,4 класс,"Планета знаний"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Чеботарёва Наталья Васильевна

Рабочая программа по русскому языку,4 класс,"Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc351.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №51 г. Липецка

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

от26.08.2014г.протокол№1

Руководитель МО

________/М.Н.Ларькина/

Согласовано

на заседании методического совета

от28.08.2014 протокол №1

Руководитель МС

________/Н. Д. Покачалова/

Утверждено

Приказ от 29.08.2014 № 184

Директор МАОУ СШ №51

________/С. В. Бедрова/

Рабочая программа

по русскому  языку

(наименование учебного предмета)

4 Б класс

(класс)

2014-2015 учебный год

(срок реализации программы)

Программу составил(а)

Чеботарева Наталья  Васильевна, стаж работы 19 лет,

первая квалификационная категория.                                       

             (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная категория)

Липецк

2014г.


                                                         Пояснительная записка 

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Предмет «Русский язык» входит  в предметную область «Филология».

Программа по русскому языку для начальных классов является органичной частью курса русского языка средней школы. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

      Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

       В соответствии с этой целью ставятся задачи:

развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

формирование у детей чувства языка;

воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы курса

«Русский язык», 4 класс Л.Я.Желтовской, Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; 2011).

     В авторскую программу внесены изменения при изучении следующих тем: «Речевое общение» (количество часов уменьшено на 10), «Язык как средство общения» (количество часов уменьшено на 20).

      Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника «Русский язык» для 4 класса в 2 частях /  Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина, М.: «Астрель» 2014г.

Общая характеристика учебного предмета.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа предназначена для изучения русского языка, составлена на 140 часов (из расчета 4 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год, Годовым календарным учебным графиком).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Программа «Русский язык» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» в 4-м классе.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
  • различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
  • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных,  имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными  второстепенными  членами предложения);
  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
  • осознанно  передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу,  как часть речи)  в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений  для  выбора знаков препинания;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • подбирать синонимы для  устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • владеть диалоговой формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание учебного предмета (140 ч)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (40 ч)

Круг сведений о речи

как основе формирования речевых умений (25 ч)

Речь (4 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.

Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.

Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.

Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет* (1 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения) (15 ч)

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):

— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;

— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;

— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):

— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;

— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;

— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (100 ч)

Круг сведений о языке

как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).

Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.

Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.

Лингвистика и разделы науки о языке.

Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа шм, кх, ля, ны, уц, иее, мле, щиз, ною и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.

Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).

Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

Морфология (слово как часть речи) (36 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.

Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.

Имя существительное (12 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

 Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное (5 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение (3 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Глагол (13 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.

Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

Служебные части речи (3 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.

«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.

Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

Синтаксис (21 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

Словосочетание (3 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).

Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Предложение (18 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация (33ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.

Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.

Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).

Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.

Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.

Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Упражнения по культуре речи:

— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);

— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;

— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).

Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.

Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):

— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);

— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);

— сжато (краткий пересказ);

— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.

Составление текстов указанных выше жанров и тематики.

Перечень контрольных мероприятий:

       контрольных диктантов – 7

       

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2 ч. . — М., АСТ, Астрель, 2014г.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. . — М., АСТ, Астрель, 2014г.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Дидактические карточки–задания. . — М., АСТ, Астрель, 2014г.

 

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык». . — М., АСТ, Астрель, 2012г.

Специфическое сопровождение (оборудование):

        таблицы «Разбор слова по составу», «Звуко-буквенный разбор», звуко-буквенная лента;

        набор карточек «Словарные слова»;

        наборы предметных картинок;

        репродукции картин художников для развития речи;

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках русского языка, относятся:

компьютер;

         интерактивная доска;

Оборудование класса:

         настенная магнитная доска  с набором магнитов для крепления таблиц;

         ученические двухместные столы с комплектов стульев;

        стол учительский с тумбой;

        шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


Тематическое планирование

№  

урока

Тема урока

Виды учебной деятельности учащихся

Дата прохождения

темы

по плану

фактически

1

Произносим внятно, читаем выразительно

Осознавать задачи изучения предмета в целях общения.

Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп. Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров. Связно высказываться о событиях (лето, 1 сентября)

1.09

2

Наблюдение над  свойствами русского ударения

2.09

3

О нормах произношения и правописания гласных в словах

Оценивать правильность звучащей речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм.

Классифицировать типы орфограмм в словах.

Решать орфографические задачи при записи слов.

Обогащать свою речь синонимической лексикой (оттенки красного цвета).

Замечать речевые недочёты и вносить  коррективы в  устные и письменные высказывания.

Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств

3.09

4

О нормах произношения и правописания гласных в словах

4.09

5

О нормах произношения и правописания согласных в словах

8.09

6

О нормах произношения и правописания согласных в словах

9.09

7

Употребление разделительных ъ и ь

10.09

8

Упражнение в написании слов с разными типами орфограмм

11.09

9

Различение и оформление предложений по цели высказывания

Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь. Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания. Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла. Вникать в смысл и воспроизводить содержание речи, воспринятой на слух.

Осознанно выбирать слова с логическим ударением при произнесении пословиц.

15.09

10

Различение и оформление предложений по цели высказывания

16.09

11

Уточняем смысл высказывания

17.09

12

Уточняем смысл высказывания

18.09

13

Творческая работа с текстом

22.09

14

Входная административная контрольная работа

Применять изученные правила при письме под диктовку.

23.09

15

Работа над ошибками

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

24.09

16

Выделяем этикетные слова и фразы

Правильно  использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения.

Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста.

25.09

17

Перечисляем

29.09

18

Словарный диктант.

Используем средства пунктуации

30.09

19

Изложение

1.10

20

Работа над ошибками. Выражаем мысли и чувства… Предложение

Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений).

Синтезировать: составлять предложения.

2.10

21

Части речи и члены предложения

6.10

22

Неопределённая форма глаголов (повторение)

Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола.

Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы.

Устанавливать  зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола.

Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов.

Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке.

Анализировать  содержание и контролировать правильность записей.

Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников

7.10

23

Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени (повторение)

13.10

24

Формы глаголов в настоящем и будущем времени

14.10

25

Спряжение глаголов. Глаголы  1  и  2  спряжения

15.10

26

Спряжение глаголов. Глаголы  1  и  2  спряжения

16.10

27

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов

20.10

28

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов

21.10

29

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов

22.10

30

Гласные е-и  в безударных личных окончаниях глаголов

23.10

31

Гласные е-и  в безударных личных окончаниях глаголов

27.10

32

Гласные е-и  в безударных личных окончаниях глаголов

28.10

33

Гласные е-и  в безударных личных окончаниях глаголов

29.10

34

Контрольный диктант № 2 «Формы глаголов»

Применять изученные правила при письме под диктовку. Решать орфографические и пунктуационные задачи.

30.10

35

Работа над ошибками

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

3.11

36

Проверочная работа и её анализ

«Читать» текст, анализировать грамматический строй текста и предложений.

5.11

37

Гласные е-и  в безударных личных окончаниях глаголов

Решать орфографические задачи о выборе безударных личных окончаний глаголов на основе предварительной проверки глаголов-исключений.

6.11

38

Гласные е-и  в безударных личных окончаниях глаголов

10.11

39

Гласные е-и  в безударных личных окончаниях глаголов

11.11

40

Обобщение сведений о формах времени глаголов

Обобщать материал об изученных явлениях языка.

Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов.

Решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

Осуществлять выбор нужного глагола для достижения точности выражаемой мысли.

Производить  разносторонний анализ высказываний (предложений)

12.11

41

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях

13.11

42

Закрепление знаний о глаголе

17.11

43

Творческое списывание

Осознанно использовать в высказываниях глаголы в разных формах

18.11

44

Используем второстепенные члены предложения

Наблюдать, как конкретизируется общее значение словосочетаний и предложений за счёт использования зависимых слов и второстепенных членов предложения

24.11

45

Падежные формы склоняемых частей речи (повторение)

Осознавать, что в русском языке слова связывают не только по смыслу, но и грамматически(изменяя их падежные формы).

Правильно использовать падежные формы слов в высказываниях

25.11

46

Падежные формы склоняемых частей речи (повторение)

26.11

47

Падежные формы склоняемых частей речи (повторение)

27.11

48

Однородные подлежащие и сказуемые

Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения.

Выявлять новые особенности, признаки  простых предложений, осложненных однородными членами.

Ориентироваться в условиях (чувствовать) постановки запятой при однородных членах предложения.

Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами.

Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи.

Анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем, преобразовывать модели в словесные высказывания.

Синтезировать: составлять предложения с однородными членами

1.12

49

Однородные подлежащие и сказуемые

2.12

50

Однородные подлежащие и сказуемые

3.12

51

Однородные  второстепенные члены предложения

4.12

52

Знаки препинания при однородных членах предложения

8.12

53

Знаки препинания при однородных членах предложения

9.12

54

Решение общих пунктуационных задач

10.12

55

Осложненное списывание текста

11.12

56

Решение общих пунктуационных задач

 

15.12

57

Административная контрольная работа

Применять изученные правила при письме под диктовку. Решать орфографические и пунктуационные задачи.

16.12

58

Работа над ошибками

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

17.12

59

Строение текстов разных типов

Анализировать и составлять высказывания типа рассуждения, аргументировать выдвинутые положения, делать выводы. Воспроизводить содержание и составлять тексты типа описание. Собирать материал к письменному высказыванию, к раскрытию темы проекта.

Анализировать и корректировать собственные высказывания

18.12

60

Строение текстов разных типов

22.12

61

Строение текстов разных типов

23.12

62

Изложение

Добывать информацию из текста, выделять части, составлять план как опору для восстановления подробного содержания текста

24.12

63

Работа над ошибками

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

25.12

64

Урок-тренинг

Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы

29.12

65

Повторение изученного

30.12

66

Слово как часть речи

Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению.

Систематизировать сведения об изученных частях речи

Наблюдать над употреблением в речи нового способа выражения сравнительных отношений

Устанавливать общее в изменении частей речи по числам.

Различать особенности рода у существительных и других частей речи

12.01

67

Изменение частей речи по числам и родам

13.01

68

Изменение частей речи по числам и родам

14.01

69

Изменение частей речи по числам и родам

15.01

70

Урок-тренинг

19.01

71

Спряжение и склонение

Различать суть  терминов «спряжение», «склонение».

Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений.

Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений

20.01

72

Спряжение и склонение

21.01

73

Спряжение и склонение

22.01

74

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений

Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных.

Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов

26.01

75

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений

27.01

76

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений

28.01

77

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач.

Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний.

Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания

29.01

78

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

2.02

79

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

3.02

80

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

4.02

81

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

5.02

82

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

9.02

83

Контрольный диктант № 4 «Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе»

Применять изученные правила при письме под диктовку. Решать орфографические и пунктуационные задачи.

10.02

84

Работа над ошибками

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

11.02

85

Безударные падежные окончания имён существительных в множественном числе

Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач.

Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний.

Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания

12.02

86

Безударные падежные окончания имён существительных в множественном числе

16.02

87

Безударные падежные окончания имён существительных в множественном числе

17.02

88

Безударные падежные окончания имён существительных в множественном числе

24.02

89

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел

25.02

90

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел

26.02

91

Урок-тренинг

2.03

92

Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа

Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным.

3.03

93

Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных

4.03

94

Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных

5.03

95

Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных

9.03

96

Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных

10.03

97

Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных

11.03

98

Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных

12.03

99

Правописание падежных форм личных местоимений

Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений

16.03

100

Правописание падежных форм личных местоимений

17.03

101

Правописание падежных форм склоняемых частей речи(обобщение)

18.03

102

Правописание падежных форм склоняемых частей речи(обобщение)

19.03

103

Изложение и его анализ

Понимать и воспроизводить содержание текста

23.03

104

Объяснительный диктант

Мысленно находить орфограммы и аргументировать выбор нужной буквы в слове

24.03

105

Контрольный диктант № 5 «Правописание падежных форм склоняемых частей речи»

Применять изученные правила при письме под диктовку. Решать орфографические и пунктуационные задачи.

25.03

106

Работа над ошибками

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

26.03

107

Сочинение

Составлять собственные высказывания типа описания, используя сравнения и эпитеты

30.03

108

Работа над ошибками

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

31.03

109

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение)

Выявлять отличительные признаки служебных частей речи и осознанно использовать их для связи слов в предложении.

Оценивать прочность усвоения знания о частях речи

6.04

110

Формы имён прилагательных

7.04

111

Причастие

8.04

112

Наречия-признаки действия

9.04

113

Частицы-служебные части речи

13.04

114

Предлоги, союзы-служебные части речи

14.04

115

Контрольный диктант № 6 «Самостоятельные и служебные части речи»

Применять изученные правила при письме под диктовку. Решать орфографические и пунктуационные задачи.

15.04

116

Работа над ошибками

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

16.04

117

Слово. Называть, обозначать, давать имя…

Осознавать роль языка в жизни человека, богатство языковых средств. Обобщать полученные сведения.

20.04

118

Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог.

Находить информацию о значении слова в толковом словаре. Употреблять в речи слова, значения которых известны говорящему.

21.04

119

Лексическое и грамматическое значение слова.

Выбирать части речи для решения речевой задачи. Правильно употреблять глаголы: рисовать, изображать, писать (совершенствование культуры совей речи).

22.04

120

Правописание слов.

Обобщать знания о способах действий с опорой на материал орфографической таблицы.

 Понимать содержание и выборочно его пересказывать (из текста-диалога познавательного характера).

Находить истоки значений своей и других фамилий.

23.04

121

Правописание слов.

27.04

122

Правописание слов.

28.04

123

Предложение. Текст.

Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений.

Распространять мысли в предложениях

с помощью второстепенных членов.

Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте

29.04

124

Распространение мыслей в предложении и тексте.

30.04

125

Связи частей и предложений в тексте

Наблюдать над использованием в текстах о войне и Победе специальной лексики, выражений, предложений.

4.05

126

Составление инструкции как разновидности текста-повествования.

Анализировать строение (композицию) текстов разных типов и жанров с целью выявления технологии развития авторской мысли.

Воспроизводить содержание  и составлять высказывания (монологические, диалогические) на разные темы, используя разные типы речи.

Составлять план при создании текста.

Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину

5.05

127

Композиция (построение) текста.

6.05

128

Композиция (построение) текста.

7.05

129

Композиция (построение) текста.

11.05

130

Описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину.

12.05

131

Контрольное списывание текста с учебника.

Контролировать грамотность записи текста, сверять записанное с образцом учебника.

13.05

132

Объяснительный диктант.

Мысленно находить орфограммы и аргументировать выбор нужной буквы в слово.

14.05

133

18.05

134

Административная контрольная работа

Контролировать грамотность записи текста, руководствуясь изученными правилами письма.

19.05

135

Работа над ошибками

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

20.05

136

О роли языка в жизни человека.

Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей.

Накапливать опыт в написании отзыва о прочитанной книге с опорой на план.

Проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка.

Писать письма, проявляя уважение к адресату (совершенствование культуры письменного общения).

21.05

137

Повторение правил составления текста письма.

25.05

138

Друзья мои-книги (составление отзыва о прочитанной книге).

Презентовать творческие работы, оценивать, выражать собственные мнения, давать совет по корректировке высказываний.

Выбирать критерии оценки творческих работ на основе сравнения работ одноклассников.

26.05

139

Повторение изученного.

27.05

140

Повторение изученного.

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·               Федераль...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...

рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний", 3 класс

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Л.Я. Желтовская и О.Б. Калинина ...

Рабочая программа по русскому языку. УМК «Планета знаний», 3 класс

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета Знаний" 2 класс

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнациона...