урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тихоновская Наталья Борисовна

Урок - закрепление по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных". Урок преследует следующие цели:устанавливать наличие в именах существительных безударных падежных окончаний и определять способ их проверки; анализировать разные способы проверки; определять последовательность  действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму; обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_4_klasse.doc875 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Урок-закрепление

Учить обосновывать написа-ние безудар-ных падежных оконча-ний имён существительных.

Устанавливать наличие в именах существительных безударных падежных окончаний и определять способ их проверки; анализировать разные способы проверки; определять последователь-ность  действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму; обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Регулятивные:

Выполнять задания творческого и поискового характера, овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно - следственных связей.

Познавательные:

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения; заинтересованность в приобретении  и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; формирова-ние эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Ход урока

ИКТ

1.Орг. момент.

Актуализация знаний.

Учитель: Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Ею нельзя разлучить неразлучных друзей. В неё прячут концы, несчастные люди. Иногда выходят из неё сухим. О чём это? «Гимнастика для ума»

  • Можем ли мы отнести воду к полезным ископаемым?
  • Вспомните основные свойства воды.
  • В каких трёх состояниях встречается вода в природе? Приведите примеры.
  • Как называется переход воды из жидкого состояния в газообразное? (испарение)

  • А из газообразного  в жидкое? (конденсация)
  • Как надо изменить температуру воды, чтобы она замёрзла? (понизить до нуля градусов)
  • Какой воды на Земле больше: солёной или пресной?
  • Приведите примеры естественных водоёмов. Искусственных.
  • Назовите самое глубокое озеро и самое большое.
  • Как называется место начала реки. А её впадения в озеро или море?
  • Приведите примеры «цветных» морей.
  • Какими океанами омывается наша страна? Перечислите.

« Лексическая переменка»

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие фразеологизмы о воде сегодня уже прозвучали и какие знаете вы (фразеологизмы размещаются вокруг вопроса)

  • Нынче с самого утра

Льётся дождь, как из ведра,

Щедро поливает, в школу не пускает.

  • Зная английский,

Всегда и везде

Ты за границей,

Как рыба в воде.

  • Мы с папой похожи

Как две капли воды.

Я только моложе

И пока без бороды.

  • С Петькой мы давно друзья-

Не разлей вода,

Как  без рук без друга я,

С ним я - хоть куда.

Дружбе нашей мы верны

Раз и навсегда.

Учащиеся: Как в воду канул (пропал)

                     Словно воды в рот набрал (молчит)

                     Тише воды, ниже травы (робкий)

                     Как с гуся вода (всё сходит с рук)

                     На чистую воду (уличить во лжи)

                     Толочь воду в ступе (напрасно )

«Минутка чистописания» Вв  вода: за одну минуту написать  все возможные слова с корнем «вод»

Работа с упражнением (№ 232) по отрывку из сказки К.Чуковского «Мойдодыр» (работа над лексическим значением слов)

  • Ушат - небольшая  деревянная цилиндрическая ёмкость с ушами (фраз. Как ушат холодной воды вылить - неприятно поразить в разговоре)

  • Корыто - большой продолговатый открытый сосуд для стирки

 ( фраз.Остаться у разбитого корыта - ни с чем)

  • Лохань -круглая посуда для стирки белья .

Учитель: Теперь вы можете, ребята, справиться с лексической задачей, поставленной в этом упражнении?

На доске:

Работа с документ - камерой

2.Работа по теме урока.

Орфографические загадки.

Учитель: Пришло время разобраться со второй задачей - орфографической. А для этого давайте вспомним и обобщим всё то, что мы изучали в теме «Имя существительное». Учащимся предлагается самим сформулировать вопросы к пройденной теме.

Учащиеся: Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Когда пишется       , а когда        ?Как изменяются имена существительные?

(самые интересные вопросы учитель предлагает записать на «капельках»)

Учитель: Выручайте, на вопросы отвечайте. А то у нас уже настоящий проливной дождь.

Всё обобщили, вспомнили. Пора решить и орфографическую задачу упражнения. Какие два пути можете  предложить? (определение падежа и склонения или подбор слова с ударным окончанием) Разбираются слова: в ушат? в корыт? в лохан? в океан?  в ванн?

Физкультминутка «Нарисую я портрет» (учитель называет устаревшие слова, а учащиеся показывают их на себе)

Учитель: Пока мы отдыхали, к нам гости пожаловали. Отгадайте, из какой сказки.

От одного озера до другого мост лежит.

Игра «Коромысло» (буквенный диктант)

       на лошад?      по окрестност?    в озер?  

       у пристан?      по речк?            о дочер?

       к проруб?      на дорожк?         о зайц?     к яблон?

(при проверке учащиеся обмениваются тетрадями, взаимопроверка, работа с веерами)

Учитель обращает внимание детей на то, написание каких  ещё морфем в данных словах  вызывает затруднение:

           Пристань, окрестность;           дочери, окрестность

Учитель: Дом узнаешь без труда:

                 В четырёх стенах вода

                 И журавль у входа

                 Раздаёт всем воду.

*Журавль - приспособление для подъёма воды, длинный шест, служащий рычагом.

 Вот мы и подошли к колодцам. Помогите набрать воды. Игра «Колодцы» (по колонкам)

Каждая колонка сама должна определить, на какое правило ей достались слова, вставить и объяснить пропущенные буквы.

Учитель: Любую часть речи, заканчивая изучать, мы учимся грамотно разбирать. Давайте вспомним морфологический разбор имени существительного.

Берегите воду! (у доски: о снеговике)

На доске: облака с вопросительными словами

Звучит отрывок из сказки « У страха глаза велики»

Рефлексия. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель: Все ли вопросы мы смогли разрешить? Какая работа показалась вам сложной? А самой интересной? Поднимите руки те, кто считает, что путешествие в мир слова увлекательно.

Я вам желаю, ребята, чтобы ваша речь, как реченька, плавно текла, избавлялась от лишнего мусора и была полна только добрых слов и начинаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...