Урок русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тенис Марина Михайловна

Тема : "Повторение изученного о прилагательном и существительном".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku2014god.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

                         Открытый урок                                   по преемственности по русскому языку на тему «Повторение изученного о прилагательном и существительном».

2013-14 учебный год

Учитель: Тенис М. М.

Тема: «Повторение изученного о прилагательном и существительном».

Цели: систематизировать знания учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторить их грамматические признаки; учить правильно писать окончания прилагательных и существительных;

-создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; развивать зрительную память, орфографическую зоркость;

-воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.

Оборудование: карточки со словами.

                                                           Ход урока.

  1. Психологический настрой учащихся на урок.

-Добрый день! Сегодня у нас хорошее настроение и боевой настрой к получению знаний.

2. Целеполагание.

Сформулируйте задание: собрать слово по буквам (ярмарка).

-Что оно обозначает?

Ярмарка (по словарю Ожегова) – большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно время.

Ярмарка (совр.) –сезонная распродажа товаров.

-Подберите синонимы (базар, рынок).

-У нас сегодня тоже ярмарка. Как вы думаете, что можно приобрести   на уроке русского языка? (знания) Мы должны повторить знания, умения и навыки.

3. Самоопределение деятельности. Работа в парах.

Определите сами тему урока, выполнив задание.

Игра «Корзина идей».

Работая в паре, ответьте на вопросы (учебник стр. 42).

-О чём пойдёт речь на уроке? (об именах прилагательных и существительных)

-Распределите слова по группам. (учитель составляет корзину идей)

Существительное                                                                 Прилагательное

часть речи                                                                                часть речи

предмет                                                                          признак предмета

кто? что?                                                                 Какой? Какая? Какое? Какие? постоянные признаки:                      Изменяется по родам, числам, падежам.

род, склонение.                                      Связано с именем существительным.

непостоянные признаки:                      В предл. явл. второстепенным членом

падеж, число.                                                  

В предложении является

главным и второст. чл. предл.

Вот сколько мы знаем об имени существительном и прилагательном и теперь попробуем применить знания на практике.

4. Актуализация знаний. Сравнение частей речи.

-Чем сходны имя сущ. и прил.? (часть речи, изменяются по числам и падежам, в предл. явл. втор . чл.)

-Чем различаются эти части речи? ( сущ. обозн. предмет, а прил. – признак предмета, разные вопросы, прил. изменяется по родам, прим не является главным членом предложения.)

-Какие у имени существительного постоянные и непостоянные грамматические признаки?

--Как узнать род, число, падеж сущ.?

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания сущ.?

-От чего зависят род, число, падеж им прилаг.?

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного?

Итак, вот сколько мы знаем грамматических признаков о существительном и прилагательном.

5. Словарный диктант.

-Синоним к слову прилежный.                                  Аккуратный.

      -Название нашего государства.                                 Россия.

      -Летательный аппарат для перевозки пассажиров.      Самолёт.

      -День торжества.                                                                     Праздник.

      -Изображение человека на картине, фото.                      Портрет.

      -Занимательный, любопытный.                                          интересный.

      -Высший исполнительный орган гос. власти.                  Правительство.

      -Вид боевых действий.                                                           Оборона.

      -Поездка или поход по местам, странам.                          Путешествие.

Задание- определить часть речи, обозначить ударение в словах, выделить орфограммы и морфологические признаки.

-Подберите однокоренные слова к слову Россия.

-Назовите синонимы к слову аккуратный.

-Назовите антонимы к слову интересный. (скучный)

Составьте предложение с одним из слов. (устно)

Проверка грамматических признаков – фронтально.

6. Закрепление изученного материала.

Игра «Корректор»

-Кто такой корректор? (человек, который исправляет ошибки) Проверьте текст на наличие ошибок. Но сначала мы проверим, умеете ли вы проверять орфограммы.

Тест. (см. в приложении)

Клюква.

Кислое и п..лезная клюква растёт в болотах. С..бирают её поз..ний осен..ю. Самая х..рошея, сла..кая яг..да бывает в..сной, когда она п..л..жит зиму под снегом. В..сеннею краснаю клюкву парят в горшочках и п..ют с ней чай. А какой замечательный кисель бывает из сладкой клюквы!

Задание: вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

Исправьте ошибки. Сколько ошибок?

-Прочитайте слова правильно.

Назовите словосочетания существительное+прилагательное, правильно напишите окончания и объясните их.

7. Письменный разбор слов и предложений (на доске из текста «Клюква»).

Индивидуальная работа у доски:

-В болотах – как часть речи;

-Из сладкой – как часть речи;

-Ягода – фонетический разбор;

-Хорошая, полежит, замечательный – разбор по составу.

Синтаксический разбор первого предложения (с комментированием).

Кислая и полезная клюква растёт в болотах. (простое, распространённое, полное, двусоставное, осложнённое однородными членами предложения; по цели высказывания- повествовательное, по интонации – не восклицательное)

8.                                                  Карточка 1.

                                                  Вариант 1.

  1. Поставьте данные словосочетания в указанном падеже.

Южный ветер (р.п.) __________________________________

Свежая трава (т.п.) ___________________________________

Широкая гавань (д.п.) ________________________________

Восточная сторона (в.п.) ______________________________

Раннее утро (р.п.) ____________________________________

Веселый праздник (п.п.) _______________________________

  1. Подобрать и вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Определить падеж, выделить окончания.

                                               Лес.

Хорош _________ лес ________ весной. _________ ветки берез густо покрыты __________ почками. ____________ осинки выстроились на опушке леса. В ___________ небе купаются вершины сосен. К ________

ели подлетели птицы. ___________ ветки закачались. Из ____________

шишек полетели ____________ семена. В воздухе пахнет смолой. __________ мхом порос ___________ пень. Берегите лес!  

                                 Вариант 2.

  1. Поставьте данные словосочетания в указанном падеже.

Высокий берег (р.п.) ___________________________________

Ясный денек (т.п.) _____________________________________

Старшая сестра (д.п.) ___________________________________

Скорый поезд (в.п.) ____________________________________

Осеннее небо (т.п.) ____________________________________

Вкусный мед (п.п.) _____________________________________

  1. Подобрать и вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Определить падеж, выделить окончания.

                                               Лес.

Хорош _________ лес ________ весной. _________ ветки берез густо покрыты __________ почками. ____________ осинки выстроились на опушке леса. В ___________ небе купаются вершины сосен. К ________

ели подлетели птицы. ___________ ветки закачались. Из ____________

шишек полетели ____________ семена. В воздухе пахнет смолой. __________ мхом порос ___________ пень. Берегите лес!

9. Рефлексия.

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось…

Мне понравилось…

Я порадовался за…

Мне надо повторить…

У меня хорошо получается…

Мне необходимо поработать над…

                Приложение.                                                                            Тест «Мудрые мысли».                                                                                                                    

  1. В каком слове пропущена в корне буква е:

-об..жать (вокруг дома);

-об..жать ( малыша).

        2. В каких словах пропущен ь :

-плащ ..;

-доч.. .

       3. Найди слово с предлогом:  

-(от)плыл;

-(от)берега.

      4. В каком слове окончание –и ;

-на площадк.. ;

-на площади.. .

     5. В каком слове пропущена буква и ;  

          - со старш..м братом ;      

- к старш..му брату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...