Урок русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема : "Повторение изученного о прилагательном и существительном".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по преемственности по русскому языку на тему «Повторение изученного о прилагательном и существительном».
2013-14 учебный год
Учитель: Тенис М. М.
Тема: «Повторение изученного о прилагательном и существительном».
Цели: систематизировать знания учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторить их грамматические признаки; учить правильно писать окончания прилагательных и существительных;
-создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; развивать зрительную память, орфографическую зоркость;
-воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.
Оборудование: карточки со словами.
Ход урока.
- Психологический настрой учащихся на урок.
-Добрый день! Сегодня у нас хорошее настроение и боевой настрой к получению знаний.
2. Целеполагание.
Сформулируйте задание: собрать слово по буквам (ярмарка).
-Что оно обозначает?
Ярмарка (по словарю Ожегова) – большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном месте и в одно время.
Ярмарка (совр.) –сезонная распродажа товаров.
-Подберите синонимы (базар, рынок).
-У нас сегодня тоже ярмарка. Как вы думаете, что можно приобрести на уроке русского языка? (знания) Мы должны повторить знания, умения и навыки.
3. Самоопределение деятельности. Работа в парах.
Определите сами тему урока, выполнив задание.
Игра «Корзина идей».
Работая в паре, ответьте на вопросы (учебник стр. 42).
-О чём пойдёт речь на уроке? (об именах прилагательных и существительных)
-Распределите слова по группам. (учитель составляет корзину идей)
Существительное Прилагательное
часть речи часть речи
предмет признак предмета
кто? что? Какой? Какая? Какое? Какие? постоянные признаки: Изменяется по родам, числам, падежам.
род, склонение. Связано с именем существительным.
непостоянные признаки: В предл. явл. второстепенным членом
падеж, число.
В предложении является
главным и второст. чл. предл.
Вот сколько мы знаем об имени существительном и прилагательном и теперь попробуем применить знания на практике.
4. Актуализация знаний. Сравнение частей речи.
-Чем сходны имя сущ. и прил.? (часть речи, изменяются по числам и падежам, в предл. явл. втор . чл.)
-Чем различаются эти части речи? ( сущ. обозн. предмет, а прил. – признак предмета, разные вопросы, прил. изменяется по родам, прим не является главным членом предложения.)
-Какие у имени существительного постоянные и непостоянные грамматические признаки?
--Как узнать род, число, падеж сущ.?
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания сущ.?
-От чего зависят род, число, падеж им прилаг.?
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного?
Итак, вот сколько мы знаем грамматических признаков о существительном и прилагательном.
5. Словарный диктант.
-Синоним к слову прилежный. Аккуратный.
-Название нашего государства. Россия.
-Летательный аппарат для перевозки пассажиров. Самолёт.
-День торжества. Праздник.
-Изображение человека на картине, фото. Портрет.
-Занимательный, любопытный. интересный.
-Высший исполнительный орган гос. власти. Правительство.
-Вид боевых действий. Оборона.
-Поездка или поход по местам, странам. Путешествие.
Задание- определить часть речи, обозначить ударение в словах, выделить орфограммы и морфологические признаки.
-Подберите однокоренные слова к слову Россия.
-Назовите синонимы к слову аккуратный.
-Назовите антонимы к слову интересный. (скучный)
Составьте предложение с одним из слов. (устно)
Проверка грамматических признаков – фронтально.
6. Закрепление изученного материала.
Игра «Корректор»
-Кто такой корректор? (человек, который исправляет ошибки) Проверьте текст на наличие ошибок. Но сначала мы проверим, умеете ли вы проверять орфограммы.
Тест. (см. в приложении)
Клюква.
Кислое и п..лезная клюква растёт в болотах. С..бирают её поз..ний осен..ю. Самая х..рошея, сла..кая яг..да бывает в..сной, когда она п..л..жит зиму под снегом. В..сеннею краснаю клюкву парят в горшочках и п..ют с ней чай. А какой замечательный кисель бывает из сладкой клюквы!
Задание: вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.
Исправьте ошибки. Сколько ошибок?
-Прочитайте слова правильно.
Назовите словосочетания существительное+прилагательное, правильно напишите окончания и объясните их.
7. Письменный разбор слов и предложений (на доске из текста «Клюква»).
Индивидуальная работа у доски:
-В болотах – как часть речи;
-Из сладкой – как часть речи;
-Ягода – фонетический разбор;
-Хорошая, полежит, замечательный – разбор по составу.
Синтаксический разбор первого предложения (с комментированием).
Кислая и полезная клюква растёт в болотах. (простое, распространённое, полное, двусоставное, осложнённое однородными членами предложения; по цели высказывания- повествовательное, по интонации – не восклицательное)
8. Карточка 1.
Вариант 1.
- Поставьте данные словосочетания в указанном падеже.
Южный ветер (р.п.) __________________________________
Свежая трава (т.п.) ___________________________________
Широкая гавань (д.п.) ________________________________
Восточная сторона (в.п.) ______________________________
Раннее утро (р.п.) ____________________________________
Веселый праздник (п.п.) _______________________________
- Подобрать и вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Определить падеж, выделить окончания.
Лес.
Хорош _________ лес ________ весной. _________ ветки берез густо покрыты __________ почками. ____________ осинки выстроились на опушке леса. В ___________ небе купаются вершины сосен. К ________
ели подлетели птицы. ___________ ветки закачались. Из ____________
шишек полетели ____________ семена. В воздухе пахнет смолой. __________ мхом порос ___________ пень. Берегите лес!
Вариант 2.
- Поставьте данные словосочетания в указанном падеже.
Высокий берег (р.п.) ___________________________________
Ясный денек (т.п.) _____________________________________
Старшая сестра (д.п.) ___________________________________
Скорый поезд (в.п.) ____________________________________
Осеннее небо (т.п.) ____________________________________
Вкусный мед (п.п.) _____________________________________
- Подобрать и вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Определить падеж, выделить окончания.
Лес.
Хорош _________ лес ________ весной. _________ ветки берез густо покрыты __________ почками. ____________ осинки выстроились на опушке леса. В ___________ небе купаются вершины сосен. К ________
ели подлетели птицы. ___________ ветки закачались. Из ____________
шишек полетели ____________ семена. В воздухе пахнет смолой. __________ мхом порос ___________ пень. Берегите лес!
9. Рефлексия.
Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Мне надо повторить…
У меня хорошо получается…
Мне необходимо поработать над…
Приложение. Тест «Мудрые мысли».
- В каком слове пропущена в корне буква е:
-об..жать (вокруг дома);
-об..жать ( малыша).
2. В каких словах пропущен ь :
-плащ ..;
-доч.. .
3. Найди слово с предлогом:
-(от)плыл;
-(от)берега.
4. В каком слове окончание –и ;
-на площадк.. ;
-на площади.. .
5. В каком слове пропущена буква и ;
- со старш..м братом ;
- к старш..му брату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...