урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тихоновская Наталья Борисовна

Тема урока: Знаки препинания в сложном предложении. Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: научить сравнивать простые и сложные предложения, выделять грамматическую основу; различать  простое предложение с однородными членами и сложное  предложение; ставить запятые между простыми  предложениями, входящими в состав сложного.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование  ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа; развитие навыков сотрудничества.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметные: сформированность  позитивного отношения к правильной устной и письменной речи; умение применять орфографические правила и правила  постановки знаков препинания при записи  собственных  и  предложенных  текстов; способность проверять написанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_konspekt.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 4 классе, проведённый в рамках работы

 «Школы молодого педагога»

( учитель: Тихоновская Н.Б.)

Тема урока: Знаки препинания в сложном предложении. Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: научить сравнивать простые и сложные предложения, выделять грамматическую основу; различать  простое предложение с однородными членами и сложное  предложение; ставить запятые между простыми  предложениями, входящими в состав сложного.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование  ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа; развитие навыков сотрудничества.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметные: сформированность  позитивного отношения к правильной устной и письменной речи; умение применять орфографические правила и правила  постановки знаков препинания при записи  собственных  и  предложенных  текстов; способность проверять написанное.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. «Гимнастика для ума»

   Телеграммы от сказочных героев.

  • « Какое ужасное время - весна. Все мои труды смыла талая вода»      (лиса)                                  
  • « Удочки под рукой не оказалось, пришлось  ловить  рыбу  хвостом.»       (волк)
  • « Просим наказать мышку за неаккуратность и не давать ей сыра три дня».                                   (дед и бабка)
  • «На хорошую машину  денег  не  хватило, купил печку»    (Емеля)
  • Я понял, если ты обманул кучу народа и вертишься на языке, то тебя  всё - таки  слопают».                                                      ( Колобок)
  • « Негде спокойно отдохнуть. Только прилёг под деревце, тут же получил яблоком по лбу».                                                            (заяц)
  • «Как не пытался изменить свой голос, всё равно женщину перехитрить сложно»                                                                     (волк)
  • «Масла не было, пришлось бежать за травой».                          (курочка)  
  • «Меня, такого огромного зверя, провели на пирожках».          (медведь)
  • « Пейте воду только из хорошо проверенных водоёмов».

                                                                         (сестрица Алёнушка)

  • « Необдуманно махнув  хвостом, можно разбить не только сердце, но и что покруче».     (Курочка Ряба)          
  • « Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке».   (Иван - царевич)
  • «Безобразие, кто - то съел мою кашу и сломал мой стул».    (медвежонок)                                
  • «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть  косолапого. Скоро  буду дома».                                                 (Машенька)

Учитель: Ребята, наш урок открыли любимые вами сказки. Что объединяет всех  прозвучавших  героев? ( они из русских народных сказок) Продолжите: « Сказка - ложь, …». Посмотрим, какой урок извлечёте сегодня вы с помощью любимых с детства сказок.

  1. Повторение. Игра « Сундуки»

Учитель: Самое популярное число в русских народных сказках? (3) Вот и у нас три волшебных сундука. Подумайте  и ответьте, с точки зрения русского  языка, каких  категорий в русском  языке по три? (лицо, время,  всегда мягкие и всегда твёрдые согласные, род и.т.д) Помогите мне отыскать  ключи.

  1. Чистописание. 

Учитель:  Каждому из вас предложена своя буква для минутки чистописания. Необходимо не только красиво её написать, но и вспомнить термин русскоо языка на заданную букву. 

      синонимы                                      основа                                      падежи

      сложное                                          окончание                               предлог

   существительное                          омонимы                                 прилагательное

                  суффикс                                          определение                           приставка

                  склонение                                       обращение                              подлежащее

                  союз                                                  однородные                           предложение

                  синтаксис                                        омоформы                             переносное

                  сказуемое                                         обстоятельство                     простое

Учитель предлагает дать определение ряду терминов:

  1. Что такое словосочетание?
  2. Что такое синтаксис?
  3. Дайте определение обращению.
  4. Как выделяются на письме однородные члены предложения?
  5. Что изучает пунктуация?
  6. Перечислите виды предложений по наличию грамматических основ.

  1. Учитель: Что же скрывают наши сундуки? (в каждом - запятая)

Как  вы думаете, почему запятых тоже три? О чём они хотели нам напомнить? (запятые при обращении, в сложном предложении, между однородными членами)

Завершая тему « Предложение» давайте вспомним всё, что мы узнали о пунктуации.

  1. Словарная работа. Выборочный диктант.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можешь смело обратиться.

При письме не забывай,

Запятыми выделяй.

Учитель предлагает отрывки из сказок, необходимо выписать только обращения.

  • Отчего ты, чёрный ворон, встрепенулся?
  • А зайчик говорит: « Отстань, медведь
  • Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
  • «Посмотрел бы ты , Петушок, сколько у меня горошка»,- прибавила лиса
  • Емеля слез с саней и говорит: « Ну, топор, коли дрова!»

Учитель: Что объединяет все записанные слова? (из словаря) Взаимопроверка.

Из  этимологического  словаря: Все знают петуха, героя многих сказок и басен. Славится петух важностью походки и задиристостью характера. Недаром говорят: задиристый, как  петух. «Ишь, распетушился», - говорят про горячего человека. Но главное, чем славится петух, это своим пением. Петух - своеобразные поющие часы. С петухами люди просыпались, с ними ложились спать. За способность громко и звонко петь и прозвали петуха петухом.

Ф   и    з   к   у   л   ь   т    м   и    н     у    т     к    а

  1. Интервью с Однородными Членами Предложения.

Журналист: Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы?

Однородные: На любые вопросы мы отвечаем только вместе.

Журналист: Что вы делаете в предложении?

Однородные члены: Выполняем работу одного из членов предложения.

Журналист: Какого члена предложения.

Однородные члены: Любого - хоть главного, хоть второстепенного.

Журналист: Кто из вас главный?

 Однородные члены: Мы абсолютно равноправны, подчиняемся же нашему руководителю. Например:

Англичанин мистер Хопп

Смотрит в длинный телескоп,

Видит горы и леса,

Облака и небеса.

Здесь мы работаем дополнением у глагола «видит», он руководит всеми нами - четырьмя словами.

Журналист: Что вы хотите пожелать своим слушателям и ученикам?

Однородные члены: Ставьте между нами запятые, если нет опасного союза «и».

Учитель предлагает расставить знаки препинания в предложениях из сказок и угадать сказки (карточки) 

  • Взял мужик кота посадил  в  мешок  завязал  и понёс в лес.
  • Повязал Иван рубаху красным  шелковым  кушаком.
  • Только лиса побежала  рак  уцепился лисе за хвост.
  • Наловил старик рыбы и везёт домой целый воз.
  • И  умён и  пригож а на дело не гож.
  • Книга в счастье украшает а в несчастье утешает

Учитель: два испытания пройдены, осталось как в сказках, третье испытание. Я предлагаю для него пригласить помощников.

Ученики разыгрывают басню С.Маршака  «Знаки препинания»

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

  1. Учащимся предлагается собрать предложение, объяснить написание орфограмм и расстановку знаков препинания.

     Составь предложение, используя все слова. Объясни орфограммы и постановку знаков препинания.

Петя,  выгл?нул,  др?мучи?,  в,  ?кошко,  а,  л?са,  его, п?н?сла,  схв?тила,  и,  л?са,  за

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Какой же урок вы извлекли, изучая пунктуацию? Кто сегодня нашёл свой клад? (в сундуке - «5»)

  1.  Домашнее задание.

Использованная литература:

  • В.Волина «Весёлая грамматика», изд. «Знание», Москва, 1995г.
  • В.Волина «Синтаксис и пунктуация», изд. «Дрофа», Москва, 2001г.
  • В.Волина. Этимологический словарь, изд. «АСТпресс», Москва, 1996г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...