Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России".
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass.doc | 529.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебник «Русский язык » в 2 частях, 2018
Автор: В.П. Канакина
5 часов в неделю, 170 часов в год
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» 2011г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недель в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
2 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Характеристика планируемых результатов по русскому языку во 2 классе.
Раздел курса | Содержание учебного раздела | Планируемые результаты освоения учебного предмета | ||
Предметные знания | Предметные умения | Универсальные учебные действия | ||
1. Наша речь | Виды речи. Диалог и монолог. | Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая. | Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи. | Личностные: ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Познавательные: работа с разными видами информации( с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту; анализ и интерпретация информации; применение и представление информации; оценка получаемой информации; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; моделировать, подводить под понятие; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции; осуществление взаимопроверки выполненной работы; выполнение работы по цепочке; использование правил, таблиц, моделей для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. Регулятивные: контроль и самоконтроль учебных действий и их результатов; преобразование практической задачи в познавательную; проверка выполненной работы, используя правила и словари, а также самостоятельное выполнение работы над ошибками. |
2. Текст | Текст. Части текста. | Знать признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие. | Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. | |
3. Предложение | Предложение. Члены предложения. | Назначение и признаки текста. Логическое ударение в предложении. Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов. | |
4. Слова, слова, слова… | Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Слог. Ударение. Перенос слов. | Слово, как общее название предметов. Однозначные и многозначные, родственные и однокоренные слова.. Корень слов. Словесное и логическое ударение. Правила переноса. | Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы. Находить однокоренные слова в тексте. Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам. | |
5.Звуки и буквы. | Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими буквами. Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь. | Знание алфавита. Буквы, обозначающие гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Признаки согласного звука. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Обозначение мягкости согласных на письме. Буквосочетание ЧН, ЧТ,ЩН, НЧ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Парные звонкие и глухие согласные. | Различать звуки и буквы. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Находить в слове, различать и правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работать с орфографическим словарём. Различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки. Переносить слова с Ь. Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА. | |
6. Части речи. | Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Местоимение. Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. Предлоги. | Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Синтаксическая функция глагола. Число глагола. Правописание НЕ с глаголом. Значение и употребление в речи имени прилагательного. Число имени прилагательного. Виды текстов. Значение местоимения в тексте. Роль предлогов в речи. | Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи. Различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Определять число имён существительных. Определять виды текста. Определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры. |
Материально-техническое обеспечение.
Книгопечатная продукция.
Учебники:
Русский язык.
2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
3.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради (Русский язык).
1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Печатные пособия.
1.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
2.Касса букв и сочетаний
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
-понимать – предложение – это основная единица речи;
-понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
-различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
-оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
-различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
-различать главные члены предложения;
-понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
-различать словосочетание и предложение;
-понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
-понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
-понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
-различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
-использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
-давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
-понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
-различать деление слов на слоги и для переноса;
-понимать влияние ударения на смысл слова;
-различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
-различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
-понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
-верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
-составления предложений на заданную тему;
-употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
-оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
-самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)
-орфографической грамотности речи учащихся;
-проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
-деления слов на слоги и переноса слов;
-правильного написания слов с буквой Й;
-обозначения мягкости согласных на письме;
-написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
-употребления прописной буквы в именах собственных;
-работы со словарём (использование алфавита);
-каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
-письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммам
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 4 |
2 | Текст | 5 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова, слова, слова | 22 |
5 | Звуки и буквы | 34 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 29 |
7 | Части речи | 47 |
8 | Повторение | 17 |
Итого: | 170 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 класс УМК « Школа России»
Учебник «Русский язык » в 2 частях, 2018
Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
5 часов в неделю, 170 часов в год
№ | Дата | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Корректировка программы | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
Наша речь (3 ч) | ||||||||||||
1 | Виды речи. Язык и речь, значение в жизни людей. Роль русского языка как национального, как государственного и языка межнационал. общения (с.6-7) | Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической. | Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности; Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; распределять роли при чтении диалога. Познавательные: действовать по намеченному плану, по инструкциям. | Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительная адекватная | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическ. речь от монологическ. Использовать в речи диалог и монолог. Соблюдать правила речевого этикета. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по | Текущий | ||||||
2 | Виды речи. Виды речевой деятельности. Речь устная, письмен., внутренняя. Требования к речи (с. 8-9) | Текущий | ||||||||||
3 | Диалог и монолог Речь диалогическая и монологическая. (с. 10-14) | Определять значение слов по толковому словарю. Оценивать результаты задания. | дифференцирован. самооценка. | рисункам диалог и монолог. | Текущий | |||||||
Текст (4ч) | ||||||||||||
4 | Признаки текста: целостность, связность, законченность. (с. 16-17) | Признаки текста: целостность, связанность, законченность. Отличать текст от других записей по его признакам. | Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные: Участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый интерес к новым способам решения задач; понимание причин успешности учебной деятельн.; | Отличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст. | Текущий | ||||||
5 | Тема и главная мысль текста. Заглавие (с. 18-19) | Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. | Текущий | |||||||||
6 | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. (с. 20) | Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы | адекватная самооценка социальной роли «хорошего ученика». | Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста. Создавать текст. | Текущий | |||||||
7 | Р/Р Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. (с. 21-22) | Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты задания | Практич. работа | |||||||||
Предложение (12ч) | ||||||||||||
8 | Предложение. Предложение как единица речи, его назначение и признаки. (с. 24) Анализ сочинений. | Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания. | Регулятивные: умение вычитывать информацию из текста; осуществлять анализ с выделением существен. признаков, делать простые выводы, переводить информацию из одного | Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин | Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в тексте. Составлять предложения из слов. | Текущий | ||||||
9 | Стартовый диктант по теме «Повторение» | Текущий | ||||||||||
10 | Знаки препинания конца предложения (вопросит, восклицат. знаки, точка). (с. 25- 28) РНО диктанта. | вида в другой. Коммуникативные: использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции; создавать высказывания разных видов , использовать в них разнообразные средства языка. Познавательные: умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; | успешности учебн. деятельности; положительная адекватная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». | Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложен. | Текущий | |||||||
11 | Главные члены предложения (с29 - 30) | Обосновывать правильность выделения подлежащ. и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения. | Определять в тексте предложения, выбирать знаки препинания в конце предложения. | Текущий | ||||||||
12 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды). (с. 31) | Находить главные члены предложения. Обозначать графически грамматич. основу. Различать и выделять | Текущий | |||||||||
13 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. (с. 32- 33) | Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова | для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации. | главные и второстепенные члены предложения. | Текущий | |||||||
14 | Р/Р Составление рассказа по картине И.Остроухова «Золотая осень» | Рассматрив. картину И.Остроухова «Золотая осень». Составлять рассказ | Практическая работа | |||||||||
15 | Распространённые и нераспространенные предложения. (с. 35) Анализ сочинений. | Различать распространённое и нераспространённое предложения. | Составлять распростр. и нераспространённые предложения. | Текущий | ||||||||
16 | Связь слов в предложении (с. 37-38) | Устанавливать связь слов между членами предложения | Составлять предложен. из деформированных слов | Текущий | ||||||||
17 | Проверочная работа по теме «Предложен.» (с.40) | Различать распространённое и нераспространённое | Текущий | |||||||||
18 | Обобщение по теме «Предложение» | предложения Обосновывать | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | Проверочн. работа | ||||||||
19 | Контрольное списывание текста с дополнительным заданием | правильность выделения подлежащего и сказуемого | Проверочн. работа | |||||||||
Слова, слова, слова… (18ч) | ||||||||||||
20 | Слово и его значение. Назывная функция слова. (с.42-43 ). РНО | Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. | Регулятивные: находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию; осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков; описывать объект: передавать его внешние характеристики. | Ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый интерес к новым общим способам решения задач; понимание причин успешности учебной деятельности; | Определять значение слова по толковому словарю. Находить незнакомые слова. | Текущий | ||||||
21 | Слово как общее название многих одно родных предметов. Работа с толковым и орфограф. словарями (с. 44-46) | Работать со страничкой для любознательных. | Текущий | |||||||||
22 | Однозначные и многозначные слова (с.47-49) | положительная самооценка на основе критерия | Распознавать многозначные слова | Текущий | ||||||||
23 | Прямое и переносное значение многозначных слов. (с.49-51) Словарный диктант | Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов | успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» | Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю | Текущий | |||||||
24 | Синонимы. Работа со словарём синонимов (с. 52-54) | Распознавать среди пар слов синонимы. Подбирать синонимы | Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устн. и письм. форме. Осознавать, высказывать и обосновывать точку зрения; строить монологические высказывания. Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следствен. связи; находить в | осуществлять сотрудничество в парах при | Работать со словарями синонимов учебника. | Текущий | ||||||
25 | Антонимы Работа со словарём антонимов (с.54-55) | Распознавать среди пар слов антонимы. Подбирать антонимы | выполнении учебных задач и при работе со знаковой | Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. | Текущий | |||||||
26 | Обобщение по теме. Расширение представлений об окружающем мире через лексику слов. (с. 56-57) | Распознавать среди пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями учебника, находить нужную информацию. | информацией сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять | Определять значение пословиц. Оценивать результаты задания «Проверь себя» по учебнику | Текущий | |||||||
27 | Р/Р Изложение текста по данным к нему вопросам (с. 57) | Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по вопросам. | познавательный интерес к новому учебному содержанию. | Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста | Практич. работа | |||||||
28 | Однокоренные слова Родственные слова. (с. 58-60) Анализ текста, РНО | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных | тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил. | Группировать однокоренные слова Работать со словарём однокоренных слов. | Текущий | |||||||
29 | Корень слова (первое представление). (с.61-62) | словах | Доказывать правильность выделения корня. | Текущий | ||||||||
30 | Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. (с.63) | Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. | Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | Текущий | ||||||||
31 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. (с. 64) | Подбирать однокоренные слова и выделять в них корень. Работать со словарём однокорен. слов | Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. | Текущий | ||||||||
32 | Слог. Ударение. Перенос слова. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение. Слогообразующая роль гласных звуков. | Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. | Сравнивать модели слогоударной структуры слова. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. | Текущий | ||||||||
33 | Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. (с. 67-68) | Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. | Текущий | |||||||||
34 | Работа с орфоэпическим словарём Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского языка. (с. 69-70) | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | Проверочн. работа | |||||||||
35 | Перенос слов по слогам. Правила переноса (с. 71-73) | Переносить слова по слогам. Определять способы переноса. | Сравнивать слова по возможности переноса слов | Текущий | ||||||||
36 | Проверочная работа по теме «Слово и его значение» (с. 75-76) | Работать с орфоэпич. словарём, находить в нём информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения нормы произношения слов. | Текущий | |||||||||
37 | Контрольный диктант по итогам четверти | Оценивать свои достижения | Практич. работа | |||||||||
Звуки и буквы (59ч) | ||||||||||||
38 | Звуки и буквы. Звуки и обозначение буквами на письме. (с.78-80) | Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. | Регулятивные: удерживать цель деятельности; Коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта; приводить доказательства истинности классифик.; составлять небольшие | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении | Различать звуки и буквы. Называть буквы и располагать их в алфавитном порядке. | Текущий | ||||||
39 | Русский алфавит или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями. (с. 81-85) | учебных задач и при работе со знаковой информацией | Классифицировать буквы . Располагать слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. | Текущий | ||||||||
40 | Русский алфавит или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями. (с. 81-85) | устные высказывания. Познавательные: классифицир. объекты; приводить примеры в качестве доказател-ва | Текущий | |||||||||
41 | Р/Р Коллективное составление рассказа по картине З.Е.Серебряковой «За обедом» | Различать гласные звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять характеристику гл. звука. | Находить в слове глас. звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Определ. характерист. гласного звука. | Текущий | ||||||||
42 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? (с. 86-87) | Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Записывать ответы на вопросы с опорой на текст и рисунок. | Регулятивные: умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебн. задач и при работе с информацией | Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Излагать письменно содержание текста | Практическ. работа | ||||||
43 | Гласные звуки Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. (с. 89-91) | Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово. | Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять | Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. | Проверочн. работа | |||||||
44 | Провописание ударного и безударн. гласного звука в корне слова и его обозначен. на письме (с.93-94) | небольшие устные монологические высказывания. Познавательные: строить сообщения, составлять простой план, работать с орфографическим | Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения | Текущий | ||||||||
45 | Особенности проверяемых и проверочных слов (с. 95-96) Словарный диктант | (фразеологизмы) | Текущий | |||||||||
46 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный в корне слова. (с.97) | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в | словарём учебника, находить информацию о правописании слова, работать с памятками и форзацем учебника; осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала. | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова | Текущий | |||||||
47 | Способы проверки безударных гласных в корне (с.98) | соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки. | Текущий | |||||||||
48 | Упражнения в написании слов с безударными гласными (с.99) | Текущий | ||||||||||
49 | Упражнения в написании слов с безударными гласными (с. 100) | Объяснять правописан. слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. | Текущий | |||||||||
50 | Упражнения в написании слов с безударными гласными (с. 101) Р/Р Восстановление деформированного текста. Списывание. |
| Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. | Практическ. работа | ||||||||
51 | Обобщение знаний о правописании слов с безударн. гласными, проверяемыми ударением | Текущий | ||||||||||
52 | Р/Р Составление сочинен. по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | Объяснять, когда в речи употребляются образные выражения. Составлять рассказ по репродукции С. А. Тутунова | Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | Текущий | ||||||||
53 | Правописание слов с безударн. гласными, не проверяемыми ударением (с.103) | Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с | Текущий | |||||||||
54 | Слова с безударн. гласными, не проверяемыми ударением (с.103-106) Словарный диктант | изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. | Практическая работа | |||||||||
55 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных (с.107-108) | Текущий | ||||||||||
56 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных (с. 109-110) | Текущий | ||||||||||
57 | Проверочный диктант по теме «Правописание слов с безударн. гласным звуком в корне» | Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | Итоговая работа | ||||||||
58 | Обобщение о безударных гласных (с. 111). РНО | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | Текущий | |||||||||
59 | Согласные звуки их признаки. Смыслоразличительн. роль согласных звуков в слове. (с.112-114) | Различать согласные звуки и буквы. Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из предложений | Регулятивные: принимать и сохранять задачу; планировать действия для решения; контролир. процесс и результаты деятельнос. | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы. | Текущий | ||||||
60 | Согласный звук [й'] и буква «и краткое» (с.114-116) | Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое». | Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество, участвовать в совместн. деятельности, оказывать | информацией | Знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й]. | Текущий | ||||||
61 | Слова с удвоенными согласными (с. 117) | Использовать правило написания слов с удвоенными согласными. | Использовать правило переноса слов с удвоен. согласными | Текущий | ||||||||
62 | Р/Р Составление рассказа по картине А. Степанова «Лоси» и опорным словам. (с.118) Проект «И в шутку и всерьез» (с.119) | Находить занимательные задания в учебнике, и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации заданий. | взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
| Составлять рассказ по картине А. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. | Практическая работа | ||||||
63 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (с. 120-121) Анализ сочинений | Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. | Познавательные: умение работать по образцу; планировать свои действия для решения задачи, осуществлять анализ, синтез языкового материала по заданным критериям, пользоваться знакомыми словарями, справочниками, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки | Текущий | |||||||
64 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. (с. 122-123) | Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. | Текущий | |||||||||
65 | Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. (с.124-125) | Соотносить количество звуков и букв. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах. | Текущий | |||||||||
66 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. (с.126) | использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи | Переносить слова с ь знаком. Обозначать мягкость согласн. звука ь знаком на конце слова и в середине слова | Текущий | ||||||||
67 | Р/Р Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. (с.127-128) Проект «Пишем письмо» (с.129) | Работать с текстом. Находить и записывать ответы на вопросы. Составлять продолжен. рассказа. Писать письмо Деду Морозу. | Практическая работа | |||||||||
68 | Буквосочетания «чк, чн, чт, щн, нч». Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. (с. 4-5) | Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания «чк,чн,чт,щн,нщ», подбирать примеры. | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Соблюдать орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт | Текущий | ||||||
69 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. (с. 6-7) | Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с б/с «чк,чн,чт,щн,нщ». | намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информац. | информацией; воспринимать речь учителя , непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; | Находить в словах буквосочетания «чк, чн, чт, щн, нч», подбирать примеры слов | Текущий | ||||||
70 | Правописание сочетаний с шипящ. согласн. Работа с текстом | Работать с текстом. Подбирать заголовок. Выделять в тексте части. Записывать предложения | Коммуникативные: вступать в сотруднич. с одноклассниками | Подбирать заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. | Практическая работа | |||||||
71 | Правописание сочетаний с шипящ. согласн Проект «Рифма». (с. 8-9) | Находить строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик рифм, участвовать в презентации | оказывать взаимопом., проявлять доброжелат. отношение к партнёрам. | считаться с мнением другого человека | Сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик рифм, участвовать в презентации | Текущий | ||||||
72 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу (с.10-11) | Применять правила написания буквосочетан. | Познавательные: самостоятельно находить информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям. | Различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. | Текущий | |||||||
73 | Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта | Текущий | ||||||||
74 | Обобщение материала. (с.14-15) Работа над ошибками | Проверочная работа | ||||||||||
75 | Проверочная работа по теме «Правопис-ие буквосочетаний с шипящими звуками » | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» | Практическая работа | ||||||||
76 | Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. (с.16-18) | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризов. согласный звук. | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.; контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности. Познавательные: находить в тексте необходимые сведения, | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач | Различать глухие и звонкие согласн. звуки, парные и непарные. Характеризовать соглас. Звук. | Текущий | ||||||
77 | Произношение парного согласного звука на конце слова и в корне перед согласн. (с. 18-19) Словарный диктант | Определять на слух парный согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить произношение и написание | и при работе со знак. информацией; воспринимать речь учителя, непосред. не обращенную к учащемуся; | Соотносить произношение и написание парного согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. | Текущий | |||||||
78 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного согласного на конце слова и перед согласным. (с.20) | Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание. | сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. | Текущий | |||||||
79 | Особенности проверяемых и проверочных слов (с.21) | Текущий | ||||||||||
80 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне. (с.22) | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов | Текущий | |||||||||
81 | Способы проверки парных согласных (с.23) | Текущий | ||||||||||
82 | Формирование умений ставить орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с правилом (с. 24) | Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания Подбирать примеры слов с изученной орфограммой | факты и другую информацию, представленную в явном виде; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала | Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. | Текущий | |||||||
83 | Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, (с. 25) | по заданным критериям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, | Текущий | |||||||||
84 | Р/Р Составление поздравительной открытки. | Составлять текст поздравительной открытки; излагать письменно текст | делать выводы, формулировать их. | Практическая работа | ||||||||
85 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова (с. 26) | Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. | Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным | Текущий | ||||||||
86 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов (с. 27) | звуком на основе алгоритма проверки написания. | Текущий | |||||||||
87 | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. (с. 28) | Текущий | ||||||||||
88 | Р/Р Изложение текста по вопросам (с.29) | Анализировать текст с целью нахождения ответов на вопросы | Практическая работа | |||||||||
89 | Упражнения в правописании согласных в корне однокоренных слов Анализ текста, РНО | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. | Текущий | ||||||||
90 | Обобщение знаний о правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. (с.30) | по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. | Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. | Текущий | ||||||||
91 | Сопоставление правил обозначения буквами гласного и парных согласных | Проводить звукобуквенный разбор слова по заданному образцу | Объяснять правильность написания слов с орфограммами. | Текущий | ||||||||
92 | Проверочный диктант по теме « Правописание гласных и согласн. » | Оценивать свои достижения при выполнении задания | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | Итоговая работа | ||||||||
93 | Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. (с.31-32). Работа над ошибками | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Подбирать примеры с разделительным ь. | Регулятивные: умение определять цель деятельности, планировать действия; ориентироваться в учебнике Коммуникативные: вступать в сотруднич., участвовать в совмест. деятельности Познавательные: самостоятельно находить информацию осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию | Осуществлять сотрудничество при выполнении задач и при работе с информацией; воспринимать речь | Наблюдать над произношением слов с разделит. ь. Соотносить количество звуков и букв в словах | Текущий | ||||||
94 | Использование на письме разделительн. мягкого знака. (с.33-34) | Использовать правило при написании слов с разделит. ь. Объяснять написание разделит. ь . | учителя, одноклас., непосредственно не обращенную к учащемуся; | Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости и с разделит. ь | Текущий | |||||||
95 | Р/Р Составление рассказа по серии рисунков (с.37) | Составлять устный рассказ по серии рисунков. | сравнивать разные точки зрения. | Составлять рассказ; излагать письменно текст по вопросам. | Практическая работа | |||||||
96 | Использование на письме разделительн. мягкого знака. | Оценивать свои достижения при выполнении задания | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | Проверочная работа | ||||||||
97 | Р/Р Составление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри» (с.54) | языкового материала | Составлять рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» | Практическая работа | ||||||||
Части речи (58ч) | ||||||||||||
98 | Части речи Общее представление о частях речи (с. 40). Анализ сочинений | Соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); | Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые | Текущий | ||||||
99 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. (с. 42-43) | Находить в тексте части речи с опорой на их признаки. | учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя | они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи, пользуясь схемой. | Текущий | |||||||
100 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи (с.44-45) | Расширение представлений о предметах и явлениях через ознакомление с именами существител. | Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в | (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные | Распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу. | Текущий | ||||||
101 | Общее представление об имени существител. (с.46-47) | совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала | точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Обосновывать отнесение слова к имени существительн. | Текущий | |||||||
102 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительн. (с.48) Словарный диктант | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена | Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. | Текущий | ||||||||
103 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительн. (с. 49) | существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематическ. группы. | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с | Текущий | ||||||||
104 | Р/Р Составление письменных ответов на вопросы к тексту (с. 51) | опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. | Текущий | |||||||||
105 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных (с.50) | Практическая работа | ||||||||||
106 | Собственные и нарицательные имена существит. Заглавная буква в именах собственных. (с.51-53) | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать имена | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. | Текущий | ||||||||
107 | Заглавная буква в именах существител. собственных (с.59) | собственные и нарицательные по значению | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Текущий | ||||||||
108 | Заглавная буква в именах собственных (с.60) | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Текущий | ||||||||
109 | Проверочный диктант по теме «Правописание имен собственных» | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Проверочная работа | ||||||||
110 | Обобщение знаний об имени существител. Работа над ошибками | |||||||||||
111 | Изменение существ. по числам. Имена существительные только в одном числе (с.61-62) | Определять число имён существительных. Изменять имя существительное по числам. | Определять число имён существительных (единственное и множественное). | Текущий | ||||||||
112 | Распознавание имен существительных в единственном и во множественном числе (с.63-64) | Определять, каким членом предложения является имя существительное | Текущий | |||||||||
113 | Обобщение знаний об имени существител. Разбор имени существ. как части речи. (с.65) | Определять грамматичес. признаки имён сущ-ых: одушевлённое или неодушевл., | Текущий | |||||||||
114 | Р/Р Подробное изложение повеств.. текста по вопросам с анализом текста (с.66) | Определять его тему, подбирать заголовок, определять части текста, составлять ответы на вопросы, записывать. | собственное или нарицательное; число, роль в предложении. Классифицировать имена существительн. | Практическая работа | ||||||||
115 | Обобщение знаний об имени существительн. (с.67) | по грамматическому признаку. | Текущий | |||||||||
116 | Обобщение знаний об имени существительном | Проверочная работа | ||||||||||
117 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | Текущий | |||||||||
118 | Глагол как часть речи и употребление в речи (с.68-69) | Распознавать глагол среди других частей речи по лексическому | Регулятивные: умение определять цель урока, учитывать ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: осознавать, высказыв. и обосновывать свою | Воспринимать речь учителя (одноклассников), | Распознавать глагол среди других частей речи. | Текущий | ||||||
119 | Распознавание глаголов. Роль в речи (с.70-71) | значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам. | сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением | Классифицировать глаголы по вопросам Определять, каким | Текущий | |||||||
120 | Различение глаголов. Восстановление деформирован. текста (с.72-73) | Определять, каким членом предложения является глагол | другого человека. | членом предложения является глагол в предложении | Текущий | |||||||
121 | Изменение глагола по числам (с. 74-75) | Определять число глагола, изменять | Распределять глаголы по группам | Текущий | ||||||||
122 | Правильное употребление глаголов в речи (с.76-77) Словарный диктант | глаголы по числам, употреблять глаголы в определённом числе. | точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности. Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям; подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. | Соблюдать в практике речевого общения нормы употребления глаголов. | Текущий | |||||||
123 | Правописание частицы не с глаголом (с.78-79) | Раздельно писать частицу НЕ с глаголом. | Раздельно писать частицу не с глаголом | Текущий | ||||||||
124 | Контрольный диктант по итогам четверти | Оценивать свои достижения | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | Проверочная работа | ||||||||
125 | Обобщение знаний о глаголе (с.80) Работа над ошибками | Определять грамматич. признаки глагола, роль в предложении. | Определять грамматич. признаки глагола, роль в предложении. | Текущий | ||||||||
126 | Р/Р Восстановление текста с нарушенным порядком предложен. Списывание (с.81) | Определять порядок предложений, составлять текст, подбирать название, записывать | Определять порядок предложений, составлять текст, подбирать название | Практическая работа | ||||||||
127 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. (с.82-84) | Распознавать текст-повествование. | Наблюдать над ролью глаголов в повествовател. тексте. | Текущий | ||||||||
128 | Проверочная работа по теме «Глагол» | Оценивать свои достижения | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | Проверочная работа | ||||||||
129 | Обобщение знаний о глаголе | Определять грамматич. признаки глагола, роль в предложении. | Текущий | |||||||||
130 | Обобщение знаний о глаголе | Определять грамматич. признаки глагола, роль в предложении. | Определять грамматич. признаки глагола, роль в предложении. | Текущий | ||||||||
131 | Имя прилагательное как часть речи (с.86) | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия для решения задачи; действовать по инструкциям Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности. | Воспринимать речь учителя , сравнивать разные точки зрения; | Распознавать имя прилагательное | Текущий | ||||||
132 | Синтаксическая роль имени прилагательн. в предложении. (с.87) | считаться с мнением другого человека. | Анализировать высказывания русских писателей о языке. | Текущий | ||||||||
133 | Связь существител. с прилагательными в предложении и в словосочетании (с.88) | Выделять из предложения словосочетания с прилагательными. | Обосновывать правильность отнесения слова к прилагательному | Текущий | ||||||||
134 | Р/Р Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | Рассматривать картину «Грачи прилетели» по вопросам, составлять , записывать рассказ. | Текущий | |||||||||
135 | Употребление в речи имен прилагательн., противоположных по значению (с. 89-90) Анализ текста, РНО | Рассматривать картину А.Саврасова по вопросам, составлять , записывать рассказ. | Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. | Текущий | ||||||||
136 | Изменение имён прилагательных по числам. (с.92-93) | Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в | Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по критериям;находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; находить языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил; уметь | Распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять | Текущий | |||||||
137 | Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. (с. 94) | зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. | прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы | Текущий | ||||||||
138 | Обобщение знаний об имени прилагательном | Умения писать слова с орфограммами, распознавать изученные части речи. Оценивать достижения | Текущий | |||||||||
139 | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» | Итоговая работа | ||||||||||
140 | Текст-описание и роль в нём прилагательных.(с.95) Работа над ошибками | Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного | работать со «Страничкой для любознательных». | Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных | Текущий | |||||||
141 | Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашн. животного). (с.97) | Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного в тексте –описании. | Составлять текст-описание на основе личных наблюдений | Практическая работа | ||||||||
142 | Р/Р Составление текста-описания по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». (с.98) | Составлять текст-описание на основе личных наблюдений | Составлять текст-описание натюрморта по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | Практическая работа | ||||||||
143 | Текст-описание и роль в нём прилагательных Анализ текста, РНО | Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного | Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного | Текущий | ||||||||
144 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (с.100-103) | Распознавать личные местоимения (в начальн. форме) среди других слов в предложен. Различать местоимения и существ. | Регулятивные: учитывать ориентиры в учебном материале; планировать действия для решения задачи; Коммуникативные: характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу Познавательные: осуществлять анализ, синтез, сравнение, материала, строить рассуждения | Воспринимать речь учителя (одноклассников), сравнивать разные точки зрения; | Различать местоимения и имена существительн. Заменять существител. личн. местоимениями. | Текущий | ||||||
145 | Редактирование текста с повторяющ. существительными. (с.104) | Распознавать личные местоимения среди слов в предложении. Различать местоимения и | считаться с мнением другого человека. | Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать | Практическая работа | |||||||
146 | Редактирование текста с повторяющ. существительными. (с.104) | Существительные. | Практическая работа | |||||||||
147 | Проверочная работа по теме «Местоимение» (с.107) | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | Проверочная работа | |||||||||
148 | Предлоги Роль предлогов в речи. (с. 108) | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям. Коммуникативные: вступать в сотруднич. с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение Познавательные: находить в тексте информацию, использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить языковые примеры | Воспринимать речь учителя (одноклассников), | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. | Текущий | ||||||
149 | Предлог как часть речи. (с.109) Словарный диктант | сравнивать разные точки зрения; | Текущий | |||||||||
150 | Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи (с. 110) | Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами. | считаться с мнением другого человека. | Правильно употреблять предлоги в речи . Раздельно писать предлоги со словами. | Текущий | |||||||
151 | Правописание предлогов с именами существительными. (с. 111) | Текущий | ||||||||||
152 | Проверочная работа по теме «Предлоги» (с. 113) | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | Оценивать свои достижения при выполнении заданий | Проверочная работа | ||||||||
153 | Правописание предлогов с именами существительными. (с. 111) |
| Текущий | |||||||||
154 | Проект «В словари за частями речи!» (с. 114-115) | Пользоваться словарями, Придумывать задания, участвовать в презентации заданий. | Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его. | Текущий | ||||||||
Повторение (16ч) | ||||||||||||
155 | Текст Упражнения в создании текстов разного типа (с.116-117) | Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами | Регулятивные: планировать свои действия; действовать по плану; | Выражать положительное отношение к процессу познания; | Рассматривать картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», составлять, записывать | Практическая работа | ||||||
156 | Знаки препинания в конце предложений (с.117-118) | Наблюдать за особенностями речи и оценивать её. Работать с текстом, различать виды текста. Определять границы предложения, обосновывать выбор знаков препинания. Определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении. Работать | контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; оценивать достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Коммуникативные: Участвовать в беседе; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместн. деятельности, оказывать взаимопомощь. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации понятий, правил. | оценивать собственную учебн.деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; сравнивать разные | Правильно оформлять предложение. Признаки предложения. | Текущий | ||||||
157 | Р/Р Восстановление деформированного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» (с. 112) Списывание текста | Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. | Текущий | |||||||||
158 | Главные члены предложения. Распространение предложений второстепен. членами. (с.119-120) | точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательн. в споре (дискуссии) | Понятия «подлежащ.», «сказуемое», составление предложений. Распространённое и нераспространённое | Текущий | ||||||||
159 | Слово и лексическое значение. Однозначн. и многозначные слова, антонимы, синонимы. (с.120-122) | со словарями | предложение лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. | Текущий | ||||||||
160 | Части речи и их признаки. Разбор слова как части речи(с.123) Словарный диктант | Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи | Текущий | |||||||||
161 | Части речи их различение. Разбор слова как части речи (с.124) | Текущий | ||||||||||
162 | Контрольный итоговый диктант | Итоговая работа | ||||||||||
163 | Части речи и их различение. Разбор слова (с.125) | Текущий | ||||||||||
164 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-букв. разбор слов (с.126) | Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов | Текущий | |||||||||
165 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-букв. разбор слов (с.127) | Текущий | ||||||||||
166 | Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно (с.105-106) | Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип, тему и главную мысль, выделять части, записыв. | Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом | Текущий | ||||||||
167 | Обобщение знаний о правилах правописан. (с.128) | Определять ударный и безударный слог. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы | Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить | Текущий | ||||||||
168 | Упражнения в применении правил правописания (с.129) | проверочные и проверяемые слова | Текущий | |||||||||
169 | Упражнения в применении правил правописания | Текущий | ||||||||||
170 | Итоговый урок по курсу «Русский язык» | Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений | Текущий | |||||||||
ИТОГ: 170 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....