Тема урока: «Род имен существительных», 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема урока: «Род имен существительных», 3 класс. Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imen_sushchestvitelnyh_3_kl.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 3 класс.
Тема урока: «Род имен существительных»
Учитель: Терехина Н.А.
Учебник: «Русский язык», 3 класс, автор :Т.Г. Рамзаева
Цель урока : познакомить с понятием рода имён существительных и научить определять род имён существительных.
Задачи:
- повторить признаки имен существительных;
- формировать умения определять род имен существительных путем
- подстановки личного и притяжательного местоимения;
- развитие орфографической зоркости на материале;
- развитие умения группировать слова по определенным признакам;
- развитие умения употреблять слова в переносном значении;
- воспитание любви к родному языку, краю.
Формирование УУД :
Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Регулятивные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму; способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте. Оборудование: учебники, тетради, компьютер, таблицы правил.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
1) Орфографическая минутка
На доске записаны три слова с пропущенными буквами: С.. мейный, го.., уд..вительный. Прочитайте слова.
Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор. Учащиеся придумывают задания:(а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? (Год – имя существительное, остальные слова – имена прилагательные)
Вы знакомы с именем существительным?
Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное»
2) Игра «Да – нет» (Слайд)
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре. (Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?)
III. Подводящий диалог к формулированию новой темы
Прочитайте. Что это за слова? (слова напечатаны на разрезных карточках)
мама, девочка дом, папа, книга мальчик, яблоко(имена существительные)
На какие две группы их можно разделить?
Работа в парах
На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают: в первую колонку – мама, девочка, папа, мальчик, в другую – дом, книга, яблоко.
Объясните свой выбор.
В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик – неодушевленные имена существительные
IV. Совместное «открытие» нового знания
В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны. Проблема: Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?
Работа в группах
1. Мама, девочка.
2. Папа, мальчик.
3. Яблоко, книга, дом.
По какому признаку соединили маму и девочку, папу и мальчика? (Можно про них сказать – она, моя. он, мой. Остальные – в третью группу.)
Какие будут ваши предложения относительно других слов? Книга? Дом? (Она моя, значит запишем тоже в первую группу, а дом – он, мой – во 2 группу)
В какую группу запишем слово – яблоко? Про него можно сказать она, он? (Оно моё, в 3 группу)
Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
Мы распределили слова по родам. в первом столбике находятся имена существительные Ж.р, во 2 – М.Р., в 3 – Ср.р.
Оказывается, у имён существительных можно определить род. Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.
Тема нашего урока: « Род имён существительных» (Слайд )
Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
Какова наша учебная задача на этом уроке? (Научиться определять род имён существительных)
Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет, как легче запомнить род имен существительных (слайд)
Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу” “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! |
V. Физминутка
Зрительная гимнастика.
Учащиеся следят за траекторией движения мяча. (Слайд)
Определите род предмета, который двигался по экрану. (Мяч, он мой – м.р)
VI. Первичное закрепление
Мотивация:
Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.19 и проверим правильность ваших предложений
Работа с правилом учебника. (Правило читают вслух три человека: первый ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имёна существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)
VII. Повторение и систематизация изученного материала
Мотивация:
Сейчас попробуем полученные знания применить на практике
1. Картинный диктант.
К какому роду относятся?
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо,сердце.
Слова гриб, хоккеист, море – всем классом,(слайды ) остальные – самостоятельно (слайды для проверки).
32 Самостоятельная работа
Проверка самостоятельной работы .(слайд )
4. Игра «Собери пословицу»
Пословицы напечатаны на разрезных карточках:
Ученье свет,
Мир строит,
а неученье – тьма.
а война разрушает.
(Ученье свет, а не ученье – тьма. Мир строит, война разрушает)
Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.
VIII. Домашнее задание (дифференцированное)
Сделай свой выбор: № 404 стр. 19 – распределить слова по родам
или № 407 стр. 20 задание, оно сложнее, придётся применить свои творческие умения.
IX. Итог урока. Рефлексия
- Так как же определить род имён существительных?
Послушайте стихотворение
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”
И запомню род мужской
Я теперь скажу: “Он - мой”.
Средний род: “Оно – моё”
Это правило твоё.
Проанализируйте свою деятельность. Оцените как вам работалось на уроке (легко, трудно)(слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
Тема урока: Изменение имен существительных по числам
Цели и задачи урока:обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи; проверить умение работать по алгоритму - обнаруживать и правильно писать корневые орфограммы и...
Тема урока: «Род имени существительного».
Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Род имени существтельного". Форма учебной деятельности, методы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа ...
Тема урока: «Род имени существительного».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с элементами здоровьясберегающих технологий...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».
Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: "Употребление имен существительных в одном числе", УМК “Школа России”, 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об именах существительных, имеющих только одну форму числа. Задачи урока:Дидактические:1. Формировать понятие...