«Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Траутвайн Галина Андреевна

«Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx304.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык

Тема урока: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»

Тип урока: изучение нового материала.        

Цель урока: Познакомить с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи.

УУД:

Регулятивные:  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;прогнозировать предстоящую работу;осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Р1; Р2; Р3)

Познавательные: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;выявлять сущность, особенности объектов;на основе анализа объектов делать выводы;обобщать и классифицировать по признакам;ориентироваться на развороте учебника; (П1; П2; П3; П4; П5)

Коммуникативные:  развивать умение слушать и понимать других;строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;умение работать в паре.(К1; К2; К3; К4)

Планируемые результаты:

Личностные:   Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (Л1; Л2)

Предметные: Формирование понятия «Местоимение»;Учиться  определять местоимения в тексте;Формировать умение определять место местоимения в предложении;Употреблять местоимения вместо существительных; Совершенствование умения писать предложение, текст в соответствии с изученными орфографическими правилами. (Пр1; Пр2; Пр3; Пр4; Пр5)

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику В.П. Канакина «Русский язык»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг.Момент. Приветствие

Пусть сегодня  светит солнце и  на улице весна! Распускаются листья, зацветают цветы. Так тепло и радостно! А у нас сегодня гости. Повернитесь к ним и подарите им улыбку, чтобы у них на душе тоже стало тепло и радостно.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» (Слайд1)

-А что такое тайна?

-А вы готовы открывать тайны? Тогда, начнём.

- Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату.

-А чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание некоторых букв. (Пальчиковая гимнастика) Молодцы!

Случают учителя, организуют собственную деятельность.

Дети высказывают свои предположения.

Дети настраиваются на работу, записывают дату.

Дети смотрят на слайд и повторяют написание гласной буквы Я, соединение букв  МЫ

Л2

Актуальность темы урока

- Мы не зря писали именно такое чистописание. Каждый из вас может сказать о себе «я». Но все вместе – это «мы»! И сегодня на уроке, как я вам уже сказала, мы все вместе откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы её открыть, хорошо потрудиться нужно каждому из вас, а всем вместе работать дружно.

- Вот сейчас мы дружно вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

-Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Слайд 3 со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.

Проверка на слайде 4

- Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.

Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года как весна, а вместе с весной к нам возвращаются из тёплых стран наши верные пернатые друзья. Кто это?

А какие птицы к нам возвращаются?

К нам сегодня на урок тоже прилетела в гости одна птичка. Посмотрите, вы её узнали?(Слайд 5)

Что это за птица?

Ребята, она прилетела не одна, а принесла с собой какое-то послание. Хотите узнать, что в этом послании?

(Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.)(Слайд 6)

Ребята, ещё раз внимательно прочитайте текст.

Что в нём не так, какой недостаток?

Как  исправить этот недостаток?

Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится?

(Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны они возвращаются из тёплых стран. У них скоро появятся птенцы.)

Слова, какой части речи мы заменили в тексте?

А как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы поставим перед собой?

Ребята, а как вы считаете, почему местоимение получило такое название?

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Физминутка

- Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- Нужно распределить слова, по частям речи.

У доски 1 ученик распределяет слова по группам. Остальные – на карточках.

- Они не относятся ни к одной из групп.

-Да.

Да.

 - Не знаем.

-Узнать, как называется новая часть речи.

Ребята отвечают, что это птицы. (Называют птиц, которые прилетают из тёплых стран)

(Ласточка)

Дети отвечают, что хотят узнать, что написано в послании.

Ребята отвечают, что постоянно повторяется слово ЛАСТОЧКА.

(необходимо заменить его другими словами).

(Имени существительного)

Тема нашего урока: Местоимение.

Мы должны узнать, что такое местоимение, для чего они используются в речи.

(употребляются вместо имен существительных и имен прилагательных)

К3

Р2

Л2

Изучение нового материала

Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем  о них ещё кое-что интересное. Готовы?

Прочитайте стихотворение В.  Степанова о слоне.(Слайд 7)

На арену вышел слон,

К нам пришёл с подарком он,

Он принёс друзьям цветок

Красный, словно огонёк.

На какой вопрос отвечает слово «слон»?

Каким местоимением заменяется слово СЛОН?

На какой вопрос отвечает слово «он».

Значит, какой вывод мы можем сделать?

Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?

Давайте понаблюдаем.

Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем.

 Понятно ли о ком говорится в стихотворении?

Значит, какой вывод мы можем сделать?

Давайте составим правило сами, опираясь на знания, полученные в ходе наблюдений. Возьмите большие листы  на партах, внимательно прочитайте. Поработайте в парах. Зачеркните лишние овалы со словами.

А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?

А как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны? Может, мы бы без них могли обойтись?

Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение!

Давайте откроем учебники на стр. 101-102, там есть правило тётушки совы, которое вам необходимо будет выучить дома.  Сравним наш вывод с выводом в учебнике.

Работа с определением (с. 101,102).

1. Самостоятельное чтение про себя.

2.Беседа по вопросам:

- Местоимение – это часть речи?

- Что значит «не называют, а указывают»?

 – Назовите ещё раз местоимения.

– Сколько их? (8.)

- Какие части речи заменяют местоимения?

А сейчас давайте проверим, как эта разгаданная тайна поможет вам в изучении русского языка, выполним упражнение 174.

Молодцы! Всё сделали правильно!

Дети читают стихотворение на слайде

Отвечает на вопрос КТО?

(Слово слон заменяется местоимением ОН)

Отвечает на опрос КТО?

Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.

Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.

Дети отвечают, что  местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.

-местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.

- Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

- имена существительные, имена прилагательные и др.

Ребята открывают учебники и выполняют задание из упражнения 174

Проверка по эталону.

П2

П3

П4

К2

Р2

Пр1

Пр2

Пр3

Пр4

Пр5

Итог урока

А теперь давайте подведём итог нашего урока.

Какую тайну русского

языка мы сегодня с вами разгадали?

- Какую часть речи изучали?  

- Какое определение вывели?

-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?

Ответы детей: мы узнали, что такое местоимение, как оно связано с именем существительным, зачем в речи нужны местоимения и т.д.

Р2

П2

Рефлексия

Ребята, а теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствуют вашей работе на уроке.

Дети выбирают и поднимают выбранный смайлик.

Л1

Л2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и презентация во 2 классе по теме "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи"

Представлена технологическая карта урока русского языка, презентация и дидактический материал к уроку....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Технологичекая карта урока на Тему: Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи.

Технологичекая карта урока на Тему: Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи....

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....

Конспект урока по теме «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о местоимении как части речи, его роли в предложении. Планируемые результаты: Предметные: знать: определение местоимения, правила пр...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...