Рабочая программа по русскому языку 2 класс (УМК "Школа России")
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Бондарь Ольга Владимировна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_2_klass.docx115.51 КБ

Предварительный просмотр:

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕГОРЛЫКСКИЙ РАЙОН, Х.УКРАИНСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НОВО-УКРАИНСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

«Утверждаю»

Приказ от                   «__»____20___г.№___

                                                                                   ДиректорМБОУ Н-УООШ № 14.                    

_______  Кривоносова С.И.

                                                                    МП

Рабочая программа

по русскому языку

Уровень общего образования (класс): начальное общее образование 2 класс

Количество часов:170 часов

Учитель начальных классов: Бондарь О.В.

Программа разработана на основе:Авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко - Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – «Просвещение», 2011

х. Украинский

2016-2017 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса создана на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
  • Приказа Минобрнауки РФ от  20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего полного общего образования»;
  • Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Приказ Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. № 373.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целямиизучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.  В соответствии  с годовым календарным графиком МБОУ Н-У ООШ № 14 на 2016-2017 учебный год, наличием выходных и праздничных дней  в 2016 – 2017 учебном году (23.02.17 г., 24.02.17 г., 8.03.17 г., 1.05.17г., 8.05.17 г., 9.05.17 г.), расписанием учебных занятий МБОУ Н-У ООШ № 14 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по русскому языку  во 2 классе в 2016 – 2017 учебном году будет реализована в объёме165 часов.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • представления о своей этнической принадлежности;
  • развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
  • представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
  • положительного отношения к языковой деятельности;
  • заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
  • развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  • Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  • Слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  • Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
  • первоначальные умения проверять написанное;
  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ:

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
  • определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
  • определять ударный и безударные слоги в слове;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
  • использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • определять функцию мягкого знака (ь) ккак разделительного;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
  • наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
  • устанавливать связи слов между словами в предложении;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
  • находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
  • разделительный мягкий знак (ь);
  • знаки препинания конца предложения (. ? !);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Раздел 1: Наша речь(4ч)

Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? Как отличить диалог от монолога? Проверка знаний.

Раздел 2: Текст (5ч)

Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста? Части текста. Диктант. Работа над ошибками.

Раздел 3: Предложение (12ч)

Что такое предложение,какие знаки препинания ставятся в конце предложения? Как из слов составить предложение? Контрольное списывание. Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. Что такое распространенные и нераспространенные предложения? Как установить связь слов в предложении? Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. Анализ сочинения. Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Раздел 4: Слова, слова, слова… (22ч)

Что такое лексическое значение слова? Что такое лексическое значение слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое антонимы? Контрольный диктант. Работа над ошибками. Что такое родственные слова? Что такое родственные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Какие бывают слоги? Как определить ударный слог?Как определить ударный слог? Как переносить слова с одной стороны на другую? Как переносить слова с одной стороны на другую? Обучающее сочинение по серии картинок. Проверочная работа. Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Раздел 5: Звуки и буквы (34ч)

Как различать звуки и буквы? Как мы используем алфавит? Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? Контрольный диктант. Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить? Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить? Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить? Развитие речи. Обучающее сочинение. Диктант. Проверочная работа. Работа над ошибками. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки? Согласный звук [Й] и букваИ краткое. Согласный звук [Й] и буква И краткое. Слова с удвоенными согласными. Развитие речи. Наши проекты. И в шутку и всерьез. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Для чего служит мягкий знак (Ь)? Правописание слов с мягким знаком (Ь)на конце и в середине слова перед согласными. Правописание слов с мягким знаком (Ь) на конце и в середине слова перед согласными. Контрольный диктант. Проверочная работа. Работа над ошибками. Наши проекты. Пишем письмо. Обобщающий урок.

Раздел 6: Правописание  буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Развитие речи. Обучающее изложение. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». Контрольный диктант. Работа над ошибками. Наши проекты. Рифма. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста  по вопросам плана. Проверка знаний. Диктант. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. Правописание слов с разделительным мягким знаком.  Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. Контрольное списывание. Обучающее сочинение «Зимние забавы». Проверка знаний. Обобщение изученного материала.

Раздел 7: Части речи (47ч)

Что такое части речи? Что такое части речи? Что такое имя существительное? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. Заглавная буква в написании  кличек животных. Развитие речи. Заглавная буква в географических названиях. Обучающее изложение. Обобщение знаний о написании заглавной буквы. Диктант. Работа над ошибками. Единственное и множественное число имен существительных. Единственное и множественное число имен существительных. Единственное и множественное число имен существительных. Обучающее изложение. Проверка знаний. Диктант. Работа над ошибками. Что такое глагол? Что такое глагол? Что такое глагол? Единственное и множественное число глаголов. Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголом. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Что такое текст-повествование. Какова в нем роль глаголов? Проверка знаний. Что такое имя прилагательное? Связь имени прилагательного с именем существительным. Прилагательные близкие и противоположные по значению. Единственное и множественное число прилагательного. Что такое текст-описание. Какова в нем роль имен прилагательных? Проверка знаний. Что такое местоимение? Что такое местоимение? Что такое текст-рассуждение. Проверка знаний. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами. Восстановление предложения. Проверка знаний. Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Раздел 8: Повторение (12ч)

Повторение по теме «Текст». Сочинение по картине. Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его значение».Повторение по теме «Части речи». Имя существительное. Повторение по теме «Части речи». Глагол. Повторение по теме «Части речи». Имя прилагательное.  Повторение по теме «Части речи». Местоимение. Повторение по теме «Части речи». Предлог. Повторение по теме «Звуки и буквы». Повторение по теме «Правила правописания». Контрольное списывание. Повторение и закрепление изученного материала. Повторение и закрепление изученного материала. Повторение и закрепление изученного материала. Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.

  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (165 часов)

урока

Тема урока

Количество

часов

Дата

план

факт

Раздел 1: Наша речь(4ч)

1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

1

1.09

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

2.09

3

Как отличить диалог от монолога?

1

5.09

4

Проверка знаний.

1

6.09

Раздел 2: Текст (5ч)

5

Что такое текст?

1

7.09

6

Что такое тема и главная мысль текста?

1

8.09

7

Части текста.

1

9.09

8

Диктант №1

1

12.09

9

Работа над ошибками.

1

13.09

Раздел 3: Предложение (12ч)

10

Что такое предложение, какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

1

14.09

11

Как из слов составить предложение?

1

15.09

12

Контрольное списывание №1.

1

16.09

13

Что такое главные члены предложения?

1

19.09

14

Что такое второстепенные члены предложения?

1

20.09

15

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

1

21.09

16

Что такое распространенные и нераспространенные предложения?

1

22.09

17

Как установить связь слов в предложении?

1

23.09

18

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»

1

26.09

19

Анализ сочинения.

1

27.09

20

Контрольный диктант №1.

1

28.09

21

Работа над ошибками.

1

29.09

Раздел 4: Слова, слова, слова… (22ч)

22

Что такое лексическое значение слова?

1

30.09

23

Что такое лексическое значение слова?

1

3.10

24

Что такое однозначные и многозначные слова?

1

4.10

25

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1

5.10

26

Что такое синонимы?

1

6.10

27

Что такое антонимы?

1

7.10

28

Что такое антонимы?

1

10.10

29

Контрольный диктант №2.

1

11.10

30

Работа над ошибками.

1

12.10

31

Что такое родственные слова?

1

13.10

32

Что такое родственные слова?

1

14.10

33

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1

17.10

34

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

1

18.10

35

Какие бывают слоги?

1

19.10

36

Как определить ударный слог?

1

20.10

37

Как определить ударный слог?

1

21.10

38

Как переносить слова с одной стороны на другую?

1

24.10

39

Как переносить слова с одной стороны на другую?

1

25.10

40

Обучающее сочинение по серии картинок.

1

26.10

41

Проверочная работа №1.

1

27.10

42

Контрольный диктант №3.

1

28.10

43

Работа над ошибками.

1

9.11

Раздел 5: Звуки и буквы (34ч)

44

Как различать звуки и буквы?

1

10.11

45

Как мы используем алфавит?

1

11.11

46

Как мы используем алфавит?

1

14.11

47

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

15.11

48

Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

1

16.11

48

Контрольный диктант №4.

1

17.11

50

Работа над ошибками.

1

18.11

51

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

21.11

52

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

22.11

53

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

23.11

54

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

24.11

55

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

1

25.11

56

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

1

28.11

57

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

1

29.11

58

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

1

30.11

59

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

1

1.12

60

Диктант. Проверочная работа №2.

1

2.12

61

Работа над ошибками.

1

5.12

62

Как определить согласные звуки?

Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?

1

6.12

63

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

7.12

64

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

8.12

65

Слова с удвоенными согласными.

1

9.12

66

Развитие речи. Сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси».

1

12.12

67

Наши проекты. И в шутку и всерьез.

1

13.12

68

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

14.12

69

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

15.12

70

Для чего служит мягкий знак (Ь)?

1

16.12

71

Правописание слов с мягким знаком (Ь) на конце и в середине слова перед согласными.

1

19.12

72

Правописание слов с мягким знаком (Ь) на конце и в середине слова перед согласными.

1

20.12

73

Контрольный диктант №5.

1

21.12

74

Проверочная работа №3.

1

22.12

75

Работа над ошибками.

1

23.12

76

Наши проекты. Пишем письмо.

1

26.12

77

Обобщающий урок.

1

27.12

Раздел 6: Правописание  буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)

78

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1

28.12

79

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

10.01

80

Повторение темы «Твердые и мягкие согласные».

1

11.01

81

Контрольный диктант №6.

1

12.01

82

Работа над ошибками.

1

13.01

83

Наши проекты. Рифма.

1

16.01

84

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

17.01

85

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

18.01

86

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя.

1

19.01

87

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

1

20.01

88

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

1

23.01

89

Проверка парных согласных в корне слова.

1

24.01

90

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

1

25.01

91

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста.

1

26.01

92

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

1

27.01

93

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

1

30.01

94

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

1

31.01

95

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста  по вопросам плана.

1

1.02

96

Проверка знаний.

1

2.02

97

Диктант №3.

1

3.02

98

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1

6.02

99

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

7.02

100

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

8.02

101

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

9.02

102

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

1

10.02

103

Контрольное списывание №2.

1

13.02

104

Развитие речи.Обучающее сочинение «Зимние забавы».

1

14.02

105

Проверка знаний.

1

15.02

106

Обобщение изученного материала.

1

16.02

Раздел 7: Части речи (47ч)

107

Что такое части речи?

1

17.02

108

Что такое части речи?

1

20.02

109

Что такое имя существительное?

1

21.02

110

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

22.02

111

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

1

27.02

112

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

1

28.02

113

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

1

1.03

114

Заглавная буква в написании  кличек животных. Развитие речи.

1

2.03

115

Заглавная буква в географических названиях.

1

3.03

116

Обучающее изложение.

1

6.03

117

Обобщение знаний о написании заглавной буквы.

1

7.03

118

Диктант №4.

1

9.03

119

Работа над ошибками.

1

10.03

120

Единственное и множественное число имен существительных.

1

13.03

121

Единственное и множественное число имен существительных.

1

14.03

122

Единственное и множественное число имен существительных.

1

15.03

123

Обучающее изложение.

1

16.03

124

Проверка знаний.

1

17.03

125

Диктант №5.

1

27.03

126

Работа над ошибками.

1

28.03

127

Что такое глагол?

1

29.03

128

Что такое глагол?

1

30.03

129

Что такое глагол?

1

31.03

130

Единственное и множественное число глаголов.

1

3.04

131

Единственное и множественное число глаголов.

1

4.04

132

Правописание частицы НЕ с глаголом.

1

5.04

133

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

1

6.04

134

Что такое текст-повествование. Какова в нем роль глаголов?

1

7.04

135

Проверка знаний.

1

10.04

136

Что такое имя прилагательное?

1

11.04

137

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

12.04

138

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

13.04

139

Единственное и множественное число прилагательного.

1

14.04

140

Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?

1

17.04

141

Проверка знаний.

1

18.04

142

Что такое местоимение?

1

19.04

143

Что такое местоимение?

1

20.04

144

Что такое текст-рассуждение.

1

21.04

145

Проверка знаний.

1

24.04

146

Контрольный диктант №7.

1

25.04

147

Работа над ошибками.

1

26.04

148

Общее понятие о предлоге.

1

27.04

149

Раздельное написание предлогов со словами.

1

28.04

150

Восстановление предложения.

1

2.05

151

Проверка знаний.

1

3.05

152

Диктант №6.

1

4.05

153

Работа над ошибками.

1

5.05

Раздел 8: Повторение (12ч)

154

Повторение по теме «Текст».

1

10.05

155

Повторение по теме «Предложение».

1

11.05

156

Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

1

12.05

157

Повторение по теме «Слово и его значение».

1

15.05

158

Повторение по теме «Части речи». Имя существительное.

1

16.05

159

Повторение по теме «Части речи». Глагол.

1

17.05

160

Повторение по теме «Части речи». Имя прилагательное.

1

18.05

161

Повторение по теме «Местоимение. Предлог»

1

19.05

162

Повторение по теме «Звуки и буквы». «Правила правописания».

1

22.05

163

Контрольное списывание №3.

1

23.05

164

Повторение и закрепление изученного материала. (Тесты).

1

24.05

165

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.

1

25.05

Всего:

165 часов

Контрольно – измерительные материалы

ДИКТАНТЫ

Диктант №1 по теме «Текст»

На даче

Настало лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.

Слова для справок: есть, водятся.

Грамматические задания:

  1. В третьем предложении подчеркните гласные буквы.
  2. Выпишите 3 слова с сочетаниями ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Диктант №2 в проверочной работе №2

Диктант №3 на тему «Правописание парных и глухих согласных на конце и середине слова»

Зяблик

        По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Слова для справок: много, целый.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
  2. Сделайте звуко – буквенный анализ слов (вариант 1- снег; вариант 2 – лед).

Диктант № 4 на тему «Собственные имена существительные»

Главный город

        Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.

        Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.

Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
  2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.
  3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.

Диктант №5 на тему: «Имя существительное»

Друзья

        Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принёс корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Грамматические задания:

  1. Подчеркнуть имена собственные;
  2. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены предложения;
  3. В первом предложенииобозначить имена существительные.

Диктант №6 на тему: «Раздельное написание предлогов со словами»

Дети в лесу

        Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берёз! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенёк, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладёт в рот, кто в кузовок.

Слова для справок: пора, кладёт.

Грамматические задания:

  1. Выпишите предлоги:

- вариант 1 из первых 3-х предложений;

- вариант 2 из последних трёх предложений.

     2.  В первом предложении над словами надпишите части речи.

Контрольный диктант №1по теме «Предложение»

Пушок

У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла скотом.

Грамматические задания:

  1. В предложении 4 и 5 подчеркните основу.

Контрольный диктант №2 по теме «Слова»

Осенний лес

Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие берёзы и осины.

Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.

        Грамматические задания:

  1. Подчеркните основу: вариант 1 – четвертое предложение; вариант 2 – пятое предложение;
  2.  В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Контрольный диктант №3 по теме «Слова»

Зимой в лесу

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматические задания:

  1. Спешите первое предложение, разделив слова для переноса;
  2. Напишите однокоренные слова к слову белка;
  3. Напишите антонимы:

Тепло - ……..

Сытно - …….

Контрольный диктант №4 по теме «Звуки и буквы»

Друзья

Алеша принёс домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим принёс мальчику палку.

Грамматические задания:

  1. Подчеркните основу в первом предложении;
  2. Разделите для переноса слова второго предложения.

Контрольный диктант №5 по теме «Звуки и буквы»

        С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.

Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

Грамматические задания:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения;
  3. Спешите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание мягких согласных звуков, слов с буквосочетанием чн, нч, чк, щн, чт, раздельное написание слов и предлогов со словами»

В лесу

        Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ёжики.

Грамматические задания:

  1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.
  2. Запишите сколько букв и звуков в слове Юра.
  3. Укажите количество слогов в слове ёжики, серые, рядом.

Контрольный диктант № 7 на тему «Части речи»

Гроза

        Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

        Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
  2. Разделите слова для переноса: сильный, длинные, пыль.

Контрольное списывание №1 по теме «Предложение»

Волга

Дорога Волга всем нашим людям. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. На волге в последнюю войну наши воины разбили фашистов.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните начало и конец предложений.

Контрольное списывание №2 по теме «Разделительный мягкий знак»

Кораблик

        Наступил теплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручеёк. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.

  1. Прочитайте текст
  2. Какие правила списывания вы помните?
  3. Спешите текст. В первом предложении подчеркните главные члены. В третьем предложении поставьте ударение.

Контрольное списывание №3 по теме «Повторение»

Родина

Родина начинается на пороге твоего дома.

Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. Любить Родину – значит охранять её, жить с ней одной жизнью.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, укажите, какие это части речи;
  2. Разделите для переноса слова: холодные, лесные.

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Проверочная работа №1 по теме «Слово»

Работа в учебнике на стр. 75-76

Контрольный лист

(Ф.И.)__________________________________________________________________

1.Подчеркните нужное слово: НЕВЕЖДА     НЕВЕЖА

2. Зачеркни лишнее слово: Благодарю, добрый, спасибо.

Почему?________________________________________________________________

        3.Подчеркни многозначные слова: Трамвай, молния, звезда, осина.

Объясни свой ответ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Запиши слова______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Запиши слова:

А)_____________________________________________________________________

Б)_____________________________________________________________________

6.Устно

7.Запиши слова______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Запиши слова:

А)_____________________________________________________________________

Б)_____________________________________________________________________

В)_____________________________________________________________________

9.Запиши слова, поставь ударение.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Запиши полученное слово______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Запиши слова, разделив для переноса___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диктант. Проверочная работа №2 по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова»

В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.

Проверь себя на с.111 в учебнике, запиши в тетради только ответы на вопросы.

Проверочная работа № 3 по теме «Звуки и буквы. Алфавит»

1. Какие безударные гласные в корне слова не надо проверять?

А. А, О

Б. У, Ы, Ё, Ю, Э

В. Е, И, Я

2. Как в слове проверить безударную гласную в слове?

А. Надо изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Б. Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

3. Укажи номер буквы, которую надо поставить в слова:

п…щит, в…згливый, м…гание, пл…та

1. Я

2. Е

3. И

4. Укажи номера слов, в которых не допущена ошибка.

1. Сова                4. Видро

2. Когтистый                5. Лижак

3. Земовье                6. Камок

5. Выбери верное утверждение.

А. Безударные гласные А, О, Е, И, Я в корне слова надо проверять.

Б. Безударные гласные А, О, Е, И, Я в корне слова не надо проверять.

6. Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

1. Пистреет                4. Канец

2. Талкать                5. Размягчить

3. Кислица                6. Кротенок

7. В каком слоге гласная является орфограммой?

А. В безударном

Б. В ударном

8.Укажи номера слов, в которых пропущена буква О.

1. Сл…ва                4. С…довник

2. Ж…рища                5. Набр…сать

3. Пл…довый        6. Стр..итель

9. Укажи номера слов, в которых пропущена буква А.

1. Дв…рец                4. Кр…новщик

2. К…нец                5. Стр…усенок

3. Тр…ва                6. Б…родка

10. Укажи номер буквы, которую надо вставить в слова:

в…зание, р…биновый, гр…да, за…вить

1. Я2. Е3. И

Критерии оценивания контрольных работ по русскому языку

Диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учёт ошибок в диктанте:

  • Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
  • Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).

Ошибкой считается:

  • Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
  • Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание:

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

Оценки

Допустимое количество ошибок

II класс

III класс

IV класс

1

2

3

4

«5»

Нет ошибок.

Один недочёт графического характера.

Нет ошибок.

Нет ошибок.

«4»

1 -2 ошибки

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

«3»

3 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

«2»

3 ошибки

1 - 2 исправления

3 ошибки

1 - 2 исправления

3 ошибки

1 - 2 исправления

Словарный диктант

Классы

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Количество слов

6-8 слов

8-10 слов

10-12 слов

12-15 слов

Критерии оценки

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» -3-5 ошибок.

Сочинение и изложение  

Изложение 

Отметка за содержание и речевое оформление:

   Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

   Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

Отметка "3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.

Сочинение

Отметка за содержание и речевое оформление:

  Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.

  Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

 

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

 Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

 Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

 Отметка "3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

 Отметка "2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Н-УООШ №14

 от «_____»__________20__г. №______

________________         _______________

подпись                      Ф.И.О. Рук.МС

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 МБОУ Н-УООШ №14

___________       ________________

подпись                   Ф.И.О.

«____»_______________20__г.


[1]Изучается во всех разделах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....