Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока: закрепление
Тема урока: «Упражнения в написании слов с жи, ши. Развитие орфографических умений»
Цели урока: - научить писать слова с жи, ши в сильной позиции;
- учить пользоваться орфографическим словарём.
Планируемые результаты:
- каждый ребёнок научится писать слова с жи, ши под ударением;
- научатся использовать орфографический словарь в случаях, когда жи, ши находятся в безударных проверяемой и непроверяемой позициях.
Оборудование: «Орфографические словарики» П.А.Грушникова (каждому ученику), учебник «Русский язык. 2 класс» С. В. Иванов, А. Е. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Тип урока: закрепление
Тема урока: «Упражнения в написании слов с жи, ши. Развитие орфографических умений»
Цели урока: - научить писать слова с жи, ши в сильной позиции;
- учить пользоваться орфографическим словарём.
Планируемые результаты:
- каждый ребёнок научится писать слова с жи, ши под ударением;
- научатся использовать орфографический словарь в случаях, когда жи, ши находятся в безударных проверяемой и непроверяемой позициях.
Оборудование: «Орфографические словарики» П.А.Грушникова (каждому ученику), учебник «Русский язык. 2 класс» С. В. Иванов, А. Е. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.
Ход урока.
Организационный момент (2-3 минуты)
- Проверьте свою готовность к уроку по критериям 1) на столе - учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник, листы с моими заданиями, орфографический словарь; 2) вы стоите ровно возле своего рабочего места, 3) вы молчите).
Регулятивные
1. Организация рабочего места.
- Я проверяю готовность каждого ряда, оцениваю знаком «плюс», «полуплюс», «минус». (Фиксирую на доске)
- Откройте тетради, запишите дату, вид работы.
- В течение урока вы будете иметь возможность получить отметку, но для этого надо накопить баллы. На доске вы видите соответствие баллов отметке. На полях в тетради вы будете ставить чёрточки простым карандашом, 1 чёрточка – 1 балл. (На доске записано:
13-15 баллов – «5»
10-12 баллов – «4»
7-9 баллов – «3»)
- Есть ли вопросы по организации нашей работы? Желаю всем вам успехов.
Актуализация опорных знаний (4-5 минут)
Работа в парах.
На доске появляются 3 вопроса с началами ответов:
-Что такое орфограмма?
Орфограмма – это……
-Как подчёркивается орфограмма?
Орфограмма подчёркивается…….
-С какой орфограммой познакомились на предыдущих уроках?
Я познакомился с……….
- Что вы видите? (Вопросы, предложения)
- Сколько вопросов вы видите? (Три)
- Прочитайте вполголоса.
- Вслух прочитает ….
- Где можно найти точные ответы на эти вопросы? (В учебнике)
- Задайте в парах друг другу эти вопросы.
- Первый вариант, сначала вы задаёте эти вопросы по одному своему товарищу, проверяете ответы товарища на листочке, который у вас на столе. Второй вариант, вы – отвечаете. Затем меняетесь ролями. Если кто-то затрудняется, то пусть вам поможет товарищ. Оцените товарища. За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу. (Дети на полях выставляют баллы). Выполняете задание в течение 3 минут. Кто будет готов, покажите жестом.
Дети работают в парах.
- Кто готов на примере одного вопроса показать, как он работал в паре? (Одна пара демонстрирует, как они работали).
Коммуникативные
Умеет задавать вопросы партнёру по учебной деятельности с опорой на образец
Выступающие перед классом получают по дополнительному баллу.
Личностные (Самооценка)
Принимает и понимает предложения и оценки товарищей.
Целеполагание( 1-2 минуты)
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Дети предполагают, учитель фиксирует цели на доске, чтобы в конце урока к ним вернуться)
Регулятивные
При помощи учителя формулирует учебную задачу или познавательную цель.
Создание проблемной ситуации(10 мин)
- Как вы думаете, в каком случае после жи, ши точно пишется буква и? (Если на жи, ши падает ударение, то после Ж и Ш пиши И) Проговорите это друг другу.
Даётся на доске перечень из 12 слов, записанных в столбик (6 с жи, ши в ударной позиции и 6 словарных слов с гласной в слабой позиции после Ж и Ш:
Ж_ЛЕЗО
МАШ_НА
ВЕРШ_НА
Ж_ВОТНОЕ
Ж_ЗНЬ
Ж_РАФ
КАМЫШ_
Ш_ЛО
КОЖ_НЫЙ
Ж_СТОКИЙ
СНЕЖ_НКА
МУЖ_СТВО
- Прочитайте. Всё ли вам понятно? (Если возникли затруднения, то учитель или ученики объясняют лексическое значение непонятных слов)
- Выберите те слова, которые точно пишутся с И после Ж и Ш. Выпишите их в тетрадь в левый столбик. Обозначьте орфограмму в словах.
Один ученик приглашается к доске и выполняет задание с её обратной стороны.
Познавательные.
Использует знаково-символические средства
- Расскажи, как ты действовал? (Ученик рассказывает о способе выполнения задания)
- Проверьте товарища у доски. Замечания? Вопросы? (Проверяем по одному слову с параллельной фиксацией правильности результата в виде «плюса», «минуса»)
Регулятивные
Осуществляет итоговый контроль по результату самостоятельно.
- Работающий у доски получает 1 дополнительный балл.
На доске остаются неиспользованные слова
Ж_ЛЕЗО
Ж_ВОТНОЕ
Ж_РАФ
КОЖ_НЫЙ
Ж_СТОКИЙ
МУЖ_СТВО
.
- Почему вы не выбрали эти слова? (На пропущенную гласную не падает ударение. Поэтому правилом воспользоваться нельзя).
- Что предлагаете? (Дети, возможно, предложат обратиться за помощью к учителю, к словарю и т.д.)
Познавательные
Владеет способами решения проблем творческого и поискового характера с помощью взрослого.
- Я рада, что вы предложили помощь словаря. Рассмотрите словари на ваших партах.
- Что можете сказать об этой книге? (Дети перечисляют, что увидели на обложке, внутри словаря).
- Как словарь может нам помочь? (Найдём в нём нужное слово)
- Как будете искать? (По алфавиту)
- На какие буквы? (Ж, К, М)
-Кто подскажет, как быстро найти букву Ж в словаре? (Рассматриваются все предложения, выбирается наиболее рациональный способ. Способ фиксируется учителем на доске словесно или схематично)
- Работать со словарём будете в парах.
Учитель предлагает алгоритм работы в парах с данным заданием (выводится на ИАД):
- Посмотрите на интерактивную доску.
1.Первый вариант ищет своё слово в словаре. Второй – наблюдает за действиями первого.
2.Найденное слово покажи и прочитай вслух по слогам своему товарищу. Второй следит за правильностью прочтения.
3. Каждый из пары запиши слово в тетрадь, проговаривая его так, как оно написано в словаре.
4. Подчеркни орфограмму.
5. Сверьтесь со словарём.
6. Проверьте правильность написания слова друг у друга. Если увидите ошибку, укажите на неё.
7. Поменяйтесь ролями.
8. Повторите предыдущие шаги при работе с оставшимися словами.
Время выполнения – 8 минут.
Коммуникативные
Определяет способы взаимодействия участников учебного сотрудничества с помощью педагога
Умеет договариваться с партнёрами в учебной деятельности.
Познавательные
Умеет искать и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Дети выполняют задание в парах. Учитель контролирует работу пар.
- Давайте проверим ваши результаты.
Один из желающей пары выходит к доске и вставляет пропущенные буквы. Все проверяют правильность выполнения работы.
- Оцените себя по критериям: количество слов (за шесть -1 балл, правильность написания всех слов – 1 балл).
- Как обозначили орфограмму? (Подчеркнул одной чертой).
- Почему именно так? (Дети объясняют свой вариант обозначения орфограммы)
Познавательные.
Использует знаково-символические средства,
- Сравните обозначение орфограмм в столбиках. Что заметили? (Обозначения разные)
- С чем это связано? (Гласные находятся в разных позициях. По-разному проверяются, поэтому по-разному обозначаются орфограммы)
- Обозначьте орфограмму «непроверяемая безударная гласная».
- Оцените себя по критерию: я аккуратно подчеркнул одной чертой безударную гласную после шипящего во всех словах одним баллом.
- Какой вывод можете сделать по поводу орфограммы «гласная после шипящего»? (Под ударением жи, ши пиши с и, а в безударной позиции проверяй по словарю или ударением)
Рефлексия в парах (5-7 минут)
На ИАД перечень вопросов для рефлексии.
- Повернитесь друг к другу, задайте вопросы, используя в речи слова-помощники, и расскажите по очереди:
- Чем ты занимался на уроке?
- Что нового узнал?
- Что вызвало наибольший интерес?
- Что вызвало затруднение?
- Кто хочет поделиться впечатлениями с классом?
Коммуникативные
Осуществляет рефлексию собственных действий с помощью педагога
Итоги ( 5-6 мин)
- Вернёмся к нашим целям. Давайте проверим, что сделано за урок.
- С какими орфограммами вы работали на уроке?
- Что делать в случае, если нельзя проверить безударную гласную после шипящего?
- Как можно найти нужное слово в словаре?
- Посчитайте баллы и переведите в отметку. Поставьте отметку в дневник и на полях в тетради.
- Кто получил «5»? «4»?
- Кому ещё надо постараться?
- Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...