коррекционное занятие по русскому языку 1 класс
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Рязанова Юлия Викторовна

Коррекционное занятие по русскому языку 1 класс тема:Развитие мелкой моторики в процессе закрепления звука [т] и строчной буквы т.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт коррекционного занятия по русскому языку по производственной практике

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

Студентки группы 46 «Б»

Рязановой Юлии Викторовны

Дата: 09.11.2018

ОУ: ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Класс: 1

ФИО учителя класса: Тетерина Екатерина Дмитриевна

ФИО методиста: Чащина Татьяна Васильевна                                                                                          Подпись_______________

Тема занятия: Развитие мелкой моторики в процессе закрепления звука [т] и строчной буквы т.

Планируемые результаты:

Личностный: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой, проявляют заинтересованность к предмету русский язык.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение совместно с учителем ставить и удерживать цель, совместно с учителем планировать деятельность, выполняют координированные движения по образцу и словесной инструкции, производят эмоциональную оценку собственной деятельности), демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников, владеют диалогической формой речи), демонстрируют познавательные УУД (умение соотносить цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания совместно с учителем, умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии,).

Предметный: обучающиеся выполняют звуко-слоговой анализ слов со звуком [т], [т’], используют строчную букву т при написании слогов и слов, сравнивают печатную и письменную буквы, конструируют буквы из различных материалов.

Цель занятия: развитие мелкой моторики обучающихся в процессе закрепления звука [т] и строчной буквы т.

Задачи:

коррекционно-воспитательная: воспитывать у обучающихся положительный эмоциональный настрой, заинтересованность к предмету русский язык.

коррекционно-развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД (умение совестно с учителем ставить и удерживать цель, совместно с учителем планировать деятельность, выполнять координированные движения по образцу и словесной инструкции, производить эмоциональную оценку собственной деятельности), коммуникативные УУД (умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников, владеют диалогической формой речи), познавательные УУД (умение соотносить цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания совместно с учителем, умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии,).

коррекционно-образовательная: закрепить умение выполнять звуко-слоговой анализ слов со звуком [т], [т’], использовать строчную букву т при написании слогов и слов, сравнивать печатную и письменную буквы, конструировать букву из различных материалов.

Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания:

  • создание положительного эмоционального подъёма;
  • воспитание через взаимодействие

Принципы обучения

Общие дидактические принципы:

  • научности;
  • связи теории с практикой;
  • доступности;
  • наглядности;
  • воспитывающего характера обучения.

Принципы системно-деятельностного подхода:

  • деятельности;
  • непрерывности;
  • психологической комфортности.

Принципы коррекционно-развивающей работы:

  • разнообразные виды деятельности;
  • дозированная поэтапная помощь учителя.

Методы обучения и воспитания  

Методы воспитания

  1. Методы формирования соц. опыта:
  • педагогическое требование.
  • создание ситуации успеха.
  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
  • поощрение
  • игра

Методы обучения

  1. По источнику получения знаний:
  • Словесные: беседа, объяснение.
  • Наглядные: демонстрация.
  • Практические: упражнение.

  1. По дидактическим целям:
  • Метод взаимной проверки и оценки знаний.
  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:
  • проблемное изложение изучаемого.
  • объяснительно - иллюстративный

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

  • словесные.
  • методы самостоятельной работы.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Средства обучения:

Демонстрационные: Иллюстрации: гости братья Тим и Том, строчная буква т, изображения с предметами, в которых есть буква т, мяч.

   Индивидуальные: карточки с прописанными буквами; ручка; карточка с объемной буквой т, пазл заглавной буквы т, стикеры для рефлексии.

Информационные источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с

задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и

науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

  1. Комплект примерных рабочих программ для 1 и 1 дополнительного классов по отдельным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ЗПР

Тип занятия:

Структура занятия:

1). Организационный момент

2). Сообщение темы и цели занятия

3). Разминка

4). Основное содержание занятия

4.1 «Сборка пазла, элементы строчной буквы т»

4.2 «Распознание строчной буквы т»

4.3 « Пропись строчной буквы т в строке, в слогах и словах»

5). Рефлексия прошедшего занятия

6). Подведение итогов

Ход занятия

Этапы занятия

Методы и приемы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

1). Организационный момент

Задача: привлечь внимание обучающихся, формировать положительный эмоциональный настрой.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы эмоционального стимулирования:

Поощрение, создание ситуации успеха

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Викторовна. Сегодня у нас необычное занятие.

- Прежде чем мы начнем с вами работать, давайте с вами немного поиграем.

- Давайте встанем в круг.

- Ребята, посмотрите на свои руки! У мальчиков большие, сильные. У девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут  все: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

- За что ты, Саша, любишь свои руки?

- Надя, а ты любишь свои руки? Расскажи, за что?

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая!

И скажу вам не тая -

Руки всем нужны, друзья.

 (Сопровождается действиями)

- А сейчас, давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Я буду показывать движения, а вы за мной повторяйте.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. 2 раза

 

- Молодцы. Возьмите за руки, ощутите те тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- Давайте присядем на свои места.

Обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой, проявляют заинтересованность к предстоящей деятельности.

2). Сообщение темы и цели занятия

Задача: совместно с обучающимися сформулировать тему и задачи занятия, уточнять, расширять и активизировать словарный запас посредством игровой ситуации, развивать умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

Методы эмоционального стимулирования:

Поощрение, создание ситуации успеха

Методы эмоционального стимулирования: игра.

Методы получения новых знаний: словесные (беседа, объяснение);

наглядные

(демонстрация).

- Сегодня мы отправимся в страну звуков и букв и познакомимся с жителями этой страны.

- Но поедет только тот, кто правильно прицепит свой вагончик к поезду.

- Я называю слово «торт», а маленький будет тортик. Это будет наш первый вагон.

- Сейчас, я буду по очереди называть слова, а вы изменять его.

 - Кот, а маленький? (котик). Это наш следующий вагончик.

-  Стол, а маленький? (столик). Это третий вагончик.

- Тарелка, а маленькая? (тарелочка).

- Терем, а маленький? (теремок).

- Молодцы, вы собрали подвижной состав поезда. И теперь, мы с вами можем отправиться в страну звуков и букв.

- Итак, давайте приготовимся. Как будут звучать наш поезд?

- Давайте приготовим наши ручки. И поехали.

- Ребята, посмотрите, кто встретился на нашем пути?  

-Этого два брата Тим и Том.

Посмотрите на них.

- Братья Том и Тим приготовили для нас интересные здания, с помощью которых, мы сможем потренироваться выделять звуки, а так же писать букву обозначающую этот звук.

- Как зовут братьев, кто запомнил? Отвечаем по поднятой руке. (Том и Тим)

- Какой звук находится в начале?

- А, какой буквой обозначен этот звук в именах Том и Тим? (заглавной буквой Т)

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (со звуком [т])

- Кто-нибудь знает, какой буквой обозначается этот звук? (буквой Т)

- Давайте подумаем, что же мы сегодня будем делать на нашем занятии?

- Сегодня мы будем выполнять интересные упражнения вместе с Тимом и Томом, мы потренируемся  слушать и произносить звук [т], а так же, писать строчную букву т в строке, в слогах и словах.

Обучающиеся демонстрируют умение совместно с учителем ставить и удерживать цель, совместно с учителем планировать деятельность, умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников.

3). Разминка

Задача: подготовить обучающихся к активной мыслительной деятельности, развивать фонетико-фонематическую сторону речи посредством

упражнений на фонематический слух и восприятие, развивать у обучающихся диалогическую формы речи, умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников.

Методы эмоционального стимулирования: игра, поощрение, создание ситуации успеха.

Методы получения новых знаний: словесные (беседа, объяснение);

наглядные

(демонстрация).

- Ну что, ребята, готовы выполнять задания Тома и Тима? Хотите писать аккуратно и красиво? Тогда хлопните в ладоши один раз.

- Перед тем, как Том и Тим расскажут нам о задании. Давайте с вами вспомним, какой же может быть звук [т].

- Произнесите слово Том, выделяя в нём первый звук. (Т-т-т-ом)

- Назовите первый звук в слове Том. ([т])

- Произнесите звук [т]. Расскажите, как располагаются губы и язык при произношении звука [т]. (При произнесении звука [т] губы полуоткрыты. Между зубами небольшая щель. Кончик языка касается верхних зубов)

- Скажите, как проходит воздух через горло при произнесении звука [т]. (При произнесении звука [т] воздух встречает преграду.) 

- Следуя из того, что звук [т] встречает преграду, какой можно сделать вывод? (Звук [т] согласный.)

- Определите, что слышится при произнесении звука [т]: голос и шум или только шум? (При произнесения звука [т] слышится только шум)

- Какой из этого можно сделать вывод? ([т]- глухой)

- Произнесите слово Тим, выделяя в нём первый звук. (Т-т-т-им)

- Назовите первый звук в слове Тим. ([т’])

- Как располагаются губы и язык при произнесении звука [т’]?

(При произнесении звука [т’] губы полуоткрыты. Между зубами небольшая щель. Кончик языка касается нёба)

- Определите, как проходит воздух через горло при произнесении звука [т’]. (Воздух встречает преграду)

- При произнесении звука [т’], что слышим. Голос и шум или только шум? (шум)

- Значит звук [т’] какой? (глухой)

- Давайте сделаем общий вывод.

-  С, какими звуками мы сейчас познакомились? ([т]и [т’])

- Что можно сказать про звук [т]? Какой он? (согласный, глухой)

- А, что можно сказать, про звук [т’]? (он тоже согласный, глухой)

- Том и Тим хотят в вами поиграть..

- Игра называется «Назови слово со звуком [т] и брось мяч другому». Давайте встанем в круг.

- Начнем с меня, мое слово торт. В слове торт звук [т] находится в начале слова. Я передаю мяч Наде. Надя, назови слово со звуком [т], в какой части слова находится звук [т]? Молодец, передай мяч следующему.

(творог, сторож, телевизор, тайфун, открытка, стрела, тушёнка, библиотека, треугольник, термос, молоток, принтер, ток, конфета, газета).

- Молодцы, ребята. Начнем наше Тому и Тиму нравится, как вы работаете. Они видят, что вы готовы к новым интересным заданиям.

Обучающиеся демонстрируют умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников, владеют диалогической формой речи, осуществляют звукобуквенный анализ.

4). Основное содержание занятия

4.1 «Сборка пазла, элементы строчной буквы т»

Задача: развивать внимание и восприятие посредством сборки пазла, развивать мелкую моторику, посредством работы с карточками, развивать , умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников.

Методы получения новых знаний: словесные (беседа, объяснение);

наглядные

(демонстрация).

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

Упражнение.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение, создание ситуации успеха.

Для того, чтобы вспомнить, как выглядит заглавная буква Т, Том и Тим предлагают собрать нам пазл.

- Сейчас я каждому из вас раздам конверт. Откройте его, выньте из конверта пазл. Рассмотрите его. Можете приступить к сборке пазла. Если у вас возникнут трудности, то поднимите руку. И я подойду.

- Какие вы молодцы, у всех получилась заглавная буква «Т». Тим и Том тоже рады, что все ребята, так быстро смогли собрать букву Т.

- А теперь, давайте вспомним, как выглядит строчная буква т и из каких элементов она состоит.

- Давайте вспомним, как пишется строчная буква т.

- Я буду показывать на доске, а вы вместе со мной в воздухе. Приготовьте ручки. Начинаем.

- Пишу короткую наклонную линию, чуть выше середины пишу  закругление вправо касаясь верхней линии рабочей строки, пишу вторую короткую наклонную линию; чуть выше середины пишу закругление вправо касаясь верхней линии рабочей строки, пишу третью наклонную линию касаясь нижней линии рабочей строки с закругление внизу вправо не доводя её до середины.

- Молодцы.

- У вас на партах карточки.

- Давайте их рассмотрим. Потрогайте букву, какая она? (мягкая, пушистая…)

- А сейчас самостоятельно обведите строчную букву т.

- Молодцы, ребята. Мы с вами вспомнили, как пишется строчная буква т.

Обучающиеся демонстрируют умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников, демонстрируют умение правильно произносить, выделять и различать заданные звуки на основе упражнений, выполняют координированные движения по образцу и словесной инструкции.

4.2 «Распознание строчной буквы т»

Задача: развитие внимания и восприятия посредством упражнений, обеспечить осмысление и запоминание материала, корректировать

зрительное восприятие с опорой на упражнения.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение, создание ситуации успеха.

Методы получения новых знаний: словесные (объяснение);

наглядные

(демонстрация).

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

Упражнение.

- Теперь мы можем выполнить следующее задание Тома и Тома.

- Сейчас мы с вами потренируемся находить строчную букву т вот в таких вот карточках. Рассмотрите их. Что вы здесь видите?

- Здесь перепутались буквы и легли друг на друга.

- Возьмите красный карандаш или фломастер. Среди этих букв найдите только строчную букву т, их может быть несколько.

- Когда вы найдете строчную букву т, обведите ее красным цветом. Кому не понятно задание, поднимите руку.

- А теперь в парах проверьте все ли строчные буквы т вы нашли.

- Молодцы, ребята. А сейчас попробуйте найти строчную букву т в строчке. У вас на партах карточки, здесь представлено 5 строчек с буквами. Тим и Том хотят вас запутать. Получится ли у них вас запутать? Тогда слушайте задание. Ваша задача в каждой строке найти строчную букву т и обвести ее в кружок.

- Кому не понятно задание, поднимите руку, я расскажу еще раз.

- тогда приступайте к заданию.

- Давайте проверим, все ли строчные буквы т вы нашли. Объединитесь в пары и сравните.

- Кто нашел все буквы т, хлопните в ладоши. Молодцы ребята, Тиму и Тому не удалось вас запутать, вы уже очень хорошо знаете, как выглядит строчная буква т.

Обучающиеся воспринимают и узнают образ буквы при выполнении упражнения.

4.3 « Пропись строчной буквы т в строке, в слогах и словах»

Задача: формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма, развивать мелкую моторику как одно из условий становления навыка каллиграфии.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: самостоятельной работы.

Методы получения новых знаний: словесные (объяснение);

наглядные

(демонстрация).

Методы выработки учебных умений и накопления опыта:

Упражнение.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение, создание ситуации успеха.

Ребята, а вы уже писали строчную букву т? А давайте покажем Тому и Тиму, как вы хорошо умеете писать букву т. Но сначала, давайте подготовим наши ручки. Для этого сделаем пальчиковую гимнастику.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. 2 раза

- Молодцы, теперь мы сможем красиво и аккуратно писать строчную букву т в строке, в слогах и словах.

- На столе у вас карточки, рассмотрите их. Сначала вы обводите букву т, слоги и слова а затем прописываете сами.

-Спинки выпрямили, сели как настоящие ученики.

-Молодцы, ребята. Мы потренировались писать строчную букву т в строке, в слогах и в словах.

- Мы с вами выполнили все задания Тома и Тима. И теперь мы можем отправляться с вами домой. На прощание Том и Тим приготовили для вас сюрприз, за то что вы были такие активные и внимательные.

Обучающиеся демонстрируют навыки каллиграфии, грамотное и безошибочное письмо по образцу, выполняют координированные движения кистями рук при выполнении упражнения.

5). Рефлексия прошедшего занятия

Задача: произвести эмоциональную оценку деятельности детей с опорой на смайлы, развивать умение  оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

Методы получения новых знаний: словесные (объяснение);

наглядные

(демонстрация).

-Ребята, вот и подходит к концу наше занятие.

- На доске, Том и Тим оставили для вас вот такие вот смайлы.

- Возьмите зеленый смайлик, если вам сегодня понравилось на занятии и было очень комфортно, а желтый возьмет тот, кому понравилось на занятии, но считаете, что вам было сложно.

- Давайте их наклеим на вот такой зонт настроения.

- Я очень рада, что вам всем понравилось занятие.

Обучающиеся демонстрируют умение оценивать и анализировать собственную деятельности во время рефлексии, производят эмоциональную оценку собственной деятельности.

6). Подведение итогов

Задача: подвести итоги занятия, развивать умение соотносить цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания, развивать умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников.

Методы получения новых знаний: словесные: беседа.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

- Вспомните, что мы сегодня с вами делали? Чьи задания выполняли?

- Что больше всего понравилось?

- Что мы сегодня с вами запланировали? Получилось ли  у нас решить задачи?

- Что вам сегодня было трудно?

- Как думаете, где нам пригодятся знания полученные на сегодняшнем занятии?

- Спасибо вам большое за занятие, мне было очень приятно с вами работать. Надя сегодня была очень внимательна, Саша был очень старательным, Ксюша сегодня отвечала полным ответом…. До свидания!

Обучающиеся демонстрируют умение соотносить цели, темы урока с результатом построения и применения нового знания совместно с учителем, умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) по теме: "Склонение имен существительных"

Коррекционное занятие по русскому языку для детей с ЗПР (VII вида) проводится с целью ликвидации пробелов в знаниях по теме: "Склонение имен существительных" (4 класс)...

Коррекционное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) по теме: "Безударные гласные, непроверяемые ударением"

Коррекционное занятие по русскому языку для детей с ЗПР (VII вида) помогает ликвидировать пробелы в знаниях по теме: "Безударные гласные, непроверяемые ударением"; помогает обучающимся запомнить ...

Коррекционное занятие по русскому языку в 3 классе (VII вида) по теме: "Однокоренные слова"

Коррекционное занятие по русскому языку в игровой форме помогает учителю уточнить знания детей с ЗПР о признаках однокоренных слов; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоя...

коррекционное занятие по русскому языку во 2 классе по программе специального (коррекционного) обучения. Тема:"Написание слов с большой буквы"

Цели: 1. Развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.            2. Обогощать словарь учащихся....

Конспект коррекционного занятия по русскому языку во 2ом классе

Тема: Мягкий знак в  середине слова. Слова с сочетаниями чн, чк. Цель: Закрепление умения писать мягкий знак в середине слова, писать слова с  сочетаниями чн, чк. Задачи:1. Формиро...

Программа коррекционных занятий по русскому языку и чтению в 4 классе для детей с ОВЗ

Программа коррекционных занятий по русскому языку и чтению в 4 классе для детей с ОВЗ...

Коррекционный курс "Индивидуальные коррекционные занятия по русскому языку" 1-4 класс (вариант 6.1)

Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия», реализуется   в  1-4  классах в рамках внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающее направление&ra...