Корень слова. Однокоренные слова
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Левандовская Юлия Вячелавовна

Конспект урока по русскму языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odn._koren.docx475.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель :

Учить детей определять корень слова в однокоренных словах;

развивать орфографическую зоркость учащихся;

развивать наблюдательность;

воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.

Оборудование: картинки морских обитателей,

карточки для работы с текстом, схема для разбора слова по составу.

Ι.Организационный момент.

ΙΙ. Мотивация учебной деятельности.

У. Любите ли вы приключения?

У. Хотите отправиться в морское путешествие? Сегодня на уроке вас ожидают встречи с обитателями морского дна, которые приготовили вам интересные задания.

У. Готовы ли вы проявить свои знания и умения? Попробуем убедиться в этом.

1.Каллиграфическая минутка

Буква В

Видна в дали

Красивая витая

Как –будто крендель

Испекли

Приезжих поджидая.

3. Словарный диктант.

А)Кра … , м … ря, ры…ка, р…ка, п..нал, медве..ь.

Посмотрите на слова и скажите, на какие 2 группы их можно разделить?

Д. Безударные гласные и на парный звонкий, глухой согласный.

Запишите слова, подчеркните в них орфограммы.

(С комментированием, объясняя правило)

Б)

-Как вы думаете, почему некоторые буквы подчеркнуты? Что заметили?(Если их объединить, то получится слово.)

- Какое это слово?(Корень)

- Какие значения имеет это слово?

ΙΙΙ. Сообщение темы урока

Итак, сегодня мы на уроке будем говорить о корне и однокоренных словах. Учиться определять корень и  подбирать однокоренные слова.

ΙV.Работа над темой урока.

  1. У. Итак, экипаж к путешествию готов.

А на чем мы отправимся в путь? Угадайте.

На море, в реках и озерах

Я плаваю проворный,

Скорый и огромный.(корабль)

I:\ЛАГЕРЬ\1182754735_cornelis_de_vries_46.jpg

У. Как вы догадались, что это корабль?

У. Выполните разбор слова по составу.(КОРАБЛЬ)

Что значит –нулевое окончание?

Что такое корень?

Что такое основа слова?

2. Наблюдение за словами, нахождение корня.

У. Ребята, посмотрите, кто это подплыл к кораблю? (Рисунок медузы).

D:\Фото, Картинки\Medyzi_38.jpg

Д. Это медуза.

У. У медузы тело в виде колокола или зонтика, студенистое, диаметром от нескольких мм до 2,3 м. По краям зонтика щупальца (длина до 30 м) со стрекательными клетками, способными вызвать ожоги.

У. Что она нам принесла?

Она принесла нам слова.

кораблик   корабельный

У. Что можно сказать про эти слова?

Д. Эти слова однокоренные, потому что у них есть общая часть (корень) и одно лексическое значение.

У.Давайте вспомним, как он обозначается.

У. Запишите слова, выделите корень в каждом родственном слове.

(Дети записывают слова в тетрадях самостоятельно.)

ВЫВОД.

-Слова, которые образованы от одного корня и имеющие одно лексическое значение, называются однокоренными .

3. Работа по формированию умения подбирать родственные слова.

У. Опускаемся снова на дно морское. А вот и новая встреча. Кто это?

(Рисунок морской звезды.)

D:\Фото, Картинки\623957586.jpg

Д. Это морская звезда.

У. Морская звезда относится к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело (диаметр от 1 см до 1 м) ярко окрашено, в форме звезды (до 50 лучей) или пятиугольника. Широко распространены на дне океанов и морей.

У. Прочитайте, о чем она нас спрашивает.

(Дети читают задание, записанное на обратной стороне морской звезды.)Как найти корень в слове МОРЕ?

Д. Надо подобрать родственные слова и выделить в них общую часть.

У. Самостоятельно подберите родственные слова, запишите их и выделите корень.

При помощи чего можно подобрать родственные слова?

Д.Суффиксов и приставок.

У .А что такое приставка, суффикс?

(Дети работают самостоятельно, записывая слова: МОРЕ, МОРЯК, МОРСКОЙ, ПРИМОРСКИЙ, ВЗМОРЬЕ)

А теперь во второй столбик запишите формы слова.

Посмотрите на эти слова и скажите при помощи, каких частей образованы эти слова?

У. Проверьте работу друг друга. (Работа в парах.)

  • Берите слово к данной схеме.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

У. Поднимемся на корабль и займемся уборкой.

Грамзапись «Бескозырка белая…». Дети под музыку выполняют движения, имитирующие уборку палубы корабля: берут ведро, опускают его за борт, набирают воду, выливают ее на палубу, с помощью швабры драят палубу, вытирают ее. Потом показывают движениями, что устали, смахивают пот со лба.

Один из учеников играет роль капитана. Дети, увидев его, встают «смирно» и отдает честь.

4.   Третий лишний»

У. Продолжаем путешествие. Навстречу нам движется морской еж.

(На доске рисунок морского ежа.)

D:\Фото, Картинки\FISH057.jpg

        

У. Морские ежи относятся к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело (диаметр от 2-3 мм до 30 см) шаровидное, дисковидное или сердцевидное покрыто пластинками с подвижными иглами. Обитают на дне морей.

Морской еж принес нам задание.

Он просит нас среди нескольких групп слов найти группу родственных слов и записать ее.

лето, летний, летучий, летчик;

шторм, штормить, штурмовать, штормовой;

вода, водица, водяной, водопой, водный;

голубой, голубизна, голубеть, голубь

Дети работают самостоятельно. Текст задания записан на доске. Проверка задания проводится фронтально. Дети доказывают, почему выбрали третью группу слов.)

Д. Третья группа слов – родственные слова, потому что у них есть общая часть (корень), в которой хранится общее лексическое значение.

А теперь давайте обратим внимание на 1 группу слов. Какое слово здесь лишнее? Почему?

5.Работа с текстом.

У. А сейчас мы с вами надеваем акваланги и спускаемся в подводный морской мир.

Кто плывет нам навстречу?

На доске – рисунок осьминога.

D:\Фото, Картинки\48835323_osminog.jpg

У. Осьминоги относятся к отряду морских моллюсков класса головоногих. На голове 8 длинных щупалец (рук). Длина тела от 1 до 60 см,. с щупальцами – до 5 м. Есть ядовитые виды, опасные для человека.

У. Что держит осьминог?

ЗАДАНИЕ

Дети работают с 2 заданиями:

  1. Составить из данных предложений текст. Найти в нем однокоренные слова.
  2. По опорным словам составить текст.

-Прочитайте полученный текст.

-Найдите в тексте однокоренные слова, докажите свой выбор. Выделите корень.

ΙVИтог урока

У. Подходит к концу наше путешествие.

Мы сегодня с вами были на морском дне с кем мы познакомились?

Давайте же вспомним, чем занимались на уроке?

Что такое корень?

Назовите условия, при которых слова являются однокоренными?

А теперьнемногопоиграем.

ИГРА С ШАПОЧКАМИ.

Какие впечатления у вас от урока?

Что по вашему мнение получилось лучше всего ?

Оценка:

Кто работал лучше всех?

Кто работал хорошо?

Кому надо подучить?

Домашнее задание

Даны слова. К ним подобрать однокоренные и составить с ними 2 предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...