Памятка для разбора слов, предложений 3-4 класс
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс) по теме

Петрова Татьяна Владимировна

Данная памятка поможет ученикам быстрее соорентироваться при разборе слов и предложений 3-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_razbora_slov_predlozheniy_3-4_klass.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

                 Орфограммы корня

Безударные гласные проверяются

ударением: солёный – соль.

 Звонкость- глухость согласного проверяется перед гласным или перед «н»: гриб - грибы, грибной.

Непроизносимые согласные проверяют- ся перед гласным : честный- честен.

                  Приставки

Пиши с О:  о-, об-(обо-), от-(ото-),

до-, по, под-(подо-),про-

Пиши с А:  за-, на-, над-

Запомни:  в-(во-), с-(со-), вы-, пере-

бе           бе         перед

во ↘       перед    во ↘       звон.

и   →  С   глух.       и  → З     согл.

ни↗        согл.       ни↗       перед

ра                            ра            глас.

Разделительный  Ъ и Ь

                     

                Ъ    я

                       е

                       ё

                       ю

                  Ь     я  [ й´а]

                         е  [ й´э]

                         ё  [ й´о]

                         ю [ й´у]

                         и  [ й´и]

ЧЬ    ЖЬ    ШЬ

1.У существительных  3 скл.  

      (дочь, мышь)                                                    

2.У глаголов  в неопределённой

     форме  

    ( что делать?  дружить )

3. У глаголов во 2 лице , ед. ч.

    ( ТЫ  что делаешь? помогаешь)

                  Спряжение глагола

                                 ↓

                               Н.ф.  

                            ↙     ↘                                                                                                    

            -еть             -ить

           -ать (-ять)             +

           - уть                    гнать, держать, дышать,

           - оть                    зависеть, видеть, слышать

           - ыть                   и обидеть, а ещё терпеть,

 +                      вертеть, ненавидеть и

  брить, стелить          смотреть

               ↓                                ↓

             I спр.                           II спр.

  ↓                               ↓

            И, А, Я                        Е, У,Ю

  Правописание наречий

из

до          на конце слова   а

с

в

на        на конце слова   о

за

                      падежи                                                                                                       склонение

                                                                                     им. существительное                                       им. прилагательное

           главный член предложения

И.п.  (есть)          кто?   что?

                  ________

1  скл.

-а, -я

М.р.

какой?

-ой, -ый, -ий

2 скл.

-о, -е,

Ср.р.

какое?

-ое, -ее

3скл.

-ь на конце

Ж.р.

какая?

-ая, -яя

Мн.число

-ы, -и, -а, -я

Мн.число

какие?

-ые,  -ие

          второстепенный

Р.п.  (нет)            кого?  чего?

                            (откуда?  где?)

от,до,из,без,у,для,около,с, после

1  скл.

-ы, -и

М.р.

какого?

-ого, - его

2 скл.

-а, я

Ср.р.

какого?

-ого,  -его

3скл.

Ж.р.

какой?

-ой,  -ей

Мн.число

-ов, -ев, -еи,

Мн.число

каких?

-ых, -их

          второстепенный

Д.п. (дам)           кому? чему?

                            куда?  где?

к,по

1  скл.

М.р.

какому?

-ому,  -ему

2 скл.

-у,-ю

Ср.р.

какому?

-ому, -ему

3скл.

Ж.р.

какой?

-ой, -ей

Мн.число

-ам, -ям

Мн.число

каким?

-ым ,-им

          второстепенный

В.п. (вижу)         кого?  что?

                             куда?  когда?

в,на,за,под,через,про

1  скл.

-у, -ю

М.р.

какой?

-ой ,-ый, -ий

2 скл.

-а,-я, -о, -е,

Ср.р.

какое?

-ое, -ее

3скл.

-ь на конце

Ж.р.

какую?

-ую, -юю

Мн.число

-ы,-и, -а, -я

Мн.число

какие?

-ые, -ие

          второстепенный

Т.п. (доволен)   кем?  чем?

                                 (где?)

за,над,под,перед,с

1  скл.

-ой, -ей(-ёй), -ою, -ею

М.р.

каким?

-ым, -им

2 скл.

-ом,-ем(-ём)

Ср.р.

каким?

-ым, -им

3скл.

-ью

Ж.р.

какой?

-ой, -ей

Мн.число

-ами, -ями

Мн.число

какими?

-ыми, -ими

          второстепенный

П.п. (думаю)     о ком?  о чём?

                                 (где?)

в,во,о,об,на,при

1  скл.

М.р.

(о) какой?

-ом, -ем

2 скл.

Ср.р.

(о) каком?

-ом, -ем

3скл.

Ж.р.

(о) какой?

-ой, -ей

Мн.число

-ах,-ях

Мн.число

(о) каких?

-ых,  -их

                   Фонетический разбор.

1.Выпиши слово.

2.Поставь ударение, раздели его на слоги.

3.Выпиши каждую букву и дай характе-

    ристику звуку, который она обозначает.

                                        Звук

                     /                                     \

гласный                                         согласный

ударный или безудар.          парный или непарный

                                                      звонкий или глухой

                                                      твёрдый или мягкий

                                       

4. Укажи сколько букв и звуков.

                    Разбор слова по составу.

1.Окончание         (измени форму слова :

есть-нет, один – много)

2.Корень                  

(подбери однокоренные слова)                                              

3.Приставка    ¬ стоит перед корнем

(подбери однокоренные слова без ¬  или с другой)

4. Суффикс   Λ стоит между корнем и окончанием.

                                                                  Разбор слова как части речи

имя существительное

1. часть речи

2. начальная  форма                        (И.п., ед. ч.)

3. собственное  или нарицательное

4.одушевлённое или неодушевлённое

5.род , число,падеж, склонение

6. член предложения

имя прилагательное

1. часть речи

2.начальная форма (И.п., ед. ч., м.р.)

3.род,число, падеж*

4. член предложения

глагол

1.часть речи

2. неопределённая форма (что делать?, что сделать?)

3 *.вид (сов., несов.)

4*.спряжение

5. число

6.время (если есть)

7*.лицо (если есть)  8*.род (если есть)

9. член предложения

местоимение

1.часть речи

2.начальная форма    

( И.п., ед.ч.)

3.лицо

4.падеж

5. род (если есть)

6. число

7. член предложения

                                                     Синтаксический разбор предложения

 

  1. По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
  2. По интонации (восклицательное, невосклицательное)
  3.  Грамматическая основа ………………….

 ( подлежащее - ______  , выражено…       сказуемое -                     ,  выражено…      

  1. По наличию грамматических основ (простое - 1 грам. основа, сложное – 2 и более )
  2. По наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое)

6.   Подчеркнуть  второстепенные члены предложения:  

определение -   (какой?, какому?, каким?...),   выражено

дополнение -  (вопросы падежей, кроме И.п.),   выражено

обстоятельство - (где?, как?, куда?, зачем?, почему?, когда?),  выражено

7.*  Выписать словосочетания ( подлежащее + второстепенные члены предл.,

                                                     сказуемое + второстепенные члены предл.,

                                                      второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разборы слов, предложений.

Программа "Школа-2100".Цели: развивать орфографическую зоркость;повторить разборы слов, предложений.Технологии: использование икт;проблемного диалога;оценивания....

Памятка "Фонетический разбор слов"

Предланаю разработанную памятку, которая включает в себя теоритические знания....

Памятка фонетического разбора слова для учащихся начальной школы.

Памятка поможет учащимся выполнить полный фонетический разбор слова, а родителям оказать помощь своим детям....

Памятка "Фонетический разбор слова"

Эта памятка поможет Вам и Вашему ребенку правильно выполнить звуко-буквенный разбор слова+ табличка звуков....

Памятка Фонетический разбор слова 2 класс. Перспектива.

Памятка для работы. Предназначена для раздачи обучающимся и дальнейшей работе над умением выполнять фонетический разбор слов. Используется на уроках русского языка в классе и дома....

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....

Разбор слова по составу. 3 класс. Памятка. Дидактический материал.

Предлагается памятка для разбора слов по составу. Указывается алгоритм рассуждения для ученика. Приводятся в памятке самые распространённые суффиксы с указанием их значений, которые используются для о...