Состав слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Состав слова »
Урок № 121
Предмет: Русский язык. Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, УМК «Перспектива»
Класс: 2
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.
Цель: Обобщение знаний учащихся о составе слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Обобщение знаний по теме «Состав слова »
Урок № 121
Предмет: Русский язык. Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, УМК «Перспектива»
Класс: 2
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.
Цель: Обобщение знаний учащихся о составе слова.
Задачи:
- совершенствовать умение находить и выделять части слова;
- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- закрепить умение проводить морфемный анализ слов и образовывать слова из морфем;
- развивать память и орфографическую зоркость;
- развивать интерес к языку, используя занимательные задания;
- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования;
- воспитывать чувство коллективизма, активность и аккуратность у учащихся.
Планируемые результаты:
- Предметные: ученик научится проводить морфемный анализ слов, образовывать слова из морфем; научиться выделять значимую часть слова; выделять части, которые служат для образования новых слов, связи слов в предложении: научится писать: орфограммы в словарных словах.
- Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
- Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование:
У учителя:
- Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, издательство «Просвещение», 2012г
- Презентация «Состав слова», авт. Рязанова Н.В.
- СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина
- Мультимедийная установка
- Карточки с заданиями для домашней работы.
У учащихся:
- Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, издательство «Просвещение», 2012г
Этап (элемент) урока | Деятельность учителя | Деятельность | Универсальные |
I Организационный момент Эмоциональный настрой | Настроить детей на работу Мы сюда пришли учиться, | Приветствуют. Организуют рабочее место. | Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II Актуализация знаний 1.Чистописание | Какая буква повторяется во всех соединениях, кроме одного? Дайте характеристику звуку, кот. обозначается данной буквой. Запишите букву Аа и данные соединения слакс отлапь ёсво дотлса зёбера кьвромо | Буквы Аа | Регулятивные УУД: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Словарно-орфографическая работа
| В чистописании мы писали не просто набор букв, а слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и запишите столбиком по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока. -В какую группу можно объединить эти слова? Поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную букву -Почему? | класс (Словарные слова) (нельзя проверить написание какой-либо буквы)
| Личностные УУД : - осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; - принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; - появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи. |
III Самоопределение к деятельности . | -Найдите, спрятавшееся слово. -Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? -Какие значения имеет слово “состав”? -Что же обозначает это слово? -Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? Сформулируйте тему урока. -Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока. С какой целью мы сегодня будем проходить эту тему? | (Состав) (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений) (состав вещества, офицерский состав, состав поезда) (Соединение всех частей в целое) Состав слова Выслушиваются ответы учащихся (Обобщить знания о составе слова) | Познавательные УУД: —определять значение слова «состав» и обосновывать своё мнение; Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; |
IV Обобщение и систематизация знаний. | - Одинаково ли важны для слова все его части? - Можно ли собрать слово из приставки и суффикса? из приставки и окончания? - Может ли состоять слово из корня и окончания? из корня? Приведите примеры. Какая часть слова главная? | Корень | Познавательные УУД: —определять отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение; |
Работа по учебнику с.68 «Проверь себя» -Почему корень – это главная часть слова? -Как называются слова с одинаковым корнем? -Собери в группы однокоренные слова. Выделите корень. . | В корне заключено основное значение слов. Однокоренные | Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; Познавательные УУД: - искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; - выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. | |
V. Физкультминутка. | Колпак мой треугольный Треугольный мой колпак А если не треугольный То это не мой колпак. | Личностные УУД: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления | |
VI Применение знаний и умений в новой ситуации | -А в словах какую часть мы так обозначаем? -Для чего суффиксы нужны? -Какая часть слова тоже служит для образования новых слов? Работа со зрительными метками. (Приложение 1) -Посмотрите вокруг. Что написано на зрительных метках? При-, -ход-, -ик-, в-, -енок-, -кот-, -дом-, -ов-, про-, -лес-, -ок-, пере-, -ищ-, -мир-. -I ряд выписывает приставки, II ряд – корни, III ряд – суффиксы. -Составить за 2 минуты слова, используя данные части слов. -Запишем эти слова в тетрадь и разберем по составу. Вспомним алгоритм разбора. Слово по составу верно разбирай: | (суффикс) (для образования новых слов) (приставка) Самостоятельная работа по рядам. Взаимопроверка (приставки, суффиксы, корни) Работа в группах. Ответы групп. Работа в тетради и у доски. Разбор слов по составу. | Познавательные УУД: —определять отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение; — определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение; Регулятивные УУД: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — соотносить учебные действия с известным алгоритмом; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Коммуникативные УУД: — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
СД - Электронное приложение к учебнику Выполнение задания «Помоги пчелке собрать слово» | Работа в парах | Регулятивные УУД: -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы | |
Шарады. Разгадываем коллективно, записываем, разбираем по составу. Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик, Корень мой находится в цене. | (Рассказчик) (Оценка) | Познавательные УУД: —находить в словах необходимую морфему , отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение; — определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение; Личностные УУД : - осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; | |
VII Контроль усвоения знаний. | СД - Электронное приложение к учебнику Проверочная работа | Самостоятельная работа | Регулятивные УУД: -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы |
VIII Рефлексия | Нарисуйте смайлики Я собой доволен - Я выполнил задание, но допустил ошибки - | Самооценка | Регулятивные УУД: - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы; Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях; |
IX Итог урока | -Что было трудно на уроке? Интересно? Непонятно? Хотелось бы еще? - Чем был полезен урок? - Какие орфограммы мы сегодня повторяли? | Личностные УУД : - положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, - принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; - появление желания умело пользоваться языком. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; - понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. | |
X Домашнее задание | Карточки для домашней работы. Дифференцированный подход. Приложение 2 к уроку |
Укажи части слов. | ||||
| ||||
зернышко загадка повар обед побегут осенний умная снежинка |
|
|
|
|
Приложение 2
Отметь, какие из данных слов являются родственными слову “вода”. | |
водичка водица водяной водитель водоем | проводить водянистый водокачка водопровод заводной |
Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам. Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка. | |||
|
|
|
|
Приложение 1
при- -ход- -ик- в-
-енок- -кот- -дом-
-ов- про- -лес-
-ок- пере- -ищ-
-мир-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
Состав слова. Приставка-часть слова.
Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....
Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс
- формирование представления об окончании как части слова, основе;- формирование коммуникативных к...
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"
Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...
Состав слова. Роль каждой части слова.
Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100
Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...