Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" содержит пояснительную записку с основными видами и формами организации учебной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_russkiy.doc | 511.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обливский район п. Каштановский Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каштановская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор МБОУ «Каштановская СОШ»
Приказ №
________________Т.В.Пузикова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
начальное общее образование, 2 класс
количество часов - 164
учитель: Хижняк Нина Викторовна,
1 квалификационная категория
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета Заместитель директора
по УВР
МБОУ «Каштановская СОШ» Секиркина В.Б.
_________________________ _______________________
2018 – 2019 учебный год
Раздел 1.
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса разработана на основе требова-ний ФГОС, в соответствии с Примерными программами, Концепцией духовно- нравственного развития и воспитания, планируемыми результатами начального образования и авторскими программами В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А,Ф.Шанько и В.П.Канакиной.
(УМК «Школа России»)
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы по русскому языку:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29декабря 2012 г.
2.Областной закон «Об образовании в Ростовской области» № 26 - ЗС от 14.11.2013г.
3.ФГОС начального общего образования второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012г. №1060 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»
4. Авторские программы В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой «Прописи» и В.П. Канакина, В. Г.Горецкого, М. В Бойкина «Русский язык» (УМК «Школа России»)
5.Учебный план МБОУ «Каштановская СОШ» на 2018 – 2019 уч.г.
По годовому календарному графику школы на 2018 - 2019 учебный год для 2 класса предусмотрено 34 учебные недели, по учебному плану школы на 2018-2019 учебный год на изучение русского языка отводится 5 ч. в неделю, следовательно, настоящая рабочая программа должна быть спланирована на 170 ч. в год. В связи с тем, что 6 уроков выпадают на нерабочие праздничные дни ( 8 марта , 1, 2, 3 мая и 9 , 10 мая) программа будет выполнена в полном объеме за 164 часа в год за счет уменьшения часов по теме «Звуки и буквы» (2 ч.), «Части речи» ( 2ч.) и «Повторение»(2 ч.).
Цель обучения:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи обучения:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
-составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
-воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Раздел 2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» во 2 классе.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования личностных результатов:
-представления о своей этнической принадлежности;
-развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
-представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
-осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
-осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
-представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
-положительного отношения к языковой деятельности;
-заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
Обучающийся научится:
-понимать нравственное содержание поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимать выразительные возможности языка, анализировать пейзажные зарисовки и репродукции картин и др.;
-доброжелательности, сочувствию, сопереживанию; понимать чувства одноклассников, учителей;
- сотрудничать с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
-бережному отношению к материальным ценностям; проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять цель и учебную задачу;
-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
-планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
Обучающийся получит возможность научиться:
-проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
-понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
-воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
-ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
-работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
-пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
-пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
-осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
Обучающийся получит возможность научиться:
-составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
-составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
-осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
-ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
-обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-слушать собеседника и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
-задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
Обучающийся получит возможность научиться:
-признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
-формулировать собственное мнение и аргументировать его;
-работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся научится:
-начальным умениям выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
-применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- проверять написанное;
овладеет учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
-понимать значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
-воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
-понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
-первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
Обучающийся получит возможность научиться:
-первоначальным научным представлениям о системе и структуре русского языка, познакомится с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- начальным умениям находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
- нормам русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилам речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
-участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
-строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
-(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
-пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
-различать устную и письменную речь;
-различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
-отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
-анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
-понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
-читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
-составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
-анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
-соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
-озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
-распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
-замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
-составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
-находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
-составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
-составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
-письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
-проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
-различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
-определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
-характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
-понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
-анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
-определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
-определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
-определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
-определять ударный и безударные слоги в слове;
-правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
-использовать знание алфавита при работе со словарями;
-определять функцию мягкого знака (ь) ккак разделительного;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
-находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
-произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;;
-применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Обучающийся научится:
-осознавать слово как единство звучания и значения;
-выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
-различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
-иметь представление о синонимах и антонимах;
-распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
-подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;
-наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
-наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
-на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
-замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
-осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
-владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
-распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
-определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
-различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
-подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
-различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
-находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
-находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
-находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
-находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
-находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
-подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
-выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
-различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
-выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
-использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
-пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
-различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
-определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
-сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
-находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
-различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
-устанавливать связи слов между словами в предложении;
-соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
-восстанавливать деформированные предложения;
-составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
-опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
-находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
-применять изученные правила правописания:
-раздельное написание слов в предложении;
-написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
-отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
-перенос слов;
-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
-проверяемые безударные гласные в корне слова;
-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
-разделительный мягкий знак (ь);
-знаки препинания конца предложения (. ? !);
-раздельное написание предлогов с именами существительными;
-раздельное написание частицы не с глаголами;
-применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
-безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
-писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
-определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
-разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
-обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
-применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
-пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших 2 класс
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
-понимать – предложение – это основная единица речи;
-понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
-различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
-оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
-различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
-различать главные члены предложения;
-понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
-различать словосочетание и предложение;
-понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
-понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
-понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
-различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
-использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
-давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
-понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
-различать деление слов на слоги и для переноса;
-понимать влияние ударения на смысл слова;
-различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
-различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
-понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
-верно, употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети получат возможность научиться:
-выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
-составлению предложений на заданную тему;
-употреблению в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
-оформлению предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
-самостоятельному составлению или воспроизведению и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)
-орфографической грамотности речи ;
-проверке обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
-делению слов на слоги и переноса слов;
-правильному написанию слов с буквой Й;
-обозначению мягкости согласных на письме;
-написанию слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
-употреблению прописной буквы в именах собственных;
-работе со словарём (использование алфавита);
-каллиграфически правильному списыванию слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
-письму под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Раздел 3.
Содержание учебного предмета «Русский язык» во 2 классе.
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи.
Наша речь .
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст .
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение .
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова….
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы .
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками .
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи .
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год.
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений
Раздел 4.
Календарно-тематическое планирование (164 ч. )
№ п/п | Дата | Тема урока | Форма организации учебной деятельности | Основные виды учебной деятельности | ||
План | Факт | |||||
Наша речь (4 ч.) | ||||||
1 | 03.09 | Знакомство с учебником. Язык и речь. Виды речи. | Урок повторения и систематизации. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей. Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. | ||
2 | 04.09 | Что можно узнать о человеке по его речи? | Урок изучения нового материала. | Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение» | ||
3 | 05.09 | Как отличить диалог от монолога? | Урок изучения нового материала. | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета. Составлять по рисункам диалог и монолог. | ||
4 | 06.09 | Проверка знаний. Тест по теме «Наша речь» | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Использовать знания по теме в новых условиях. доказывать своё мнение. Обнаруживать и формулировать учебную проблему , делать выводы, сравнивать. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | ||
Текст (5 ч.) | ||||||
5 | 07.09 | Что такое текст? | Урок изучения нового материала. | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. | ||
6 | 10.09 | Что такое тема и главная мысль текста? | Комбинированный урок. | Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. | ||
7 | 11.09 | Части текста. | Урок изучения нового материала. | Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. | ||
8 | 12.09 | Контрольный диктант (входной) | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Проверить знания по теме, соотносить свои знания с заданием, которое необходимо выполнить, оценивать свою работу. | ||
9 | 13.09 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | Урок повторения и систематизации. | Анализ ошибок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. | ||
Предложение (12 ч.) | ||||||
10 | 14.09 | Что такое предложение? | Урок изучения нового материала. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте. Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. | ||
11 | 17.09 | Как из слов составить предложение? | Урок изучения нового материала. | Составлять предложения из слов. составлять ответы на вопросы (устно и письменно). Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. | ||
12 | 18.09 | Контрольное списывание. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Проверить умение грамотно списывать текст, навык каллиграфического письма, умение анализировать, делать выводы. | ||
13 | 19.09 | Что такое главные члены предложения? | Урок изучения нового материала. | Находить главные члены предложения. Обозначать графически основу. | ||
14 | 20.09 | Что такое второстепенные члены предложения? | Урок изучения нового материала. | Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. | ||
15 | 21.09 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | Урок изучения нового материала. | Обосновывать правильность выделения главных членов. Анализировать схему и составлять по ней сообщение. Обсуждать алгоритм выделения. | ||
16 | 24.09 | Что такое распространенные и нераспространенные предложения? | Урок изучения нового материала. | Различать и составлять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространенные предложения. | ||
17 | 25.09 | Как установить связь слов в предложении? | Комбинированный урок | Устанавливать связь при помощи вопросов. Составлять предложение из деформированных слов. | ||
18 | 26.09 | Сочинение по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень». | Урок развития речи | Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Составлять рассказ по репродукции картины. | ||
19 | 27.09 | Анализ сочинений. | Коррекционный урок. | Анализ ошибок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. | ||
20 | 28.09 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Соотносить свои знания с заданием, которое необходимо выполнить, оценивать свою работу. | ||
21 | 01.10 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок. | Анализ ошибок. Оценивать результаты выполненного задания по учебнику. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. | ||
Слова, слова, слова…(21 ч). | ||||||
22 | 02.10 | Слово и его лексическое значение. | Урок изучения нового материала. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. | ||
23 | 03.10 | Слово-общее название многих однородных предметов. | Комбинированный урок | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. | ||
24 | 04.10 | Однозначные и многозначные слова. | Урок изучения нового материала. | Распознавать многозначные слова и однозначные. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым и орфографическим словарями. | ||
25 | 05.10 | Прямое и переносное значение слов. | Урок изучения нового материала. | Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывании. | ||
26 | 08.10 | Синонимы. Словарь синонимов. | Комбинированный урок. | Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы. Знакомиться с этимологией слова синоним. Работать со словарём синонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях | ||
27 | 09.10 | Антонимы. Словарь антонимов. | Урок повторения и систематизации. | Распознавать синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных. | ||
28 | 10.10 | Синонимы и антонимы. | Урок повторения и систематизации | Ознакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. | ||
29 | 11.10 | Развитие речи. Обучающее изложение текста по вопросам и опорным словам. | Урок развития речи. | Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. | ||
30 | 12.10 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок | Находить орфограммы, анализировать и исправлять ошибки | ||
31 | 15.10 | Родственные (однокоренные) слова. | Урок повторения и систематизации. | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. | ||
32 | 16.10 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | Урок-исследование | Уточнить представление о согласных звуках и буквах. | ||
33 | 17.10 | Корень слова. Однокоренные слова. | Урок изучения нового материала. | Выявить различие согласных звонких и глухих. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений. | ||
34 | 18.10 | Слог как минимальная произносительная единца. | Урок развития умений и навыков. | Выявить различие согласных парных и непарных. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений. | ||
35 | 19.10 | Ударный слог. Словарный диктант. | Урок изучения нового материала. | Выявить различие согласных твёрдых и мягких. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений. | ||
36 | 22.10 | Контрольный диктант по теме «Слова». | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии. | ||
37 | 23.10 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок | Находить орфограммы, анализировать и исправлять ошибки | ||
38 | 24.10 | Ударный слог. | Комбинированный урок. | Определить функцию букв и, е, ё, ю, я. Звуко-буквенный анализ слов. | ||
39 | 25.10 | Перенос слов с одной строки на другую. | Комбинированный урок. | Уточнить представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков. | ||
40 | 26.10 | Перенос слов с одной строки на другую. | Контроль знаний, умений и навыков. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. | ||
41 | 06.11 | Обучающее сочинение по серии картинок. | Урок развития речи. | Наблюдать и выявлять различие букв и, й и звуков, которые они обозначают. | ||
42 | 07.11 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок | Наблюдать и выявлять различие букв и, й и звуков, которые они обозначают. | ||
Звуки и буквы (34 ч). | ||||||
43 | 08.11 | Как различить звуки и буквы? | Урок изучения нового материала. | Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слов. | ||
44 | 09.11 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом» | Урок развития речи. | Составлять рассказ по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом» | ||
45 | 12.11 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок. | Находить, анализировать и исправлять ошибки в сочинении. | ||
46 | 13.11 | Как мы используем алфавит? | Урок изучения нового материала. | Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Определять положение заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы по отношению к заданной букве. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. | ||
47 | 14.11 | Алфавит. | Урок развития умений и навыков. | |||
48 | 15.11 | Какие слова пишутся с большой буквы? | Урок изучения нового материала. | Сопоставлять случаи употребления заглавной и строчной буквы. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. | ||
49 | 16.11 | Как определить гласные звуки? | Урок изучения нового материала. | Находить в слове гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы. Работать с памяткой. Соотносить количество звуков и букв, объяснять причины разного количества. Соотносить звуковой и буквенный состав. | ||
50 | 19.11 | Контрольный диктант «Звуки и буквы» | Контроль знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии. | ||
51 | 20.11 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок | Анализ ошибок. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. | ||
52 | 21.11 | Правописание безударных гласных в корне. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | ||
53 | 22.11 | Ударный и безударный гласный звук в корне слова и его обозначение на письме. | Урок развития умений и навыков. | Определять безударный гласный в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверить. | ||
54 | 23.11 | Проверяемые и проверочные слова. | Урок изучения нового материала. | Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | ||
55 | 26.11 | Правописание безударных гласных в корне. | Урок развития умений и навыков. | Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. | ||
56 | 27.11 | Способы проверки безударных гласных в корне. | Урок развития умений и навыков. | Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. | ||
57 | 28.11 | Слова с непроверяемыми безударными гласными. | Урок изучения нового материала. | Запоминать написание непроверяемой орфограммы . работать с орфографическим словарем учебника. | ||
58 | 29.11 | Правописание слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. | Урок развития умений и навыков. | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи , определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. | ||
59 | 30.11 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. | Урок развития умений и навыков. | |||
60 | 03.12 | Развитие речи. Изложение текста с языковым анализом. | Урок развития речи. | Анализ и запись предложений и текста. | ||
61 | 04.12 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | ||
62 | 05.12 | Правописание парных и непарных согласных в конце слова. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | ||
63 | 06.12 | Согласный звук [й’] и буква И краткое. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | ||
64 | 07.12 | Согласный звук [й’] и буква И краткое. | Комбинированный урок. | Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | ||
65 | 10.12 | Слова с удвоенными согласными. | Урок изучения нового материала. | Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов. | ||
66 | 11.12 | Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». | Урок развития речи. | Составлять рассказ по репродукции картины и опорным словам, записывать составленный рассказ. | ||
67 | 12.12 | Наши проекты. И в шутку и всерьёз. Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. | ||
68 | 13.12 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | Урок изучения нового материала. | Определять и правильно произносить твердые и мягкие согласные. Различать твердые и мягкие согласные. Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти. | ||
69 | 14.12 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | Урок развития умений и навыков. | |||
70 | 17.12 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | Урок изучения нового материала. | Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти. | ||
71 | 18.12 | Мягкий знак (ь). Обозначение мягкости согласного мягким знаком. | Урок развития умений и навыков. | Соотносить количество букв и звуков в словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком. | ||
72 | 19.12 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | ||
73 | 20.12 | Работа над ошибками. | Урок повторения и систематизации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | ||
74 | 21.12 | Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. | Урок развития речи. | Составлять текст из предложений. Уметь отвечать на вопросы к тексту. | ||
75 | 24.12 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок. | Находить, анализировать и исправлять ошибки в тексте. | ||
76 | 25.12 | Проект «Пишем письмо». | Урок развития речи. | Совместное составление продолжение рассказа. Написание письма Деду Морозу. Участвовать в презентации занимательных заданий. | ||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (27ч). | ||||||
77 | 26.12 | Правописание слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. | ||
78 | 27.12 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила. | ||
79 | 28.12 | Обучающее изложение. | Урок развития речи. | Анализ и запись предложений и текста. | ||
80 | 29.12 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок. | Находить, анализировать и исправлять ошибки в тексте. | ||
81 | 14.01 | Повторение по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки». | Урок повторения и систематизации. | Наблюдать и выявлять слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками. Объяснять причины. | ||
82 | 15.01 | Наши проекты. Рифма. | Урок-исследование. | Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. | ||
83 | 16.01 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих. | Урок изучения нового материала. | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой-звонкий, парный-непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными. | ||
84 | 17.01 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих. | Урок развития умений и навыков. | Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. | ||
85 | 18.01 | Проверка парных согласных в корне слова. | Урок развития умений и навыков. | Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | ||
86 | 21.01 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | Урок развития умений и навыков. | Находить в словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. | ||
87 | 22.01 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. | Урок развития речи. | Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст. | ||
88 | 23.01 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | Урок развития умений и навыков. | Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | ||
89 | 24.01 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | Урок развития умений и навыков. | Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | ||
90 | 25.01 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | Урок развития умений и навыков. | Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. | ||
91 | 28.01 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | Урок развития речи. | Составлять (под руководством учителя) текст, излагать текст по вопросам. | ||
92 | 29.01 | Проверка знаний. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | ||
93 | 30.01 | Контрольный диктант «Правописание парных согласных в корне слов». | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | ||
94 | 31.01 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | Урок повторения и систематизации. | Находить, анализировать и исправлять ошибки в диктанте. | ||
95 | 01.02 | Разделительный мягкий знак. | Комбинированный урок. | Выделять слова с разделительным мягким знаком. | ||
96 | 04.02 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Словарный диктант. | Комбинированный урок. | Выделять слова с разделительным мягким знаком. Отработать алгоритм правописания слов по теме. | ||
97 | 05.02 | Обобщение по теме «Разделительный мягкий знак». | Урок повторения и систематизации. | Выделять слова с разделительным мягким знаком. Отработать алгоритм правописания слов по теме. | ||
98 | 06.02 | Контрольное списывание. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. | ||
99 | 07.02 | Повторение пройденного по теме «Звуки и буквы». | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | ||
100 | 08.02 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | ||
101 | 11.02 | Работа над ошибками. | Урок повторения и систематизации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | ||
102 | 12.02 | Проверочная работа «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Продемонстрировать и оценить свои знания. | ||
103 | 13.02 | Обобщение изученного материала. | Урок повторения и систематизации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | ||
Части речи (48 ч.) | ||||||
104 | 14.02 | Части речи. | Урок изучения нового материала. | Соотносить слова – названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. | ||
105 | 15.02 | Признаки частей речи. | Урок развития умений и навыков. | |||
106 | 18.02 | Общее понятие об имени существительном. | Урок изучения нового материала | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают предметы. | ||
107 | 19.02 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Урок изучения нового материала. | Различать имена существительные по вопросам «кто?», «что?». Познакомиться с терминами «одушевлённые имена существительные» и «неодушевлённые имена существительные». | ||
108 | 20.02 | Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | Урок изучения нового материала. | Познакомиться с терминами «имена собственные» и «нарицательные». Упражняться в написании имён собственных. | ||
109 | 21.02 | Заглавная буква в написании кличек животных. | Урок изучения нового материала. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать их по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы о происхождении своей фамилии и названии своего города. | ||
110 | 22.02 | Заглавная буква в географических названиях. | Урок изучения нового материала. | |||
111 | 25.02 | Упражнения в написании заглавных букв в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных и географических названиях. | Урок повторения и систематизации. | |||
112 | 26.02 | Особенности написания названий книг, журналов и газет. | Урок повторения и систематизации | |||
113 | 27.02 | Развитие речи. Обучающее изложение. | Урок развития речи. | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст. Проверять написанный текст. | ||
114 | 28.02 | Работа над ошибками. Обобщение о написании слов с заглавной буквы. | Коррекционный урок. Урок повторения и систематизации. | Использовать в речи термины «имена собственные» и «имена нарицательные». Упражняться в написании имён собственных. | ||
115 | 01.03 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | Урок повторения и систематизации | Определять грамматические признаки имен существительных, роль в предложении. | ||
116 | 04.03 | Контрольный диктант «Написании слов с заглавной буквы» | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Оценивать свои достижения при выполнении задания. | ||
117 | 05.03 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок. | Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. | ||
118 | 06.03 | Число имен существительных. | Урок изучения нового материала. | Определять число имён существительных. Изменять имена существительные по числам. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа. Работать с орфоэпическим словарём. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. | ||
119 | 07.03 | Единственное и множественное число имен существительных. | Урок развития умений и навыков. | |||
120 | 11.03 | Единственное и множественное число имен существительных. | Урок развития умений и навыков. | |||
121 | 12.03 | Обучающее изложение. | Урок развития речи. | Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст. Проверять написанный текст. | ||
122 | 13.03 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок. | Находить, анализировать и исправлять ошибки в тексте. | ||
123 | 14.03 | Проверочная работа. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. . | ||
124 | 15.03 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | ||
125 | 18.03 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок. Урок повторения и систематизации. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | ||
126 | 19.03 | Общее понятие о глаголе. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают действие предмета. | ||
127 | 20.03 | Значение глагола в речи.. | Урок изучения нового материала. | Ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета. Составлять словосочетания с глаголом. | ||
128 | 21.03 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | Урок развития речи. | Составление рассказа по репродукции картины художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | ||
129 | 22.03 | Работа над ошибками. Изменение глаголов по числам. | Урок изучения нового материала. | Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. | ||
130 | 01.04 | Единственное и множественное число глаголов. | Комбинированный урок. | Сформулировать правило. Классифицировать слова, используя правило. | ||
131 | 02.04 | Правописание частицы не с глаголами | Урок изучения нового материала. | Сформулировать правило. Раздельно писать частицу не с глаголом. | ||
132 | 03.04 | Обобщение знаний о глаголе. | Урок повторения и систематизации. | Давать характеристику глаголам, используя изученные правила. | ||
133 | 04.04 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | ||
134 | 05.04 | Работа над ошибками. | Урок повторения и систематизации | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | ||
135 | 08.04 | Что такое текст - повествование? | Урок изучения нового материала. | Распознавать текст-повествование. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. | ||
136 | 09.04 | Проверочная работа. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.. | ||
137 | 10.04 | Общее понятие об имени прилагательном. | Урок-исследование | Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают признак предмета. | ||
138 | 11.04 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать за связью имён прилагательных с именами существительными. | ||
139 | 12.04 | Число имён прилагательных. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать за изменением имён прилагательных по числам. | ||
140 | 15.04 | Прилагательные, близкие и противоположные по значению. | Комбинированный урок. | Знакомство с прилагательными, близкими и противоположными по значению. Упражнение в подборе пар прилагательных. | ||
141 | 16.04 | Что такое текст - повествование? | Урок изучения нового материала. | Распознавать текст-повествование. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. | ||
142 | 17.04 | Проверочная работа. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.. | ||
143 | 18.04 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Характеризовать имя прилагательное, называть морфологические признаки имени прилагательного ,составлять словосочетания . | ||
144 | 19.04 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | ||
145 | 22.04 | Что такое местоимение? | Урок изучения нового материала. | Распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. | ||
146 | 23.04 | Местоимение как часть речи. | Урок развития умений и навыков. | |||
147 | 24.04 | Что такое текст - рассуждение? | Урок изучения нового материала. | Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. | ||
148 | 25.04 | Проверочная работа. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | ||
149 | 26.04 | Общее понятие о предлоге. | Урок изучения нового материала. | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. | ||
150 | 29.04 | Раздельное написание предлогов со словами. | Урок развития умений и навыков. | Раздельно писать предлоги со словами. | ||
151 | 30.04 | Контрольный диктант по теме «Предлог» | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | ||
Повторение (13 ч.) | ||||||
152 | 06.05 | Повторение по теме "Текст". | Урок повторения и систематизации | Работать с текстом: определять тип, тему, главную мысль; выделять части; записывать текст по частям. | ||
153 | 07.05 | Обучающее сочинение по картине И.. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» | Урок развития речи | Составление рассказа по репродукции картины художника И,И,Шишкина «Утро в сосновом лесу» | ||
154 | 08.05 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок | Находить, анализировать и исправлять ошибки, допущенные в сочинении | ||
155 | 13.05 | Повторение по теме "Предложение". | Урок развития умений и навыков. | Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения, выбирать и обосновывать знак препинания в конце предложения. Составлять предложения из слов Находить и обозначать графически основу предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять распространенные предложения. | ||
156 | 14.05 | Повторение по теме "Предложение". | Урок повторения и систематизации | |||
157 | 15.05 | Повторение по теме "Слово и его значение". | Урок развития умений и навыков. | Определять и объяснять лексическое значение слова, распознавать многозначные слова. Слова в прямом и переносном смысле, работать со словарями. | ||
158 | 16.05 | Итоговый контрольный диктант | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | ||
159 | 17.05 | Работа над ошибками. | Коррекционный урок | Находить, анализировать и исправлять ошибки, допущенные в диктанте | ||
160 | 20.05 | Повторение по теме "Части речи". | Урок развития умений и навыков. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слова, анализировать их. | ||
161 | 21.05 | Повторение по теме "Части речи". | Урок повторения и систематизации | |||
162 | 22.05 | Повторение по теме "Звуки и буквы". | Урок повторения и систематизации | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слова, анализировать их. | ||
163 | 23.05 | Повторение по теме "Правила правописания". | Урок повторения и систематизации | Повторить правила правописания безударных гласных, парных согласных, буквосочетаний, разделительного мягкого знака. | ||
164 | 24.05 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. | Урок повторения и систематизации | Устанавливать связи между изученными темами, использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий, подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии. |
Изменения календарно-тематического планирования
На основании Приказа № 196 от 13.09 2018г. уроки № 9 и № 10 объединены.
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....