Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

хижняк нина викторовна

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" содержит пояснительную записку с основными видами и формами организации учебной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_russkiy.doc511.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обливский район  п. Каштановский                                                                                                                                                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Каштановская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                  Утверждаю:  

                                                                                      Директор МБОУ «Каштановская СОШ»                                                                                                                                          

        Приказ №        

________________Т.В.Пузикова

                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

начальное общее образование, 2 класс

количество часов - 164

учитель:  Хижняк Нина Викторовна,

1 квалификационная категория

СОГЛАСОВАНО                                                                            СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета                         Заместитель директора

                                                                                                           по УВР

МБОУ «Каштановская СОШ»                                                       Секиркина В.Б.

_________________________                                                         _______________________

                                                                                     

 

2018 – 2019 учебный год

Раздел 1.

Пояснительная    записка.

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса разработана на основе требова-ний ФГОС, в соответствии с Примерными программами, Концепцией духовно- нравственного развития и воспитания, планируемыми результатами начального образования и авторскими программами В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А,Ф.Шанько и В.П.Канакиной.

(УМК «Школа России»)

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы по русскому языку:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29декабря 2012 г.

2.Областной закон «Об образовании в Ростовской области» № 26 - ЗС от 14.11.2013г.

3.ФГОС начального общего образования второго поколения (Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012г. №1060 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»

4. Авторские  программы  В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой «Прописи» и В.П. Канакина,  В. Г.Горецкого,  М. В Бойкина «Русский язык» (УМК «Школа России»)

5.Учебный план МБОУ «Каштановская СОШ» на 2018 – 2019 уч.г.

По годовому календарному  графику школы на 2018 - 2019 учебный год для 2  класса  предусмотрено 34 учебные недели, по учебному плану школы на 2018-2019 учебный год на изучение русского языка  отводится 5 ч. в неделю, следовательно, настоящая рабочая программа должна быть спланирована на 170 ч. в год. В связи с тем, что 6 уроков выпадают на нерабочие праздничные дни ( 8 марта ,  1, 2, 3 мая и 9 , 10 мая)   программа будет выполнена в полном объеме за 164 часа в год за счет уменьшения часов  по теме «Звуки и буквы» (2 ч.), «Части речи» ( 2ч.) и «Повторение»(2 ч.).

Цель обучения:        

-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи обучения:

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,

-составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;

-воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Раздел 2.
Планируемые  результаты освоения учебного предмета «Русский язык» во 2 классе.

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования личностных результатов:

-представления о своей этнической принадлежности;

-развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;

-представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

-осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

-осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

-представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

-положительного отношения к языковой деятельности;

-заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

Обучающийся научится:

-понимать нравственное содержание поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимать выразительные возможности языка, анализировать пейзажные зарисовки и репродукции картин и др.;

-доброжелательности, сочувствию, сопереживанию; понимать чувства  одноклассников, учителей;

- сотрудничать с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

-бережному отношению к материальным ценностям; проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять цель и учебную задачу;

-высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

-планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;

-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);

Обучающийся получит возможность научиться:

-проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

-понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные  универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

-воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

-ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

-работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

-пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

-пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

-осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

Обучающийся получит возможность научиться:

-составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

-составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

-осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

-ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-слушать собеседника и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

-задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

Обучающийся получит возможность научиться:

-признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение и аргументировать его;

-работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся научится:

-начальным умениям выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

-применять орфографические правила и правила  постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

- проверять написанное;

овладеет  учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

-понимать  значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

-воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

-понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

-первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

Обучающийся получит возможность научиться:

-первоначальным научным представлениям о системе и структуре русского языка, познакомится с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

- начальным умениям находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

- нормам  русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилам  речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

Развитие речи

Обучающийся научится:

-участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

-строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

-(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

-пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

-различать устную и письменную речь;

-различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

-отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

-анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

-понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

-читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

-составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

-анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

-соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

-озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

-распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

-замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

-составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

-находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

-составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

-составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

-письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

-проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

-различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

-определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);

-характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

-понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

-анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

-определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

-определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

-определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

-определять ударный и безударные слоги в слове;

-правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

-использовать знание алфавита при работе со словарями;

-определять функцию мягкого знака (ь) ккак разделительного;

-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

-находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

-произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять  звуко-буквенный  разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

-устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;;

-применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

-пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Обучающийся научится:

-осознавать слово как единство звучания и значения;

-выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

-различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

-иметь представление о синонимах и антонимах;

-распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

-подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;

-наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

-наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

-на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

-замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

-пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

-осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

-владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

-распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

-определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

-различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

-подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

-различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

-находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

-находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

-находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

-находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

-находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

-подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

-выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

-различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

-выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

-использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

-пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

-различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

-определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

-сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

-находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

-различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

-устанавливать связи слов между словами в предложении;

-соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

-восстанавливать деформированные предложения;

-составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

-опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

-находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

-применять изученные правила правописания:

-раздельное написание слов в предложении;

-написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

-отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

-перенос слов;

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-проверяемые безударные гласные в корне слова;

-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

-разделительный мягкий знак (ь);

-знаки препинания конца предложения (. ? !);

-раздельное написание предлогов с именами существительными;

-раздельное написание частицы не с глаголами;

-применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

-безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;

-писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

-определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

-разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

-обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

-применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

-пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших  2 класс

В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:

-понимать – предложение – это основная единица речи;

-понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;

-различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

-оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

-различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

-различать главные члены предложения;

-понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

-различать словосочетание и предложение;

-понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

-понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

-понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

-различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

-использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

-давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

-понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

-различать деление слов на слоги и для переноса;

-понимать влияние ударения на смысл слова;

-различать звуки [и] и  [й] и буквы, их обозначающие;

-различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

-понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

-верно, употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во 2 классе дети получат возможность научиться:

-выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

-составлению предложений на заданную тему;

-употреблению в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

-оформлению предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

-самостоятельному составлению или воспроизведению и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)

-орфографической грамотности речи ;

-проверке обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

-делению слов на слоги и переноса слов;

-правильному написанию слов с буквой Й;

-обозначению мягкости согласных на письме;

-написанию слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

-употреблению прописной буквы в именах собственных;

-работе со словарём (использование алфавита);

-каллиграфически правильному списыванию слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

-письму под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Раздел  3.
Содержание учебного предмета «Русский язык» во 2 классе.

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи.

Наша  речь .

Язык и речь, их значение в жизни.  Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах  речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).  Особенности  устной, письменной и внутренней речи.

Текст .

Текст.  Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение  её в плане.  Красная строка в тексте.

Предложение .

Предложение как единица речи.  Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании  главных и второстепенных членов предложения.  Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова….

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения  слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных  слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями  учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова.  Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании  корня в слове, подборе однокоренных  слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение.  Уточнение представлений  о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение  над разноместностью  и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы .

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи.  Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений  об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов  в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков?  Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв  в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов  и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной  в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой  и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками .

Основные  признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль  в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук  [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих  звуков буквами. Правописание  слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова.  Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне  однокоренных слов и форм одного  и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи .

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и  вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании.  Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их  в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их  в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи  (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль  имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год.

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений


Раздел 4.

Календарно-тематическое планирование  (164 ч. )

п/п

Дата

Тема урока

Форма организации учебной деятельности

Основные виды

учебной деятельности

План

Факт

Наша речь (4 ч.)

1

03.09

Знакомство с учебником. Язык и речь. Виды речи.

Урок повторения и систематизации.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей. Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя.

2

04.09

Что можно узнать о человеке по его речи?

Урок изучения нового материала.

Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»

3

05.09

Как отличить диалог от монолога?

Урок изучения нового материала.

Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета. Составлять по рисункам диалог и монолог.

4

06.09

Проверка знаний. Тест по теме «Наша речь»

Урок контроля знаний,  умений и навыков.

Использовать знания по теме в новых условиях.  доказывать своё мнение. Обнаруживать и формулировать учебную проблему , делать  выводы, сравнивать. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Текст (5 ч.)

5

07.09

Что такое текст?

Урок изучения нового материала.

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.

6

10.09

Что такое тема и главная мысль текста?

Комбинированный урок.

Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

7

11.09

Части текста.

Урок изучения нового материала.

Составлять текст по заданной теме.  Выделять части текста. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

8

12.09

Контрольный диктант (входной)

Урок контроля знаний,  умений и навыков.

Проверить знания по теме, соотносить свои знания с заданием, которое необходимо выполнить, оценивать свою работу.

9

13.09

Работа над  ошибками. Обобщение знаний о тексте.

Урок повторения и систематизации.

Анализ ошибок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

Предложение (12 ч.)

10

14.09

Что такое предложение?

Урок изучения нового материала.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте. Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

11

17.09

Как из слов составить предложение?

Урок изучения нового материала.

Составлять предложения из слов. составлять ответы на вопросы (устно и письменно). Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения.

12

18.09

Контрольное списывание.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверить умение грамотно списывать текст, навык  каллиграфического письма, умение анализировать, делать выводы.

13

19.09

Что такое главные члены предложения?

Урок изучения нового материала.

Находить главные члены предложения. Обозначать графически основу.

14

20.09

Что такое второстепенные члены предложения?

Урок изучения нового материала.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

15

21.09

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

Урок изучения нового материала.

Обосновывать правильность выделения главных членов. Анализировать схему и составлять по ней сообщение. Обсуждать алгоритм выделения.

16

24.09

Что такое распространенные и нераспространенные предложения?

Урок изучения нового материала.

Различать и составлять распространённые и нераспространённые предложения.  Распространять нераспространенные предложения.

17

25.09

Как установить связь слов в предложении?

Комбинированный урок

Устанавливать связь при помощи вопросов. Составлять предложение из деформированных слов.

18

26.09

Сочинение по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень».

Урок развития речи

Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Составлять рассказ по репродукции картины.

19

27.09

Анализ сочинений.

Коррекционный урок.

Анализ ошибок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

20

28.09

Контрольный диктант по теме «Предложение».

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Соотносить свои знания с заданием, которое необходимо выполнить, оценивать свою работу.

21

01.10

Работа над ошибками.

Коррекционный урок.

Анализ ошибок. Оценивать результаты выполненного задания  по учебнику.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

Слова, слова, слова…(21 ч).

22

02.10

Слово и его лексическое значение.

Урок изучения нового материала.

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова.

23

03.10

Слово-общее название многих однородных предметов.

Комбинированный урок

Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.

24

04.10

Однозначные и многозначные слова.

Урок изучения нового материала.

Распознавать многозначные слова и однозначные. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым и орфографическим словарями.

25

05.10

Прямое и переносное значение слов.

Урок изучения нового материала.

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывании.

26

08.10

Синонимы. Словарь синонимов.

Комбинированный урок.

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы.

Знакомиться с этимологией слова синоним.

Работать со словарём синонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях

27

09.10

Антонимы. Словарь антонимов.

Урок повторения и систематизации.

 Распознавать синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

28

10.10

Синонимы и антонимы.

Урок повторения и систематизации

Ознакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

29

11.10

Развитие речи. Обучающее  изложение текста по вопросам и опорным словам.

Урок развития речи.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

30

12.10

Работа над ошибками.

Коррекционный урок

Находить орфограммы, анализировать и исправлять ошибки

31

15.10

Родственные (однокоренные) слова.

Урок повторения и систематизации.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

32

16.10

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Урок-исследование

Уточнить представление о согласных звуках и буквах.

33

17.10

Корень слова. Однокоренные слова.

Урок изучения нового материала.

Выявить различие согласных звонких и глухих. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений.

34

18.10

Слог как минимальная произносительная единца.

Урок развития умений и навыков.

Выявить различие согласных парных и непарных. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений.

35

19.10

Ударный слог. Словарный диктант.

Урок изучения нового материала.

Выявить различие согласных твёрдых и мягких. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений.

36

22.10

Контрольный диктант по теме «Слова».

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии.

37

23.10

Работа над ошибками.

Коррекционный урок

Находить орфограммы, анализировать и исправлять ошибки

38

24.10

Ударный слог.

Комбинированный урок.

Определить функцию букв и, е, ё, ю, я. Звуко-буквенный анализ слов.

39

25.10

Перенос слов с одной строки на другую.

Комбинированный урок.

Уточнить представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков.

40

26.10

Перенос слов с одной строки на другую.

Контроль знаний, умений и навыков.

Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения.

41

06.11

Обучающее сочинение по серии картинок.

Урок развития речи.

Наблюдать и выявлять различие букв и, й и звуков, которые они обозначают.

42

07.11

Работа над ошибками.

Коррекционный урок

Наблюдать и выявлять различие букв и, й и звуков, которые они обозначают.

Звуки и буквы (34 ч).

43

08.11

Как различить звуки и буквы?

Урок изучения нового материала.

Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слов.

44

09.11

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом»

Урок развития речи.

Составлять рассказ по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом»

45

12.11

Работа над ошибками.

Коррекционный урок.

Находить, анализировать и  исправлять ошибки в сочинении.

46

13.11

Как мы используем алфавит?

Урок изучения нового материала.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Определять положение заданной буквы в алфавите, называть соседние буквы по отношению к заданной букве. Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

47

14.11

Алфавит.

Урок развития умений и навыков.

48

15.11

Какие слова пишутся с большой буквы?

Урок изучения нового материала.

Сопоставлять случаи употребления заглавной и строчной буквы. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

49

16.11

Как определить гласные звуки?

Урок изучения нового материала.

Находить в слове гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы. Работать с памяткой. Соотносить количество звуков и букв, объяснять причины разного количества. Соотносить звуковой и буквенный состав.

50

19.11

Контрольный диктант «Звуки и буквы»

Контроль знаний, умений и навыков.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии.

51

20.11

Работа над ошибками.

Коррекционный урок

Анализ ошибок. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

52

21.11

Правописание безударных гласных в корне.

Урок изучения нового материала.

Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов.

53

22.11

Ударный и безударный гласный звук в корне слова и его обозначение на письме.

Урок развития умений и навыков.

Определять безударный гласный в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверить.

54

23.11

Проверяемые и проверочные слова.

Урок изучения нового материала.

Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

55

26.11

Правописание безударных гласных в корне.

Урок развития умений и навыков.

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

56

27.11

Способы проверки безударных гласных в корне.

Урок развития умений и навыков.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

57

28.11

Слова с непроверяемыми безударными гласными.

Урок изучения нового материала.

Запоминать написание непроверяемой орфограммы . работать с орфографическим словарем учебника.

58

29.11

Правописание слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением.

Урок развития умений и навыков.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи , определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

59

30.11

Правописание слов с   непроверяемыми безударными гласными.

Урок развития умений и навыков.

60

03.12

Развитие речи. Изложение текста с языковым анализом.

Урок развития речи.

Анализ и запись предложений и текста.

61

04.12

Работа над ошибками.

Коррекционный урок

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

62

05.12

Правописание парных и непарных согласных в конце слова.

Урок изучения нового материала.

Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов.

63

06.12

Согласный звук [й] и буква И краткое.

Урок изучения нового материала.

Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов.

64

07.12

Согласный звук [й] и буква И краткое.

Комбинированный урок.

Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов.

65

10.12

Слова с удвоенными согласными.

Урок изучения нового материала.

Выявлять слова на изучаемую орфограмму. Использовать разнообразные способы проверки правописания слов.

66

11.12

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины  А.С.Степанова «Лоси».

Урок развития речи.

Составлять рассказ по репродукции картины и опорным словам, записывать составленный рассказ.

67

12.12

Наши проекты. И в шутку и всерьёз. Работа над ошибками.

Комбинированный урок.

Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.

68

13.12

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Урок изучения нового материала.

Определять и правильно произносить твердые и мягкие согласные. Различать твердые и мягкие согласные.  Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти.

69

14.12

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Урок развития умений и навыков.

70

17.12

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Урок изучения нового материала.

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти.

71

18.12

Мягкий знак (ь). Обозначение мягкости согласного мягким знаком.

Урок развития умений и навыков.

Соотносить количество букв и звуков в словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком.

72

19.12

Контрольный диктант за 1 полугодие.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

73

20.12

Работа над ошибками.

Урок повторения и систематизации.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

74

21.12

Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Урок развития речи.

Составлять текст из предложений. Уметь отвечать на вопросы к тексту.

75

24.12

Работа над ошибками.

Коррекционный урок.

Находить, анализировать и исправлять ошибки в тексте.

76

25.12

Проект «Пишем письмо».

Урок развития речи.

Совместное составление продолжение рассказа. Написание письма Деду Морозу.  Участвовать в презентации занимательных заданий.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (27ч).

77

26.12

Правописание слов с сочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Урок изучения нового материала.

Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила.

78

27.12

Правописание сочетаний жи-ши,

ча-ща, чу-щу.

Урок изучения нового материала.

Наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Объяснять правила.

79

28.12

Обучающее изложение.

Урок развития речи.

Анализ и запись предложений и текста.

80

29.12

Работа над ошибками.

Коррекционный урок.

Находить, анализировать и исправлять ошибки в тексте.

81

14.01

Повторение по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки».

Урок повторения и систематизации.

Наблюдать и выявлять слова с твёрдыми и мягкими согласными звуками. Объяснять причины.

82

15.01

Наши проекты. Рифма.

Урок-исследование.

Находить в тексте рифмующиеся строки,  подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

83

16.01

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих.

Урок изучения нового материала.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой-звонкий, парный-непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными.

84

17.01

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих.

Урок развития умений и навыков.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

85

18.01

Проверка парных согласных в корне слова.

Урок развития умений и навыков.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

86

21.01

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

Урок развития умений и навыков.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова.

87

22.01

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста.

Урок развития речи.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют  ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.

88

23.01

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Урок развития умений и навыков.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

89

24.01

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Урок развития умений и навыков.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

90

25.01

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Урок развития умений и навыков.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

91

28.01

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана.

Урок развития речи.

Составлять (под руководством учителя) текст, излагать текст по вопросам.

92

29.01

Проверка знаний.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

93

30.01

Контрольный диктант «Правописание парных согласных в корне слов».

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

94

31.01

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

Урок повторения и систематизации.

Находить, анализировать и исправлять ошибки в диктанте.

95

01.02

Разделительный мягкий знак.

Комбинированный урок.

Выделять слова с разделительным мягким знаком.

96

04.02

Правописание слов с разделительным мягким знаком.  Словарный диктант.

Комбинированный урок.

Выделять слова с разделительным мягким знаком. Отработать алгоритм правописания слов по теме.

97

05.02

Обобщение по теме «Разделительный мягкий знак».

Урок повторения и систематизации.

Выделять слова с разделительным мягким знаком. Отработать алгоритм правописания слов по теме.

98

06.02

Контрольное списывание.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения.

99

07.02

Повторение пройденного по теме «Звуки и буквы».

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

100

08.02

Обучающее сочинение «Зимние забавы»

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

101

11.02

Работа над ошибками.

Урок повторения и систематизации.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

102

12.02

Проверочная работа «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Продемонстрировать и оценить свои знания.

103

13.02

Обобщение изученного материала.

Урок повторения и систематизации.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Части речи (48 ч.)

104

14.02

Части речи.

Урок изучения нового материала.

Соотносить слова – названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

105

15.02

Признаки  частей  речи.

Урок развития умений и навыков.

106

18.02

Общее понятие об имени существительном.

Урок изучения нового материала

Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают предметы.

107

19.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Урок изучения нового материала.

Различать имена существительные по вопросам «кто?», «что?». Познакомиться с терминами «одушевлённые имена существительные» и «неодушевлённые имена существительные».

108

20.02

Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Урок изучения нового материала.

Познакомиться с терминами «имена собственные» и «нарицательные». Упражняться в написании имён собственных.

109

21.02

Заглавная буква в написании кличек животных.

Урок изучения нового материала.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать их по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы о происхождении своей фамилии и названии своего города.

110

22.02

Заглавная буква в географических названиях.

Урок изучения нового материала.

111

25.02

Упражнения в написании заглавных букв в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных и географических названиях.

Урок повторения и систематизации.

112

26.02

Особенности написания названий книг, журналов и газет.

Урок повторения и систематизации

113

27.02

Развитие речи. Обучающее изложение.

Урок развития речи.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст. Проверять написанный текст.

114

28.02

Работа над ошибками. Обобщение о написании слов с заглавной буквы.

Коррекционный урок.

Урок повторения и систематизации.

Использовать в речи термины «имена собственные» и «имена нарицательные». Упражняться в написании имён собственных.

115

01.03

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

Урок повторения и систематизации

Определять грамматические признаки имен существительных, роль в предложении.

116

04.03

Контрольный  диктант «Написании слов с заглавной буквы»

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Оценивать свои достижения при выполнении задания.

117

05.03

Работа над ошибками.

Коррекционный урок.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Обосновывать правильность определения  грамматических признаков имени существительного.

118

06.03

Число имен существительных.

Урок изучения нового материала.

Определять число имён существительных. Изменять имена существительные по числам. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа. Работать с орфоэпическим словарём. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

119

07.03

Единственное и множественное число имен существительных.

Урок развития умений и навыков.

120

11.03

Единственное и множественное число имен существительных.

Урок развития умений и навыков.

121

12.03

Обучающее изложение.

Урок развития речи.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст. Проверять написанный текст.

122

13.03

Работа над ошибками.

Коррекционный урок.

Находить, анализировать и исправлять ошибки в тексте.

123

14.03

Проверочная работа.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. .

124

15.03

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

125

18.03

Работа над ошибками.

Коррекционный урок.

Урок повторения и систематизации.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

126

19.03

Общее понятие о глаголе.

Урок изучения нового материала.

Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают действие предмета.

127

20.03

Значение глагола в речи..

Урок изучения нового материала.

Ставить вопросы к словам, обозначающим действие предмета. Составлять словосочетания с глаголом.

128

21.03

 Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника А. К. Саврасова  «Грачи прилетели»

Урок развития речи.

Составление рассказа по репродукции картины художника А. К. Саврасова  «Грачи прилетели»

129

22.03

Работа над ошибками. Изменение глаголов по числам.

Урок изучения нового материала.

Находить, анализировать и исправлять свои ошибки. Обосновывать правильность определения  грамматических признаков имени существительного.

130

01.04

Единственное и множественное число глаголов.

Комбинированный урок.

Сформулировать правило. Классифицировать слова, используя правило.

131

02.04

Правописание частицы не с глаголами

Урок изучения нового материала.

Сформулировать правило. Раздельно писать частицу не  с глаголом.

132

03.04

Обобщение знаний о глаголе.

Урок повторения и систематизации.

Давать характеристику глаголам, используя изученные правила.

133

04.04

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

134

05.04

Работа над ошибками.

Урок повторения и систематизации

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

135

08.04

Что такое текст - повествование?

Урок изучения нового материала.

Распознавать  текст-повествование. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

136

09.04

Проверочная работа.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению..

137

10.04

Общее понятие об имени прилагательном.

Урок-исследование

Наблюдать за словами. Выявлять слова, которые обозначают признак предмета.

138

11.04

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Урок изучения нового материала.

Наблюдать за связью имён прилагательных с именами существительными.

139

12.04

Число имён прилагательных.

Урок изучения нового материала.

Наблюдать за изменением имён прилагательных по числам.

140

15.04

Прилагательные, близкие и противоположные по значению.

Комбинированный урок.

Знакомство с прилагательными, близкими и противоположными по значению. Упражнение в подборе пар прилагательных.

141

16.04

Что такое текст - повествование?

Урок изучения нового материала.

Распознавать  текст-повествование. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

142

17.04

Проверочная работа.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению..

143

18.04

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Характеризовать имя прилагательное, называть морфологические признаки имени прилагательного ,составлять словосочетания .

144

19.04

Контрольный диктант по теме  «Имя прилагательное.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

145

22.04

Что такое местоимение?

Урок изучения нового материала.

Распознавать  личные местоимения среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные.

146

23.04

Местоимение как часть речи.

Урок развития умений и навыков.

147

24.04

Что такое текст - рассуждение?

Урок изучения нового материала.

Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

148

25.04

Проверочная работа.

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

149

26.04

Общее понятие о предлоге.

Урок изучения нового материала.

Узнавать  предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи.

150

29.04

Раздельное написание предлогов со словами.

Урок развития умений и навыков.

Раздельно писать предлоги со словами.

151

30.04

Контрольный диктант по теме «Предлог»

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Повторение (13 ч.)

152

06.05

Повторение по теме "Текст".

Урок повторения и систематизации

Работать  с текстом: определять тип, тему, главную мысль; выделять части; записывать текст по частям.

153

07.05

 Обучающее сочинение по картине И.. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

Урок развития речи

Составление рассказа по репродукции картины

художника И,И,Шишкина «Утро в сосновом лесу»

154

08.05

Работа над ошибками.

Коррекционный урок

Находить, анализировать и исправлять ошибки, допущенные в сочинении

155

13.05

Повторение по теме "Предложение".

Урок развития умений и навыков.

Отличать предложение от группы слов. Определять  границы предложения, выбирать и обосновывать  знак препинания в конце предложения. Составлять предложения из слов

Находить  и обозначать графически основу предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять распространенные предложения.

156

14.05

Повторение по теме "Предложение".

Урок повторения и систематизации

157

15.05

Повторение по теме "Слово и его значение".

Урок развития умений и навыков.

Определять и объяснять лексическое значение слова, распознавать многозначные слова. Слова в прямом и переносном смысле, работать со словарями.

158

16.05

Итоговый контрольный диктант

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

159

17.05

Работа над ошибками.

Коррекционный урок

Находить, анализировать и исправлять ошибки, допущенные в диктанте

160

20.05

Повторение по теме "Части речи".

Урок развития умений и навыков.

Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слова, анализировать их.  

161

21.05

Повторение по теме "Части речи".

Урок повторения и систематизации

162

22.05

Повторение по теме "Звуки и буквы".

Урок повторения и систематизации

Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слова, анализировать их.  

163

23.05

Повторение по теме "Правила правописания".

Урок повторения и систематизации

Повторить правила правописания безударных гласных, парных согласных, буквосочетаний, разделительного мягкого знака.

164

24.05

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.

Урок повторения и систематизации

Устанавливать связи между изученными темами, использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий, подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.


Изменения календарно-тематического планирования

На  основании  Приказа   № 196 от 13.09 2018г. уроки  № 9 и № 10 объединены.

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....