План-конспект урока по русскому языку в 3 класс с применением технологии проблемного обучения .
план-конспект урока по русскому языку на тему
Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.
Задачи:
обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;
развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму); активизировать мыслительную деятельность.
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку в 3 класс с применением технологии проблемного обучения .
Тема: Изменение имен существительных по падежам
Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.
Задачи:
обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;
развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму); активизировать мыслительную деятельность.
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.
Минутка чистописания
На доске написаны слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето.
У. Прочитайте написанные на доске слова.
Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук, встречающийся в данных словах один раз. Какая эта буква? В каком слове она находится?
Д. Сегодня мы будем писать букву ф. Она обозначает парный глухой твердый согласный звук [ф], встречающийся в данных словах один раз. Звук [ф] находится в слове фонтан.
У. Согласную ф мы напишем с двумя гласными. Первую гласную букву вы найдете в приставке имени прилагательного. Какая эта буква?
Д. Эта буква о. Она находится в приставке от- прилагательного отбойный.
У. Вторая буква является безударной гласной в корне глагола. Какая эта буква?
Д. Это буква е. Она является безударной гласной в корне вез глагола привезти.
У. Определите порядок следования букв в этом ряду:
Фое фоое фооее фоооее фоооеее
Д. В этом ряду написаны строчные буквы ф, о, е. В каждой ячейке имеется по одной букве ф. Количество гласных по очереди увеличивается на одну.
У. Напишите этот ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.
Словарно – орфографическая работа
У. Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы составите самостоятельно. Для этого соедините первые слоги имен существительных, использованных на минутке чистописания, в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода. Какое это слово?
Д. Это слово телефон.
У. Подберите родовое понятие к слову телефон.
Д. Телефон – это аппарат.
У. В каких случаях он используется людьми?
Д. Телефон используется для разговора людей на расстоянии.
У. Скажите полностью, что такое телефон?
Д. Телефон – это аппарат, который используется для разговора людей на расстоянии.
У. Многие специалисты предпринимали попытки сделать устройство для разговора на расстоянии. Но удалось это американскому ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел телефон для практического использования.
Найдите слово телефон в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Какую особенность его написания вы можете отметить?
Д. В слове телефон две непроверяемые безударные гласные е.
У. Подчеркните их, запомните написание слова телефон.
Составьте предложение, в которое одновременно вошли бы слова: телефон, телевизор, человек.
Д. Человек изобрел телефон и телевизор.
Телефон человек изобрел раньше, чем телевизор.
Человеку удобно пользоваться телефоном и интересно смотреть телевизор.
У. Назовите имеющиеся в данных предложениях имена существительные.
Д. Человек, телефон, телевизор.
У. Почему вы считаете, что это имена существительные?
Д. Эти слова отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предметы.
У. Назовите грамматические признаки имен существительных человек, телефон, телевизор.
Д. Существительное человек одушевленное, телефон, телевизор – неодушевленные. Все три существительные нарицательные, мужского рода, единственного числа.
У. О чем сегодня будет новая тема урока?
Д. Новая тема урока, наверное, будет связана с именем существительным и его грамматическими признаками.
У. Сегодня мы узнаем еще один грамматический признак имени существительного.
Изучение нового материала
На доске написан текст:
Друг – это человек, который все поймет и поможет.
Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну.
Я уважаю своего друга. Я горжусь своим другом. Многие мечтают о настоящем друге.
У. Прочитайте текст. Выпишите из каждого предложения слово друг с вопросом, на который оно отвечает (дети пишут в тетрадях, учитель - на доске). Выделите окончания в его формах.
Кто? | Друг |
|
Кого? | Друг | а |
Кому? | Друг | у |
Кого? | Друг | а |
Кем? | Друг | ом |
О ком? | О друг | е |
Скажите, что менялось в существительном друг?
Д. В существительном друг менялись окончания.
У. Ответьте на вопрос: почему менялись окончания в существительном друг?
Д. В существительном друг менялись окончания, так как менялись вопросы, которые мы к нему задавали.
У. Изменение существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение – это грамматический признак имени существительного. Сейчас мы просклоняем слово телефон (запись осуществляется справа от склоняемого слова друг).
Д.
Кто? | друг |
| Что? | телефон |
|
Кого? | друг | а | Чего? | телефон | а |
Кому? | друг | у | Чему? | телефон | у |
Кого? | друг | а | Что? | телефон | а |
Кем? | друг | ом | Чем? | телефон | ом |
О ком? | о друг | е | О чем? | о телефон | е |
У. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и вопросы. Сейчас я буду называть падежи, а вы – вопросы к ним (учитель произносит и пишет названия падежей, дети устно называют вопросы к ним). СКАЗКА О ПАДЕЖАХ
На доске оформляется следующая запись:
Падежи | ||||||
Именительный | Кто? | друг |
| Что? | телефон |
|
Родительный | Кого? | друг | а | Чего? | телефон | а |
Дательный | Кому? | друг | у | Чему? | телефон | у |
Винительный | Кого? | друг | а | Что? | телефон | а |
Творительный | Кем? | друг | ом | Чем? | телефон | ом |
Предложный | О ком? | о друг | е | О чем? | о телефон | е |
Назовите все падежи и вопросы к ним.
Д. Именительный падеж – кто? что? и т.д.
У. К каким существительным ставятся вопросы кто?, кого?, кому? и т.д.
Д. Вопросы кто?, кого?, кому? и т.д. ставятся к существительным, обозначающим людей и животных.
У. К каким существительным ставятся вопросы что?, чего?, чему? и т.д.
Д. К остальным существительным ставятся вопросы что?, чего?, чему? и т.д.
У. Обобщите наши рассуждения по плану:
- Какой новый грамматический признак имени существительного вы узнали?
- Что такое склонение?
- Какие падежи имеются в русском языке?
- На какие вопросы отвечает каждый падеж?
Физкультминутка
У. Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос кто?, приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос что?, приседают мальчики. Девочки попытаются сосчитать количество существительных, отвечающих на вопрос кто?, мальчики – на вопрос что?
Огонь, рысь, малыш, гараж, еж, кувшинка, тишина, чайка, снежинка, синица, окунь, задача, жизнь.
Закрепление
Упражнение 1
Соотнесите с помощью стрелок названия падежей с вопросами к ним.
И.п. | Кому? | Отцу | Чему? | Дружбе |
Р.п. | О ком? | Об отце | О чем? | О дружбе |
Д.п. | Кем? | Отцом | Чем? | Дружбой |
В.п. | Кого? | Отца | Что? | Дружбу |
Т.п. | Кто? | Отец | Что? | Дружба |
П.п. | Кого? | Отца | Чего? | Дружбы |
Упражнение 2
Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.
С листом связано здоровье растения.
По ним в лист поступает вода и питательные вещества.
Лист под ветром не ломается.
Жилки предают листу прочность.
У листа гибкая ножка.
Упражнение 3
Прочитайте. Напишите словосочетания, исключив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
Гуляли в роще, приблизились к ч…ремухе, нах…дились в лодке;
тетрадь без обло…ки, гн…здо без насе…ки, всадник на лошади;
ж…л в г…роде, полз по …дежде, подош…л к ферме;
срубили б…резу, выпил ч…ю, л…жал на печке.
Устно сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам.
Подведение итогов. (3мин.)
У. Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
Рефлексия:
- Повторите, что такое «склонение»?
- Перечислите названия падежей.
- Вспомните алгоритм определения падежа у имён сущ.
У. Оцените себя, используя сигнальные карточки. Красные – испытывал трудности, чувствовал себя на уроке неуверенно; синие – трудности были, их преодолел; зелёные – тему усвоил.
Ресурсы:
- Волкова Е.В., Константинова Н.Г., Болотова Е.А. «Словарная работа на уроке» И. «Учитель» Волгоград.
- Мисаренко Г.Г. «Развитие речи учащихся 2-4классов. Конструирование и анализ предложений» И. «Учитель» Волгоград.
- Шукейло В.А. «Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения» И. «СМИО Пресс» Санкт – Петербург.
- Интернет портал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе
(Школа 2100) с применением технологии проблемного обучения .
Тема: Однородные члены предложения
Цель урока: дать первоначальные представления об однородных членах предложения
Задачи:
- обучающие (направленные на достижение предметных результатов обучения): создать условия для развития у учащихся умений распознавать однородные члены в предложениях;
- определять какими членами в предложении они являются;
- соблюдать интонацию перечисления при однородных членах;
- развивающие: определять общую цель и пути её достижения, ставить вопрос, формулировать свои затруднения использовать знаково-символические средства;
- воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других, содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Ход урока:
Минутка чистописания
У. Внимательно посмотрите на данную запись:
Доктор – врач
Рев - ?
Зов – ?
Ураган – ?
Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания.
Д. К словам левого столбика нужно подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву ч: доктор – врач, рев –, зов – клич, ураган – смерч. Во всех словах правого столбика имеется согласная ч. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву ч.
У. Согласную ч мы напишем с буквами, которые являются непроверяемыми безударными гласными в данных словах. Какие это буквы?
Д. Это буквы о и а. Буква о – непроверяемая безударная гласная в слове доктор. Буква а – непроверяемая безударная гласная в слове ураган.
У. Какие еще орфограммы можете назвать в этих словах?
Д. Правописание парных согласных на конце слов рев и зов.
Проверочные слова реветь, звать.
Мягкий знак в конце существительного после шипящих.
В словах врач, плач, клич, смерч мягкий знак не пишется, так как это существительные мужского рода.
У. Определите порядок следования букв в данном ряду:
Чао оач
Д. В данном ряду написаны строчные буквы ч, о, а.
Во второй ячейке порядок букв меняется на обратный.
У. Напишите этот ряд букв в указанной последовательности.
Словарно – орфографическая работа
У. Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, последовательно соединив буквы, являющиеся орфограммами в существительных:
Ключ, береза, солнце, добро, улов, север, срок.
Какое это слово?
Д. Это слово человек.
У. Подберите родовое понятие к слову человек.
Д. Человек – это живое существо.
У. Верно, но животные тоже живые существа. Чем человек отличается от них?
Д. Человек умеет говорить, а животные не умеют.
У. Другими словами, человек обладает речью. Чем еще человек отличается от животных?
Д. Человек умеет трудиться.
Человек умеет мыслить.
У. Скажите полностью значение слова человек.
Д. Человек – это живое существо, которое умеет говорить, мыслить, трудиться.
У. Где вы можете найти сведения о правописании слова?
Д. Сведения о правописании слова можно найти в орфографическом словаре.
У. Поработайте с орфографическим словарем. Что можете сказать о правописании слова человек?
Д. В слове человек две непроверяемые безударные гласные е и о, парная согласная к. Проверочное слово – человека.
У. Прочитайте написанные на доске пословицы:
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Русский человек добро помнит.
Человека ценят не по словам, а по делам.
Какие из данных пословиц можно объединить между собой и по какому признаку?
Д. Можно объединить первую и третью пословицы. Они имеют общий смысл. Человека ценят за его уменья, дела и поступки.
У. Назовите в третьем предложении слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
Д. Слова по словам, по делам отвечают на вопрос по чему? и относятся к сказуемому ценят.
У. Как выдумаете, чему будет посвящена новая тема урока?
Д. Новая тема урока будет посвящена словам, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
Изучение нового материала
На доске написаны предложения:
Ласточки, скворцы, соловьи возвращаются с юга.
Они щебечут, суетятся, устраиваются.
Появились гнезда на деревьях, под крышами, в кустах.
У. Прочитайте первое предложение.
Д. возвращаются с юга.
У. Разберите его по членам предложения.
Д. Ласточки, скворцы, соловьи возвращаются с юга.
У. Какую особенность вы заметили в этом предложении?
Д. В этом предложении три подлежащих ласточки, скворцы, соловьи и одно сказуемое возвращаются.
У. Несколько подлежащих (их может быть два, три и более при одном сказуемом) – это однородные члены предложения. Прочитайте второе предложение.
Д. Они щебечут, суетятся, устраиваются.
У. Разберите второе предложение по членам.
Д. Они щебечут, суетятся, устраиваются.
У. Какая есть особенность в этом предложении?
Д. В этом предложении три сказуемых щебечут, суетятся, устраиваются и оно подлежащее они.
У. Несколько сказуемых (их может быть два, три и более при одном подлежащем) – это однородные члены предложения. Прочитайте третье предложение.
Д. Появились гнезда на деревьях, под крышами, в кустах.
У. Разберите третье предложение по членам.
Д. Появились гнезда на деревьях, под крышами, в кустах.
У. Что можете отметить в третьем предложении?
Д. В третьем предложении три второстепенных члена на деревьях, под крышами, в кустах.
У. На один и тот же или на разные вопросы отвечают эти второстепенные члены предложения?
Д. Эти второстепенные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос где?
У. Данные второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же слову или разным словам?
Д. Данные второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же слову появились.
У. Как можно назвать второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову?
Д. Второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными.
У. Какие знаки препинания ставятся между однородными членами?
Д. Между однородными членами предложения ставятся запятые.
У. Сделайте вывод по плану:
Какие члены предложения называются однородными?
Какие знаки препинания ставятся между однородными членами?
Д. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Между однородными членами ставятся запятые.
Физкультминутка
У. Я буду называть предложения с однородными членами и без них. Если назову предложение с однородными членами, вы хлопайте. Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперед. Постарайтесь сосчитать, сколько предложений с однородными членами будет названо.
На клумбе растут розы. На клумбе растут астры и розы.
Над полем кружатся насекомые. Над полем кружатся бабочки и стрекозы.
Летом солнце светит и греет.
Закрепление
Упражнение 1
Прочитайте предложения. Напишите их в порядке изучения правила об однородных членах предложения. Подчеркните орфограммы.
Стрижи на лету едят, пьют, спят.
Черника, брусника, клюква созревают осенью.
Из нефти люди производят бензин, керосин, резину, пластмассу.
Упражнение 2
Прочитайте предложения. Устно сгруппируйте пословицы и поговорки по смыслу. Из каждой составленной пары выделите и напишите пословицу или поговорку с однородными членами.
Добро не горит и не тонет.
Без труда нет плода.
Наш сокол маленький, но удаленький.
Терпенье и труд все перетрут.
Из малого выходит великое.
Не устоять худу против добра.
Подчеркните однородные члены предложения. Объедините слова пословиц по орфограммам.
Упражнение 3
Прочитайте текст. Составьте и введите в него предложение, объясняющее, что такое гнездо. Дополненный текст напишите. Вставьте нужные буквы, раскройте скобки. Подчеркните однородные члены предложения.
Гнезда.
Гнезда лепят, пл…тут, складывают. (У) гр(о, а)чей и в(о, а)рон гнезда сложены из суч(ь, - )ков. (У) ремеза гнездо слеплено (из) мха и паутины. С(е, и)ницы, дятлы прячут св(а, о)и гнезда (в) дупле. Ч(а, я)ще всего птич(ь, - )е гнездо похоже (на) ч(а, я)йную ч(а, я)шечку. Оно сплетено (из) веточек, внутри выстлано пухом, пер(ь, - )ями и шерст(ь, - )ю. Каждую в(е, и)сну большинство птиц в(ь, - )ют гнездо заново.
Справка:
Гнездо – это место житья, кладки яиц и выведения детенышей у насекомых, птиц и других животных.
Рефлексия Какие знания мы с вами сегодня открыли? - Почему нам понадобились эти знания? - Как нам удалось сделать это открытие?
Ресурсы:
- Волкова Е.В., Константинова Н.Г., Болотова Е.А. «Словарная работа на уроке» И. «Учитель» Волгоград.
- Мисаренко Г.Г. «Развитие речи учащихся 2-4классов. Конструирование и анализ предложений» И. «Учитель» Волгоград.
- Шукейло В.А. «Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения» И. «СМИО Пресс» Санкт – Петербург.
- Интернет портал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)
Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)
Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....
План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".
На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения
Методическая разработка урока окружающего мира в 4ом классе с применением технологии проблемного обучения...
Конспект урока русского языка в 4 классе с применением технологии проблемного обучения
Конспект урока по теме "Множественное число имён существительных. Склонение имён существительных во множественном числе"...