Клендарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Соколова Марина Юрьевна

Календарно-тематическое планирование помогает учителю грамотно распределить  учебный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое  планирование по русскому языку, 3 класс (5 часов в неделю, всего 170 часов), УМК Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Русский язык.

п/п

Дата проведе-ния

Тема урока

Элементы содержания.

Основные понятия.

 Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Язык и речь – 2 часа

1 (1)

3.09

Наша речь. Виды речи.

Речь и её назначение. Виды речи

Уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Стр.7

2 (2)

4.09

Наш язык.

Развивать устную речь.

Стр.9

Текст. ПредложениеСловосочетание. – 14 часов

3 (1)

5.09

Текст. Типы текстов

Признаки текста. Построение текста. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения. Связь слов в словосочетании.

Уметь:

-выделять главную мысль;

- подбирать заголовок;

знать признаки текста

Текст-описание животного. Стр. 14

4(2)

6.09

Упражнение в определении типа текста и работа с ним.

Работа с предложением , с текстом.

Уметь определять тип текста, выделять главную мысль.

Стр.16

5 (3)

7.09

Предложение.

Предложение. Диалог.

Знать и понимать, чем предложение отличается от слова; распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов, правильно обозначать предложения на письме.

Составить и записать предложения на тему «Летним днём»

6 (4)

10.09

Виды предложений по цели высказывания.

Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Знаки препинания в конце предложений.

Уметь различать значение предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. 

Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений. 

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Стр.20

7 (5)

11.09

Виды предложений по интонации.

Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений.

Стр.23

8 (6)

12.09

Предложения с обращением

Предложения с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление)

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.

Стр.26

9 (7)

     13.09

Обучающее изложение

Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

Составить и записать два предложения с обращением.

10 (8)

14.09

Главные и второстепенные члены предложения.

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). 

Распространённые и нераспространённые предложения. 

Разбор предложения по членам.

Уметь       разбирать предложения по членам предложения,   находить основу предложения, составлять предложения из деформированной записи.

Стр.28

11(9)

17.09

Упражнение в определение главных и второстепенных членов предложений.

Разбор предложения по членам.

Уметь       разбирать предложения по членам предложения,   находить основу предложения, составлять предложения из деформированной записи.

Стр.30

12 (10)

18.09

Простое  и сложное предложения.

Простое и сложное предложения (общее представление) Запятая внутри сложного предложения.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Разделять запятой части сложного предложения.

Стр.32

13(11)

19.09

Упражнение в составлении простого и сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Разделять запятой части сложного предложения.

Стр.34

Подготовиться к словарному диктанту

14(12)

20.09

Словосочетание. Словарный диктант.

Тест.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.

 

Различать словосочетание и предложение. 

Выделять в предложении словосочетания. 

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Стр.36

15(13)

21.09

Словосочетание.

Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.

Выделять в предложении словосочетания. 

Стр.37

16 (14)

24.09

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Не задано

Слово в языке и в речи (19часов)

17 (1)

25.09

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и в переносном значении; синонимы, антонимы, омонимы.

Уметь распознавать  в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях.

Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Стр.42

18 (2)

26.09

Синонимы и антонимы.

Стр.44

19 (3)

27.09

Омонимы.

Стр.46

20 (4)

28.09

Слово и словосочетание.

Слово и словосочетание

Уметь различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Стр.48

21 (5)

01.10

Фразеологизмы

Значения фразеологизмов и их использование в речи

Стр.50

22 (6)

02.10

Обучающее изложение

Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

Уметь составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

Составить и записать два предложения с фразеологизмами.

23 (7)

03.10

Части речи. Имя существительное.

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Род и число имён существительных.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных

Стр.54

24 (8)

04.10

Имя прилагательное.

Род, число, падеж имён существительных и прилагательных.

Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду.

Стр.58

25 (9)

05.10

Глагол. Проверка знаний.

Род, число, форма глаголов.

Распознавать род, число и форму глаголов.

Составить и записать два предложения и подчеркнуть в них главные члены предложения.

26 (10)

08.10

Закрепление по теме Глагол. Тест.

Род, число, форма глаголов

Распознавать род, число и форму глаголов.

Стр.59

27 (11)

09.10

Что такое имя числительное?

 Понятие «имя числительное».

 Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.

Стр.60

28 (12)

10.10

Однокоренные слова. Словарный диктант.

Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь.

Уметь распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятель- но их записывать;

Стр.62

29 (13)

11.10

Звуки и буквы. Гласные звуки.

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов.

Стр.64

30 (14)

12.10

Звуки и буквы. Согласные звуки.

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи, воспроизводить написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками.

Стр.66

31 (15)

    15 .10

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Уметь правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согл.

Стр.69

32 (16)

16.10

Обучающее изложение.

Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. 

Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

Записать пять слов с разделительным Ъ и пять слов с разделительным Ь

33 (17)

17.10

Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант.

Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и буквы.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; распознавать части речи, подбирать однокоренные слова

Подготовка проекта  «Рассказ о слове»

34 (18)

18.10

Проект «Рассказ о слове»

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Не задано

35 (19)

19.10

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Не задано

Состав слова (16 часов)

36 (1)

22.10

Что такое корень слова?

Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоенными согласными).

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.

Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Находить чередования звуков в корне слов.

37 (2)

23.10

Как найти корень в слове? Словарный диктант.

Повторить изученные правила

38 (3)

24.10

Сложные слова.

Стр.78

39 (4)

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Окончание. Форма слова.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Стр.81

40 (5)

Упражнение в определении окончаний в словах.

Выделять окончание в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Стр. 83

41 (6)

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Составить и записать два предложения, употребив в них глаголы с приставками.

42 (7)

Значения приставок.

Стр.88

43 (8)

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

44 (9)

.11

Значения суффиксов.

Словарный диктант.

Стр.94

45 (10)

.11

Сочинение по картине А.А.Рылова.

Сочинение по репродукции картины.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.

Стр.92

46 (11)

.11

Что такое основа слова?

Основа слова.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. 

Выделять в словах основу слова.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Стр.96

47 (12)

.11

Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний.

Тест №3 (КИМ)

Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём

Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). 

Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям.

Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.

Стр.98

48 (13)

.11

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Не задано

49 (14)

.11

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ).

Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям.

Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.

Стр.99

50 (15)

.11

Обучающее изложение.

Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Редактировать предложения с однокоренными словами.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по плану. 

Стр.99

51 (16)

.11

Проект «Семья слов»

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации.

Стр.101

Правописание частей слов (29 часов)

52 (1)

.11

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. 

Находить и отмечать в словах орфограммы. 

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. 

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Стр.105

53-55 (2-4)

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Стр.107-108

54 (3)

Упражнение в написании слов с безударной гласной в корне.

Стр.109

55 (4)

Безударные гласные. Закрепление.Тест.

Стр.110

56-59 (5-8)

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

Стр.111-116

60 (9)

Обучающее изложение.

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Записать пять слов с парным по глухости-звонкости согласными звуками

61-63 (10-12)

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Тест.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. 

Находить и отмечать в словах орфограммы. 

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. 

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Стр.117-120

64, 65 (13,14)

Правописание слов с удвоенными согласными

Правописание слов с удвоенными согласными

  Стр.121122

66 (15)

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

Составление текста  по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Подготовиться к контрольному диктанту

67 (16)

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Не задано

68-70 (16-18)

Правописание суффиксов и приставок.

Суффикс, приставка. Правописание суффиксов и приставок.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. 

Находить и отмечать в словах орфограммы. 

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. 

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Работать с орфографическим словарём.

Стр.124, 129

71 (20

Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант.

Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов.

Стр.131-135

72 (21)

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Тест №8 (КИМ)

Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Правила правописания.

73,74 (22,23)

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

Стр.138-141

75 (24)

Обучающее изложение.

Составление текста по сюжетным рисункам учебника

Составлять текст по сюжетным рисункам учебника

Десять слов с приставками

76 (25)

Контрольный диктант по теме «правописание частей слов»

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Не задано

77 (26)

Проект «Составляем орфографический словарь»

Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём.

Стр.142

78, 79,

80 (27-29)

Обобщение и систематизация знаний.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Части речи (76 часов)

81 (1)

Части речи.

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях.

Стр.6

Имя существительное (31 час)

82, 83 (2,3)

Имя существительное и его роль в речи.

Значение и употребление имён существительных в речи. 

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.

Находить устаревшие слова-имена существительные

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу).

Стр.10

84, 85 (4,5)

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Стр.11,13

86 (6)

Обучающее изложение.

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением.

Выписать из орфографического словаря 5 одуш. и неод. им. сущ.

87 (7)

Собственные и нарицательные имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существительные Правописание имён собственных.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Стр.17

88 (8)

Проект «Тайна имени»

Проект: «Тайна имени».

Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы.

Составлять рассказ о своём имени.

Не задано

89, 90 (9, 10)

Число имён существительных.

Число имён существительных, изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд)

Определять число имён существительных и изменять их по числам.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Стр.21

91, 92 (11, 12)

Род имён существительных. Словарный диктант.

Род имён существительных: мужской, женский, средний. Имена существительные общего рода (первое представление).

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)

Стр.23-30

93, 94 (13,14)

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь)

Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Стр.33, 34

95 (15)

Обучающее изложение.

Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца.

Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Проверять написанное.

Стр.35

96 (16)

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Не задано

97 (17)

Склонение имен существительных. Самостоятельная работа.

Склонение имён существительных

Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.

Морфологический разбор имени существительного

Изменять имена существительные по падежам.

Определять начальную форму имени существительного.

Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. 

Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения.

98, 99 (18, 19)

Падеж имен существительных.

100 (20)

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.

Проверять письменную работу (изложение, сочинение

Просклонять слово ручка

101 (21)

Именительный падеж.

Склонение имён существительных

Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Определять начальную форму имени существительного.

Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме

102 (22)

Родительный падеж.

Стр.45

103 (23)

Дательный падеж.

Стр.47

104 (24)

Винительный падеж.

Стр.52

105 (25)

Творительный падеж.

106 (26)

Предложный падеж. Словарный диктант.

Стр.54

107 (27)

Обучающее изложение.

Подробное изложение текста повествовательного типа

Излагать письменно содержание повествовательного текста.

108 (28)

Все падежи.

Склонение имён существительных

Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Морфологический разбор имени существительного.

Изменять имена существительные по падежам.

Определять начальную форму имени существительного.

Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. 

Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения.

109 (29)

Обобщение знаний. Тест.

110 (30)

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.

Проверять письменную работу (изложение, сочинение)

111 (31)

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Писать диктант и проверять написанное.

Не задано

112 (32)

Проект «Зимняя страничка»

Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.

Стр.60-61

Имя прилагательное (18 часов)

113, 114 (33, 34)

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Имя прилагательное.

 Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание. Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте-описании.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. 

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.

Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Стр.65

115 (35)

Роль прилагательных в тексте.

Стр.66

116 (36)

Текст-описание.

Стр.71

117 (37)

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение.

Стр.70

118 (38)

Род имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые  окончания   имён   прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя)

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. 

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. 

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

Стр.73

19, 120 (39, 40)

Изменение имён прилагательных по родам.

Стр.75,77

121, 122 (41, 42)

Число имён прилагательных

Изменение имён прилагательных по числам, зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

Стр.75,77

123, 124 (43,44)

Изменение имён прилагательных по падежам

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.

Начальная форма имени прилагательного.

Изменять имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Стр.78-81

125, 126 (45,46)

Обобщение знаний. Проверка знаний.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

127 (47)

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками»

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

128 (48)

Обобщение знаний.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Стр.88

129 (49)

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Не задано

130 (50)

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Стр.90

Местоимение (5 часов)

131 (51)

Личные местоимения.

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. 

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Уметь определять личные местоимения среди других частей речи, грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

132 (52)

Изменение местоимений по родам.

Стр.95

133, 134 (53, 54)

Местоимение. Словарный диктант.

Стр.96-98

135 (55)

Обучающее изложение.

Составление письма.

Уметь составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Глагол (21 час)

136-138 (56-58)

Значение и употребление глаголов в речи.

Значение и употребление в речи.  Неопределённая форма глагола. Число. Изменение глаголов по числам.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. 

Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам.

Стр.102-105

139, 140 (59, 60)

Неопределённая форма глаголов.

Стр.106-108

141, 142 (61, 62)

Число глаголов.

143 (63)

Времена глаголов.

Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее.  Изменение глаголов по временам.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

144 (64)

Времена глаголов. Второе лицо.

Стр.113

145, 146 (65, 66)

Изменение глаголов по временам.

Стр.116-119

147 (67)

Обучающее изложение.

Составление письменного текста по сюжетным рисункам.

Уметь составить письменный рассказ по сюжетным рисункам.

148, 149 (68,69)

Род глаголов в прошедшем времени

Родовые окончания глаголов (-а, -о).

Уметь определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Стр.122-124

150, 151 (70, 71)

Правописание частицы не с глаголами.

Правописание частицы не с глаголами.

Раздельно писать частицу не с глаголами.

Стр.125

152-155 (72-75)

Обобщение знаний. Тест.

Морфологический разбор глагола.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Стр.127

156 (76)

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Не задано

Повторение (14 часов)

157,158 (1, 2)

Части речи

Морфологический разбор частей речи.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Стр.132

159 (3)

Обучающее изложение.

Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Р.т

160 (4)

Обобщение изученного о слове, предложении.

Слово, предложение.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Стр.134

161 (5)

Правописание окончаний имен прилагательных.

Окончания имён прилагательных.

Стр.135

162 (6)

Правописание предлогов и приставок. Тест №12 (КИМ)

Предлоги и приставки.

Р.т.

163 (7)

Правописание безударных гласных.

Безударные гласные.

Р.т.

164 (8)

Правописание значимых частей слова.

Части слова.

Стр.138

165 (9)

Итоговый контрольный диктант.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Не задано

166 (10)

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

Стр.140

167 (11)

Обучающее изложение.

Восстановление деформированного текста.

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях.

Не задано

168 (12)

Текст.

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. 

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. 

Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Не задано

169 (13)

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»

Текст-рассуждение.

Уметь составить текст-рассуждение.

Не задано

170 (14)

КВН «Знатоки русского языка»

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения    

 Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого                            

Не задано

Итого:170часов

К концу третьего класса обучающиеся должны знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
  • слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

 Уметь:

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь,непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода,не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  • составлять устный ответ-рассуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по русскому языку, УМК "Школа России", 1 класс

Планирование создано с основными требованиями ФГОС (с УУД), включает пояснительную записку...

Планирование курса: «Русский язык. Письмо» школа России

           Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...

Тематическое планирование по русскому языку фгос школа россии 1 класс

Тематическое планирование по русскому языку фгос школа россии 1 класс...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс....