Части речи: глагол, имя числительное.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока: повторение и закрепление изученного
Форма урока: урок - путешествие
Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе и числительном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi_glagol_i_chislitelnoe.docx | 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Тема: «Обобщение изученного о глаголе».
Тип урока: повторение и закрепление изученного
Форма урока: урок - путешествие
Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
Задачи:
Образовательная: продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки.
Развивающая : развитие умения работать самостоятельно, делать выводы и обобщения после выполнения определенного этапа урока, развивать орфографическую зоркость, обогащать устную и письменную речь.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, любовь к творчеству А.С.Пушкина и русскому языку.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать; Познавательные: определять умения, которые сформированы на основе изучения данной темы; повторить правила правописания глаголов и числительных. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор,
- презентация урока;
- карточки с заданием.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I.Организационный этап. II.Сообщение темы и цели урока III. Повторение и закрепление пройденного материала | Прозвенел уже звонок – Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, А теперь все улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям, И садитесь по местам. - Сейчас у нас урок русского языка. - Наш урок будет необычным, потому что будет сказочным, поэтичным. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны блещут. В этом нам поможет музыкальный отрывок. Слайд Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. - Откройте глаза. -Ребята, из какой сказки эти строки? - Кто написал эту сказку? Вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы отправимся в путешествие по двум, уже изученных в третьем классе частям речи. - Но наш корабль, на котором мы сегодня отправляемся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Поэтому чтобы начать наше путешествие нам нужно разгадать кроссворд. Отгадав его, вы узнаете первую часть темы нашего урока и повторите словарные слова.
- Правильно, первая часть речи которую мы вспомним и повторим – это глагол. А вот чтобы вторую часть темы нашего урока определить нам нужно найти закономерность в строчках их сказок.
- Есть числа. Какая это часть речи? (Числительное) - Так какова же тема нашего урока? (Части речи: Глагол и числительное.) - Поставим перед собой цели, которые достигнем на уроке. - повторим, что нам известно про эти части речи; - научимся распознавать их в речи; - определим их грамматические признаки. Практическая значимость знаний и умений Слайд Вот на этом прекрасном корабле мы отправимся в путь. - Во время всего путешествия каждый из вас будет заполнять «Карту ученика». Каждый этап работы на уроке вы будете оценивать самостоятельно знаками «+» или «-». Знак «+» вы будете ставить в том случае, если справитесь с заданием без затруднения, если же испытаете трудность – ставите знак«-». - Оцените пожалуйста в карте результаты первого задания «Кроссворд» и второго задания «Найди закономерность» Готовы дальше путешествовать? - Всегда готовы! Ну что ж, в путь. Слайд 6 - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, слова «Классная работа». Комментирует Ковалева Мария. Подчеркните орфограммы. Вероника Шеянова. Минутка чистописания. Запишем инициалы русского писателя, творчеству которого мы посвящаем сегодняшний урок. А С П Пропишем строку этими буквами. Только заглавные. | «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин Записывают слова в личные кроссворды Проверяют словарные слова со слайда Глагол Мы будем говорить о глаголе | Личностные: нравственная этическая ориентация, эмоционально – положительный настрой на урок Регулятивные (поиск информации в предложенных источниках, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя)
познавательные- подбор слов и запись их в кроссворд. Личностные (уметь выполнять самооценку) Регулятивные (контроль) |
Работа по теме урока. V.Физкульт минутка. VI. Работа по теме урока (продолжение) VII.Рефлексия VIII.Домашнее задание. | Итак, первая наша остановка у пристани «Вспоминай-ка» - Проведём орфографическую пятиминутку Запишем предложение, сделаем синтаксический разбор предложения. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. - С помощью каких слов А.С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (гуляет , подгоняет) - Какой частью речи являются эти слова? Ребята, посмотрите наш путь к дальнейшему путешествию закрыт. Нужно открыть замки. А чтобы их открыть нам нужно составить алгоритмы того, что мы уже знаем про наши части речи, о которых сегодня говорим. У вас на столах, в каждой группе лежат два письма. И конверт с вспомогательными словами, вам нужно распределить слова так, чтобы вы смогли дать характеристику той части речи, о которой говорится в вашем письме.
Что такое глагол? Глагол –самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что будет делать? обозначает действие предмета, имеет время, род и число.
Что такое имя числительное? Имя числительное –самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос сколько? который?, обозначает число, количество и порядок предмета. Дети формулируют, я вывешиваю алгоритм на доске. Оцените свою работу знаком + или – в колонке «Волшебные письма» Пристань «Сказочная» -Внимание! Продолжаем наше путешествие. Я предлагаю вам еще раз внимательно посмотреть на отрывки из сказок, и записать в два столбика слова. В первый столбик слова которые обозначают глагол, во второй столбик числительное. "Он рыбачил тридцать лет и три года"
Поменяйтесь тетрадями с партнером по лицу, сделайте взаимопроверку. -(Оцените свою работу, поставьте + или -) в колонке «Сказочная пристань» Пристань «Отдыхай-ка». Заморозки. Объединиться по количеству богатырей из сказки про мертвую царевну. Объединиться по количеству девиц из сказки о царе Салтане. Объединиться по количеству гласных букв в слове глагол. Объединиться в группы в каком классе мы с вами учимся. 2)Творческая работа(в парах). Пристань «Дружная» - Плывем дальше. Корабельщики дивятся. На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву. - кто вспомнит На какой остров мы с вами попали? (остров Буян) Слайд - Какие чудеса увидели корабельщики на острове? Разгадка таится в конвертах, которые лежат у вас на партах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам надо их восстановить и записать в тетрадь. Белка песенки поет Тридцать три богатыря, Месяц под косой блестит, Слайд - Давайте проверим, что у вас получилось. Итак, первое чудо. Второе чудо. Третье чудо. -(Оцените свою работу, поставьте + или – в своих маршрутных листах. И давайте еще одно чудо вместе с вами совершим. Вернемся обратно в класс. Закройте глаза. Играет музыка. - Вот и закончилось наше путешествие . Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина. - Чему учат нас сказки Пушкина? - В чём сила и красота этих сказок? - О каких частях речи мы говорили, путешествуя по сказкам Пушкина? - Что мы вспомнили о глаголе? - Что мы вспомнили о числительном? - А сейчас я прочту пожелание, наказ А.С.Пушкина, которое он оставил вам – будущему поколению: «Учись, мой сын, и легче, и яснее, Державный труд ты будешь постигать». - К чему призывает нас Пушкин? Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места. - А теперь проверим как вы оценили свою работу. -Кто справился со всеми заданиями и набрал наибольшее количество баллов. (ставлю оценки). Выписать из сказок Пушкина пять глаголов и пять числительных в предложениях. | Гуляет, подгоняет Глагол Части речи Действие предмета Что делает? Что делал? Что сделает? Лицам, числам, временам, в прошедшем времени по родам сказуемым Числительное. Что делать? Что сделать? Инфинитив. Доброте, любви, верности. Добро побеждает зло. О глаголе. | Познавательные (добывать новые знания)
Личностные (общие правила, снятие мышечного и эмоционального напряжения) Коммуникативные (сотрудничество с учителем, высказывание своего мнения, обсуждение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Обобщение о части речи «Глагол» ».
Урок обощения и закрепления пройденного материала.Цель: Повторить и обобщить изученное по морфологии о глаголе. Задачи:· Образовательные: Формировать умение различа...
Часть речи - глагол
Часть речи - глагол...
конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Части речи-глагол"
Цель урока: Знакомство с понятием части речи - глагол....
"Части речи. Глагол."
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Части речи. Глагол." 3 класс. Повторение ранее изученного....
Проверочные работы по русскому языку по теме "Звуки и буквы" и "Части речи. Глагол" 2 класс
Проверочные работы в форме теста направлена на проверку изученных орфограмм в теме "Звуки и буквы" и знаний по теме "Глагол" за 2 класс....
Презентация к уроку русского языка "Часть речи Глагол"
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Часть речи Глагол"...
Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)
Технологическая карта урока русского языка "Как отличить глагол от других частей речи?"...