"Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах; развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, воспитывать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren_slova_3_klass.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Корень слова».
Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах; развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, воспитывать интерес к предмету.
Задачи на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор.
Задачи на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Начинаем наш урок. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу. |
|
2.Мотивация. | Речевая разминка: -Посмотрите на доску, постарайтесь собрать предложение: здорово, сегодня, у, будет, нас, все. (У нас сегодня все будет здорово!) Минутка чистописания. -пропишите буквы и элементы букв, соблюдая закономерность. | Обучающиеся составляют предложение. Самостоятельно выполняют задание. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. |
3.Актуализация знаний. | Какие части растения вы знаете? (Корень, ствол, ветви) Отгадайте загадку: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) -О каких значениях корня говорится в загадке? Какой вывод можно сделать? (Слово корень-многозначное) | Аргументируют свои ответы. Ребята отвечают отгадку. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы | Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. |
4.Выявление места и причины затруднения. | Как вы думаете, почему мы на уроке русского языка говорим о корне? | Фиксируют, где возникло затруднение. | Личностные: -показать стремление взаимодействовать с учителем. |
5.Построение проекта выхода из затруднения. | -Назовите тему сегодняшнего урока. Обозначим проблемные вопросы: 1.Что такое корень? 2.Роль корня в слове. 3.Как выделить в слове корень? 4.Однокоренные слова. 5.Признаки однокоренных слов. -Какие цели мы поставим перед собой? | Выдвигают предположения о теме урока и целях. | Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. |
6.Реализация построенного проекта. | Как мы должны построить свою работу? | Предлагают различные варианты: -обратиться к учебнику, -обсудить с учителем, -самостоятельно разобраться в данном вопросе, -выполнить различные упражнения. | Коммуникативные: уметь предлагать, рассуждать. Личностные: проявлять уверенность. |
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | На доске дерево) Много лет назад появилось слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти. Давайте и мы с вами поможем дереву. – Выбирайте родственные слова Как – то много лет назад Посадили странный сад, Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень – Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов Вот из сада Вам рассада Вот ещё посадка рядом, А вот садовод С ним садовник идет. Очень интересно гулять в саду словесном. - Что общего в родственных словах? (корень) Вывод: в корне заключается смысл слова. - Запишите родственные слова в тетрадь. | Находят однокоренные слова, доказывают правильность суждений, делают вывод. | Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; - осуществлять анализ объектов. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Выполним упражнение 133. | Самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют самопроверку | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; Регулятивная: - планировать свои действия, самоконтроль Личностные: - воспитывать прилежание, ответственность. |
9. Физкультминутка. |
| Обучающиеся выполняют физические упражнения. |
|
10.Включение в систему знаний и повторение. | Послушайте текст и отвечайте на вопросы. Кто же оказался чужаком среди своих? Собрались у воды родственники. Подводник с водой беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями разыгралась. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, чужака приметила. Приказала ему прочь идти в свою семью. – Кто здесь чужак? Упражнение 140. -Назовите два признака однокоренных слов.(1.Иметь общую часть-корень. 2.Иметь общее лексическое значение.) | Отвечают на вопросы, находят однокоренные слова. | Познавательные: повторить и расширить сведения о корне и однокоренных словах.Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: - воспринимать текст, -находить нужную информацию, анализировать, рассуждать, доказывать. |
11. Рефлексия. | Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали, В дневнике я и в журнале. (оценка) Сегодня мы говорили об однокоренных словах. Они как осень бывают разные – весёлые, грустные. - Что такое корень? - Роль корня в слове. - Как выделить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? -Кому было интересно и понятно на уроке. (встали) -У кого есть сомнения? -Кто ничего не понял? - Оцени свою работу на уроке. | Находят части слова, составляют получившееся слово «оценка». | Познавательные: уметь применять полученные знания. Личностные: понимать значимость своей деятельности, оценивать свою работу. Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения. |
XII.Домашнее задание. | Записать однокоренные слова с корнем «лес». |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...