Приемы организации самостоятельной работы при изучении глагола.
учебно-методический материал по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Правильно подобранный занимательный материал способствует всестороннему гармоничному развитию школьников – развитию мышления, памяти, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке. Кроме того, занимательность в учебной работе – это один из способов приблизить содержание учебного материала к возрастным возможностям детей, обеспечить преемственность дошкольного и школьного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.odt29.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Приемы организации самостоятельной работы

при изучении глагола.

В свете современных требований к школе основная задача, которая стоит перед учителем начальных классов, - научить каждого ребенка самостоятельно мыслить. В этом плане особое значение приобретает вопрос о формировании познавательных интересов маленьких школьников, активного и деятельного их отношения к учебному процессу – чтобы успешно учиться, ребенку нужно обладать не только определенным запасом знаний, но и умением доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном мыслительном процессе, поисков способов действий, уже в младшем школьном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Учитывая серьезность учебного труда учащихся, необходимо вносить в него элементы занимательности с тем, чтобы сделать процесс познания более продуктивным. Известно, что активизации мыслительной деятельности во многом способствуют такие формы работы, как использование приемов зрительной, слуховой, двигательной наглядности, интересных вопросов, загадок, задач-шуток, элементов соревнования, занимательных упражнений.

Правильно подобранный занимательный материал способствует всестороннему гармоничному развитию школьников – развитию мышления, памяти, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке. Кроме того, занимательность в учебной работе – это один из способов приблизить содержание учебного материала к возрастным возможностям детей, обеспечить преемственность дошкольного и школьного развития ребенка.

Игра является мощным фактором в воспитании положительного отношения к учению. Там, где в работе слабо используется игра, не только обедняется жизнь детей, но и упускается действенное воспитательное средство. Ведь в игре ребенок чувствует себя более свободно, он не боится получить отметку, за которую его, возможно, будут ругать дома или в классе.

Заинтересованность в решении поставленной задачи, непринужденная обстановка способствует включению в работу всех учеников класса. Игра требует сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, вырабатывает умение быстро ориентироваться, прививает чувство коллективизма и уважения к товарищам. Нельзя не упомянуть об эмоциональном воздействии игры. Желание быстрее решить заданное, стремление первым поднять руку, нахождение правильного ответа повышает эмоциональный настрой детей на уроке.

Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учащихся. Это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму. Нередко занимательность достигается повышенной трудностью, нестандартностью, а подчас и необычностью поставленной задачи. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. В процессе игры дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивая примеры, соответствующие тому или иному правилу, упражняются в написании трудных слов и приобретают в результате более прочные грамматические и орфографические навыки.

Чем младше ученики, тем чаще нужно включать в урок игровые и занимательные моменты. Это связано с тем, что ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего и легче всего в игре. Он играет и словом, и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».

Рациональное использование элементов занимательности способствует развитию абстрактного мышления детей, их памяти, служит прекрасным материалом для активизации речевой деятельности, помогает вовлечению в работу всего класса. Их использование, кроме того, разнообразит ход уроков, снимает напряжение и усталость переключением с одного вида деятельности на другой.

Как же пробудить интерес к занятиям, как повысить интерес к изучению глагола?

Пробудить интерес к изучению русского языка вообще можно. Если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Младшие школьники и особенно первоклассники, при выполнении различного рода занятий не могут быстро включиться в работу. У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала.

Существует ряд видов работ, способствующих активизации познавательной деятельности детей: дидактические игры, творческие работы, комментированное управление, использование карточек, опорных схем, перфокарт, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса. Содержание дидактической игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова о том, что «…хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

Игра – одна из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Игра действительно помогает учителю и учащимся учить и учиться интересно. Игра для ребят самая настоящая работа.

Применение занимательного материала преследует три цели:

  • пробудить интерес к изучению глагола.
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся.
  • расширять их знания по заданной теме.

Игру можно построить так. Чтобы ведущим началом была наглядность, столь необходимая при изучении нового, еще неизвестного материала, особенно, когда учащиеся знакомятся с глаголом – как частью речи в первом классе. Учителем ставится задача научить школьников ставить к словам вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают? что делал? что делали? Умение правильно поставить к слову вопрос рассматривается как подготовка учащихся к осознанию в дальнейшем временных форм глагола (что делает? что делал?), вид глагола (что делает? что сделает?), число (что делает? что делают? что сделал? что делали?).

Естественно, обучение будет формальным, если работу свести только к постановке вопросов к словам и их различению. Необходимо учить раскрывать лексическое значение глаголов, проводить наблюдения над употреблением глаголов в речи для точного выражения мысли и т.д.

Знакомство с глаголом в первом классе можно начать с использования серии картинок. К каждой картинке учитель задает вопрос, на который учащиеся отвечают. Слова, обозначающие действия девочки учитель предлагает записывать в тетрадь. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова.

Что делает девочка утром перед тем, как идти в школу?

Девочка встает.                        Девочка делает зарядку.

Девочка чистит зубы.                Девочка умывается.

Девочка одевается.                        Девочка обувает туфли.

Девочка причесывается.                Девочка завтракает.        

Для развития активного словарного запаса детей, умения быстро подобрать нужные слова, как для выражения своих мыслей, так и для закрепления понятия «глагол – как часть речи» подбираются разные игры-соревнования. Очень важно не только знать что за часть речи глагол, но и уметь правильно применять его в речи.

Для этого можно использовать игру «Помоги Карандашу». В этой игре поистине проявляется творчество детей в совокупности со знаниями о глаголе, как части речи. Каждый ребенок старается составить свой рассказ, хочет помочь Карандашу. Дети составляют рассказ, используя слова, данные на плакате, который принес Карандаш. Он задумался, как ему лучше нарисовать картинку. Сложность в том, что Карандашу необходимо не только составить рассказ, но и выписать слова, обозначающие действие.

Дети придумывают свои рассказы. Например:  Наступило лето. Коля взял удочку и с собачкой пошел на речку. На берегу он увидел утку с утятами. Коля пойма рыбку и покормил утят.

Когда в классе зачитываются 4-5 рассказов и учащиеся перечисляют Карандашу все глаголы, которые они использовали в рассказе, совершается чудо – Карандаш нарисовал на обороте картинку. И дети видят конечный результат своего труда. Все учащиеся помогали Карандашу, и он нарисовал картинку.

Данная игра ценна тем, что во время ее проведения осуществляется индивидуальный подход в формировании у детей умений сопоставлять рассказ по опорным словам.

Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке (сосредотачивала  внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах) и, чтобы учащиеся получали максимум радости, наслаждения. Игры на уроках русского языка способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развивают интерес к предмету, помогают детям овладевать знаниями и умениями по русскому языку.

Активизирует работу учащихся на уроке применение опорных схем-карточек выходов. Они помогают на уроке в одном случае быстро предупредить ошибку в предлагаемом практическом задании, в другом – проработать допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщение-повторение. И, конечно, вызывают у учеников живой интерес на уроке. Так, например, тема «Не с глаголом». Использование карточек усиливает оперативность проведения повторения – обобщение без перегрузки письменными заданиями.

В предложении Он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится ученик прокомментировал изученную орфограмму «Не с глаголом». Предлагая детям карточки, например, с поговорками, где надо вставить вместо точек подходящие по смыслу глаголы.

Правда в огне не ……, в воде не ………

Семеро одного не …….

Крепкую дружбу и топором не ………

Слезами горю не ……….

Дело словом не ……….

Скажешь не …….., напишешь не ………

Слова для справок: горит, тонет, поможешь, заменишь, ждут, разрубишь, воротишь, сотрешь.

Подчеркнуть НЕ перед глаголами.

Опорные схемы дают возможность включить всех учащихся в активную работу. Они обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их на схемах. Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают – усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А еще через две недели и схема снимается. Она больше не нужна. Опорные схемы, или просто опоры, - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек. Очень важное условие в работе со схемами – то, что они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты.

Движущей силой урока, активизацией учащихся является комментированное управление, так как каждый вовлекается в дело. Если  комментирует сильный ученик – все стремятся успеть за ним, мобилизуя свои силы. А если комментирует слабый, он тоже старается изо всех сил – ответственность: ведь он ведет целый класс, и товарищи идут за ним. Комментированное управление позволяет решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. У ребят вырабатывается гармоничный, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого, благодаря постоянно действующей обратной связи «Ученик – учитель». В результате такой организации труда, в классе создается общий деловой настрой, единый темп учебной работы, задаваемый самими учениками, причем каждый подчиняет свои действия указаниям ведущего и в то же время становится организатором труда товарищей, то есть учиться и управлять, и исполнять, и руководить, и подчиняться. Повышается авторитет ответа, внимание к ответу товарища, ведь он отвечает не только учителю, а учит всех, кто сидит в классе. Не будешь слушать – не напишешь. Учитель тоже слушает ведущего, и если надо, одним словом направляет или просто похвалит, и опять звучит голос ученика. И если ученик ошибется при комментировании – лес рук. Все готовы продолжать начатую работу, поправить неправильный ответ.

Большое значение принадлежит игровому использованию пословиц, поговорок, скороговорок загадок, позволяющих ощущать силу живого русского слова и заодно изучать данный материал.

Таким образом, рассмотренные нами приемы изучения глагола в начальной школе способствуют более доступному и легкому усвоению материала, а также лучше закрепляют изученный материал, вызывают интерес при изучении глагола учащимися.

Очень эффективны деловые игры. Они воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. Класс делится на небольшие группы по 4-5 человек в каждой. В помощь учителю выбираются консультанты и ассистенты, которые помогают ему организовать работу групп. Консультанты также контролируют качество выполнения заданий. Учитель ставит перед детьми задачу. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты (одна из групп рассказывает, остальные дополняют ответ) и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта – учителя. Проработать материал и подготовиться к деловой игре учитель дает ученикам как домашнее задание.

Уроки-семинары помогают учителю обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стараются найти новый дополнительный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Учитель руководит подготовкой учеников к семинару, оказывает необходимую помощь в творческом решении той или иной задачи, предлагает нужную литературу, учит работать со справочной литературой. На уроке группа после обсуждения выделяет выступающего по теме, учащиеся остальных групп задают вопросы, анализируют услышанное, дополняют. Уроки-семинары помогают развить монологическую речь. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, связанные с темой и вопросом, на который они отвечают, даже пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Конечно, огромна роль учителя в проведении таких уроков, особенно подготовка к ним.

Уроки-зачеты проводятся для проверки усвоения детьми теоретических знаний и практических навыков. Эти уроки полезны и тем, что они помогают учащимся верить в свои силы, в свои возможности, а так как работа проходит в группе, то повышается личная ответственность каждого ученика за результат работы. Уроки-зачеты проводятся в конце изучения темы или раздела. До изучения темы учитель предусматривает проведение зачета, планирует теоретические и практические вопросы, предусматривает их последовательность и определяет задачи каждого вида работы так, чтобы была ясна картина усвоения темы каждым учеником. Класс делится на группы. Задания  заранее помещаются в уголке русского языка. дети готовятся в группе отвечать на вопросы, предложенные учителем. Группа работает так, чтобы не мешать друг другу. Учитель помогает в случае необходимости. Учитель составляет лист учета знаний учащихся группы.

Учащиеся по очереди отвечают сначала на первый вопрос, ставят отметки, затем отвечают на второй, третий и все остальные вопросы. Положительным в этой работе является то, что каждый ученик проговаривает теоретический материал и при этом получает отметку. Чтобы оценить результаты работы группы, учитель задает одному из учеников группы любой вопрос. Если отметка учителя совпадает с отметкой группы, учитель выставляет отметки всей группе. Если отметка учителя не соответствует отметке группе, ученики продолжают работать с консультантами. Вторая часть – практическая. Учащиеся обосновывают написание, применяют теоретический материал на практике. Каждое задание проверяется в группе. Консультанты помогают учителю и оценивают практическую работу по контрольной карточке.

Наиболее интересны уроки-праздники (КВН, клуб знатоков русского языка, Страна Глаголия). Победные очки получают все команды, давшие правильные ответы в течение минуты. Последовательность работы: стрелка волчка указывает на конверт, который вскрывается, вопрос звучит, и в течение минуты команда обдумывает ответ на этот вопрос. По истечении минуты команда, сидящая за главным столом, отвечает. Все остальные команды, правильно ответившие на этот вопрос, получают по баллу. На экране соревнования учитель фиксирует результаты  работы команд.

Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать интерес к урокам русского языка. А работа с практическим материалом раскрывает богатейшие возможности родного языка, закрепление изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Методика организации самостоятельной работы при изучении живой природы младшими школьниками

Усвоение материала происходит более успешно, если применяются разнообразные виды самостоятельных работ на каждом уроке «Окружающего мира»....

Организация самостоятельной работы обучащихся начальных классов при изучении математического материала

    Организация самостоятельной работы обучащихся начальных классов при изучении математического материала...

Занимательные упражнения при организации самостоятельной работы при изучении глагола.

Интерес у учащихся, как правило, появляется тогда, когда учитель обращается к опыту самих детей. Полезным является проведение небольших лингвистических работ, которые помогают закрепить усвоенный мате...

Организация самостоятельной работы по формированию орфографических навыков при изучении орфограмм с проверяемыми написаниями в корне слова

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой...

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Организация самостоятельной работы при работе над изложением в начальной школе.

Работа над изложением.Как помочь ребёнку самостоятельно подготовиться к написанию изложения....