Занимательный дидактический материал.
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и звуко - буквенного анализа у учащихся с ОВЗ.

Данные игры помогут учителю сделать процесс обучения более интересным и разнообразным,. Повысят мотивацию и качество усвоения знаний у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звуки и буквы.

Кто в домике живет?

        Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.

        Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок;   набор   предметных картинок.

        Ход игры. Учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Учащиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л']. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

        Примерный материал. Ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Кто больше?

        Цель. Развитие умения слышать звук  в  слове  и соотносить его с буквой.

        Оборудование. Набор пройденных букв, предметные картинки.

        Ход игры. Каждому ученику дается одна из пройденных букв. Учитель показывает картинку, ученики называют изображенный предмет. Фишку получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Вертолина.

        Цель. Развитие умения подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.

        Оборудование. Два фанерных диска, наложенные друг на друга; нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний

диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор. Фишки.

        Ход игры. Ученики по очереди вращают диск. На какой букве останавливается прорезь, на такой соответствующий ей звук ученик должен назвать слово. Выполнивший задание правильно получает фишку.  В конце игры количество фишек подсчитывается, выявляется победитель.

Лото.

        Цель. Развитие умения выделять первый звук в слове, соотносить его с буквой.

        Оборудование. У каждого ученика большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата. В трех квадратах изображения предметов, один квадрат пустой. Карточки-покрышки с изученными буквами. У ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображением тех же предметов, что и на больших карточках.

        Ход игры. Ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ученик, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой с соответствующей буквой. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

        Примерный материал. Аист, утка, ослик, хвост, сом, роза, лампа и т. д.

        Комментарий для учителя. Материал подбирается в зависимости от этапа изучения букваря. Картинки на больших карточках могут повторяться. В этом случае отвечает один ученик, а закрывают карточки все, у кого есть такая же картинка.

Цепочка.

        Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

        Ход игры. Один из учеников (или учитель) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т. д.

        Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Где спрятался звук?

        Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

        Оборудование. У учителя набор предметных картинок. У каждого ученика карточка, разделенная

на три квадрата, и цветная фишка (красная — если работа идет с гласным звуком, синяя — с согласным).

        Ход игры. Учитель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Учащиеся повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Каждому свое место.

        Цель. Развитие умения устанавливать место звука в слове.

        Оборудование. У каждого ученика набор предметных картинок и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой — средний квадрат, в третьей — последний квадрат. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) зависит от характеристики изучаемого звука (гласный  или   согласный).

        Ход игры. Ученики размещают картинки под той или иной карточкой, в зависимости от места изучаемого звука в слове (в начале, середине или конце). Выигрывает тот, кто правильно расположил все картинки.

Где наш дом?

        Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.

        Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например [с] или. [ш].

        Ход игры. Каждый ученик, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

        Примерный материал. Шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол.

Звуковая линейка.

        Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

        Оборудование. У каждого ученика линейка — это две полоски картона, склеенные с трех сторон. С четвертой, узкой стороны вставляется в линейку язычок, по размеру длиннее линейки. Внутренняя поверхность нижней полоски линейки окрашена в черный цвет. На верхней полоске вырезаны квадратики.

        Ход игры. Учитель называет слово или показывает картинку. Ученики, протяжно повторяя слово, произнесенное учителем, одновременно выдвигают подвижную часть линейки так, чтобы на каждый звук приходился один открывшийся темный квадратик (уухххааа). Произнеся таким образом все слово, ученик подсчитывает количество звуков в слове при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.

        Комментарий для учителя. В словах, используемых для данной игры, согласные должны быть твердые, длительные или сонорные.

Где наш дом?

        Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

        Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).

        Ход игры. Ученик берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют ученики другого ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков. Эта же игра может быть индивидуальной. В таком случае правильность ответа каждого оценивается фишкой.

        Примерный материал. Ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Поезд.

        Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

        Оборудование. Поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

        Ход игры. Учитель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям-ребятам, но не могут понять, кто, где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй — из четырех звуков, в третий — из пяти звуков». По вызову учителя выходит ученик, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.

Примерный материал. Волк, слон, лев, тигр, белка, рысь, лось, кабан, бык, жираф, кот (кошка).

Новогодние флажки.

        Цель. Развитие умения воспроизводить последовательность букв в слове.

        Оборудование. Разноцветные флажки, на обороте которых написаны слова; два-три шнура для их нанизывания.

        Ход игры. Представитель каждого ряда берет по одному флажку и читает слово. Затем, не глядя на него, называет по порядку буквы и вешает флажок на шнур, если назвал буквы без ошибок. Ряд-победитель объявляется по количеству нанизанных на шнур флажков.

        Примерный материал. Куст, бант, грач, волк, слон, тигр, зонт, стол, стул, груша, крот, ключ, змей, плащ, флаг, шкаф, слива, внук, мост, двор, брат и др.

Стол находок.

        Цель. Звуко-буквенный анализ слов.

        Оборудование. Предметные картинки с кармашками. В них вставлены карточки с названием предмета,   изображенного  на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например, тиг вместо тигр); набор букв.

        Ход игры. Учитель показывает ребятам картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную подпись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ученики по очереди выходят к доске, называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут ее в «столе находок», ставят на место.

Правильный ответ отмечается фишкой.

        Примерный материал. Такой же, как в игре «Новогодние флажки».

Что изменилось?

        Цель. Развитие умения проводить звуко-буквенный анализ.

        Оборудование. Буквы из разрезной азбуки.

        Ход игры. Учитель составляет слово из букв разрезной азбуки. Дети прочитывают его. Затем они закрывают глаза, а учитель меняет, вставляет или убавляет одну-две буквы. Открыв глаза, учащиеся прочитывают слово и определяют, что изменилось.

Выигрывает правильно отгадавший.

        Примерный материал. Бочка ночка точка; репка лепка кепка; шапка папка лапка; рука ручка; пара —парта; мишка миска; город горох.

Что перепутал художник?

        Цель. Развитие умения проводить сравнительный звуко-буквенный анализ.

        Оборудование. Карточки со словами и предметными картинками: слово булка — на картинке белка, далее соответственно: кот — кит, горка — норка, мышка — мишка, лужи — лыжи, ворота — ворона.

        Ход игры. Учитель рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под   словами   картинки.   Художник   был   маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать правильно не научился. Ребятам предлагается определить, что перепутал маленький художник.

Какую букву в каждом слове он прочитал неверно? Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивают по буквам пару слов. Задание могут выполнять представители каждого ряда. За правильный ответ насчитываются очки.

        Комментарий для учителя. Когда все картинки и слова будут расставлены верно, можно предложить детям записать одну-две пары слов и подчеркнуть разные буквы.

Угадай слово.

        Цель. Развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные  и   согласные   буквы.

        Оборудование. Записанные на доске слова с пропущенными гласными.

        Ход игры. Учитель ставит на наборное полотно согласные буквы, например м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т. д., а ученики отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по рядам.

        Комментарий  для  учителя. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры учитель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

Живые буквы.

        Цель. Развитие умения определять последовательность звуков в слове,проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Карточки с цветными буквами.

        Ход игры.

I вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ученика по одной букве. Учитель называет слово. Ученики строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

II вариант. Учитель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Ученики одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

Как их зовут?

        Цель. Развитие умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.

        Оборудование. Набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.

        Ход игры. Учитель вывешивает таблички с изображением мальчика и девочки и говорит, что он придумал им имена. Класс может отгадать эти имена, если выделит в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменит их буквами.

Играют две команды — девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая — имя мальчика.

Выигрывает та команда, которая первой правильно составила имя.

        Примерный материал. Лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.

Сколько точек — столько букв.

        Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному количеству букв, проводить звуко-буквенный анализ.

        Оборудование. Кубик, на гранях которого различное количество точек (две, три, четыре, пять, ноль).

        Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова, какие называли, и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.

        Комментарий для учителя. Анализируются по звуковому составу только те слова, где имеется совпадение звука и буквы. Остальные, названные правильно, орфографически проговариваются.

Что видел зайка?

        Цель. Развитие   умения   осуществлять   звуковой анализ.

        Оборудование. К доске прикреплены картинки обратной стороной наружу; на столе фигурка зайца.

        Ход игры. Учитель говорит:

         Раз, два, три, четыре, пять —

Вышел зайка погулять.

 Где зайчишка побывал?

Что зайчишка повидал?

Ученик выходит к доске, берет зайку и указывает на одну из картинок. Картинку поворачивают лицом к классу. Ученик называет предмет, на ней изображенный, и анализирует звуковой состав слова. Если анализ сделан правильно, ребенок получает картинку. Побеждают те, у кого есть картинки.

В конце игры ученики могут ответить, где побывал зайка, если он видел свеклу, грушу, сливу, клюкву и т. п.

Рассыпанные буквы.

        Цель. Развитие умения составлять слова из данных букв, звуко-буквенный анализ.

        Оборудование.  У каждого ученика   разрезная азбука.

        Ход игры. Учитель называет буквы, ученики набирают их из разрезной азбуки и составляют слово. За правильно  составленное слово ученик получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Буквенная эстафета.

        Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.

        Ход игры. Класс делится на несколько групп, по четыре человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. Ученик записывает букву и дописывает еще одну. Потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т. д. В результате должно получиться слово. Выигрывает та группа, которая   первой   правильно   написала   слово.

Волшебный домик.

        Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.

        Оборудование. Картонный плоский домик с вырезанными окошками, буквы.

        Ход игры. Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые

окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.

Игру можно проводить в виде соревнований между рядами.

Примерный материал. Буквы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); к, т, о, я, я (Коля, Толя, кот, кто); ж, а, ш, к, а (каша, мак, Маша); ы, р, у,

 а, к (рука, куры, рак, ура); о, с, а, к (оса, коса, сок); л, к, у, ж, а {лужа, жук, лук, уж, лак); р, ы, 6, а, к (рыба, бык, рыбак, рак, бак).

Угадай предмет.

        Цель. Развитие умения подбирать слова по задан-' ному количеству букв.

        Оборудование. Набор предметных картинок, на тыльной стороне которых написана первая буква названия этого предмета. Остальные буквы слова обозначены черточками.

        Ход игры. От каждого ряда ученики по одному ' выходят и вписывают в схему недостающие буквы..  Картинку переворачивают. Если слово соответствует ] названию картинки, ее забирает ученик. Победителем считается тот ряд, у которого больше картинок.

        Примерный материал. О- (осы), с-(сом), м-(мыло),  

 л-(луна),  у-(усы),  н-(нос), ш – (шар),н—(ноги),к-(кот),ж-(жук).

Отгадай, кто я.

        Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

        Оборудование. Элементы букв у каждого ученика.

        Ход игры. Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу; два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т. д. Учащиеся находят их, складывают букву, произносят соответствующий звук. Первые пять учеников, правильно справившиеся с заданием, получают игровые жетоны. Выигрывают набравшие большее количество жетонов.

Все равно узнаю.

        Цель. Закрепление начертания рукописных букв, дифференциация сходных букв.

        Оборудование. У каждого ученика конверты с несколькими буквами, представленными каждая в разных видах (вырезанные из бумаги, картона, фанеры, пластмассы, большие, маленькие).

        Ход игры. Учитель предлагает каждому ученику вынуть содержимое его пакета и подобрать знаки, обозначающие одну букву, затем другую и т. д. (Узнать их несмотря на разную величину и материал.) Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

        Комментарий для учителя. Для игры учитель отбирает две-три буквы, написание которых вызывает затруднения у группы учеников, или буквы, сходные по начертанию.

Будь внимателен!

Цель. Закрепление начертания заглавных рукописных букв.

Ход игры. Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в тексте.

Азбука.

Что случилось?

Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М,

Г ударилась немножко

И рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю

Перекладинку свою!

Очутившись на полу,

 Поломала хвостик У

Ф, бедняжку, так раздуло-

Не прочесть ее никак!

Букву Р перевернуло-

13

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась-

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого.

(С. Михалков.)

Выигрывает тот ученик, который правильно записал все буквы, упомянутые в стихотворении.

        Комментарий для учителя. Игру можно использовать на этапе чистописания.

Лото «Заглавная буква».

        Цель. Развитие умения соотносить строчную и заглавную буквы.

        Оборудование. У каждого ученика карточки лото с заглавными буквами по три штуки на каждой карточке и по три пустых карточки, чтобы закрыть ими буквы лото; карточки с такими же отдельно взятыми строчными буквами у ведущего.

        Ход игры. Ведущий берег свою карточку, показывает ее, учащиеся называют букву (произносят соответствующий ей звук), ищут в своих карточках заглавную букву и закрывают ее пустой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл все буквы.

Полминутки для шутки.

        Цель. Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

        Оборудование. Предметные картинки: звери, маки, жук, сом, венки, двери, раки, лук, дом, щенки.

        Ход игры. Учитель читает стихотворение, выставляя на наборное полотно (магнитную доску) иллюстрирующие его картинки. Ученики находят ошибку в стихотворении и подбирают картинку-отгадку, ориентируясь на смысл и звуковое сходство с прочитанным словом. Игровые жетоны получает тот, кто назвал верное по смыслу слово, а также тот, кто объяснил, в чем заключалась ошибка. Выигрывают те, у кого больше жетонов.

Закричал охотник:  «Ой,

Двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый лук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Мы собирали васильки,

На голове у нас щенки.

Загадки.

        Цель. Отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слов-отгадок для последующей их записи.

Ход подземный строит ловко,

Роет спальню и кладовку.

(Крот.)

Через речку лег,

Пробежать помог.

(Мост.)

Кто в дни болезней

 Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?

(Врач.)

Я под маленькою крышей

 Прогуляться в дождик вышел.

(Зонт.)

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Зубами «щелк!»

Это серый ...

(волк).

Крепка железная рука,

-Любая тяжесть ей легка.

(Кран.)

Лежу я, тихонько в кармане звеня.

Ты в дом ни за что

не войдешь без меня.

Я весь из железа,

Я в щелку залезу.

(Ключ.)

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

(Грач.)

Красна, вкусна, внутри косточка.

(Вишня.)

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты,

Яркие, пахучие... Ай-ай-ай! Колючие!

(Розы.)

Я росла в лесу дремучем,

Поднималась к синим тучам.

Но теперь меня срубили

И в игрушки нарядили.

(Елка.)

Ребятам весело со мной,

На ножке я кручусь одной.

(Юла.)

Нет моей походки тише,

И меня боятся мыши.

(Кот.)

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она.

 А на ней иголки

И коротки, и колки.

(Ель.)

Когда со мною умываются,

То слезы появляются.

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит-

И одежда чище.

(Щетка.)

Легкий, круглый, но не мяч,

И не прыгает он вскачь.

На веревочке висит,

Зазеваюсь — улетит.

(Шар.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

(Жук.)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.)

Солнце под потолком

Светит вечерком.

(Лампа.)

Тихо, чтоб никто не слышал,

В озере из норки вышел,

Повернулся, а потом

Зашагал... вперед хвостом.

(Рак.)

Не бьет, не ругает,

а от него все плачут,

(Лук.)

        Комментарий для учителя. Все игры с загадками кроме учебной цели преследуют и коррекционные задачи: развитие мыслительной деятельности детей, их речи.



Предварительный просмотр:

Звуки гласные и согласные.

Красное — синее.

        Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

        Оборудование. Синие и красные кружки у каждого ученика.

        Ход игры. Учитель произносит гласный звук, учащиеся повторяют его вслед за учителем, поднимая

красный кружок и отодвигая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука).

При произнесении учителем согласного звука учащиеся поднимают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.

Найди место.

        Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

        Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из учеников.

        Ход игры. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Выигравшими считаются первые пять учеников, верно выполнивших работу.

Кто больше?

        Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

        Ход игры. Класс делится на группы по рядам или звеньям. согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики

 вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой-нибудь один Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.

Найди картинке ее домик.

        Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

        Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок и с кружками на одном домике — красного, на другом — синего цвета; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.

        Ход игры. У учителя на столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Ученики по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может выполняться как соревнование рядов.

Лото.

        Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

        Оборудование. Большие карточки лото, разделенные на три квадрата. В каждом квадрате написано слово, начинающееся с гласной или согласной буквы; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.

        Ход игры. Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квадратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.

        Примерный материал: 1) ложка, яблоко, пенал-, 2) яблоко, вилка, ослик; 3) ослик, ложка, апельсин; 4) апельсин, вилка, пенал; 5) ножик, арбуз, тарелка; 6) арбуз, апельсин, тарелка; 7) медведь, шапка, автобус; 8) шапка, яблоко, троллейбус; 9) заяц, автобус, медведь; 10) троллейбус, юла, заяц; 11) полка, катушка, дятел12) дятел, юла, полка; 13) катушка, автобус, собака;14) якорь, ежик, барабан; 15) собака, баран, якорь; 16) ежик, утюг, заяц.

20

Чей домик?

        Цель. Развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове, различать гласные и согласные.

        Оборудование. Два домика, белого и синего (красного) цвета в зависимости от того, с согласными (синий домик) или гласными (красный домик) работают дети; набор предметных картинок.

        Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет изображенный на ней предмет и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если звук есть, кладет в синий (красный) домик, если изучаемого звука в слове нет — в белый домик.

При правильном выполнении учебной и игровой задачи ребенок получает право вызвать к доске любого товарища по классу. Если задание выполнено неверно, исправляет его другой ученик по вызову учителя.

Каждой согласной свое место.

        Цель. Развитие умения узнавать слова по опорным буквам, звуко-буквенный анализ.

        Оборудование. Два-три столбика записанных на доске слов, в которых согласные буквы обозначены черточками; согласные буквы из разрезной азбуки над каждым столбиком.

        Ход игры. Ученики из каждого ряда (звена) по очереди, используя данные согласные буквы, вписывают их в схемы вместо пропущенных. Выигрывает тот ряд (звено), который первым закончит работу.

        Примерный   материал.

    р б н                       л п т                  к т р

-ы-а (рыба)           -и-а (липа)           -а-я (Катя)

-о-я (Боря)            -е-о (лето)            -у-ы (куры)

-е-о (небо)             -о-е (поле)           -о- (кот)

-а-я (баня)             -е-я (Петя)           -у-а (рука)

Звонкие и глухие согласные.

Глухой — звонкий.

        Цель. Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знания о парных звонких и глухих согласных.

        Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.

        Ход игры. Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой— синий, если звонкий — синий с красной окантовкой.

Наоборот.

        Цель. Развитие умения   дифференцировать   звонкие и глухие

согласные, правильно   произносить   их.

        Ход игры.

I  вариант. Учитель называет звонкий согласный — ученик называет парный глухой, или наоборот.

II  вариант. Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором — парные глухие (каждый ученик по одному звуку).

Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости (звонкости). В этом случае ученик за правильный ответ получает два очка вместо одного.

За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.

Игра с мячом.

        Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

        Оборудование. Мяч. Ход игры.

I  вариант. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

22

II  вариант. Учитель называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мяч учителю.

Игра оценивается по количеству правильных ответов в каждом ряду.

Комментарий для учителя. Эти игры, как и предыдущие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.

Тима и Дима.

        Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

        Ход игры. Класс делится на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого — Тима.

Командиры становятся лицом к своей команде. Учитель говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»

Далее учитель сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима — свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.

Учитель продолжает рассказ: Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.

Комментарий для учителя. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Веня — Феня, Клаша — Глаша.

Кто вернее и быстрее?

        Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.

        Ход игры. Класс делится на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Ученики каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из своей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает тот ряд, ученики которого более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактеризовали их  по звонкости   (глухости).

Лото.

        Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

        Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки — в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки.

        Ход игры. Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Ученики поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, выделить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.

Домино.

        Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

        Оборудование. Домино с картинками: ваза — кукла, кукла — флаг, флаг — гуси, гуси — дыня, дыня—туфли, туфли — сова, сова — бусы, бусы — заяц, заяц — пальто, пальто — жук, жук — шишка, шишка — пусто — в таком количестве, чтобы каждому ученику хватило по три штуки; наборное полотно.

        Ход игры. Учитель берет пластинку домино «ваза— кукла» и ставит его на наборное полотно. Остальные домино перемешиваются и раздаются по три штуки каждому ученику. Ученики ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Учитель спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове кукла начальный звук, определить его на звонкость или глухость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза — кукла, кукла — флаг». Теперь ученики ищут картинку «флаг» и т. д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ученик, у которого осталось на парте меньше пластинок домино.

Найди картинке ее домик.

        Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

        Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок, на одном кармашке синий квадрат, на другом — синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.

        Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.

        Комментарий для учителя. Если на уроке выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики прикрепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, символизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на

итоговом уроке по этой теме.

Магазин игрушек.

        Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

        Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.

        Ход игры. Учитель раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игрушки». Надо также объяснить, какой это звук — звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. Ученик берет ее на парту, чтобы на перемене поиграть.

Учитель следит за тем, чтобы все ученики правильно и отчетливо проговаривали слова.

Загадки.

        Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости (глухости).

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

(Бочка.)

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка.)

На потолке в уголке

Висит сито,

Не руками свито.

(Паутина.)

Перед ними синий пруд,

Хорошо им будет тут.

Прямо с ходу лезут в воду,

Лезут в воду — И плывут.

(Гуси.)

С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзшую землю

В шубу белую одел.

(Снег.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Горка.)

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел.)

Я с полями, с козырьком,

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и от холода.

(Панама, шляпа.)

27

Я на праздник с ним хожу,

Я в руке его держу.

Это верный мой дружок-

Красный маленький ...

(флажок).

Он признался ножу:-

 Без работы я лежу.

 Построгай меня, дружок,

 Чтобы я работать мог.

(Карандаш.)

Твёрдые и мягкие согласные.

        Все игры, описанные в разделе «Звонкие и глухие согласные», можно использовать при прохождении данной темы, подобрав соответствующий лексический материал и оборудование.

Загадки.

        Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твердые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.

Белый камушек растаял-

 На доске следы оставил.

(Мел.)

Пушистой маленькой хозяйке

Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

Сушеные грибы.

(Белка.)

Был сперва водой, потом

Прочным сделался мостом.

(Лед.)

Длиннохвостые крошки

 Боятся кошки.

(Мышка.)

За долиной на просторе

Он стоит зимою голый.

 Лето начинается-

 В зелень одевается.

(Лес.)

Его бьют, а он не плачет,

 Веселее только скачет.

(Мяч.)

Зверь забавный сшит

из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.

(Мишка.)



Предварительный просмотр:

СЛОГ.

Чудесный мешочек.

        Цель. Развитие умения делить слова на слоги.

        Оборудование. Мешочек   из   пестрой   ткани   с различными предметами, в названии которых два-три слога.

        Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.

Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.

Телеграф.

        Цель. Развитие умения делить слова на слоги.

        Ход игры.

I вариант. Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово учитель произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ученик самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ученик неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т. е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Ученик, правильно выполнивший задание или исправивший ошибку товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ученики, кто был мастером и у кого больше фишек.

II  вариант. Учитель говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать слова. Я не назову их, а только передам по телеграфу: отстучу количество слогов. Вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Назвавший сразу два-три слова становится телеграфистом или получает флажок (по договоренности).

Купи игрушку.

        Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

        Оборудование. Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики, пирамидка, матрешка, пушка.

        Ход игры. Учитель раскладывает игрушки на столе и предлагает ученикам «купить» те из них, в названии которых два слога. Ученик подходит к столу, выбирает игрушку, четко произносит слово по слогам. Если ответ правильный, ученик отставляет игрушку в сторону — она «куплена». После того как игрушки, в названиях которых два слога, «куплены», предлагается детям «покупать» игрушки, в названиях которых три слога.

        В конце игры учитель выясняет, почему никто не «купил» мяч и пирамидку.

        Комментарий для учителя. Для данной игры можно подбирать игрушки из наборов посуды, мебели. Вместо игрушек можно использовать картинки, изображающие предметы одежды, обуви и т. д. Соответственно изменяется и название игры.

Молчанка.

        Цель.   Развитие   умения   определять   количество

слогов в слове.

        Оборудование. Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.

        Ход игры. Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

Подбор слов может быть произвольным и тематическим.

Комментарий для учителя. Из числа учащихся выделяется «наблюдатель», который отмечает ошибки детей, насчитывая ряду штрафные очки.

Кто быстрее?

        Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

        Оборудование. Слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).

        Ход игры. Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своем столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает

очко. Дополнительные очки насчитываются   за   найденные у соперника ошибки.

Зоопарк.

        Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным "количеством слогов.

        Оборудование. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий — три слога); карточки с изображением животных и их названиями.

Ход игры. Учитель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

        Примерный материал. Слои, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Слог — шаг.

        Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.        

Ход игры.

I  вариант. Учитель дает каждому ученику задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!», «Сделай шаг вперед!»

Ученик должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.

II  вариант. Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Все ученики получают по одной картинке. Представитель каждого ряда с поднятой картинкой делает столько шагов, сколько слогов в слове.

Выигрывает тот ряд, кто больше названий картинок «прошагал» верно.

Кто уйдет дальше?

        Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

        Ход игры. Один из учеников выходит к доске и идет от нее к классу, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается знаком на полу. Учитель спрашивает школьников, кто может уйти дальше, и вызывает к доске желающего. Если ученик прошагал дальше, т. е. подобрал слово с большим количеством слогов, его остановка также отмечается. Если остановка оказалась ближе, чем у предыдущего ученика, ход не засчитывается. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.

Отгадайте, кого я называю?

        Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

        Ход игры. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после

чего должны встать Се-ре-жа, Ма-ри-на, Та-ма-ра и т. д.

Собери слова.

        Цель. Развитие умения составлять слова из слогов ; накопление в памяти слоговых образов.

        Оборудование. Карточки со слогами.

        Ход игры. Учитель пишет на доске слог ва и раздает по одной карточке каждому ученику. Ученики по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу так, чтобы получилось слово. В конце игры учитель предлагает записать в тетрадь запомнившиеся слова по слогам.

Выигрывает тот, кто правильно и больше всех записал слов.

        Примерный материал: тра, дро, ело, та, за, гон, со, ела, ели, бук, тык, еле, спра, и, хал, клюк.

Перевертыши.

        Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

        Оборудование. Карточки со слогами (4—6) у каждого ученика.

        Ход игры. Учитель называет по отдельности два слога. Ученики берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились.

        Примерный материал: сое, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.

Часы.

        Цель. Развитие умения составлять слова из слогов ; накопление в памяти слоговых образов.

        Оборудование. Круги с передвигающимися стрелками и с кармашками для слогов. Набор слоговых структур.

        Ход игры. К доске выходит один ученик и ставит

 «часовую» стрелку на любой слог. Второй ученик ставит «минутную» стрелку на другой слог так, чтобы вместе с первым они составили слово. И так до тех пор, пока не будут использованы в игре все слоги. Получившиеся слова можно записать в тетрадях по памяти, деля на слоги. Выигрывает тот, кто больше записал слов, не сделав ошибки.

Примерный материал: бак, тя, са, вет, тка, ош., ка, ни, ко; ба, мыш, ма, ка, ры, ран; за, но, ра, сое, ро, на, мок, ки.

Точка.

        Цель. Развитие умения быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.

Оборудование. Карточка со словом точка; карточки со слогами  кле, ни, лен, кис, кар, фор, кур, лас, кос, у, коф, шу, се,у каждого ученика по одной.

        Ход игры. Учитель предлагает детям добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово. Ученики прочитывают получившиеся слова: ве-точка, кле-точка, ни-точка, лен-точка, кис-точка, кар-точка, фор-точка, кур-точка, лас-точка, у-точка, коф-точка, шу-точка, се-точка.

Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который быстрее всех правильно составит слова.

Полслова за вами.

        Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

        Ход игры. Учитель, обращаясь к каждому ученику по порядку, произносит первый слог двусложного слова. Ученик должен закончить слово, назвав второй слог. Если он не может подобрать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает его товарищ. Назвав два и более слова, начинающихся данным слогом, он может ввести в игру любого из выбывших одноклассников. Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.

Цепочка.

        Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

        Ход игры. Дежурный записывает на доске слово окно по слогам. Далее ученики подбирают слово, которое начинается с последнего слога слова окно (но-ра), затем — новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма), и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

Потерянный слог.

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

        Ход игры. Учитель говорит: «Наташа и Вова составляли различные слова из двух слогов. Но когда они хотели показать эти слова детям, случилась беда: слоги упали и рассыпались. У Наташи остался первый слог ва, а у Вовы последний слог ка. Помогите им, дети! Какие слова составляли Наташа и Вова?»

Учащиеся составляют слова, подбирая к любому из данных слогов первый или последний слог. За каждое правильно названное слово ученик получает фишку. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек.

Найди ошибку.

        Цель. Развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги.

        Оборудование. Слова, записанные на доске в следующей разбивке: пар-ус, пар-та, пар-к, пар-ад, пар-а, пар-ник.

        Ход игры. Учитель говорит:   «Мальчик не знал правил деления слов на слоги, а ему нужно перенести слова парус, парта, парк, парад, пара, парник. Он отделил во всех словах первую часть пар, а вторую часть решил перенести. Правильно ли он сделал? Найдите ошибки». Правильный ответ оценивается красным кружком (флажком, звездочкой). Победитель выявляется по сумме полученных кружков.

Загадки.

        Цель. Развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги (или для переноса) слова-отгадки с последующей их записью в тетрадях.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим,

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

(Елка.)

Далеко мой стук

 Слышится вокруг.

 Червякам я враг,

 А деревьям друг.

(Дятел.)

Мой хвост не отличишь

от головы.

Меня всегда в земле

найдете вы.

(Червяк.)

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку

Полила за грядкой грядку.

(Лейка.)

С неба — звездой,

На ладошке — водой.

(Снег.)

Набита пухом,

Лежит под ухом.

(Подушка.)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам:

 Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом.

(Белка.)

Под березой иль под елкой

 Бродит кто-то весь в иголках.

Берегитесь ночью, мыши!

Он все видит, он все слышит.

(Ежик.)

Стоит Антошка —

Только шапка да ножка.

Дождик пройдет —

Антошка подрастет.

(Гриб.)

Что же это? Кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

(Дождь.)

Только дождик удалился,

В небе мостик появился,

Яркой выгнулся дугой,

Будто пояс золотой.

(Радуга.)

Не ворона, не синица

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку —

Раздалось в лесу «ку-ку!».

(Кукушка.)

Алфавит.

Алфавит.

        Цель. Закрепление знания алфавита. Оборудование. У каждого  ученика   по   одной-две карточки с буквами.

        Ход игры.  Учитель читает стихотворение:

           Буквы-значки, как бойцы на парад,

              В строгом порядке построены в ряд.

              Каждый в условленном месте стоит

И называется ... (алфавит).

Ученики угадывают последнее слово стихотворения. Затем они называют признаки, по которым узнали алфавит. Учитель предлагает вспомнить порядок букв в алфавите и расставить их на наборном полотне. Ученики выходят к доске, когда подходит очередь тех букв, которые они имеют. Карточка с буквой ставится на наборное полотно. Когда все буквы выставлены, школьники хором читают алфавит. Выигрывают все, вовремя вышедшие с буквой к доске.

Тридцать три богатыря.

        Цель. Закрепление знания алфавита.

        Оборудование. Штрафные карточки.

        Ход игры. Учитель предлагает классу загадку:

На странице букваря

     Тридцать три богатыря.

 Мудрецов-богатырей

      Знает каждый грамотей.

Учащиеся называют отгадку и признаки, по которым они узнали алфавит. Далее учитель предлагает назвать буквы алфавита и

сосчитать их. Для подсчета называемых букв назначается ученик-контролер. Остальные ребята по порядку называют буквы алфавита. Если кто-то не может быстро назвать следующую по алфавиту

букву или называет не ту букву, он получает штрафную карточку. Эта карточка означает, что ученик должен повторить алфавит и рассказать его командиру звездочки во внеурочное время.

Кто быстрее?

        Цель. Закрепление знания алфавита, его практическое применение.

        Оборудование. Две-три стопки книг в зависимости от рядов в классе.

        Ход игры. Каждому ряду дается одинаковое количество книг. Объясняется суть задания: разложить книги так, чтобы фамилии авторов располагались по алфавиту. Учащиеся по очереди (представители всех рядов) выбирают книги из своей стопки и

раскладывают их по алфавиту на столе или на специальной подставке. Выполнение задания проверяется коллективно. Выигрывает тот ряд, который первый выполнил работу без ошибок.

Кто за кем?

        Цель. Закрепление знания алфавита, его практическое применение.

Оборудование. Классная касса букв, в кармашках которой карточки с заглавными буквами.

        Ход игры. Каждый ученик называет свою фамилию, определяет, на какую букву она начинается, подходит к кассе и берет карточку с соответствующей буквой. Если встречаются две фамилии на одну букву, учитель помогает определить, чья фамилия будет первой. Когда все ученики возьмут карточки, учитель предлагает им построиться в шеренгу по алфавиту. Правильность построения проверяется по классному журналу. Выигрывают те, кто правильно определил свое место в шеренге.

Словарь — наш друг.

        Цель. Закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

        Оборудование. Школьный орфографический словарь, карточки с буквами.

        Ход игры.

         Каждый ученик получает карточку с буквой. Предлагается всем найти в словаре слова, начинающиеся с данной буквы, и четыре-пять из них выписать в тетрадь.

Выигрывает тот, кто быстро, правильно, красиво выполнил задание и сумел объяснить значение выписанных слов. Первые пять учеников получают отличную оценку.

Азбука в картинках.

        Цель. Практическое употребление знания алфавита; активизация словаря учащихся.

Оборудование. Азбука в картинках с пропусками на месте некоторых картинок и букв; набор фишек.

        Ход игры. Учитель показывает ребятам незаконченное пособие и просит помочь в изготовлении азбуки в картинках для первоклассников. Для этого в пустых окошках надо написать или наклеить готовые буквы, нарисовать или вырезать и наклеить соответствующие картинки. На уроке проводится подготовка к изготовлению пособия. Ученики должны назвать пропущенные буквы и предложить к ним интересные картинки. Правильные ответы оцениваются фишками. Победитель определяется по количеству полученных фишек.

        Комментарий для учителя. На уроках труда или во внеурочное время дети под руководством учителя или воспитателя заканчивают изготовление азбуки в картинках и передают пособие в первый класс.

Танины игрушки, или делай, как Таня.

        Цель. Закрепление знания алфавита; выделение первого звука в слове.

        Оборудование. Игрушки: кукла, мяч, утка, ведерко, барабан, ежик, обруч, юла, шары, зайка, лодка, ружье, пирамида, совок, гармошка, дудочка. (Возможна замена игрушек предметными картинками.)

        Ход игры. Учитель говорит: «Жила-была девочка Таня. У нее было много игрушек. Играть Таня любила, а порядок наводить не умела. Когда девочка ложилась спать, игрушки начинали ссориться: кому с кем на полке стоять. Наконец им это надоело и решили они уйти от Тани. Испугалась девочка и обещала игрушкам, что всегда будет убирать их на место. А чтобы не забыть, где чье место, Таня расставила игрушки на полке в порядке алфавита. Сделайте, ребята, и вы так же, как Таня».

        Ученик выходит к доске, берет игрушку, с которой надо начать, называет ее, определяет первую букву и ставит на место. Если игрушка выбрана неверно, ученик садится на место без поощрения. Игру продолжает другой ученик.

        Комментарий для учителя. Игру можно усложнить: ребята называют дополнительно игрушки, которых нет у Тани, и указывают их место среди других.



Предварительный просмотр:

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Лото.

        Цель. Развитие фонематического слуха; умение определять в слове последний согласный по твердости и мягкости.

        Оборудование. У каждого ученика карточки лото с буквами в шести квадратиках; пять фишек.

Н

НЬ

РЬ

Л  

ЛЬ

Р

        

        Ход игры. Учитель называет слова с мягким и твердым согласным на конце. Учащиеся закрывают соответствующие квадратики. После того как карточка лото (кроме одного квадрата) закрыта фишками, учащиеся вспоминают, какие слова названы учителем, определяют, какой квадратик не нужно было закрывать. Называются победители, т. е. те, кто правильно закрыл пять квадратиков.

Примерный материал. Пень, пыль, сухарь, комар, пенал, кран.

Найди картинке место.

Цель. Развитие фонематического слуха; умение определять в слове последний согласный по твердости-мягкости.  

Оборудование. В каждом ряду карточка лото с твердыми и мягкими согласными в квадратиках и набор предметных картинок с конечным твердым или мягким согласным в их названии. (У каждого ученика по одной картинке.)

Ход игры. По команде учащиеся берут каждый свою картинку и кладут ее на квадратик с буквой (или буквами, например пъ), соответствующей конечному согласному в названии картинки. При этом каждый ученик имеет право переложить любую картинку на карточке лото своего ряда, если считает, что место ей выбрано неправильно.

Выигрывает ряд, который быстрее закончил работу и правильно ее выполнил.

Пять названий.

Цель. Закрепление написания слов с мягким знаком; развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные.

Оборудование. Таблица с изображением животных.

Ход игры. Учащиеся называют животных, затем записывают в тетрадь только пять из этих названий. Слова нужно выбрать такие, в которых звуков меньше, чем букв (только те, что оканчиваются на мягкий согласный).

Представители каждого ряда проверяют правильность выполнения правил игры рядом-соперником. Правильное выполнение поощряется индивидуальным игровым жетоном. Выигрывает ряд, получивший больше жетонов.

        Примерный материал. Лось, волк, хорь, слон, крот, олень, рысь, лев, медведь, тигр, гусь, конь, лань, носорог.

Заполни квадраты.

        Цель. Активизация словаря учащихся; развитие умения писать слова с ь на конце.

        Оборудование. Прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки картинка.

        Ход игры. Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу ученики, сидящие на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строчки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т. д. Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который проверяет ее, исправляет ошибки и передает учителю. Очки начисляются: за каждое верно написанное слово — по одному очку, за безошибочную работу представителя (либо исправившего, либо подтвердившего правильность заполнения карточки) — два очка, 5а выполнение работы первыми — одно очко.

Ромашка.

        Цель. Закрепление умения объяснить орфограмму.

        Оборудование. Ромашка, сделанная из цветной бумаги и картона. С обратной стороны лепестков приклеены предметные картинки,   в названиях  которых пишется мягкий знак (на конце и в середине слова). Лепестки легко отрываются.

        Ход игры. Ромашка прикрепляется к доске. Ученики по порядку выходят к доске, отрывают один лепесток ромашки, называют картинку, проговаривают слово по слогам и объясняют орфограмму.

При правильном выполнении задания ответивший ученик забирает лепесток к себе на парту. Выигрывает тот ряд, у которого больше лепестков.

Укрась елку.

Цель. Закрепление умения объяснить орфограмму.

        Оборудование. Две синтетические объемные или картонные плоские елки; елочные игрушки (два комплекта), сделанные ребятами на уроках труда из бумаги, картона, ниток, пластилина, природного материала:  гусь,   конь,   рысь,   олень,   карась,   медведь, морковь,    фасоль,    будильник,    сосулька,    апельсин, мальчик, кровать.

        Ход игры. Ученики по порядку от каждой из двух команд выходят, берут со стола игрушку, называют ее и объясняют, после какой согласной пишется мягкий знак в данном слове. Если объяснение верное, ученик вешает игрушку на елку. Выигрывает команда, первой украсившая елку.

Сажаем деревца.

        Цель. Активизация словаря на изучаемое правило.

        Оборудование. У каждого ряда наборное полотно и плоские фигурки елочек (можно использовать для этого счетный материал).

        Ход игры. Учитель объявляет условия игры: «Чтобы посадить деревце, нужно назвать слово, которое пишется с мягким знаком». Сидящий впереди ученик первого ряда называет слово, выделяет мягкий согласный и ставит фигурку елочки на наборное полотно своей команды. Затем идет первый ученик второго ряда, затем — третьего. Дальше работу продолжают ребята, сидящие за второй партой каждого ряда, и т. д. Если ученик затрудняется назвать слово, команда пропускает свой ход. Игра продолжается до заранее назначенного времени или до тех пор, пока не ответят все желающие в порядке очереди. Выигрывает ряд, «посадивший» больше елочек.

Выйди на крылечко — назови словечко.

        Цель. Активизация словаря на изучаемое правило.

        Оборудование. Карточки с парами букв: рь, съ, тъ, нь, ль.

        Ход игры. Ведущий показывает всем по порядку одну и ту же карточку и предлагает: «Выйди на крылечко— назови словечко».

Ученик встает и называет слово с требуемой орфограммой. Если ребенок не смог назвать слово, он «не выходит на крылечко», т. е. садится на место, а ведущий предлагает назвать слово со следующей парой букв представителю другого ряда.

Игра продолжается до тех пор, пока за партой не останется сидящим ни одного ученика. Если же в игре окажутся ребята, не сумевшие назвать ни одного слова, тогда можно подвести итоги игры по рядам. Выигрывает ряд, у которого осталось меньше сидящих учеников.

Фанты.

        Цель. Расширение круга слов на изучаемое правило; отработка умения объяснить их написание.

        Оборудование. Коробка с фантами; набор карточек с краткими определениями различных предметов или явлений.

        Ход игры. Класс делится на две команды. Учитель предлагает одной из них карточку с выражением, которое нужно заменить словом, содержащим изучаемую орфограмму. Если   слово   найдено   и   правильно

объяснено, отвечающий берет из коробки фант. Если первая команда не может дать правильного ответа, учитель обращается с той же карточкой к ее соперникам и за правильный ответ награждает их фантом. Право же первой команды на очередной ответ не теряется. По окончании игры производится подсчет фантов и выявляется победитель.

        Комментарий для учителя. Право оценивать ответы можно предоставить противоположной команде. Если соперники дали ошибочную оценку, они возвращают в коробку один фант.

        Примерный материал.

Часть растения под землей. (Корень.)

Часть лестницы, на которую ставят ногу. (Ступенька.)

Рабочий, который делает металлические изделия. (Токарь.)

Кусок ткани, которым покрывают стол. (Скатерть.)

Число, большее шести, но меньшее восьми. (Семь.)

Первый месяц года. (Январь.)

Домашнее животное, на котором ездят или возят что-нибудь. (Лошадь.)

Площадка со ступеньками перед входом в дом. (Крыльцо.)

Широкая аллея в середине улицы. (Бульвар.)

Часть суток. (День.)

Хвойное дерево с короткими иглами. (Ель.)

Урок физических упражнений. (Физкультура.)

Полминутки для шутки.

        Цель. Закрепление правил переноса слов с мягким знаком.

         Оборудование. Таблички со словами конька, пеньки, деньки, угольки, петельки, капельки и разные варианты (по сказке) деления слова угольки для переноса.

        Ход игры. Учитель читает сказку. По мере чтения он выставляет на наборное полотно таблички со словами. После каждой просьбы Мягкого знака учитель прерывает чтение и предлагает детям прокомментировать просьбу, а затем читает сказку дальше.

Выслушав сказку, учащиеся убирают все таблички с неправильными вариантами переноса, записывают в тетрадь слова, оставшиеся на доске, делят их на слоги для переноса.

В процессе ответов на вопросы учащиеся поощряются игровыми фишками.

Просьба Мягкого знака. (Сказка.)

        Мягкий знак дружит с разными буквами. В словах коньки, пенька, деньки он стоит за буквой н. В словах угольки, петельки, капельки перед ним буква л. А вот буква к всегда становится только за ним. Он пробовал вставать после нее, но буква к не разрешает. Мягкий знак не стал спорить. Он был доволен, что

стоит между такими интересными буквами.

—   Вот и прекрасно,— рассуждал Мягкий знак.— Будем жить всегда вместе и никогда не расставаться.

Стала однажды девочка писать эти слова в тетради. Написала коньки, пеньки, деньки и стала писать слово угольки. Да вот беда — не помещается на строке слово. Что делать? Надо перекосить. Девочка разбила слово на слоги у-голъ-ки и решила перенести так: уголъ-ки.

Мягкий знак забеспокоился, заволновался — не хотелось ему расставаться с буквой к.

—   Девочка, милая,— просит он,— а ты перенеси по-другому, не разлучай меня с буквой к.

—   А как по-другому? — спрашивает девочка.

—   У-гольки.

—   Не могу, так нельзя! Правила у нас строгие, не разрешают,— говорит девочка.

—   Тогда угольк-и,— снова просит Мягкий знак.

—   И так нельзя. Получается совсем не по правилам.

—   Ну, тогда оставь меня с буквой к и перенеси угол-ъки.

—   Что ты, что ты! Разве так можно? — воскликнула девочка.— Ты совсем не знаешь правил.

Так и пришлось Мягкому знаку расстаться со своей подружкой, буквой к.

        Девочка перенесла слово по всем правилам.

Игротека.

        Цель. Развитие словаря учащихся; закрепление правописания слов е мягким знаком.

        Оборудование. Различные фигуры, разделенные на квадраты.

        Ход игры. Игра проводится либо индивидуально, либо коллективно. В первом случае каждый ученик получает листок с

кроссвордом и отгадывает его, вписывая карандашом пропущенные буквы. Первые пять учеников, правильно заполнившие клетки, получают оценку «5». Задание индивидуализируется в зависимости от возможностей школьников.

Если игра идет коллективно, в виде соревнования по рядам, все команды поочередно заполняют на доске одинаковое число строк.

1. В клетки вписать слова, которые обозначают названия: южного дерева (пальма), танца (полька), мелкой рыбки (килька), одежды (пальто), части руки (пальцы), дороги для поездов, трамваев (рельсы).

П

л

ь

П

л

ь

К

л

ь

П

л

ь

Л

л

ь

Р

л

ь

2. В клетки вписать слова, которые обозначают названия: части суток (день), летнего месяца (июнь), домашнего животного (конь), рыбы (окунь), дикого животного с рогами (олень), времени года (осень).

н

ь

н

ь

н

ь

н

ь

н

ь

н

ь

3. Начинай с буквы с.

1.  Покрывало на стол.

2.  Куст с сильно пахнущими цветами,

3.  Чтобы поймать одну рыбку, нужна   удочка,   а чтобы поймать сразу много рыбы, нужна ....

4.   Комната, в которой только спят.

5.   Что отдельно   не   едят,   но   всегда   добавляют в пищу?

8

4. начни с буквы к.

1. Площадка со ступеньками перед входом в дом.

2. Третье блюдо за обедом.

3.Доиашнее животное.

4.Льётся речка – мы лежим.

   Лёд на речке – мы бежим.

5.День прошёл, пора уж спать.

   В спальне ждёт меня ……….

(Крыльцо, кисель, конь, коньки, кровать)

32

5. Начни с буквы п.

1Меня в лесу оставили,

  Весь век торчать заставили,

  В шапке снежной я зимой,

  Летом с бритой головой.

2. Слово, противоположное по значению слову вред.

3. Я домик, но только совсем безэтажный.

   Я тонкий, некрашеный домик бумажный.

   Живут там приветы, ответы ,вопросы.

   Но внутрь никого не пускают без спроса.

4. Школьная сумка.

5.Вместе братцы лезут драться,

    Вместе мыться и плескаться.

    Вот такие «пять да пять». Угадайте, как их звать.

6. Верхняя тёплая одежда.

7. Что стоит в конце страницы,

   Украшая всю тетрадь?

   Чем вы можете гордиться ?

   Только лишь оценкой ……

( Пень, польза, письмо, портфель, пальцы, пальто, пять)47

6. Начни с буквы м.

1.Ходит дворник с метлой,

   Подметает снега –

   Запылил белой мглой

   И поля и луга

2. Овощ.

3. Она – девочка, он - …..

4. Кто в лесу глухом живёт,

    Неуклюжий, косолапый.

    Летом ест клубнику, мёд.

    А зимой сосёт он лапу.

5. Стол, стул, шкаф, кровать – это….

 (Метель, морковь, мальчик, медведь, мебель.)

43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...

Занимательный дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Презентация к работе "Занимательный дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"...

Занимательно о русском языке. Дидактический материал. 1-2 класс.

Данная подборка заданий может использоваться на уроках, на занятиях по внеурочной деятельности, при проведении олимпиад по русскому языку....

Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...

Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...

Учимся писать без ошибок. Занимательный русский язык для весёлых девочек и мальчиков (дидактический материал).

Учимся писать без ошибок. Занимательный русский язык для весёлых девочек и мальчиков (дидактический материал)....

Правописание словарных слов. Занимательный русский язык для весёлых девочек и мальчиков (дидактический материал).

Правописание словарных слов. Занимательный русский язык для весёлых девочек и мальчиков (дидактический материал)....