Памятка по русскому языку. Работа над ошибками.
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Памятка для начальной школы по русскому языку. Для выполнения работы над ошибками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_russkomu_yazyku.doc | 344 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка
по русскому языку
Список орфограмм
- Большая буква. Точка в конце предложения.
- Пропуск, замена, искажение букв.
- Деление на слоги.
- Перенос слова.
- Мягкий знак (ь) – показатель мягкости.
- Гласные после шипящих в буквосочетаниях: ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ
- Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, ЩН.
- Ударение.
- Безударный гласный.
- Словарные слова.
- Суффиксы –ек-, -ик-; –онок-, -ёнок-
- Парные звонкие и глухие согласные.
- Большая буква в именах собственных.
- Большая буква в кличках животных.
- Большая буква в географических названиях.
- Разделительный мягкий знак (Ь).
- Разделительный твёрдый знак (Ъ).
- Двойные согласные.
- Предложение повествовательное, побудительное, вопросительное.
- Разбор предложения.
- Состав слова.
- Сложные слова.
- Непроизносимые согласные.
- Правописание приставок со словом (слитно).
- Правописание предлога (раздельно).
- Мягкий знак (Ь) на конце слов после шипящих.
- «НЕ» с глаголами.
- Разбор предложения по частям речи.
- Знаки препинания при однородных членах предложения.
- Безударные падежные окончания в именах существительных.
- Безударные окончания в именах прилагательных.
- Мягкий знак (Ь) на конце глаголов 2 го лица, ед. числа, наст. вр.
- Правописание безударных личных и родовых окончаний глаголов.
- Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов.
Правила работы с памяткой
- Определи, на какую орфограмму у тебя допущена ошибка.
- Найди свою орфограмму в списке орфограмм.
- Открой страницу с данной орфограммой.
- Вспомни правило и сделай работу над соей ошибкой по образцу.
- Большая буква. Точка в конце
предложения.
Перепиши предложение, придумай и напиши еще одно предложение, подчеркни в нем заглавную букву
Образец: Мальчики играли во дворе.
- Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Раздели его на слоги. Подчеркни в нём орфограмму.
Образец: книга
- Деление на слоги.
Выпиши слово. Обозначь гласные и раздели слово на слоги.
Образец: учитель
- Перенос слова.
Выпиши слово, разделяя его для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
Образец: оси – на.
- Мягкий знак (ь) – показатель
мягкости.
Выпиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Образец: ель, пальто.
- Гласные после шипящих в буквосочетаниях: ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Образец: малыши, камыши, машины
ежи, ужи, ножи
чаша, чайка, час
- Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, ЩН.
Напиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЩ, ЩН пишутся без мягкого знака.
Образец: ночка, дочка, свечка.
- Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно ударение.
Образец: алфавит.
- Безударный гласный.
Выпиши слово. Определи, в какой части слова эта безударная гласная. Выбери способ проверки.
Орфограмма | Способ проверки | Образец записи |
Безударный гласный в корне слова | Выпиши слово. Измени форму слова или подбери однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стоял под ударением. | р..ка – реки - река |
Безударный гласный в приставке | Выпиши слово. Выдели корень и приставку. Вспомни, какие приставки пишутся с гласной «а», а какие с гласной «о». Запиши еще 2 слова с этой приставкой. | побежал, по - летел, поехал |
- Словарные слова.
Посмотри в словарик. Напиши слово пять раз и запомни, как оно пишется . Подчеркни орфограмму.
Образец: ребята, ребята, ребята, ребята, ребята.
- Суффиксы –ек-, -ик-; –онок-, -ёнок-
- Суффиксы –ек-, -ик-.
Измени форму слова. Если гласная из суффикса «убежала», пиши суффикс –ек-. Если не «убежала» - суффикс –ик-. Выпиши слово правильно. Выдели суффиксы, подчеркни орфограмму.
Образец: стол…к – столика – столик
молоточ…к – молоточка – молоточек
- Суффиксы –онок-, -ёнок-.
Обрати внимание на последний согласный корня. Если согласный мягкий, пишется суффикс –ёнок-. Если согласный твердый или [ч] – пишется суффикс –онок-. Выпиши слово правильно. Выдели суффикс. Подчеркни орфограмму.
Образец: мышонок
- Парные звонкие и глухие согласные.
Подбери проверочное слово и запиши. Рядом выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Напиши еще 2 слова на это же правило.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными или сонорными согласными.
Образец: морозы – мороз, ягода – ягодка, зубы – зуб.
- Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии пишутся с заглавной буквы.
Образец: Илья, Лена, Андрей.
- Большая буква в кличках животных.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Клички животных пишутся с заглавной буквы.
Образец: Мурка, Дружок, Зорька.
- Большая буква в географических названиях.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Географические названия (названия стран, городов, деревень, улиц, рек и т.д.) пишутся с заглавной буквы.
Образец: Москва, Волга, Россия.
- Разделительный мягкий знак (Ь).
Выпиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму.
Запомни! Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.
Образец: вьюг, семья, соловьи.
- Разделительный твёрдый знак (Ъ).
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Запомни! Разделительный ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Образец: Подъём, съезд, объявление.
- Удвоенные согласные.
Выпиши слово правильно. Запиши его 5 раз и запомни. Подчеркни удвоенную согласную.
Образец: группа, группа, группа, группа, группа.
- Предложение повествовательное, побудительное, вопросительное.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение, такое же по цели высказывания и запиши. Подчеркни знак препинания в конце предложения.
Образец: Слава нашей Родине! Слава миру и труду!
- Разбор предложения.
Выпиши предложение. Разбери его по членам предложения. Выпиши словосочетания.
Образец: Седые туманы плывут к облакам.
Туманы (какие?) седые, плывут (куда?) к облакам.
- Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Образец: поездк а
- Сложные слова.
Выпиши слово правильно. Выдели корни слова. Подчеркни орфограмму.
Запомни! В словах с двумя корнями пишутся соединительные гласные о, е.
Образец: самолет.
- Непроизносимые согласные.
Подбери и запиши проверочное слово. Рядом выпиши свое слово. Придумай и запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
Образец: звезда – звездный, чудесен – чудесный, празден – праздник.
- Правописание приставок со словом (слитно).
Выпиши слово правильно. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с другими приставками. Выдели приставки.
Запомни! Приставка - это часть сова. Она пишется слитно со словом.
Образец: заехал, уехал, переехал.
- Правописание предлога (раздельно).
- Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Выдели орфограмму.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Образец: к берегу – к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
- Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.
Образец: к нему, за ней, у меня.
- Мягкий знак (Ь) на конце слов после шипящих.
Определи род имени существительного. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.
Образец: м.р. – луч, товарищ, шалаш
ж.р. – ночь, мощь, тишь
- «НЕ» с глаголами.
Выпиши глагол с «не». Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
Образец: не пришёл, не выучил, не знал.
- Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение правильно. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
пр. сущ. гл. прил. сущ.
Образец: В лесу запели звонкие птицы.
- Знаки препинания при однородных членах предложения.
Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены.
Образец: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
- Безударные падежные окончания в именах существительных.
Определи склонение и падеж имени существительного. Вспомни окончание в этом склонении и падеже. Напиши слово правильно. Проверь окончание с помощью слова-помощника. Выдели орфограмму.
Запомни!
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р.п. | -и | -и | |
Д.п. | -е | -и | |
П.п. | -е | -е | -и |
Образец: в доме – 1 скл., П.п.
- Безударные окончания в именах прилагательных.
Орфограмма | Способ проверки | Образец записи |
Правописание родовых окончаний имени прилагательного | Задай от существительного вопрос к прилагательному. Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму. Запомни! М.р. (он какой?) -ой, -ый, -ий Ж.р. (она какая?) -ая, -яя Ср.р. (оно какое?) -ое, -ее | платье (какое?) синее , окно (какое?) светлое, облако (какое?) белое |
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | Поставь от существительного вопрос к прилагательному. Определи число, род и падеж прилагательного по существительному. Напиши слово правильно. Выдели орфограмму. | К лесу (какому?) синему – ед.ч., м.р., Д.п. |
- Мягкий знак (Ь) на конце глаголов 2 го лица, ед. числа, наст. вр.
Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак.
Образец: бежишь, идешь, ждешь.
- Правописание безударных личных и родовых окончаний глаголов.
- Личные окончания глаголов.
Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед –ТЬ или -ТИ. Определи спряжение глагола. Назови гласную, которую следует писать в этом спряжении. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.
Запомни! У глаголов I спряжения в окончании гласные е, у, ю.
У глаголов I I спряжения в окончании гласные и, а, я.
Образец: таять (I спр.) – тает
- Родовые окончания и окончания множественного числа глаголов.
Определи род глагола по роду и множественной форме местоимения (она, оно, они). Выпиши глагол. Обозначь орфограмму.
Образец: (пение– оно) слышалось.
- Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов.
Задай к глаголу вопрос. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.
Запомни! Если вопрос к глаголу заканчивается на –ТЬ, то в глаголе пишется –ТЬСЯ.
Образец: (что делать?) двигаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по русскому языку "Работа над ошибками".
Перечень орфограмм,изучаемых в начальной школе....
Памятки по русскому языку. Работа над ошибками.
Памятки по русскому языку для 1-4 классов....
Памятка по русскому языку "Работа над ошибками"
Памятка по русскому языку "Работа над ошибками"...
Памятка по русскому языку (работа над ошибками).
Памятка для работы над ошибками по русскому языку в 3 - 4 классе....
Памятка по русскому языку "Работа над ошибками"
Памятка по работе над ошибками в начальной школе....
Памятка по русскому языку "Работа над ошибками"
Даны рекомендации и образцы исправления ошибок по русскому языку...
Памятка по русскому языку. Работа над ошибками.
Работа над ошибками по русскому языку для обучающихся 4 класса....