Памятка по русскому языку "Работа над ошибками"
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) по теме
Памятка по работе над ошибками в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над ошибками по русскому языку
- Большая буква в начале предложения.
Запомни! Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Делай так :Выпиши предложение правильно. Подумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Из – за тучки выглянуло яркое солнышко. Дети рады .
- Пропуск буквы. Замена буквы.
Делай так : Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: машина, урок.
- Слог
Запомни! Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
Делай так: у-уе-ник - 3 слога.
- Перенос слова.
Запомни! При переносе одну букву нельзя переносить на строку.
Делай так: озе - ро.
- Мягкий знак (ь), обозначающий мягкость согласных.
Делай так: Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например : конь, мель, пень.
- Гласные после шипящих.
Запомни! жИ – шИ, чА – щА, чУ – Щу.
Делай так: Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни сочетание.
Например :лужи, машина.
- Сочетания чк, чн, нщ, щн, рщ, рч.
Запомни! В сочетаниях, чк, чн… мягкий знак (ь) не пишется.
Делай так : Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например : ночка, ночной.
- Ударение.
Делай так : Выпиши слово. Поставь в них правильно знак ударения.
Например: алфавит, портфель.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. (а, о, е, и, я)
Запомни! Безударную гласную в корне слова проверяют путём подбора однокоренного слова или изменением слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Делай так : Выпиши слово. Поставь ударение Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Например: вода -воды, грибы - гриб, тяжёлый - тяжесть.
- Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Делай так : Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например : воробей, воробей, воробей, воробушек, воробьиный
- Парные звонкие и глухие согласные. (б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с )
Запомни! Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо слово изменить так, чтобы после согласной, стоял гласный звук или звук н.
Делай так: Запиши правильно слово, в котором допущена ошибка. Проверь согласную.
Например: дождь - дожди, мороз – морозный
- Большая буква в имени собственном.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, название рек, морей, городов, клички животных пишутся с большой буквы.
Делай так: Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например : Александр Иванов,река Кабанка , п. Каменский.
- Разделительный мягкий знак (ь)
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я,И.
Делай так: Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак и гласную букву.
Например: вьюга,семья , соловьи.
- Двойные согласные в слове.
Делай так: Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, групп – па, групповой, подгруппа.
- Знаки препинания в конце предложения.(. ? ! …).
Делай так: Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Как прекрасен этот мир!
- Разбор предложения.
Делай так: Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения.
Например : Седые туманы плывут к облакам.
Что? Туманы – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.
Туманы что делают? Плывут – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.
- Состав слова.
Делай так: Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши два однокоренных слова.
Например: находка, ходить.
- Правописание предлога со словом.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Делай так: Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи , что предлог со словом пишется отдельно.
Например: к берегу, к (какому?)берегу, к (крутому)берегу.
- Разделительный твёрдый знак(Ъ)
Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется после приставки перед гласными Е, Ё, Ю,Я.
Делай так: Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву, выдели приставку.
Например: съезд, подъём, объявление
- Непроизносимые согласные в корне.
Запомни! Если слышится в середине слова СН, ЗН, СЛ нужно изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный произносился отчётливо. Запомни: лесТница, празДник, чуВство.
СН без Т: ужасный, опасный, прекрасный, вкусный, напрасный, ясный, интересный
Делай так: Выпиши слово правильно, напиши проверочное слово.
Например: Грустный – грусть, поздно – опоздать, ужасный – ужас,
опасный – опасаться.
- Правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-
Запомни! Нужно поставить слово во множественное число, если есть -ик-, то пишется –ЕК- если нет, то –ИК-
Делай так: Выпиши слово правильно, напиши проверочное слово.
Например: замочек – замочки, ключик – ключики
- Правописание безударных окончаний имен существительных
Запомни! Чтобы правильно написать безударное окончание существительных, нужно определить в слове склонение, падеж, и написать правильное окончание. Можно проверить проверочными словами с ударными окончаниями.(1 скл. – рука, 2 скл – плечо, 3 скл. - грудь)
- Три склонения им. существительных:
1 склонение | М.р. Ж.р. | -а, -я. | Дядя, папа, мама, тётя (рука) |
2 склонение | М.р. Ср.р | --- -о, -е | Слон_, конь_ Поле, окно (плечо) |
3 склонение | Ж.р. | ь | Ночь Степь(грудь) |
- Определи падеж:
Падеж | Вспомогательное слово | Падежный вопрос | Смысловой вопрос | Предлоги |
Им. п. | (есть) | Кто? Что? | ||
Р. п. | (нет) | Кого? Чего? | Откуда? Куда? Где? | без, у, от, до, с, из, около, возле, подле |
Д. п | (дать) | Кому? Чему? | Куда? Где? | к, по |
В. п. | (вижу) | Кого? Что? | Куда? Где? | на, за, |
Т. п. | (доволен) | Кем? Чем? | Куда? Где? | |
П. п. | (говорить о..) | Оком? О чём? | Где? |
- По падежу и склонению напиши правильное окончание
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р. п. | -И(нет рекИ) | -И(нет грудИ) | |
Д. п. | -Е(дать рекЕ) | -И(дать грудИ) | |
П. п. | -Е(говорить о рекЕ) | -Е(говорю о плечЕ) | -И(говорю о грудИ) |
Делай так: Выпиши слово правильно, определи склонение, падеж, правильно напиши окончание.
Например: у дорогИ(1 скл,Р.п. можно проверить : у рукИ, окончание И);
В озерЕ (2 скл, П.п. можно проверить : в плечЕ, окончание Е);
Для матерИ (3скл, Р.п. можно сказать : для грудИ, окончание И)
- Правописание безударных окончаний имен прилагательных
Делай так:
1. Найди существительное, с которым данное прилагательное связано по смыслу,.
2. От этого существительного задай вопрос к прилагательному.
3. Выдели в вопросительном слове окончание.
4. Пиши в прилагательном такое же окончание.
5. У прилагательных Р. п. и В. п., м. р., ед. ч., окончание -ОГО, -ЕГО
У прилагательных Р. п., ср. р., ед. ч., окончание -ОГО, - ЕГО
Например: Неохотно взошло грустное солнышко осеннего дня.
солнышко (какОЕ?) грустнОЕ ;
дня (какОГО?) осеннЕГО
- Изменение глагола по лицам.
Лицо | Ед.ч. | Мн.ч. |
1 л. | Я (пишу) | МЫ (шишем) |
2 л. | ТЫ (пишешь) | ВЫ (пишите) |
3 л. | ОН, ОНА, ОНО (пишет) | ОНИ (пишут) |
- Время глагола.
Настоящее время | Что делает? | Учит, поёт, играет, красит |
Прошедшее время | Что делал(-а, -о)? Что сделал( -а, -о)? | Играл ( -а, -о) Выучил ( -а, -о) |
Будущее время | Что будет делать? Что сделает? | Будет играть поиграет |
- Неопределённая форма глагола.(инфинитив)
Что делать? Гулять, одеваться, идти, беречь;
Что сделать? Погулять, одеться, прийти, поберечь
- Спряжение глаголов
- Поставить глагол в Неопределённую форму(что делать?, что сделать), ЕСЛИ:
I спр. -Е(ед.ч.) -ут, -ют(мн.ч.) | II спр. -И(ед.ч.) -ат, -ят (мн.ч.) |
БрИТЬ, стелИТЬ -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЫТЬ,- ЕТЬ, - ТИ, -ТЬ, -ЯТЬ, -ЧЬ БорОТЬся (борЕТся, борЮТся) лаЯТЬ (лаЕТ, лаЮТ) сеЯТЬ (сеЯТ, сеЮТ) веЯТЬ (веЕТ, веЮТ) таЯТЬ (таЕТ, таЮТ) | 1)Все на –ИТЬ, (кроме брить, стелить) 2) 4 гл. на –АТЬ: слышаАТЬ, дышАТЬ, держАТЬ, гнАТЬ 3) 7 гл. на –ЕТЬ: терпЕТЬ, верТЕТЬ, обидЕТЬ, зависЕТЬ, ненавидЕТЬ, смотрЕТЬ, видЕТЬ 4)клеИТЬ (клеИТ, клеЯТ) |
Делай так: читаЕМ (читАТЬ Iспр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по русскому языку "Работа над ошибками".
Перечень орфограмм,изучаемых в начальной школе....
Памятка по русскому языку: "Как надо проводить работу над ошибками?".
Эта памятка для учеников начальной школы по русскому языку. В ней указаны основные изученные правила. Ребёнку по ней не трудно классифицировать свои допущенные ошибки....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-64527-1489440042.jpg)
Памятки по выполнению работы над ошибками по русскому языку и математике
Разработанные памятки помогут учителям и ребятам бороться с ошибками, допущенными в ходе классных, домашних, контрольных и самостоятельных работ по русскому языку и по математике....
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/09/picture-107577.jpg)
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку
Памятка для работы над ошибками по русскому языку для учеников начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/08/picture-90922.jpg)
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.
Предлагаю памятку по выполнению РНО по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/08/picture-90922.jpg)
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.
Предлагаю памятку по выполнению РНО по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/08/picture-90922.jpg)
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку.
Предлагаю памятку по выполнению РНО по русскому языку....