Олимпиадные задания
олимпиадные задания по русскому языку (3, 4 класс) на тему
ЗАДАЧИ КОНКУРСА
«Русский медвежонок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnyy_zadaniya_proshlyh_let_yozh.doc | 344 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАЧИ КОНКУРСА
«Русский медвежонок» – 2002
3–5 классы
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Сколько гласных букв в русском алфавите?
(А) 5; (Б) 6; (В) 9; (Г) 10; (Д) 12.
2. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить бельё, а потом сходить в баню. Но, записывая предстоящие дела, он кое-что перепутал. Какое слово Матроскин выбрал неправильно?
(А) уборка; (Б) готовка; (В) стирка; (Г) глажка; (Д) помойка.
3. Если к Ниф-Нифу, Нуф-Нуфу и Наф-Нафу приедет в гости Хрюша, то у волка появится возможность съесть сразу четверых:
1) поросёнков, 2) поросят, 3) поросёнок, 4) поросяток, 5) поросятков.
Найдите правильные варианты:
(А) 1; (Б) 1, 3; (В) 4, 5; (Г) 1, 2, 5; (Д) 2, 4.
4. Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое словосочетание?
(А) парного молока; (Б) пареной репы; (В) вяленой воблы;
(Г) солёного огурца; (Д) варёной картошки.
5. Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственном или множественном числе):
Ночевала … золотая на груди утёса-великана.
… небесные, вечные странники.
Я …, …, …, я вовсе не медведь.
Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено:
(А) птичка; (Б) рыбка; (В) кучка; (Г) тучка; (Д) штучка.
6. Воробей летает, но не мычит. Корова, наоборот, мычит, но не летает. А для какого существа характерны все три следующих действия: рычит, охраняет, кусается?
(А) крыса; (Б) кошка; (В) собака; (Г) лев; (Д) сторож.
7. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
(А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка;
(Г) посёлок; (Д) укротитель.
8. В какое из слов вместо многоточия нужно вставить букву -т-?
(А) прекрас...ный; (Б) искус...ный; (В) чудес...ный;
(Г) извес...ный; (Д) ужас...ный.
9. Кто бывает круглый:
1) дурак, 2) отличник, 3) друг, 4) трус, 5) сирота?
(А) 3; (Б) 1, 2, 4; (В) 2, 4, 5; (Г) 1, 3; (Д) 1, 2, 5.
10. «Тёма подскочил к няне и, изо всех сил колотя её кулачками, закричал:
“Отдай, отдай, отдай лопатку!”, — “Экий ты, Тёма, задиристый, настоя-
щий …». С какой птицей сравнил отец задиристого сына?
(А) с павлином; (Б) с индюком; (В) с петухом;
(Г) с орлом; (Д) с сычом.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Какой из этих глаголов по смыслу заметно отличается от остальных?
(А) таращить; (Б) корчить; (В) пялить;
(Г) выпучивать; (Д) щурить.
12. Даны слова: 1) банка, 2) катится, 3) плач, 4) полёт, 5) сели. В какие из них можно добавить букву ь так, чтобы снова получились правильные слова?
(А) в 1, 2 и 4; (Б) в 1, 3 и 4; (В) в 1, 2, 3 и 4; (Г) в 1, 2, 4 и 5; (Д) во все.
13. Какая существует разновидность замка?
(А) висящий; (Б) висячий; (В) весящий;
(Г) веский; (Д) свисающий.
14. Вот отрывок из сочинения Вовочки:
Кондуктор ходил по автобусу взад-назад, приговаривая: «Граждане, оплачивайте за проезд!» Папа сказал: «Что касается до нас, то всё уплочено».
Сколько ошибок в этом отрывке?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
15. Как называют по-русски жителя Парижа?
(А) парижанин; (Б) парижчанин; (В) парижец;
(Г) парижич; (Д) пария.
16. Сколько среди слов горячий, обожжённый, яркий, красный, сгоревший таких, которые сочетаются со словом огонь?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
17. Расшифруйте ребусы и скажите, что не растёт на грядке.
18. На воре и шапка…
(А) дрожит; (Б) горит; (В) краденая; (Г) дорогая; (Д) по Сеньке.
19. Вот четыре пары слов: 1) вокруг … около, 2) тишь … гладь, 3) мал … удал, 4) Иван … Марья. Из каждой можно получить устойчивое словосочетание, если вставить в неё вместо многоточия союз да. Дядя Фёдор утверждает, что в одном из них у союза да не такой смысл, как в остальных. В каком?
(А) в первом; (Б) во втором; (В) в третьем;
(Г) в четвёртом; (Д) дядя Фёдор неправ.
20. Какие из этих названий — русские по происхождению:
1) простокваша, 2) сливки, 3) ряженка, 4) йогурт, 5) варенец?
(А) все; (Б) 1, 2, 3, 5; (В) 1, 3, 5; (Г) 1, 2; (Д) 1, 2, 3.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно...» Как ему надо закончить фразу?
(А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию;
(Г) расписаний; (Д) по расписанию.
22. Даны пары слов: 1) код — кот, 2) нос — нёс, 3) был — бил, 4) пуд — путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
(А) в 1, 2; (Б) в 2, 3; (В) в 2, 4; (Г) в 2, 3, 4; (Д) во всех.
23. В каком из этих предложений есть грамматическая ошибка?
(А) Сыщики охотились за вором.
(Б) Кошка охотилась на мышь.
(В) Коллекционер охотился на редкую книгу.
(Г) Лиса охотилась за зайцем.
(Д) Древний человек охотился на мамонтов.
24. Из пяти приведённых существительных четыре образованы по общему правилу, а пятое — с некоторым отклонением от него. Какое существительное образовано с отклонением?
(А) смотритель; (Б) учитель; (В) слушатель;
(Г) писатель; (Д) сеятель.
25. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа. В каком из них в зависимости от значения можно по-разному выделить окончание?
(А) коров; (Б) домов; (В) столов; (Г) голов; (Д) подков.
26. Что означает устойчивое выражение хоть шаром покати?
(А) хочется играть в кегли; (Б) пусто, ничего нет;
(В) ничего не понимаю; (Г) полное изобилие;
(Д) такого устойчивого выражения нет.
27. Сколько среди приведённых слов таких, которые можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.
28. Какие слова из списка имеют ударение на окончании:
1) свекла, 2) брюква, 3) скоба, 4) скула, 5) ампула?
(А) все; (Б) 1, 4; (В) 3, 4; (Г) 1, 3, 4; (Д) 1, 2, 3, 4.
29. — Мы хотим есть! У вас есть белуга?
— Нет, сэр. Есть бельдюга!
— Что есть бельдюга?
— Тоже рыба, сэр!
— Ладно, несите.
— Есть, сэр!
В скольких разных смыслах в этом шуточном диалоге использовано слово есть?
(А) в одном; (Б) в двух; (В) в трёх; (Г) в четырёх; (Д) в пяти.
30. Даны пять существительных. Какое из них обладает грамматическим свойством, которым не обладают остальные?
(А) брюки; (Б) перила; (В) ботинки; (Г) санки; (Д) ворота.
ЗАДАЧИ КОНКУРСА
«Русский медвежонок» – 2003
3–5 классы
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Ваня шёл по деревне и встретил каких-то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: “Очень! Целый табун!”. Мама сразу догадалась, что это были:
(А) лошади; (Б) собаки; (В) гуси;
(Г) коровы; (Д) овцы.
2. Петя научился приветствовать знакомых разными способами, но всегда делает
это невпопад: учителю машет рукой, маме отдает честь, другу сдержанно кивает.
Научите его, кому при встрече принято пожимать руку:
(А) учителю; (Б) маме; (В) знакомой девушке;
(Г) другу; (Д) другу и маме.
3. Знаете ли вы, что ГРАБ — это дерево, родственное берёзе? Уже знаете? Тогда скажите, сколько осмысленных русских слов можно получить, заменяя в слове ГРАБ букву А другой буквой?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
4. Какое из этих слов по смыслу лишнее?
(А) волкодав; (Б) борзая; (В) пудель;
(Г) собака; (Д) овчарка.
5. У меня зазвонил …
(А) тилифон; (Б) телефон; (В) тилефон;
(Г) телифон; (Д) среди ответов (А)-(Г) нет правильного.
6. Я положил в сумку: надувной матрас, плавки, полотенце, книжку, кастрюлю.
Угадайте, куда я собрался, если одну вещь я взял по ошибке.
(А) в гости; (Б) в школу; (В) на пляж;
(Г) в бассейн; (Д) в кино.
7. — У меня дома завелись, тьфу, забыл, как называются.
— Насекомые? — Да. — Ползают? — Да.
— Страшные? — Очень. — Кусаются? — Нет.
— С усами? — Вроде да. —Так это же:
(А) змеи; (Б) тараканы; (В) муравьи;
(Г) клопы; (Д) мухи.
8. По сообщениям газет, один японский рыбак выловил на удочку “чудо-юдо” — молодого осьминога с 28 щупальцами! А сколько их обычно бывает у этого обитателя морских глубин?
(А) 4; (Б) 5; (В) 6; (Г) 8; (Д) 40.
9. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?
(А) сорока; (Б) семя; (В) сито; (Г) шерсть; (Д) дева.
10. Вы, конечно, видите, что эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
(А) рыбак; (Б) дурак; (В) простак;
(Г) чужак; (Д) казак.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Студент позвонил маме:
«Денег осталось очень мало, ну просто кот …».
Тут связь прервалась. Какое слово мама не услышала?
(А) намяукал; (Б) намурлыкал; (В) насмеялся;
(Г) наурчал; (Д) наплакал?
12. Какое по счёту место занимает в русском алфавите последняя
из согласных букв?
(А) 24; (Б) 26; (В) 27; (Г) 29; (Д) 30.
13. В каких из этих слов пишется два р: ко...идор, ко...еспондент, ко...алл?
(А) только в первом; (Б) в первом и втором;
(В) только во втором; (Г) во втором и третьем;
(Д) во всех трёх.
14. Сложносокращённым называется слово, составленное из двух других, причем одно или оба исходных слова частично урезаются. Например:
универмаг = универ[сальный] + маг[азин], спецзадание = спец[иальное] + задание.
Какое из следующих пяти слов — не сложносокращённое?
(А) турпоход; (Б) турслёт; (В) турагентство;
(Г) турникет; (Д) физкультура.
15. В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?
(А) и@рис — ири@с; (Б) кле@щи — клещи@; (В) а@тлас — атла@с;
(Г) мо@лодец — молоде@ц; (Д) тво@рог — творо@г.
16. Что обычно не кладут в портфель?
17. В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и):
1) камыш..., 2) ж...раф, 3) ножниц..., 4) верш...на, 5) мотоц...кл?
(А) в 1, 2 и 4; (Б) в 1 и 3; (В) в 3 и 5; (Г) в 3;
(Д) во всех этих словах пропущена буква и.
18. Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк:
(А) Денис Иванович Фонвизин;
(Б) Иван Андреевич Крылов;
(В) Александр Сергеевич Грибоедов;
(Г) Александр Сергеевич Пушкин;
(Д) Николай Васильевич Гоголь.
19. Каждым из этих слов можно назвать низкорослого человека. Но только одно из них является названием реально существующей народности. Какое?
(А) карлик; (Б) лилипут; (В) гном;
(Г) пигмей; (Д) коротышка.
20. По имени человека часто можно определить, к какой культуре и нации он относится. Например, сказка про Ивана — русская. Мне попалась народная сказка, где главного героя звали Джузеппе. Какая это была сказка?
(А) шведская; (Б) французская; (В) чешская;
(Г) итальянская; (Д) испанская.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. В каком из слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
(А) объект; (Б) июнь; (В) майор;
(Г) бульон; (Д) ящик.
22. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился:
(А) пробовать; (Б) изощряться; (В) надеяться;
(Г) усердствовать; (Д) надрываться.
23. Гра@вер за гра@вюру гро@ша досто@ин.
Несём из мага@зина в по@ртфеле медь.
Мо@жет быть, сти@хи писа@ть не сто@ит,
А лу@чше в библио@теке со сло@варем посиде@ть?
Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в студенческой стенгазете. А сколько ударений здесь поставлено неверно?
(А) 4; (Б) 5; (В) 6; (Г) 8; (Д) 9.
24. Некоторые русские словосочетания имеют, кроме прямого, ещё и общепринятый переносный смысл. Например, когда говорят, что Петя с Васей вместе пуд соли съели, то обычно имеется в виду не то, что Петя и Вася совместно употребили 16 кг соли, а то, что они давно и хорошо знакомы. У четырёх из пяти приведённых ниже словосочетаний есть переносный смысл, а у одного — нет. У какого?
(А) обвести вокруг пальца; (Б) смотреть сквозь пальцы;
(В) пальцем не шевельнуть; (Г) согнуть палец;
(Д) высосать из пальца.
25. Даны глаголы: 1) сидит, 2) лежит, 3) висит, 4) идёт. Какие из них можно использовать как сказуемое, если подлежащим будет слово платье?
(А) все; (Б) все, кроме 1; (В) все, кроме 2;
(Г) все, кроме 4; (Д) 2 и 3.
26. Что триста лет назад означало слово виктория?
(А) госпожа; (Б) удача; (В) чужбина;
(Г) разлука; (Д) победа.
27. Когда возникают новые вещи, старые слова порой приобретают новые значения. Ниже приведены пять примеров таких новых значений. Одно из них соотносится со старым значением того же слова не так, как остальные четыре. Какое?
(А) диск (со звукозаписью);
(Б) хворост (кондитерское изделие);
(В) дипломат (чемоданчик);
(Г) хвост (очереди); (Д) крыло (самолёта).
28. Посмотрите на слова аппетит, мозги, нежности, холод и решите, кто лишний:
(А) собака; (Б) кошка; (В) волк;
(Г) телёнок; (Д) курица.
29. Даны венгерские слова и их переводы на русский язык:
korso@ — кувшин, korso@ba — в кувшин, ha@zbo@l — из дома, asztalba — в стол,
ha@z — дом (знак ударения здесь обозначает долготу гласной).
Как будет по-венгерски: стол, из кувшина, в дом?
(A) asztal, korso@ba, ha@za; (Б) asztalb, korso@bo@l, ha@z;
(В) asztal, korso@bo@l, hazbo@l; (Г) asztal, korso@bo@l, hazba@;
(Д) asztal, korso@bo@l, ha@zba.
30. В «Записках старого петербуржца» Льва Успенского упоминается магазин «Удивительно всё дёшево», где каждая вещь стоила ровно полтинник. «По правде сказать, не стоила она и четвертака», — писал Успенский. Во сколько же раз, по мнению писателя, хозяин магазина завышал цены?
(А) менее чем в два; (Б) в два; (В) более чем в два;
(Г) по крайней мере, в три; (Д) более чем в четыре.
================================================================
Центр дополнительного образования одаренных школьников приглашает учащихся 5-7 классов в Межрегиональную заочную школу развития (МЗШР). Здесь учат важнейшим навыкам мышления и исследования: собирать и приводить в систему информацию, замечать и описывать закономерности, высказывать догадки, обосновывать их, логически рассуждать и выражать свои мысли так, чтобы их могли понять другие. За год ученик получает пять комплектов из 15-25 развивающих заданий по математике, языкознанию, играм и головоломкам. Каждый год обучения представляет завершенный курс. Стоимость годичного обучения – 800 рублей. Более подробную информацию Вы получите, написав по адресу: 610002, г. Киров, 2, а/я 2039, ЦДООШ, МЗШР или e-mail: center@ezmai.ru
ЗАДАЧИ КОНКУРСА
«Русский медвежонок» – 2004
4–5 классы
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. У Миши сломался ... . Миша отремонтировал его и поехал на нём по полю. Какое слово мы стёрли в этом коротком рассказе?
(А) жеребёнок; (Б) лыжи; (В) катер;
(Г) велосипед; (Д) телега.
2. Если написать мелом слово бетон, а потом по очереди стирать его буквы, начиная с первой, то “по дороге” мы получим два осмысленных русских слова: тон и он. А сколько осмысленных русских слов мы получим “по дороге”, если будем таким же образом стирать по букве в слове доклад?
(А) ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.
3. Когда много лет в книгах и газетах букву ё заменяют буквой е, немудрено вообще забыть, где это ё пишется. В скольких из существительных: клен, плен, лед, осел — буква е на самом деле должна быть буквой ё?
(А) ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух;
(Г) в трёх; (Д) в четырёх.
4. Женя, Саша, Шура, Маша и Серёжа были в гостях у Коли. Шура ушла рано, остальные засиделись допоздна. Саша остался ночевать у Коли, за Машей и Женей пришла старшая сестра и отвела обеих домой, а Серёжа вернулся домой сам, потому что жил в соседнем подъезде. Сколько девочек было в гостях у Коли?
(А) одна; (Б) две; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
5. Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам ... .
(А) подсказка; (Б) намёк; (В) помог; (Г) урок; (Д) упрёк.
6. Какое из перечисленных слов по составу отличается от всех остальных?
(А) лесок; (Б) висок; (В) голосок;
(Г) поясок; (Д) колосок.
7. Юля сказала трём своим подругам: “Приходите ко мне не позже двух часов”. Маша пришла к Юле в половине второго, Даша — точно в два, а Саша — в десять минут третьего. Кто из них выполнил просьбу Юли?
(А) только Маша; (Б) только Даша; (В) только Саша;
(Г) Даша и Маша; (Д) Даша и Саша.
8. Коля вышел из дому, погулял и вернулся. Когда мама спросила его, что он делал, Коля ответил: “Я погулял и пришёл …”. Как правильно закончить его фразу?
(А) взад; (Б) взат; (В) назад; (Г) на зад; (Д) назат.
9. Какое из этих слов не употребляется во множественном числе?
(А) пиво; (Б) вино; (В) коктейль; (Г) сок; (Д) вода.
10. В ребусах зашифрованы личные имена. Сколько среди них мужских?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Какое слово расположено в орфографическом словаре между словами безотцовщина и безразличие?
(А) безотходный; (Б) безопасный;
(В) безразмерный; (Г) безработный;
(Д) такого слова среди перечисленных выше нет.
12. В каком из предложений предлог за используется не в том смысле,
что в остальных?
(А) Мальчик спрятал игрушку за спину.
(Б) Мяч закатился за ворота.
(В) Отец взял сына за руку.
(Г) Солнце зашло за тучу.
(Д) Семья поехала отдыхать за границу.
13. Даны формы существительных: перепел, дорога, вести, мели, пищи.
Сколько из них переносом ударения можно превратить в глаголы?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
14. Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита?
(А) Что ешь? (Б) Где ёж? (В) Как уж?
(Г) Куда идёшь? (Д) Когда встаёшь?
15. В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?
(А) задрожать; (Б) забежать; (В) поползти;
(Г) зашуметь; (Д) полететь.
16. Серый волк придумал несуществующее слово рочь и спросил у трёх поросят, что это за часть речи.
Ниф-Ниф сказал: “Это существительное женского рода”.
Нуф-Нуф сказал: “Это существительное мужского рода”.
Наф-Наф сказал: “Это глагол”.
Кто из поросят точно неправ?
(А) Ниф-Ниф; (Б) Нуф-Нуф; (В) Наф-Наф;
(Г) Ниф-Ниф и Нуф-Нуф; (Д) Нуф-Нуф и Наф-Наф.
17. К какой из этих пар можно добавить ещё хотя бы одно существительное?
(А) сила — лиса; (Б) грот — торг;
(В) стук — куст; (Г) сорт — трос;
(Д) клоп — полк.
18. У какого из этих слов форма множественного числа соотносится с формой единственного не так, как у остальных?
(А) котята; (Б) щенята; (В) цыплята;
(Г) ягнята; (Д) утята.
19. Незнайка не умеет писать слова правильно. Он пишет их так, как слышит. Какие из слов: 1) счастье, 2) пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать — он напишет с буквой щ?
(А) 1, 2, 3; (Б) 1, 2, 4; (В) 2, 3; (Г) 1, 4; (Д) все.
20. Если не Вы, то кто-то из Ваших соседей почти наверняка пишет сейчас гелевой ручкой. А как называется вещество, которым она наполнена?
(А) гель; (Б) гел; (В) гелий;
(Г) геля; (Д) геле.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Мария машет, Прасковья пашет, Елена ленится, Евгений женится. А Павел?
(А) машет; (Б) пашет; (В) ленится;
(Г) женится; (Д) борется.
22. Во фразе Ему неймётся есть глагол неймётся.
А как выглядит неопределённая форма этого глагола?
(А) неняться; (Б) неяться;
(В) немяться; (Г) неменяться;
(Д) у этого глагола нет неопределенной формы.
23. Как по-русски называют вещий, сбывшийся сон?
(А) сон под голову; (Б) сон наяву;
(В) сон в руку; (Г) сон за ногу;
(Д) сон в уши.
24. Костя придумал шифр для секретной переписки. Фраза Я ушёл после зашифровки выглядит как Б хъзн. А как расшифровать фразу Атв кёзф?
(А) Ира поёт; (Б) Юра идёт;
(В) Ева ждёт; (Г) Том куёт;
(Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не подходит.
25. Любитель лошадей никогда не скажет “цвет лошади” — он скажет “масть”. Вот список из девяти слов:
1) сивая; 2) сизая; 3) каряя; 4) русая; 5) каурая;
6) пегая; 7) бурая; 8) буланая; 9) вороная.
Какие три из них не обозначают конские масти?
(А) 1, 2, 3; (Б) 2, 3, 4; (В) 2, 3, 7; (Г) 1, 3, 6; (Д) 5, 6, 7.
26. В каком из этих названий животных прилагательное имеет не такое значение, как в остальных?
(А) морской конёк; (Б) морская игла;
(В) морской котик; (Г) морская звезда;
(Д) морская свинка.
27. Какое слово написано с ошибкой?
(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют.
28. Как правильно называть жительницу Индии?
(А) индейка; (Б) индианка;
(В) индийка; (Г) индюшка;
(Д) среди ответов (А)–(Г) нет правильного.
29. Даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык:
гакусэй-га ёму ‘студент читает’
сэнсэй-га о-каки-ни нару ‘учитель пишет’
мусуко-га каку ‘мальчик пишет’
бутё-га о-ханаси-ни нару ‘начальник говорит’
Как правильно перевести на японский язык: студент говорит; начальник читает?
(А) гакусэй-га ханасу, бутё-га ёму;
(Б) гакусэй-га о-ханаси-ни нару, бутё-га о-ёми-ни нару;
(В) гакусэй-га о-ханаси-ни нару, бутё-га ёму;
(Г) гакусэй-га ханасу, бутё-га о-ёми-ни нару;
(Д) гакусэй-га ханаси, бутё-га о-ёму-ни нару.
30. Иногда одно и то же слово можно понять и как существительное, и как глагол. Например: день (день недели, день это куда-нибудь). Все перечисленные ниже слова, кроме одного, обладают таким же свойством. Найдите это “лишнее” слово.
(А) гладь; (Б) рань; (В) три; (Г) лишай; (Д) попугай.
Задачи конкурса «Русский медвежонок - 2005»
4-5 класс
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Андрей пожаловался Ивану, что, разговаривая по телефону, не мог понять собеседника.
— Ты знаешь, он как-то странно говорил.
— Слишком громко?
— Нет.
— Слишком тихо?
— Нет.
— Как будто был простужен?
— Да нет, скорее, как будто…
Тогда Иван предположил, что собеседник Андрея
(А) сипел; (Б) хрипел; (В) шамкал; (Г) кричал; (Д) шептал.
2. В предложении Бумага истлела «спрятано» слово аист. В четырёх из этих пяти предложений «спрятаны» названия овощей, а в одном — название цветка. В каком?
(А) Впереди скала. (Б) На полу кошка. (В) На ковре паук.
(Г) Банка пуста. (Д) Зима кончается.
3. Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А осёл?
(А) мычит; (Б) блеет; (В) кудахчет; (Г) ржёт; (Д) ревёт.
4. У какого из этих глаголов формы прошедшего времени образуются не так, как у остальных?
(А) подпрыгнуть; (Б) прикрикнуть; (В) намокнуть;
(Г) задёрнуть; (Д) присвистнуть.
5. Алёшу так и подмывало рассказать Васе, что Серёга наябедничал Дарье Семёновне на Юльку. Кто из них наверняка считает, что Серёга — ябеда?
(А) Алёша; (Б) Вася; (В) Серёга;
(Г) Юлька; (Д) Дарья Семёновна.
6. Вот пять глаголов: почернел, позеленел, пожелтел, покраснел, побелел. Какой из них можно поставить вместо многоточия в предложение Мальчик … от стыда?
(А) почернел; (Б) позеленел; (В) пожелтел; (Г) покраснел; (Д) побелел.
7. Какое из этих существительных обычно не употребляется во множественном числе?
(А) холод; (Б) ветер; (В) зной; (Г) туман; (Д) дождь.
8. Пять клоунов заказали себе по колпаку. Бам заказал колпак изумрудного цвета, Бим — сизого, Бем — малахитового, Бом — травяного, Бум — сиреневого. Директор цирка хитрых названий цветов не знает и потому, увидев колпаки, назвал некоторые из них просто зелёными. Кто, по его мнению, заказал себе зелёные колпаки?
(А) все, кроме Бима; (Б) все, кроме Бума; (В) Бам, Бим и Бом;
(Г) Бем, Бим и Бом; (Д) Бам, Бем и Бом.
9. Одно из этих чисел встречается в русских пословицах и поговорках чаще других. Какое?
(А) 4; (Б) 5; (В) 6; (Г) 7; (Д) 8.
10. Какие прилагательные надо вставить в словосочетания
на ... ногу, на ... руку, на ... голову,
чтобы получились устойчивые выражения русского языка?
(А) скорую, широкую, свежую;
(Б) скорую, свежую, широкую;
(В) свежую, широкую, скорую;
(Г) широкую, скорую, свежую;
(Д) левую, горячую, пьяную.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Уходя с занятия компьютерного кружка, учитель сказал ученикам: «Вы должны решить задачу, а также дописать программу. После этого можете поиграть». Коля решил задачу, дописал программу и поиграл. Миша дописал программу, решил задачу и поиграл. Вася решил задачу, дописал программу и ушёл домой. Кто из ребят выполнил требование учителя?
(А) только Коля; (Б) Вася и Коля; (В) Коля и Миша;
(Г) Миша и Вася; (Д) все трое.
12. В пятом классе Ивановской сельской школы учатся всего пять ребят. Учитель записал их фамилии в классный журнал в алфавитном порядке. Какая фамилия оказалась в списке последней?
(А) Иванов; (Б) Ивашов; (В) Иващенко; (Г) Иванищев; (Д) Иванюк.
13. Какое из этих слов близко по значению к слову журить?
(А) искать; (Б) перебирать; (В) бранить;
(Г) обманывать; (Д) оценивать.
14. В каком из этих слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
(А) сел; (Б) съел; (В) сяду; (Г) съешь; (Д) поешь.
15. Костя шепелявит — произносит «ш» вместо «с» и «щ». Какое из произнесённых Костей слов можно понять тремя разными способами?
(А) крыша; (Б) прошение; (В) широта; (Г) плюш; (Д) штопка.
16. Даны слова: пики, трефы, черви, бубны. Сколько из них таких, которые употребляются не только как названия карточной масти?
(А) ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.
17. Лес рубят — щепки ...
(А) жгут; (Б) губят; (В) любят; (Г) летят; (Д) плодят.
18. Какое из этих слов по смыслу заметно «выпадает» из ряда остальных?
(А) кухня; (Б) гостиная; (В) спальня; (Г) коридор; (Д) ванна.
19. В каком из слов на месте пропуска пишутся двойные согласные?
(А) липовая а…ея; (Б) дли…а коридора;
(В) ю…ый спортсмен; (Г) почётная гра…ота;
(Д) ко…ичество учеников.
20. Расшифруйте ребусы и скажите, какого слова обычно не бывает в календаре?
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Вот два списка слов, данных в алфавитном порядке:
1) близнец, лошадь, нота, скрипач;
2) трио, триоль, тройка, тройня.
Как надо переставить слова во втором списке, чтобы каждое оказалось связанным по смыслу с соответствующим словом первого?
(А) тройка, тройня, трио, триоль;
(Б) тройня, тройка, трио, триоль;
(В) тройня, тройка, триоль, трио;
(Г) трио, тройня, тройка, триоль;
(Д) трио, триоль, тройня, тройка.
22. Вот десять устойчивых словосочетаний:
1) на воре шапка горит; 2) шило на мыло;
3) вор на воре; 4) на ловца и зверь бежит;
5) на дворе трава, на траве дрова;
6) с часу на час; 7) на Маланьину свадьбу;
8) на чём свет стоит; 9) на все сто;
10) меняться на глазах.
С каким падежом предлог на в них встретился чаще, чем с другими?
(А) с родительным; (Б) с дательным; (В) с винительным;
(Г) с предложным; (Д) среди ответов (А)–(Г) нет правильного.
23. С каким из этих слов не сочетается прилагательное чайный?
(А) церемония; (Б) сервиз; (В) роза; (Г) сорт; (Д) ложка.
24. В каждой из данных фраз второе слово связано с первым определённым, одинаковым для всех фраз, образом. Лишь в одной из фраз такой связи между словами нет. В какой?
(А) плитка коптила; (Б) слива висела; (В) толпа путала;
(Г) полк копал; (Д) продел поредел.
25. Даны четыре последовательности букв: вырезать, дороги, округа, издали. Какую из них можно прочитать с ударением на любом слоге так, чтобы во всех случаях получилось правильное русское слово?
(А) вырезать; (Б) дороги; (В) округа; (Г) издали; (Д) никакую.
26. Даны слова: свисток, заступ, закладка, постройка. Какие из них могут обозначать как действие, так и предмет?
(А) заступ, закладка, постройка;
(Б) свисток, закладка, постройка;
(В) свисток, заступ, постройка;
(Г) свисток, заступ, закладка;
(Д) все.
27. «В сборную военного округа по волейболу вошли 11 человек: ... моряка,
... пехотинца, ... сапёра и ... танкистов», — писал в окружной газете капитан сборной, танкист Петров. В этой фразе многоточиями мы заменили цифры. Сколько моряков было в сборной?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
28. Среди всех книг, созданных человечеством, первое место по общему тиражу изданий занимает Библия. А как переводится на русский язык это греческое слово?
(А) мудрость; (Б) книги; (В) святость; (Г) история; (Д) слова.
29. Какое из слов содержит тот же корень, что и слово скоп в выражении всем скопом?
(А) вскопать; (Б) копилка; (В) телескоп; (Г) копьё; (Д) скобка.
30. Даны предложения на польском языке и их переводы на русский язык.
Aleksander i Barbara byli tu. Александр и Барбара были тут.
Jan i Adam byli tam. Ян и Адам были там.
Maryjka i Krystyna były tam. Марийка и Кристина были там.
Ewa i Robert byli tu. Ева и Роберт были тут.
(Буква l в польских словах читается как мягкое «л», а буква ł — как твёрдое «л»)
Как будет по-польски Кристина и Барбара были там, Ева и Адам были тут?
(А) Krystyna i Barbara byli tam, Ewa i Adam byli tu;
(Б) Krystyna i Barbara były tam, Ewa i Adam byli tu;
(В) Krystyna i Barbara byli tam, Ewa i Adam były tu;
(Г) Krystyna i Barbara były tam, Ewa i Adam były tu;
(Д) среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.
ЗАДАЧИ КОНКУРСА
«Русский медвежонок» – 2001
3-5 класс
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Из трёх карточек с буквами К, О, Т можно составить три трёхбуквенных слова: кот, ток и кто. А сколько трёхбуквенных слов можно составить из трёх карточек с буквами В, Л, О?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
2. Два класса слили в один. Что произошло?
(А) сливание; (Б) слияние; (В) слив; (Г) слитие; (Д) сливка.
3. Посмотрите на список слов: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В скольких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
(А) 0; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
4. Даны слова: полька, полка, селёдка, скалка, валко. Сколько из них рифмуется со словом палка?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
5. В песне Александра Дулова “Посёлок дачный” есть строчки:
К чему скитаться розно?
Обнимемся в пути.
Теперь ещё не поздно
На палубу взойти.
Что означает слово розно?
(А) по морям; (Б) подолгу; (В) поодиночке;
(Г) понемногу; (Д) по заграницам.
6. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении: Циган купил красовки?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
7. В русском языке есть два разных глагола жать. Значение одного из них – ‘давить’. Найдите в списке ответов значение второго глагола.
(А) полоть сорняки; (Б) вести трактор;
(В) срезать стебли злаков; (Г) сеять;
(Д) среди вариантов (А)-(Г) нет правильного.
8. Какие варианты из перечисленных можно поставить вместо многоточия во фразе: Результаты моих первых работ были ..., чем сейчас:
1) слабее, 2) более слабее, 3) слабже, 4) более слабыми?
(А) 1, 2; (Б) 1, 3; (В) 1, 4; (Г) 1, 2, 4; (Д) 1, 3, 4.
9. Исключите слово, которое означает не такой вид растительности, как все остальные слова из списка:
(А) джунгли; (Б) ельник; (В) бор; (Г) луг; (Д) дубрава.
10. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Orbit. Помогите ему выбрать верный вариант:
(А) жевачка; (Б) жувачка; (В) живачка; (Г) жвачка;
(Д) жывачка.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Строчка из известной песенки: Жил-был у бабушки серенький козлик в зашифрованном виде выглядит так: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг. А как с помощью этого же шифра записать Крокодил Гена?
(А) Клёкотыр Гэмя; (Б) Глёгётыр Кэня;
(В) Клёкётыр Гэмя; (Г) Глёгёдыр Кэмя;
(Д) Глёгётыр Кэмя.
12. Кто написал произведение, название которого здесь зашифровано?
(А) Пушкин; (Б) Крылов; (В) Ершов; (Г) Чуковский; (Д) Маршак.
13. Вот список существительных:
1) очи, 2) бигуди, 3) жалюзи, 4) усы,
5) санки, 6) лыжи, 7) коньки, 8) каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
(А) 5, 6, 7; (Б) 5, 6, 7, 8; (В) 3, 5, 8; (Г) 2, 3, 5, 8; (Д) 1, 2, 3, 5, 8.
14. Какие из этих слов обозначают группу людей:
1) толпа; 2) гурьба; 3) стадо; 4) орава; 5) стая?
(А) 1, 4, 5; (Б) 1, 2, 4; (В) все; (Г) 2, 4; (Д) 1, 4, 5.
15. Даны предложения:
1) В соревновании участвовали ученики обоих школ.
2) Скоро зажгётся фонарь и осветит улицу.
3) Внимательно слушав учителя, он всё усваивал..
Перечислите те из них, которые содержат ошибки в образовании слов.
(А) 1; (Б) 2; (В) 2, 3; (Г) 1, 2; (Д) 1, 2, 3.
16. Какое из этих слов по смыслу существенно отличается от остальных?
(А) буран; (Б) ураган; (В) вьюга; (Г) метель; (Д) пурга.
17. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
1) столовая, 2) столица, 3) столяр, 4) столько,
5) столешница, 6) столетник, 7) престол, 8) застолье?
(А) все; (Б) все, кроме 4, 7; (В) все, кроме 4, 5;
(Г) все, кроме 4, 6; (Д) все, кроме 4, 5, 6.
18. В каких словах на месте многоточия пишется е:
1) в...сеть, 2) на в...су, 3) зав...сать, 4) занав...с, 5) в...сячий?
(А) 2; (Б) 2, 4; (В) 2, 3, 4; (Г) 4; (Д) 1, 2, 4, 5.
19. Как начинается поговорка: ...видит издалека?
(А) моряк моряка; (Б) рыбак рыбака;
(В) рыбак моряка; (Г) свояк свояка;
(Д) дурак дурака.
20. Даны формы слов: туч, лож, душ, туш, плач. Сколько получится осмысленных слов, если к каждому данному слову добавить букву ь?
(А) 1; (Б)2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. В старой песне поётся:
По-армянски Ованес,
А по-русски – Ваня.
А как по-испански?
(А) Иоанн; (Б) Ян; (В) Жан; (Г) Хуан; (Д) Юхан?
22. У вас с другом отцы хорошо знакомы и в приятельских отношениях. Дополните фразу: Они друг с другом ...
(А) на равной ноге; (Б) на короткой ноге;
(В) на близкой ноге; (Г) на одной ноге;
(Д) на двух ногах.
23. Фольклор неразрывно связал некоторые имена и понятия: скажешь Трифон – и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Сидор, Макар, Демьян. Какое из пяти перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них?
(А) мать; (Б) сын; (В) коза; (Г) телята; (Д) ухá.
24. Слово лёгкий многозначно, поэтому имеет несколько антонимов. Подберите то существительное, в сочетании с которым антонимом к слову лёгкий будет серьёзный.
(А) чемодан; (Б) урок; (В) ветер;
(Г) музыка; (Д) мужчина.
25. Имя Виктор означает:
(А) победитель; (Б) могучий; (В) славный;
(Г) загадочный; (Д) воин.
26. Вот пять несклоняемых существительных: 1) кофе, 2) шимпанзе, 3) кашне, 4) какаду, 5) пальто. Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании: чёрный ...?
(А) 2, 4; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 5; (Г) 1, 2, 4; (Д) 1, 2, 3, 4.
27. Какие из десяти перечисленных слов происходят от названий частей человеческого тела: 1) подножка, 2) подушка, 3) подзатыльник, 4) подворотня, 5) поручение, 6) намордник, 7) на запятках, 8) наручники, 9) лапник, 10) прохвост?
(А) все; (Б) все, кроме 4; (В) все, кроме 4, 9, 10;
(Г) все, кроме 4, 6, 9, 10; (Д) 1, 2, 5, 7, 8.
28. Даны десять существительных: 1) дуло, 2) рыло, 3) шило, 4) крыло, 5) жало, 6) покрывало, 7) помело, 8) чернила, 9) кило, 10) пила. Какие из них образованы от глаголов с помощью суффикса -л-(о/а)?
(А) все, кроме 9;
(Б) все, кроме 9, 10;
(В) все, кроме 4, 9, 10;
(Г) все, кроме 4, 5, 9, 10;
(Д) все, кроме 4, 5, 7, 9, 10.
29. Какое слово надо подставить вместо многоточия во фразу: Нас не устраивает уровень двусторонних отношений наших стран, и мы сделаем все для его ...?
(А) активизации; (Б) усиления;
(В) укрепления; (Г) улучшения;
(Д) повышения.
30. По-итальянски спасать – salvare, спасаю – salvo, говоришь – parli, пою – canto, говорить – parlare, поёшь – canti. Как по-итальянски будет петь и спасаешь?
(А) cantore и salve; (Б) canti и salvare;
(В) cantare и salvi; (Г) canto и salvo;
(Д) cantare и salva.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по математике. 2 класс.
Готовый набор заданий для школьного тура олимпиады по математике во 2 классе....
Олимпиадные задания по окруающему миру. 4 класс.
Можно использовать как готовый набор заданий для школьного тура предметных олимпиад...
Олимпиадные задания по математике для 4 класса
Олимпиадные задания по математике для 4 класса...
Тесты и олимпиадные задания по ОБЖ
4 класс тестовые и олимпиадные задания по ОБЖ...
Олимпиадные задания
Мы проводили олимпиаду в 1 классе на базе своей школы для того, чтобы определить круг одарённых детей. ...
Олимпиадные задания по русскому языку
Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...
Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")
Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...