"Повышение орфографической зоркости на уроках русского языка"
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Очень часто бывает так, что ученик хорошо знает правила, а всё же допускает ошибки. В статье предложены приёмы, которые помогут учителю научить своих учеников видеть и узнавать орфограммы. Умение обнаружить орфограмму связано с понятием "орфографическая зоркость"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_orfograficheskoy_zorkosti_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение орфографической зоркости на уроках русского языка
Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки. И учитель должен научить видеть и узнавать орфограммы. Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость».
Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий. Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим ребят рас познавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит, и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль.
Упражнения по выработке орфографической зоркости можно распределить в определенной последовательности, в зависимости от того на что обращается внимание.
1.Письмо с проговариванием (в основе этого письма – проговаривание по слогам). «Нра-пишу н, пишу ра с гласной а». Такое письмо исключает пропуск букв. Этот вид работы используется на ранних этапах письма.
2.Списывание основывается на проговаривании по слогам. В процессе списывания у детей развиваются зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотносят количество букв в тетради и в книге).
3.Комментированное письмо проводится с первого класса. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.
4.Зрительно-слуховые диктанты. Ученики видят перед собой текст диктанта, идет в классе анализ слов с изученными орфограммами. Затем текст закрывается, и ученики под диктовку записывают этот текст.
5. Выборочный диктант способствует развитию у учащихся орфографической зоркости. Диктую предложения, а ученики выписывают слова на определенную орфограмму.
6. В письмо по памяти. Ученик не только запоминает текст, но и грамотно воспроизводит его в тетради.
7. Кратковременные диктанты способствуют не только выработке орфографической зоркости, но и повышают технику чтения учащихся, развивают память. На доске записано предложение. Дети читают его несколько секунд, в зависимости от слов в предложении. Чтение должно быть орфографическим. Затем предложение закрывается, и ученики записывают с проговариванием про себя это предложение. Каждый ученик старается запомнить и написать без ошибок предложение.
8. Использование на уроке дидактических игр не только развивают орфографическую зоркость, но и активизируют внимание учащихся, повышают внимание к слову. Так, например, игра «Огоньки». Ученики зажигают огоньки под изученными орфограммами. Игра «Телеграфист» заключается в следующем: во время диктанта постукивать карандашом по столу в тот момент, когда произносишь слово с изученной орфограммой. Если в слове 2, 3 орфограммы, постукивать дважды, трижды.
Грамматические зарядки «Какие буквы спорят? Какие побеждают?», развивают сознательное восприятие слова. Вот некоторые варианты грамматических зарядок:
Р (и, е) ка, гла (с, з), луж (ы, и), маш (ы,и) на, ч (я, а) сто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. ...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Из опыта работы Рожковой Ирины Николаевны, учителя начальных классов первой квалификационной категории, гимназии №75 города Казани О...
Статья на тему" Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
В данной статье раскрывается проблема, которая волнует учителей как начальной, так и основной школы: слабая сформированнность орфографичесокй зоркости, что приводит к неумению учащихся замечать встрет...
Орфографическая зоркость на уроках русского языка в начальных классах
Сущность орфографии, её принципы, типы орфограм, анализ программ и учебников. Дидактический материал по формированию орфографической зоркости учащихся начальной школы....
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка....
Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».
Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...
Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....