Рабочая программа по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку. Базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx60.05 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей начальных классов №1

от «30 » августа 2018 года

Руководитель ШМО

____________Мурашова Е.М.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

__________    Козлова И А.

« 31 » августа  2018 года.

УТВЕРЖДАЮ.

           Директор школы

_______Бочарникова Л.М.

«01» сентября 2018г.

Приказ № 20-д

от 01.09.2018 года.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 3 «Д» класса

на 2018 – 2019 учебный год

Составитель: Исайкина Нина Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                   

                                                         г. Домодедово 2018

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся 3 класса составлена в соответствии с:

- Законом  Российской Федерации  от 29.12.2012  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373,

-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373»,

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»,

-учебным планом МАОУ Домодедовская  СОШ №1 на 2017 – 2018 учебный год.

- разработана на основе примерной основной образовательной  программы  начального общего образования: «Русский язык», (УМК«Планета Знаний», автор Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. -М., АСТ, Астрель, 2013), рекомендованной Министерством образования и науки РФ .  

                          Общая характеристика  предмета

Изучение курса «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение познавательных и социокультурных целей:

Познавательные цели:

  1.  Формирование целостной картины мира, частью которого является язык обучающегося, на котором он общается.
  2.  Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке.
  3.  Формирование логического и абстрактного мышления учащихся.

Социокультурные цели:

  1.  Формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
  2.  Формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи).

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1.  развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
  2.  усвоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
  3.  овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  4.  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов третьего года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения», что продолжает образовательную линию второго класса.

В третьем классе углубляются знания учащихся о языке как основе речи, о связи языка с историей развития русской культуры, о тексте (тема, идея, жанры текстов, цель высказывания, способы выражения мысли и т. п. ), о слове и его значимых частях (морфемах), их роли в слове, о смысловой нагрузке различных частей речи, о словосочетании и предложении как словесных конструкциях, закрепляются навыки проверки согласных и безударных гласных в корне слова.

На третьем году обучения новой для учащихся будет информация о способах словообразования (приставочный, суффиксальный), различение словообразования и словоизменения, представление о сложных словах (с двумя корнями). В разделе «Морфология» вводится понятие о падеже имен существительных и имен прилагательных, о местоимении как части речи, множественном и единственном числе личных местоимений, начальной форме, времени, лице и числе глаголов, служебных частях речи (союзах, частицах). В разделе «Синтаксис» расширяются представления учащихся о словосочетаниях (словосочетания с синонимичными значениями, согласование и управление слов), о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения, распространенных и нераспространенных предложениях, подробно изучаются главные члены предложения.

В разделе «Правописание» формируются представления о правилах правописания гласных и согласных в приставках, употребления мягкого знака после шипящих на конце слова, разделительного твердого знака, родовых окончаний прилагательных и глаголов прошедшего времени, написания частицы «не» с глаголами.

Важную роль в обучении русскому языку играет продолжение и углубление целенаправленной работы по формированию у третьеклассников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.

Содержание рабочей программы основано на деятельностном подходе и направлено на формирование как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т. п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр. ). Курс имеет познавательнокоммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

                      Место предмета в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Русский язык» в третьем классе отводится 170 часов в год, 5 часов  в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Планируемые предметные результаты

освоения программы по русскому языку

к концу 3 класса

Учащиеся научатся:

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;
  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
  • производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
  • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
  • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
  • осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
  • дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
  • находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
  • анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
  • вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
  • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
  • -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

Содержание программы

№ п/п

Раздел

Количество часов

Виды контроля

1

Язык и речь

26

1.Контрольный словарный диктант №1.

2.Входная контрольная работа №1

3.Контрольный диктант за 1 четверть №2.

4.Обучающее изложение №1.

5.Работа по развитию речи (деформированный текст)№2.

2

Проводники наших мыслей и чувств

37

1.Контрольное списывание №1.

2.Контрольный диктант за 2 четверть №3.

4.Обучающее изложение №3.

5. Обучающее изложение №4.

3

О главном…

47

1.Контрольное списывание №2.

2. Обучающее изложение №5.

3.Обучающее изложение №6.

4.Обучающее сочинение №7.

5.Обучающее сочинение №8.

6.Контрольный словарный диктант №3.

7.Контрольный диктант №4.

4

Конкретизируем значение, распространяем мысль

47

1.Обучающее изложение №9.

2.Обучающее изложение №10.

3.Контрольный диктант  №5.

4.Обучающее изложение №11.

5.Контрольный диктант №6.

5

Повторение изученного материала

13

1.Контрольный словарный диктант №4.

2.Контрольное списывание №3.

3.Обучающее изложение №11.

4.Обучающее изложение №12.

                                                                                                                      Итого

170

1.Контрольные словарные диктанты -4

2.Обучающие работы по развитию речи -12

3.Контрольные диктанты-6.

4.Контрольные списывания-3.

                                           

 РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (46 ч)

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (16 ч)

Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.

Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.

Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.

Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)[1] (30 ч)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.

Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).

Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.

Умения:

— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;

— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).

Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.

Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).

Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (124 ч)

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.

Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).

Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как СЭ, ЗЕ, ХЖ, дб, ШМ, ГР, ЯФ, пр и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.

Слово и его значение (лексика) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его значимые части (морфемика) (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология) (25 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).

Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.

Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Синтаксис (34 ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение (24 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).

Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.

Правописание и пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.

Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.

Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.

Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):

— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);

— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).

Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.


Календарно-тематическое планирование

                                        уроков русского языка

в  3 «Д» классе

                                                           

п/п

№ урока

Наименование разделов и тем уроков

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

1-я четверть

ЯЗЫК И РЕЧЬ  (26 ч)

(повторение изученного во 2 классе)

Речь устная и письменная (5 ч)

1

1

 Речь устная и письменная. Повторение орфограмм.

01.09

2

2

 Речь устная и письменная.

04.09-08.09

3

3

 Речевые действия (особенности устной и письменной речи).

04.09-08.09

4

4

 Речевые действия. Речь и культура.

04.09-08.09

5

5

Речевые действия. Речь и культура.

04.09-08.09

Правила  записи  слов (4 ч)

6

1

Общее повторение правил записи слов.

04.09-08.09

7

2

 Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слов.

04.09-08.09

8

3

 Обозначение твердых и мягких согласных на письме.

11.09-15.09

9

4

 Большая буква в именах собственных.

11.09-15.09

Слово: его значение, значимые части (7 ч)

10

1

1. Значение слова (лексическое).

11.09-15.09

11

2

2. Значимые части слов.

11.09-15.09

12

3

3. Развитие речи. Деформированный текст

11.09-15.09

13

4

4. Слово в предложении.

18.09-22.09

14

5

5. Слово в предложении и тексте.

18.09-22.09

15

6

Слово в предложении и тексте.

18.09-22.09

16

7

6. Урок-тренинг.

Контрольный словарный диктант.

18.09-22.09

Слово в предложении (4 ч)

17

1

 Урок-тренинг. Письмо под диктовку с комментированием.

18.09-22.09

18

2

Входной контрольный диктант

18.09-22.09

19

3

 Работа над ошибками.

25.09-29.09

20

4

Слово в предложении

25.09-29.09

Работы проверочного и творческого характера (6 ч)

21

1

Школа грамотея (уроки – тренинги).

25.09-29.09

22

2

Развитие речи. Обучающее изложение «Красавица рябина»

25.09-29.09

23

3

 Анализ изложений. Работа над ошибками.

25.09-29.09

24

4

Повторение изученного

25.09-29.09

25

5

Повторение изученного

02.10-06.10

26

6

Школа грамотея (уроки – тренинги).

02.10-06.10

ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (37 ч)

Слово, предложение, текст (17 ч)

(общее представление)

27

1

Слово. Предложение. Текст.

02.10-06.10

28

2

Слово. Предложение. Текст.

02.10-06.10

29

3

 Слово и словосочетание.

02.10-06.10

30

4

Слово и словосочетание.

02.10-06.10

31

5

Части речи.

02.10-06.10

32

6

Части речи.

09.10-13.10

33

7

 Род имен существительных.

09.10-13.10

34

8

 Род имен существительных.

09.10-13.10

35

9

 Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже).

09.10-13.10

36

10

 Упражнения в записи имен существительных женского рода с мягким знаком на конце.

09.10-13.10

37

11

Упражнения в записи имен существительных женского рода с мягким знаком на конце.

09.10-13.10

38

12

 Изменение имен прилагательных по родам.

16.10-20.10

39

13

Изменение имен прилагательных по родам.

16.10-20.10

40

14

 Связь частей речи в словосочетаниях.

16.10-20.10

41

15

Связь частей речи в словосочетаниях.

16.10-20.10

42

16

 Развитие речи. Обучающее сочинение «Шар в окошке».

16.10-20.10

43

17

Анализ работ. Устойчивые сочетания слов.

16.10-20.10

Виды предложений по цели высказывания (11 ч)

44

1

 Предложение (вводный урок).

23.10-27.10

45

2

 Вопросительные и повествовательные предложения.

23.10-27.10

46

3

 Употребление отрицательной частицы НЕ.

23.10-27.10

47

4

Употребление отрицательной частицы НЕ

23.10-27.10

48

5

 Контрольный диктант за первую четверть. 

23.10-27.10

49

6

 Анализ работ.  Обобщение знаний о предложении. Интонация предложений.

23.10-27.10

50

7

 Побудительные предложения.

06.11-10.11

51

8

 Восклицательные предложения.

06.11-10.11

2-я четверть

52

9

 Знаки препинания в конце предложений (обобщение).

06.11-10.11

53

10

 Развитие речи. Обучающее изложение «Крылатый будильник».

06.11-10.11

54

11

 Работа над ошибками.

06.11-10.11

Текст как основное языковое средство выражения объёмных высказываний (9 ч)

55

1

Текст.

06.11-10.11

56

2

 Повествование.

13.11-17.11

57

3

 Описание.

13.11-17.11

58

4

 Рассуждение.

13.11-17.11

59

5

 Контрольное списывание. 

13.11-17.11

60

6

 Развитие речи. Обучающее изложение «Долгожданная зима».

13.11-17.11

61

7

 Работа над ошибками. Повторение.

20.11-24.11

62

8

 Творческая работа. Сочинение о зиме.

20.11-24.11

63

9

 Анализ работ. Повторение.

20.11-24.11

О ГЛАВНОМ… (26 ч)

Главные части в средствах языка (10ч)

64

1

1. Главные части в средствах языка.

20.11-24.11

65

2

2. Корень – главная значимая часть слова.

20.11-24.11

66

3

3. Правописание корня. Повторение.

27.11-01.12

67

4

4. Правописание корня. Обобщение.

04.12-08.12

68

5

5. Способы проверки безударных гласных в корне слова.

04.12-08.12

69

6

6. Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре.

04.12-08.12

70

7

7. Способы проверки двух (одной) безударных гласных в словах.

04.12-08.12

71

8

8. Развитие речи. Обучающее изложение

04.12-08.12

72

9

9. Работа над ошибками. Повторение

11.12-15.12

73

10

10. Главное слово в словосочетании.

11.12-15.12

Главные члены предложения (16 ч)

74

1

 Главные члены предложения как грамматическая основа предложения.

11.12-15.12

75

2

 Подлежащее и грамматические средства его выражения.

11.12-15.12

76

3

 Сказуемое и грамматические средства его выражения.

11.12-15.12

77

4

Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

18.12-22.12

78

5

 Тема и основная мысль текста.

18.12-22.12

79

6

 Способы выражения основной мысли в художественных произведениях разных жанров.

18.12-22.12

80

7

Способы выражения основной мысли в текстах.

18.12-22.12

81

8

 Контрольное списывание текста «Русь».

18.12-22.12

82

9

Работа над ошибками. Подготовка к контрольному диктанту.

08.01-12.01

83

10

 Контрольный диктант  за вторую четверть.

08.01-12.01

84

11

 Работа над ошибками. Повторение

08.01-12.01

3-я четверть

85

12

 Создание текста на основе его главной мысли.

08.01-12.01

86

13

 Проверочная работа.

08.01-12.01

87

14

 Развитие речи. Обучающее сочинение. «Новогодняя елка».

15.01-19.01

88

15

 Работа над ошибками.

15.01-19.01

89

16

Повторение раздела «О главном…»

15.01-19.01

О ГЛАВНОМ (21 ч)

(продолжение)

Корень — главная значимая часть слова (2 ч)

(продолжение)

90

1

Главные части слова и словосочетания  (2 часть).

15.01-19.01

91

2

Главные части слова и словосочетания  

Части речи в роли главных членов предложения (19 ч)

92

1

 Части речи в роли главных членов предложения. Контрольный словарный диктант.

22.01-16.01

93

2

 Употребление личных местоимений в роли подлежащего.

22.01-16.01

94

3

 Значение лица и числа личных местоимений.

22.01-16.01

95

4

Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений.

22.01-16.01

96

5

 Сказуемое. Употребление форм глагола.

22.01-16.01

97

6

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.

29.01-02.02

98

7

 Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Формы числа.

29.01-02.02

99

8

 Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов.

29.01-02.02

100

9

 Развитие речи. Обучающее изложение.

29.01-02.02

101

10

 Работа над ошибками. Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени.

29.01-02.02

102

11

Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени.

05.02-09.02

103

12

 Употребление временных глаголов в роли сказуемого.

05.02-09.02

104

13

 Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.

05.02-09.02

105

14

Главная (основная) мысль текста (обобщение.)

05.02-09.02

106

15

 Подготовка к диктанту.

05.02-09.02

107

16

 Проверочная работа (диктант).

12.02-16.02

108

17

 Работа над ошибками

12.02-16.02

109

18

 Развитие речи. Обучающее сочинение «Кормушка для птиц».

12.02-16.02

110

19

 Работа над ошибками.

12.02-16.02

КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ (47 ч.)

Слово и его строение (17 часов)

111

1

 Структурные части средств языка.

12.02-16.02

112

2

Роль приставок и суффиксов в словах. Редактирование высказываний.

19.02-23.02

113

3

 Правописание приставок и предлогов.

19.02-23.02

114

4

 Приставки. Их значение, правописание.

19.02-23.02

115

5

 Употребление слов с приставками в составе текстов.

19.02-23.02

116

6

Правописание гласных в  приставках.

19.02-23.02

117

7

 Правописание гласных в  приставках. Закрепление.

26.02-02.03

118

8

 Правописание согласных в приставках. Алгоритм проверки.

26.02-02.03

119

9

Правописание согласных в приставках. Приставки в наречиях.

26.02-02.03

120

10

 Развитие речи. Обучающее изложение.

26.02-02.03

121

11

 Работа над ошибками. Разделительный твердый знак.

26.02-02.03

122

12

 Употребление разделительного твердого знака.

05.03-09.03

123

13

Употребление разделительных твердого и мягкого знаков.

05.03-09.03

124

14

Употребление и правописание слов с приставками.

05.03-09.03

125

15

Обучение написанию текста

объявления.

05.03-09.03

126

16

 Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

05.03-09.03

127

17

 Употребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий.

12.03-16.03

Падежные формы разных частей речи (17 ч)

128

1

 Назначение зависимого слова в словосочетании.

12.03-16.03

129

2

 Падежные формы имен существительных.

12.03-16.03

130

3

Употребление в словосочетаниях падежных форм имен существительных

12.03-16.03

131

4

Употребление в словосочетаниях падежных форм имен прилагательных.

12.03-16.03

132

5

 Предупредительный диктант с комментированием.

12.03-16.03

133

6

 Контрольный диктант за третью четверть.

19.03-23.03

134

7

Работа над ошибками. Повторение.

19.03-23.03

135

8

Падежные формы имен существительных, имен прилагательных.

19.03-23.03

136

9

 Развитие речи. Обучающее изложение .

19.03-23.03

137

10

Работа над ошибками. Повторение.

19.03-23.03

4-я четверть

138

11

 Назначение зависимого слова в словосочетании. Падежные формы имен существительных, имен прилагательных.

04.04-06.04

139

12

 Проверочная работа. 

04.04-06.04

140

13

Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных.

04.04-06.04

141

14

Употребление падежных форм местоимений.

09.04-13.04

142

15

Правописание местоимений с предлогами.

09.04-13.04

143

16

Проверочная работа по теме «Местоимение».

09.04-13.04

144

17

Работа над ошибками. Обобщение по теме местоимения.

09.04-13.04

Предложение (13 ч)

145

1

 Второстепенные члены предложения

09.04-13.04

146

2

 Анализ (разбор) простого предложения

16.04-20.04

147

3

 Развитие речи. Обучающее изложение.

16.04-20.04

148

4

 Анализ работ. Связь второстепенных членов с главными членами предложений

16.04-20.04

149

5

 Сопоставление состава простых и сложных предложений

16.04-20.04

150

6

 Повествование

16.04-20.04

151

7

 Рассуждение

23.04-27.04

152

8

 Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Сравнение особенностей текстов

23.04-27.04

153

9

 Развитие речи. Обучающее сочинение «Любимая игрушка»

23.04-27.04

154

10

 Работа над ошибками.

30.04-04.05

155

11

 Подготовка к итоговой

контрольной работе

30.04-04.05

156

12

 Итоговый контрольный диктант

30.04-04.05

157

13

Работа над ошибками.

30.04-04.05

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (13 ч)

158

1

 Средства языка и их анализ.

Контрольный словарный диктант.

07.05-11.05

159

2

 Слово и словосочетание. Слово как часть речи.

07.05-11.05

160

3

 Контрольное списывание.

07.05-11.05

161

4

 Работа над ошибками. Морфологический анализ частей речи.

07.05-11.05

162

5

 Изменение частей речи. Разбор частей речи по составу.

07.05-11.05

163

6

Способы обозначения звуков при записи слов.

14.05-18.05

164

7

 Развитие речи. Обучающее изложение.

14.05-18.05

165

8

 Анализ работ. Правописание орфограмм в корне слова.

14.05-18.05

166

9

Использование обобщенного способа проверки безударных гласных в других частях слова.

14.05-18.05

167

10

Особенности предложения и теста.

21.05-25.05

168

11

 Распространяем мысли.

21.05-25.05

169

12

 Развитие речи. Обучающее изложение.

21.05-25.05

170

13

 Работа над ошибками.

21.05-25.05

Материально-техническое обеспечение образовательного  процесса.

1. Литература для учителя.

1.Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. - М.: Русский язык, 1993.

2.Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т русс. яз. им. В. В. Виноградова; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

3.Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. - М.: Цитадель-Трейд, 2010.

            4.Школьный фразеологический словарь /сост. М. И. Степанова. - Ростов н/Д.:                Феникс, 2008.

            2. Интернет-ресурсы.

  1. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (`http//www.gramota.ru)

            2.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) (http//nsc.1september.ru/urok)

3. Технические средства обучения.

  1. Магнитофон.
  2. Мультимедийное оборудование.

4. Учебно-практическое оборудование.

        1.Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц и карт.

  1. Шкаф для хранения карт и таблиц.

5. Учебно-методическое обеспечение.

1.Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч.

2.Л. Я. Желтовская. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·             Федеральный государс...

рабочая программа по русскому языку 3 класс Планета знаний

Рабочая программа  по русскому языку для 3 класса, программа "Планета Знаний". Материал содержит пояснительную записку и калентарно-тематическое планирование ( стандарт 2004)...

рабочая программа по русскому языку 3 класс Планета знаний

В программу включены основные требования к уровню ученика, оканчивающего 3 класс по программе Планета Знаний, а также в разделе поурочное планирование добавлены активные ссылки на ЭОР для подготовки к...

рабочая программа по русскому языку, 2 класс, "Планета знаний"

Рабочая программа по русскому языку, УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Планета знаний"

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательны...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Планета знаний

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработанав соответствии с ФГОС по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа по русскому языку,4 класс,"Планета знаний"

Рабочая программа по русскому языку,4 класс,"Планета знаний"...