Рабочая программа по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку. Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 60.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов №1 от «30 » августа 2018 года Руководитель ШМО ____________Мурашова Е.М. | СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР __________ Козлова И А. « 31 » августа 2018 года. | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы _______Бочарникова Л.М. «01» сентября 2018г. Приказ № 20-д от 01.09.2018 года. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 3 «Д» класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель: Исайкина Нина Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Домодедово 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для учащихся 3 класса составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373,
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373»,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»,
-учебным планом МАОУ Домодедовская СОШ №1 на 2017 – 2018 учебный год.
- разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования: «Русский язык», (УМК«Планета Знаний», автор Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. -М., АСТ, Астрель, 2013), рекомендованной Министерством образования и науки РФ .
Общая характеристика предмета
Изучение курса «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение познавательных и социокультурных целей:
Познавательные цели:
- Формирование целостной картины мира, частью которого является язык обучающегося, на котором он общается.
- Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке.
- Формирование логического и абстрактного мышления учащихся.
Социокультурные цели:
- Формирование навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- Формирование коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи).
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
- усвоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
- овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов третьего года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения», что продолжает образовательную линию второго класса.
В третьем классе углубляются знания учащихся о языке как основе речи, о связи языка с историей развития русской культуры, о тексте (тема, идея, жанры текстов, цель высказывания, способы выражения мысли и т. п. ), о слове и его значимых частях (морфемах), их роли в слове, о смысловой нагрузке различных частей речи, о словосочетании и предложении как словесных конструкциях, закрепляются навыки проверки согласных и безударных гласных в корне слова.
На третьем году обучения новой для учащихся будет информация о способах словообразования (приставочный, суффиксальный), различение словообразования и словоизменения, представление о сложных словах (с двумя корнями). В разделе «Морфология» вводится понятие о падеже имен существительных и имен прилагательных, о местоимении как части речи, множественном и единственном числе личных местоимений, начальной форме, времени, лице и числе глаголов, служебных частях речи (союзах, частицах). В разделе «Синтаксис» расширяются представления учащихся о словосочетаниях (словосочетания с синонимичными значениями, согласование и управление слов), о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения, распространенных и нераспространенных предложениях, подробно изучаются главные члены предложения.
В разделе «Правописание» формируются представления о правилах правописания гласных и согласных в приставках, употребления мягкого знака после шипящих на конце слова, разделительного твердого знака, родовых окончаний прилагательных и глаголов прошедшего времени, написания частицы «не» с глаголами.
Важную роль в обучении русскому языку играет продолжение и углубление целенаправленной работы по формированию у третьеклассников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
Содержание рабочей программы основано на деятельностном подходе и направлено на формирование как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т. п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр. ). Курс имеет познавательнокоммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Русский язык» в третьем классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые предметные результаты
освоения программы по русскому языку
к концу 3 класса
Учащиеся научатся:
- осознавать слово, предложение как главные средства языка;
- использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
- использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
- производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
- соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
- осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
- оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
- осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
- осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
- осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
- осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
- дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
- находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
- анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
- вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
- применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
- определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
- -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
Содержание программы
№ п/п | Раздел | Количество часов | Виды контроля |
1 | Язык и речь | 26 | 1.Контрольный словарный диктант №1. 2.Входная контрольная работа №1 3.Контрольный диктант за 1 четверть №2. 4.Обучающее изложение №1. 5.Работа по развитию речи (деформированный текст)№2. |
2 | Проводники наших мыслей и чувств | 37 | 1.Контрольное списывание №1. 2.Контрольный диктант за 2 четверть №3. 4.Обучающее изложение №3. 5. Обучающее изложение №4. |
3 | О главном… | 47 | 1.Контрольное списывание №2. 2. Обучающее изложение №5. 3.Обучающее изложение №6. 4.Обучающее сочинение №7. 5.Обучающее сочинение №8. 6.Контрольный словарный диктант №3. 7.Контрольный диктант №4. |
4 | Конкретизируем значение, распространяем мысль | 47 | 1.Обучающее изложение №9. 2.Обучающее изложение №10. 3.Контрольный диктант №5. 4.Обучающее изложение №11. 5.Контрольный диктант №6. |
5 | Повторение изученного материала | 13 | 1.Контрольный словарный диктант №4. 2.Контрольное списывание №3. 3.Обучающее изложение №11. 4.Обучающее изложение №12. |
Итого | 170 | 1.Контрольные словарные диктанты -4 2.Обучающие работы по развитию речи -12 3.Контрольные диктанты-6. 4.Контрольные списывания-3. |
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (46 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (16 ч)
Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.
Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.
Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Высказывание. Текст (10 ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.
Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)[1] (30 ч)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.
Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).
Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Умения:
— осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
— говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).
Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома, просьба передать информацию).
Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (124 ч)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика*. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е, Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.
Слово и его значение (лексика) (3 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (морфемика) (15 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология) (25 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис (34 ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение (24 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Правописание и пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.
Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.
Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):
— дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);
— близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).
Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.
Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка
в 3 «Д» классе
№ п/п | № урока | Наименование разделов и тем уроков | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
1-я четверть ЯЗЫК И РЕЧЬ (26 ч) (повторение изученного во 2 классе) Речь устная и письменная (5 ч) | ||||
1 | 1 | Речь устная и письменная. Повторение орфограмм. | 01.09 | |
2 | 2 | Речь устная и письменная. | 04.09-08.09 | |
3 | 3 | Речевые действия (особенности устной и письменной речи). | 04.09-08.09 | |
4 | 4 | Речевые действия. Речь и культура. | 04.09-08.09 | |
5 | 5 | Речевые действия. Речь и культура. | 04.09-08.09 | |
Правила записи слов (4 ч) | ||||
6 | 1 | Общее повторение правил записи слов. | 04.09-08.09 | |
7 | 2 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слов. | 04.09-08.09 | |
8 | 3 | Обозначение твердых и мягких согласных на письме. | 11.09-15.09 | |
9 | 4 | Большая буква в именах собственных. | 11.09-15.09 | |
Слово: его значение, значимые части (7 ч) | ||||
10 | 1 | 1. Значение слова (лексическое). | 11.09-15.09 | |
11 | 2 | 2. Значимые части слов. | 11.09-15.09 | |
12 | 3 | 3. Развитие речи. Деформированный текст | 11.09-15.09 | |
13 | 4 | 4. Слово в предложении. | 18.09-22.09 | |
14 | 5 | 5. Слово в предложении и тексте. | 18.09-22.09 | |
15 | 6 | Слово в предложении и тексте. | 18.09-22.09 | |
16 | 7 | 6. Урок-тренинг. Контрольный словарный диктант. | 18.09-22.09 | |
Слово в предложении (4 ч) | ||||
17 | 1 | Урок-тренинг. Письмо под диктовку с комментированием. | 18.09-22.09 | |
18 | 2 | Входной контрольный диктант | 18.09-22.09 | |
19 | 3 | Работа над ошибками. | 25.09-29.09 | |
20 | 4 | Слово в предложении | 25.09-29.09 | |
Работы проверочного и творческого характера (6 ч) | ||||
21 | 1 | Школа грамотея (уроки – тренинги). | 25.09-29.09 | |
22 | 2 | Развитие речи. Обучающее изложение «Красавица рябина» | 25.09-29.09 | |
23 | 3 | Анализ изложений. Работа над ошибками. | 25.09-29.09 | |
24 | 4 | Повторение изученного | 25.09-29.09 | |
25 | 5 | Повторение изученного | 02.10-06.10 | |
26 | 6 | Школа грамотея (уроки – тренинги). | 02.10-06.10 | |
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (37 ч) | ||||
Слово, предложение, текст (17 ч) (общее представление) | ||||
27 | 1 | Слово. Предложение. Текст. | 02.10-06.10 | |
28 | 2 | Слово. Предложение. Текст. | 02.10-06.10 | |
29 | 3 | Слово и словосочетание. | 02.10-06.10 | |
30 | 4 | Слово и словосочетание. | 02.10-06.10 | |
31 | 5 | Части речи. | 02.10-06.10 | |
32 | 6 | Части речи. | 09.10-13.10 | |
33 | 7 | Род имен существительных. | 09.10-13.10 | |
34 | 8 | Род имен существительных. | 09.10-13.10 | |
35 | 9 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже). | 09.10-13.10 | |
36 | 10 | Упражнения в записи имен существительных женского рода с мягким знаком на конце. | 09.10-13.10 | |
37 | 11 | Упражнения в записи имен существительных женского рода с мягким знаком на конце. | 09.10-13.10 | |
38 | 12 | Изменение имен прилагательных по родам. | 16.10-20.10 | |
39 | 13 | Изменение имен прилагательных по родам. | 16.10-20.10 | |
40 | 14 | Связь частей речи в словосочетаниях. | 16.10-20.10 | |
41 | 15 | Связь частей речи в словосочетаниях. | 16.10-20.10 | |
42 | 16 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Шар в окошке». | 16.10-20.10 | |
43 | 17 | Анализ работ. Устойчивые сочетания слов. | 16.10-20.10 | |
Виды предложений по цели высказывания (11 ч) | ||||
44 | 1 | Предложение (вводный урок). | 23.10-27.10 | |
45 | 2 | Вопросительные и повествовательные предложения. | 23.10-27.10 | |
46 | 3 | Употребление отрицательной частицы НЕ. | 23.10-27.10 | |
47 | 4 | Употребление отрицательной частицы НЕ | 23.10-27.10 | |
48 | 5 | Контрольный диктант за первую четверть. | 23.10-27.10 | |
49 | 6 | Анализ работ. Обобщение знаний о предложении. Интонация предложений. | 23.10-27.10 | |
50 | 7 | Побудительные предложения. | 06.11-10.11 | |
51 | 8 | Восклицательные предложения. | 06.11-10.11 | |
2-я четверть | ||||
52 | 9 | Знаки препинания в конце предложений (обобщение). | 06.11-10.11 | |
53 | 10 | Развитие речи. Обучающее изложение «Крылатый будильник». | 06.11-10.11 | |
54 | 11 | Работа над ошибками. | 06.11-10.11 | |
Текст как основное языковое средство выражения объёмных высказываний (9 ч) | ||||
55 | 1 | Текст. | 06.11-10.11 | |
56 | 2 | Повествование. | 13.11-17.11 | |
57 | 3 | Описание. | 13.11-17.11 | |
58 | 4 | Рассуждение. | 13.11-17.11 | |
59 | 5 | Контрольное списывание. | 13.11-17.11 | |
60 | 6 | Развитие речи. Обучающее изложение «Долгожданная зима». | 13.11-17.11 | |
61 | 7 | Работа над ошибками. Повторение. | 20.11-24.11 | |
62 | 8 | Творческая работа. Сочинение о зиме. | 20.11-24.11 | |
63 | 9 | Анализ работ. Повторение. | 20.11-24.11 | |
О ГЛАВНОМ… (26 ч) | ||||
Главные части в средствах языка (10ч) | ||||
64 | 1 | 1. Главные части в средствах языка. | 20.11-24.11 | |
65 | 2 | 2. Корень – главная значимая часть слова. | 20.11-24.11 | |
66 | 3 | 3. Правописание корня. Повторение. | 27.11-01.12 | |
67 | 4 | 4. Правописание корня. Обобщение. | 04.12-08.12 | |
68 | 5 | 5. Способы проверки безударных гласных в корне слова. | 04.12-08.12 | |
69 | 6 | 6. Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре. | 04.12-08.12 | |
70 | 7 | 7. Способы проверки двух (одной) безударных гласных в словах. | 04.12-08.12 | |
71 | 8 | 8. Развитие речи. Обучающее изложение | 04.12-08.12 | |
72 | 9 | 9. Работа над ошибками. Повторение | 11.12-15.12 | |
73 | 10 | 10. Главное слово в словосочетании. | 11.12-15.12 | |
Главные члены предложения (16 ч) | ||||
74 | 1 | Главные члены предложения как грамматическая основа предложения. | 11.12-15.12 | |
75 | 2 | Подлежащее и грамматические средства его выражения. | 11.12-15.12 | |
76 | 3 | Сказуемое и грамматические средства его выражения. | 11.12-15.12 | |
77 | 4 | Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения. | 18.12-22.12 | |
78 | 5 | Тема и основная мысль текста. | 18.12-22.12 | |
79 | 6 | Способы выражения основной мысли в художественных произведениях разных жанров. | 18.12-22.12 | |
80 | 7 | Способы выражения основной мысли в текстах. | 18.12-22.12 | |
81 | 8 | Контрольное списывание текста «Русь». | 18.12-22.12 | |
82 | 9 | Работа над ошибками. Подготовка к контрольному диктанту. | 08.01-12.01 | |
83 | 10 | Контрольный диктант за вторую четверть. | 08.01-12.01 | |
84 | 11 | Работа над ошибками. Повторение | 08.01-12.01 | |
3-я четверть | ||||
85 | 12 | Создание текста на основе его главной мысли. | 08.01-12.01 | |
86 | 13 | Проверочная работа. | 08.01-12.01 | |
87 | 14 | Развитие речи. Обучающее сочинение. «Новогодняя елка». | 15.01-19.01 | |
88 | 15 | Работа над ошибками. | 15.01-19.01 | |
89 | 16 | Повторение раздела «О главном…» | 15.01-19.01 | |
О ГЛАВНОМ (21 ч) (продолжение) | ||||
Корень — главная значимая часть слова (2 ч) (продолжение) | ||||
90 | 1 | Главные части слова и словосочетания (2 часть). | 15.01-19.01 | |
91 | 2 | Главные части слова и словосочетания | ||
Части речи в роли главных членов предложения (19 ч) | ||||
92 | 1 | Части речи в роли главных членов предложения. Контрольный словарный диктант. | 22.01-16.01 | |
93 | 2 | Употребление личных местоимений в роли подлежащего. | 22.01-16.01 | |
94 | 3 | Значение лица и числа личных местоимений. | 22.01-16.01 | |
95 | 4 | Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений. | 22.01-16.01 | |
96 | 5 | Сказуемое. Употребление форм глагола. | 22.01-16.01 | |
97 | 6 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. | 29.01-02.02 | |
98 | 7 | Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Формы числа. | 29.01-02.02 | |
99 | 8 | Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов. | 29.01-02.02 | |
100 | 9 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 29.01-02.02 | |
101 | 10 | Работа над ошибками. Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени. | 29.01-02.02 | |
102 | 11 | Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени. | 05.02-09.02 | |
103 | 12 | Употребление временных глаголов в роли сказуемого. | 05.02-09.02 | |
104 | 13 | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого. | 05.02-09.02 | |
105 | 14 | Главная (основная) мысль текста (обобщение.) | 05.02-09.02 | |
106 | 15 | Подготовка к диктанту. | 05.02-09.02 | |
107 | 16 | Проверочная работа (диктант). | 12.02-16.02 | |
108 | 17 | Работа над ошибками | 12.02-16.02 | |
109 | 18 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Кормушка для птиц». | 12.02-16.02 | |
110 | 19 | Работа над ошибками. | 12.02-16.02 | |
КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ (47 ч.) Слово и его строение (17 часов) | ||||
111 | 1 | Структурные части средств языка. | 12.02-16.02 | |
112 | 2 | Роль приставок и суффиксов в словах. Редактирование высказываний. | 19.02-23.02 | |
113 | 3 | Правописание приставок и предлогов. | 19.02-23.02 | |
114 | 4 | Приставки. Их значение, правописание. | 19.02-23.02 | |
115 | 5 | Употребление слов с приставками в составе текстов. | 19.02-23.02 | |
116 | 6 | Правописание гласных в приставках. | 19.02-23.02 | |
117 | 7 | Правописание гласных в приставках. Закрепление. | 26.02-02.03 | |
118 | 8 | Правописание согласных в приставках. Алгоритм проверки. | 26.02-02.03 | |
119 | 9 | Правописание согласных в приставках. Приставки в наречиях. | 26.02-02.03 | |
120 | 10 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 26.02-02.03 | |
121 | 11 | Работа над ошибками. Разделительный твердый знак. | 26.02-02.03 | |
122 | 12 | Употребление разделительного твердого знака. | 05.03-09.03 | |
123 | 13 | Употребление разделительных твердого и мягкого знаков. | 05.03-09.03 | |
124 | 14 | Употребление и правописание слов с приставками. | 05.03-09.03 | |
125 | 15 | Обучение написанию текста объявления. | 05.03-09.03 | |
126 | 16 | Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | 05.03-09.03 | |
127 | 17 | Употребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий. | 12.03-16.03 | |
Падежные формы разных частей речи (17 ч) | ||||
128 | 1 | Назначение зависимого слова в словосочетании. | 12.03-16.03 | |
129 | 2 | Падежные формы имен существительных. | 12.03-16.03 | |
130 | 3 | Употребление в словосочетаниях падежных форм имен существительных | 12.03-16.03 | |
131 | 4 | Употребление в словосочетаниях падежных форм имен прилагательных. | 12.03-16.03 | |
132 | 5 | Предупредительный диктант с комментированием. | 12.03-16.03 | |
133 | 6 | Контрольный диктант за третью четверть. | 19.03-23.03 | |
134 | 7 | Работа над ошибками. Повторение. | 19.03-23.03 | |
135 | 8 | Падежные формы имен существительных, имен прилагательных. | 19.03-23.03 | |
136 | 9 | Развитие речи. Обучающее изложение . | 19.03-23.03 | |
137 | 10 | Работа над ошибками. Повторение. | 19.03-23.03 | |
4-я четверть | ||||
138 | 11 | Назначение зависимого слова в словосочетании. Падежные формы имен существительных, имен прилагательных. | 04.04-06.04 | |
139 | 12 | Проверочная работа. | 04.04-06.04 | |
140 | 13 | Употребление падежных форм имен существительных, имен прилагательных. | 04.04-06.04 | |
141 | 14 | Употребление падежных форм местоимений. | 09.04-13.04 | |
142 | 15 | Правописание местоимений с предлогами. | 09.04-13.04 | |
143 | 16 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | 09.04-13.04 | |
144 | 17 | Работа над ошибками. Обобщение по теме местоимения. | 09.04-13.04 | |
Предложение (13 ч) | ||||
145 | 1 | Второстепенные члены предложения | 09.04-13.04 | |
146 | 2 | Анализ (разбор) простого предложения | 16.04-20.04 | |
147 | 3 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 16.04-20.04 | |
148 | 4 | Анализ работ. Связь второстепенных членов с главными членами предложений | 16.04-20.04 | |
149 | 5 | Сопоставление состава простых и сложных предложений | 16.04-20.04 | |
150 | 6 | Повествование | 16.04-20.04 | |
151 | 7 | Рассуждение | 23.04-27.04 | |
152 | 8 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Сравнение особенностей текстов | 23.04-27.04 | |
153 | 9 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Любимая игрушка» | 23.04-27.04 | |
154 | 10 | Работа над ошибками. | 30.04-04.05 | |
155 | 11 | Подготовка к итоговой контрольной работе | 30.04-04.05 | |
156 | 12 | Итоговый контрольный диктант | 30.04-04.05 | |
157 | 13 | Работа над ошибками. | 30.04-04.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (13 ч) | ||||
158 | 1 | Средства языка и их анализ. Контрольный словарный диктант. | 07.05-11.05 | |
159 | 2 | Слово и словосочетание. Слово как часть речи. | 07.05-11.05 | |
160 | 3 | Контрольное списывание. | 07.05-11.05 | |
161 | 4 | Работа над ошибками. Морфологический анализ частей речи. | 07.05-11.05 | |
162 | 5 | Изменение частей речи. Разбор частей речи по составу. | 07.05-11.05 | |
163 | 6 | Способы обозначения звуков при записи слов. | 14.05-18.05 | |
164 | 7 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 14.05-18.05 | |
165 | 8 | Анализ работ. Правописание орфограмм в корне слова. | 14.05-18.05 | |
166 | 9 | Использование обобщенного способа проверки безударных гласных в других частях слова. | 14.05-18.05 | |
167 | 10 | Особенности предложения и теста. | 21.05-25.05 | |
168 | 11 | Распространяем мысли. | 21.05-25.05 | |
169 | 12 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 21.05-25.05 | |
170 | 13 | Работа над ошибками. | 21.05-25.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Литература для учителя.
1.Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. - М.: Русский язык, 1993.
2.Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т русс. яз. им. В. В. Виноградова; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин, И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
3.Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. - М.: Цитадель-Трейд, 2010.
4.Школьный фразеологический словарь /сост. М. И. Степанова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
2. Интернет-ресурсы.
- Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (`http//www.gramota.ru)
2.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) (http//nsc.1september.ru/urok)
3. Технические средства обучения.
- Магнитофон.
- Мультимедийное оборудование.
4. Учебно-практическое оборудование.
1.Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
таблиц и карт.
- Шкаф для хранения карт и таблиц.
5. Учебно-методическое обеспечение.
1.Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч.
2.Л. Я. Желтовская. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Планета знаний" ФГОС
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:· Федеральный государс...
рабочая программа по русскому языку 3 класс Планета знаний
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса, программа "Планета Знаний". Материал содержит пояснительную записку и калентарно-тематическое планирование ( стандарт 2004)...
рабочая программа по русскому языку 3 класс Планета знаний
В программу включены основные требования к уровню ученика, оканчивающего 3 класс по программе Планета Знаний, а также в разделе поурочное планирование добавлены активные ссылки на ЭОР для подготовки к...
рабочая программа по русскому языку, 2 класс, "Планета знаний"
Рабочая программа по русскому языку, УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Планета знаний"
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательны...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Планета знаний
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработанав соответствии с ФГОС по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа по русскому языку,4 класс,"Планета знаний"
Рабочая программа по русскому языку,4 класс,"Планета знаний"...