педагогический проект
проект по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
«Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством игровых упражнений»
План проекта
1.Анализ ситуации.
2.Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
3.Цель, задачи педагогического проекта.
4.Планируемые результаты.
5.Научная часть.
6.Программа реализации проекта.
- Изучение положительного опыта.
- Этапы развития орфографической зоркости.
7.Результаты и перспективы проекта.
5. Список используемых источников.
6. Приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 146.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством игровых упражнений»
План проекта
1.Анализ ситуации.
2.Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта.
3.Цель, задачи педагогического проекта.
4.Планируемые результаты.
5.Научная часть.
6.Программа реализации проекта.
- Изучение положительного опыта.
- Этапы развития орфографической зоркости.
7.Результаты и перспективы проекта.
5. Список используемых источников.
6. Приложение.
Анализ ситуации
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.
В Стандарте четко сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и условиям ее реализации, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
При освоении предметной области «Русский язык» обучающиеся должны получить возможность:
- первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- прийти к пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
- сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладеть начальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
В частности, учебные предмет «Русский язык» обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
При изучении русского языка мы часто встречаемся с такой ситуацией: дети знают правило, приводят примеры, но при выполнении письменной работы делают ошибки. Почему? На уроке русского языка ученик слушает, запоминает, пишет, читает, отвечает на вопросы учителя. Такую работу на уроке можно назвать пассивной или относительно пассивной. А глубокие знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом, то есть в активной познавательной деятельности - «не просто учу, запоминаю то, что говорит учитель, а познаю, сам добываю знания»
На уроках русского языка развивать внимание - значит, развивать умение видеть различные формы слова, развивать орфографическую зоркость.
Актуальность
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Начальная школа является базой, основой всего образования человека. При этом важно всё: качество, прочность, настроение ученика. Об этом заботится школа, постоянной проблемой которой является качество знаний.
До сих пор одним из “больных” мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, и, видимо, причина кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в несовершенстве методики обучения. Поэтому работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости.
Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков
Почему-то уроки русского языка ученики во многих школах не очень любят. Они с неохотой учат, а порой зубрят скучные правила, без которых невозможно грамотно писать. Как сделать, чтобы уроки русского языка стали для младших школьников интересными, увлекательными? Как сделать так, чтобы орфограммы легко запоминались и осознанно использовались детьми при письме?
Одним из средств развития являются игровые упражнения. Игры вызывают в глазах учеников огонёк любознательности, желание запомнить и использовать на практике правило, формируют у школьников орфографическую зоркость, при объяснении и доказательстве действий развивают у них речь, пробуждают у детей интерес и любовь к урокам русского языка.
Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Самую большую часть орфограмм русского языка, по заключению учёных, составляют орфограммы слабых позиций, к которым относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости-глухости, стоящие на конце слова и перед другими согласными.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков - одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Безошибочное правописание составляет «азбуку знаний языка», - писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот. Прежде всего, ученик должен найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании.
Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Значит, повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью, каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость? Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В.Шереметевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др.
На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики. К сожалению, как показывает практика учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у них не сформирована орфографическая зоркость.
Таким образом, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбор темы моего исследования.
Цель и задачи
Цель: разработать и реализовать игровые упражнения для формирования орфографической зоркости младших школьников.
Задачи:
1)проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2)обобщить имеющийся педагогический опыт по данной проблеме;
3)подтвердить результаты своей работы.
Гипотеза: процесс развития орфографической зоркости у учащихся будет эффективным
Объектом исследования является процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на повышение орфографической грамотности
Предметом исследования являются методические приемы обучения орфографии русского языка.
Планируемые результаты
Ученик научится
- различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения;
-выявлять, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение
-правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать характер затруднения, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать на этой основе адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
“Учиться надо только весело.
Чтобы переварить знания,
Надо поглощать их с аппетитом!”
Анатоль Франс
Научная часть
Современное русское правописание опирается на определенные принципы. Понять принцип орфографии – значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы.
Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
Немалую роль в деле обучения русскому языку играет сознательное отношение учащихся к работе. Активное, тщательной выполнений заданий в соответствии с требованиями учителя, учебника – тоже сознательное отношение к обучению. Интерес к работе, ненужность принуждения со стороны учителя, родителей – очень важный признак сознательного отношения к обучению. Дети этого возраста часто не могут в полной мере осознать ответственность за выполняемую ими работу. Даже не всегда интерес к заданию достаточен для того, чтобы ученик без напоминания взялся за его выполнение. Интерес к работе по русскому языку воспитывается у школьника в том случае, если он получает содержательные, посильные, но в то же время заставляющие думать задания. Задания будут интересны, если для их выполнения необходимо анализировать, сравнивать, объяснять и доказывать.
Практическая часть
Этапы реализации проекта
Подготовительный – использование игровых упражнений на уроках обучения грамоте.
Основной - использование игровых упражнений на уроках русского языка
Заключительный - использование игровых упражнений на уроках закрепления (уроки орфографии).
С поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность при сохранении значимости игровой. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов и еще ряд статей я пришла к некоторым выводам:
- Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
- Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
- Развивать фонематический слух.
- Прививать интерес к чтению.
- Развивать словарный запас детей.
- Организовывать регулярные наблюдения за назначением и значением всех единиц языка, обеспечивать внимание к вопросам правильности, точности, богатства и выразительности речи.
- Данный материал позволяет разнообразить виды работ на уроке.
Подготовительный этап
Для всех не секрет, что именно в начальных классах мы выкладываем фундамент грамотного письма, а уже в средних и старших классах идёт надстройка к этому фундаменту. Не понял ребёнок какую-то орфограмму – на всю жизнь будет писать её с ошибками.
Чтобы ребёнок мог правильно и грамотно писать, в 1 классе его надо научить слышать звуки. Считаю, что задачи уроков обучения грамоте и письму в 1 классе – это развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами.
К нам приходят дети с нарушением фонематического слуха. К сожалению, с каждым годом всё больше и больше. Такие дети не слышат звуков, и, когда им даётся задание назвать звуки, например в слоге ма, ребёнок отвечает: 1 звук [т], 2 - [у], а вместе ма.
Что же я стала делать:
Пока мы не учили буквы, а только звуки, знакомились со схемами слов, я для детей придумала игру про Зайца Тимку.
Он приходил к нам на урок и приносил схемки, он мог подарить схемки только тем детям, которые правильно называли слог, 1-й и 2-й звуки.
Алгоритм был таков: слог то, 1 звук [т], 2 - [о], а вместе то.
Сначала я им говорила слоги. Когда мы познакомились с гласными и согласными звуками, твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, то и задание усложнилось, дети должны были назвать не только звуки, но и их охарактеризовать.
Слайд 2
Например: слог ля, 1 звук [л'] – согласный мягкий звонкий, 2 - [а] - гласный, а вместе ля.
Когда все без исключения дети научились подбирать правильно слоги к схемкам и характеризовать звуки в словах, я задание усложнила.
Например: слово мама, 1 звук [м] – согласный твёрдый звонкий, 2 - [а] - гласный, 3 звук [м] – согласный твёрдый звонкий, 4 - [а] - гласный, а вместе мама.
И каждый раз Заяц Тимка дарил детям схемки за правильные ответы. Они их складывали, потом подсчитывали у кого больше.
Что это мне дало?
- Дети слышат звуки, значит, они правильно пишут те слова, которые не отличаются по письму и произношению, не пропуская и не заменяя другими буквами. А такая ошибка у детей встречается часто.
- Когда дети начинают читать слоги, то им уже легче соединять два звука в слог.
- Дети легко самостоятельно печатают слова, данные учителем.
- Когда знакомятся с фонетическим разбором, усваивают его без труда.
Конечно же , грамотного письма не будет у ребёнка, если он плохо читает. Поэтому, когда в 1 классе переходим к знакомству с буквами и как только дети начинают читать слоги, я учу детей читать слоги с карандашом (на – гласная а, слог на). И строго требую чтение слогов и слов с карандашом.
Например: парта. При этом я видела, правильно ли читает ребёнок.
Этот метод оправдывает себя тем, что дети читают сейчас плавно, безотрывно. Приучены следить за чтением своих товарищей, владеют хоровым чтением. Сейчас, в 4 классе при норме 75-80 слов в минуту во второй четверти мои дети читают больше 100 слов – 15 человек, от 80 до 90 слов – 4 человека, норму 2 человека, и ниже нормы 1 человек.
Чтение у детей выразительное.
Обучая детей в 1 классе, я пришла к такому выводу: чтобы развить у детей фонематический слух, а от этого зависит грамотность ученика надо:
- ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе;
- постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец);
- использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р;
- на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) коса-оса;
- при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками;
- подбор слов к звуковым моделям;
- использовать задания - ловушки (сколько звуков в слове “ два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие?
- Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху;
- ''Найди опасное место''.
Слайд 3
Особое внимание нужно обратить на работу по составлению схем слова.
На 1 этапе работу эту веду фронтально.
У всех детей на парте есть фишки, обозначающие гласные и согласные звуки. На доске такие же фишки.
Разбираем слово жук.
Вместе: Вызываю первый звук жжжжжук. Какой 1 звук?
Ребёнок отвечает: 1 звук [ж]- согласный, звонкий, твёрдый и идёт ставит фишку на доске. Такая же работа идёт над всеми звуками слова.
На 2 этапе у доски ученик, но вызываем звуки все вместе, а ребёнок называет звук и составляет схему.
На 3 этапе вызываем звуки вместе, но каждый самостоятельно составляет схему, на обратной стороне доски ученик также составляет схему, а потом проверяем.
На 4 этапе каждый из детей самостоятельно вызывает звуки и составляет схему.
Здесь важна система, если она отработана, то к концу изучения грамоты все дети умеют составлять схемы слов.
Когда изучили Букварь, начинается работа над орфограммами (ча,ща,чу,щу, жи,ши и т.д.) Выучив каждое правило, договариваемся выделять его зелёной пастой везде, где бы мы не писали это слово.
Сразу же начала вводить на уроках русского языка орфографические минутки. Под диктовку, игровые. Продолжаю эту работу и во 2,3, 4 классах.
Слайд 4
Какие орфографические минутки бывают:
«Буквы спорят» (показываю карточку примерно такую – сне(ж-ш)ки, шу(б-п)ка, слё(з-с)ки; заб(о-а)лел, прил(е-и)тел и т.д.), а ученики показывают на веерах нужную букву;
«Вставь пропущенную букву» (на ветк.., у дорог.., о друг.., к лошад..)
«Раздели на два столбика» (диктую слова, дети письменно делят их на группы; в это время можно двоим предложить записывать слова на доске самостоятельно, каждому только одну группу). Например, когда мы повторяем 1-е и 2-е спряжение глаголов, я диктую слова: наступает, гоните, носит, думаешь, плавает, водишь, выгоняет,
покормим, засветит, одеваешь. Все ребята пишут в тетрадях по столбикам, а двое у доски, каждый – «своё» спряжение. Такую работу можно проводить с разными орфограммами.
«Выпиши только те слова, где есть орфограммы».
«Выпиши только те слова, где нет орфограмм».
Слайд 5
«Найди лишнее слово». Например: сем…я, друз..я, лист..я, б..ю, в..езд, п..ю.
«Напиши под диктовку». Например, в 4 классе: слева, налево, справа, направо, влево, вправо (правописание наречий).
«Выпиши слова, где есть только корень и суффикс» (и т.п.).
А также игровые орфографические минутки:
Слайд 6
Русский футбол – на мячах слова с пропущенной орфограммой. Забейте гол в ворота соперника (ученик читает слово, называет орфограмму, проверяет её и забивает гол)
Слайд 7
Наряди ёлку – на доске слова с пропущенной буквой. Вместо буквы ёлочная игрушка. Слова записаны в 2 столбика и рядом 2 ёлки. Дети с 1 и 2 рядов цепочкой подбегают к слову, убирают игрушку, вставляют пропущенную букву, а игрушку вешают на ёлку.
Слайд 8
Поймай рыбку – читают на рыбке слово с пропущенной орфограммой, называют её, проверяют, говорят правило и забирают на урок рыбку. Также проходят игры Подарю цветок, Собери грибы в корзинку.
Слайд 9
Определи маршрут корабля – выходят к доске 2 капитана. На доске 2 корабля и слова с пропущенными орфограммами и сами буквы. Капитаны направляют свои корабли к тем буквам, которые пропущены.
Слайд 10
Десантники – выходят к доске столько детей, сколько десантников на доске.
Читают слово, находят пропущенную орфограмму и стрелочкой показывают место приземления десантников.
Для орфографических минуток я использую детские стихи, считалки, загадки, поговорки, отрывки из сказок, из изучаемых на уроке литературы произведений.
Хочется отметить, что сама я очень люблю «Орфографические минутки», и дети тоже оживают на них, для детей это не утомительный процесс, а увлекательная игра. Эта работа оживляет урок, не даёт превратить его в скучный и монотонный.
Очень часто даю задание: в тексте найти слова с данной орфограммой или все изученные орфограммы. Цепочкой их назвать. Такая работа развивает орфографическую зоркость детей, настраивает на то, чтобы прежде чем писать слово, его надо проверить.
Систематически проводимая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического и цифрового обозначения дает положительные результаты: дети определяют место в слове, где возникла орфографическая задача.
В итоге сейчас в 4 классе из 23 учеников 14 учеников пишут диктанты на «4» и «5» - это 61% качества знаний.
Начиная со 2 класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников – номер орфограммы). Ученик, получив работу, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' Слайд 11 (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.
Провожу и коллективную работу над ошибками после написания диктантов
На доске пишу слова, в которых допущены ошибки, но вперемешку с правильно написанными словами на ту же орфограмму. Предлагается найти орфограммы в ошибочно написанных словах; объяснить, как их правильно написать, при этом на полях в тетради поставить номер орфограммы. Только после такой коллективной работы приступаем к самостоятельной, индивидуальной работе над ошибками по памятке.
Сейчас на уроках русского языка меня радует то, что дети видят орфограммы в словах, могут их объяснить, проверить. Очень довольна учебником русского языка (автор Иванов, программа «Начальная школа XXI века»). Идёт более углубленное и опережающее изучение русского языка, ведётся большая работа над орфографической зоркостью, задания творческие, даются разные точки зрения на то или иное правило, над которыми детям приходится размышлять и делать выводы. Хочу отметить также, что ребята моего класса на школьной олимпиаде по русскому языку заняли 1 и 2 места. С удовольствием участвуют в русской игре «Русский медвежонок» и показывают неплохие результаты.
Многолетняя практика моей работы в школе показывает, что чем больше и «качественнее» читает ученик, тем грамотнее он пишет. Объясняется это тем, что чтение и письмо – виды речи тесно взаимосвязанные. Если при письме осуществляется прямая перекодировка звуковых сигналов в графические, то при чтении происходит обратная перекодировка. Практически нельзя научиться писать и при этом не научиться читать. Другими словами, акт письменной речи завершается тогда, когда написанное прочитывается. Следует стремиться к тому, чтобы как можно быстрее орфографическая оболочка слова сразу ассоциировалась в сознании ребенка с лексическим значением слова, скрытым за его орфографическим обликом. Таким образом, включающаяся в работу во время чтения зрительная память способствует повышению уровня орфографической грамотности. Доказано, что предварительное чтение текста, предшествующее его записи, повышает качество грамотного письма примерно на 25% (данные М. М. Разумовской).
Специально направленная на правописание работа при чтении художественных произведений способствует объединению уроков чтения и русского языка, так неоправданно разделяемых в школьной практике начального обучения. Уместно вспомнить при этом, что многие известные методисты прошлого настойчиво советовали применять для усвоения правописания тот же материал, который служил предметом объяснительного чтения. Поэтому, считая целесообразным, в 1 кассе я в одно занятие объединила два урока – обучение чтению и письму. И в качестве материала на развитие орфографического чутья использовала тексты читаемых детьми художественных произведений. Орфографическую работу на материале текстов для чтения можно осуществлять с использованием разных форм и приемов. Например: орфографическое чтение; списывание печатного текста печатными и прописными буквами с обозначением сильной и слабой позиции звуков; письмо по памяти; диктант с предварительной подготовкой, но с обязательной последующей проверкой по книге для чтения; «воображаемое письмо»; диктант с обоснованием и др. В этом случае орфография усваивается через чтение не только путем механического запоминания графической формы слова, но и путем практических обобщений, возникающих в сознании ребенка. «Подсознательное установление орфографических закономерностей и есть чувство орфографии, а, следовательно, если смотреть шире, и чувство языка». (И. В. Борисенко.) Путь изучения правописания от наблюдения конкретных языковых фактов в тексте к практическим орфографическим обобщениям является необходимой ступенью в обучении правописанию, подготовительным этапом к изучению законов орфографии на более глубокой, грамматической основе. При этом текст художественного произведения становится интегрирующей основой обучения русскому языку и чтению, так как выступает в качестве объекта лингвистического анализа: проводятся самые первые, элементарные наблюдения над тем, как организуется смысловой уровень текста с помощью языка.
Игровые упражнения, развивающие фонематический слух
Предпочтение в процессе поиска новых путей и средств, методов и приёмов организации учебного процесса отдаётся тем, которые способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал. В школьной практике к таким
средствам всё чаще относят игры (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.).
Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. Фонематический слух, по определению М.Р.Львова, – это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений»
На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать следующие игры.
Упражнение 1. «Внимательные покупатели»
Учитель раскладывает на своём столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; маска, мишка, мяч, миска и т. п. – Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили! Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м](матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинаетсяна звук [м,] (мяч, мишка).Вариант: покупатели и продавец –дети, изображающие литературных персонажей.
Упражнение 2. Лото «Читаем сами»
.I вариант. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? ( У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
II вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.
Упражнение 3. «Волк, собака охотник».
Предварительно дети находят в слове первый звук.– Сейчас в лесу идёт большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук [р], собакой – [р], остальные звуки – зайцами, а вы –охотниками. Теперь будьте внимательны. Как только услышите[р] в словах, которые я произношу, «стреляйте» – хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту!
Упражнение 4. «Звери заблудились».
– Заблудились, потерялись в лесу осёл, петух, лошадь, мышка, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет звать зверей, а Коля пусть слушает внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала зверей. Если они верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе.
Упражнение 5. «Математическая грамматика».
Ребёнок должен выполнить действия на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например:с + том – м + лиса – са + ца ? (столица).
Упражнение 6. Игра «Один звук, марш!».
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть –гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)
3. В словах замените один согласный звук. Например: корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).
Упражнение 7. «Собери цветок».
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями:
- называть звуки, из которых состоит слово; 2) не смешивать понятия «звук» и «буква»; 3) определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости; 4) определять количество букв и звуков в слове и т.д.
Игровые приёмы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки и орфографической зоркости у учащихся
Появлению у учащихся орфографической зоркости способствуют упражнения, требующие от них внимательной работы со звукобуквенным составом слова и развивающие фонематический слух.
«Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху»
- Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них.
Например: машина - ши, часы - ча, Глеб - Г, б и т.д.
- Учитель показывает предметные картинки и предлагает запомнить только те, в названии которых есть изучаемая орфограмма. Например: предметные картинки: лыжи, стул, карандаши, часы, шишка, ваза, щука. Учащиеся получают задание запомнить только те названия картинок, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.
- Учитель предлагает прослушать слова. Затем просит запомнить и записать те слова, в которых есть безударная гласная а, о или е.
- Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом.
- Дифференциация звучания и написания слов. Учитель читает слово .Затем даёт задание ученику:»Произнеси слово так ,как услышал; произнеси слово так ,как напишешь; объясни почему(выдели орфограмму); запиши слово ,а буквы, которые пишутся по правилу ,напиши другим цветом.
- «Сосчитай сколько слов». Упражнение можно использовать на уроке чтения. Учитель читает небольшой текст. Задание: сосчитать, сколько слов в нём начинается или заканчивается на определённый звук. Затем предлагается пересказать услышанное. Главное, чтобы ребёнок натренировался быстро улавливать основной смысл, мог его словесно выразить, не допуская грамматических ошибок.
- «Где же спрятались слова?». Упражнение можно использовать на уроках русского языка, чтения. Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать. Упражнение способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.
«Игра на рояле». Упражнение можно использовать на уроке русского языка. Учитель называет слово. Ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнение «Игра на рояле» (кончики пальцев рук последовательно касаются стола). Упражнение способствует развитию мелкой моторики и фонематического анализа.
Основной этап - использование игровых упражнений на уроках русского языка
I. «Выбери три слова» (игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I | рыбка | вьюга | чулок | II | подъезд | склад | ворона |
дубки | варенье | чучело | съемка | град | ворота | ||
гриб | ручьи | чум | подъем | клад | воробей |
II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород | парк | море | школа | столовая | зоопарк |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы | кле-ка |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки | марты-ка |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки | тра-ка |
морко-ка | ли-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы | реше-ка |
Задания:
- Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
- Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил | ански | кьоинк |
лыжи | санки | коньки |
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
- Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
- Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
- Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
IV. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК | РОМАШКА | РОЗА | ЛУК |
КОШКА | СОБАКА | ВОРОБЕЙ | КОРОВА |
БЕРЕЗА | ДУБ | МАЛИНА | ОСИНА |
КОРОВА | ЛИСА | ВОЛК | МЕДВЕДЬ |
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
- Заменить словосочетания одним словом:
- - промежуток времени в 60 минут,
- - военнослужащий, стоящий на посту,
- - ребенок, любящий сладкое,
- - очень смешной фильм.
- Распредели слова на две группы.
- Найди родственные слова. Выдели корень.
- Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
- Составь рассказ по опорным словам:
- зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Игра «Засели домик» по теме « Парные согласные звуки» Задание:
- Чья группа, пара или кто быстрее и правильнее «заселит свой домик» буквами, обозначающими парные согласные звуки по звонкости-глухости?
Игра «Найди букву»
Эта игра проводится по темам: «Проверяемые безударные гласные в корне слов», «Проверяемые парные согласные в корне слов». На доске висит столько слов, сколько в классе детей. Провожу её вместо физминутки следующим образом:
- Ребята, к нам в класс пробрался сеньор Помидор. Он выкрал в словах буквы и запер их в домиках под замок. Кто поможет мне их вернуть? Только есть одно условие: замок откроется лишь в том случае, если вы сможете подобрать правильно проверочное слово.
Задание:
- Кто выйдет к доске и поможет мне вернуть букву в нужное слово?
Игра «Найди пару»
Эта
"Как птичка зернышки клюет?"
Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением головы: вверх - вниз, вверх - вниз. А на вопрос: - "А как мы будем зернышки-слоги клевать?" - хором отвечают: "В книгу - в тетрадь, в книгу - в тетрадь!".
- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей "птичкой". - продолжает учитель.
- Самой лучшей "птичкой" будет тот, кто все задания выполнит быстрее, красивее, грамотнее, - отвечают дети.
Чтобы дети не теряли время на поиски списываемого слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги (лучше желтого, зеленого цветов), которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т.д. (до конца упражнения).
Подружиться с орфограммами моим ученикам помогли обычные сладкие конфеты, а точнее, названия на обёртках от конфет. Я решила совместить приятное с полезным и провести небольшое исследование.
Чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, решено было использовать конфетные фантики, в названиях которых почти всегда можно найти «опасные места». Когда на слайдах появились изображения обёрток конфет, в глазах учеников загорелись огоньки интереса. Было предложено начать работу над проектом «Орфограммы на фантиках». Главное условие - в коллекцию принимаются только те фантики, в которых есть «опасные места».
Цель работы состояла в том, чтобы научиться детей самостоятельно обнаруживать (т.е. видеть) изученные орфограммы, используя названия на обёртках от конфет, и тем самым повысить грамотность письма.
Уже на следующий день образовалась гора красивых картинок. Но чтобы фантик попал в коллекцию, нужно было защитить свой фантик (указать орфограмму).
Для выполнения поставленной цели нам нужно было решить следующие задачи:
- составить список изученных орфограмм;
- сгруппировать названия на конфетных обёртках по изученным орфограммам;
- распределить полученные данные по типу «чаще-реже»;
- создать мини-сборник упражнений с использованием названий на конфетных обёртках;
- развивать слуховую, зрительную, речедвигательную и моторную память.
Исследовательская работа продолжалась в группах. Перед детьми стояла детальное просматривание названий обёрток, определение «опасного места», и их классифицирование, т.е. распределение по файлам в соответствии с найденной орфограммой.
Кропотливая работа помогла учащимся улучшить такие виды орфографической памяти, как: слуховую, зрительную, речедвигательную и моторную. Они читали, проговаривали, находили орфограмму, записывали. Развивая «зоркий глаз», совершенствовали «зоркий ум»!
В результате одной группы на 79 конфетных обёртках (название на конфетной обёртке могло записываться на контрольные листы до трёх раз) им встретились такие орфограммы:
- правописание буквосочетаний (жи-ши, чк) - 13 обёрток;
- двойные согласные в слове - 2 обёртки;
- безударная гласная, проверяемая ударением - 14 обёрток;
- большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях - 11 обёрток; - проверяемые согласные - 16 обёрток;
- мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных - 9 обёрток;
- разделительный мягкий знак ь – 1 обёртка;
- правописание предлога со словом – 6 обёрток;
- написание слов с непроверяемыми написаниями (из словаря) – 27 обёрток;
- не смогла определить, к какой группе относятся – 7 обёрток;
- обёртки с различными загадками «Детям» - 8 обёрток
На собранных обёртках от конфет не было слов с орфограммами: правописание непроизносимых согласных и разделительный твёрдый знак ъ.
Распределив собранный материал по типу «чаще-реже», они получили следующие результаты:
- написание слов с непроверяемыми написаниями (из словаря) – 27 (34,2%);
- проверяемые согласные – 16 (20,3%);
- безударная гласная, проверяемая ударением – 14 (17,7%);
- правописание буквосочетаний (чк) – 13 (16,5%);
- большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях – 11 (13,9%); - мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных – 9 (11,4%);
- правописание предлога со словом – 6 (7,6%);
- двойные согласные в слове – 2 (2,5%);
- правописание буквосочетаний (жи-ши) – 1 (1,3%);
- разделительный мягкий знак ь – 1 (1,3%).
8 обёрток (10,1%) решила отнести в группу «Загадки». Не смогла определить групповую принадлежность 7 (8,9%) фантиков.
На обёртках от конфет не встретились такие орфограммы:
- непроизносимая согласная в корне слова – 0%;
- разделительный ъ – 0%.
На 29 (36,7%) обёртках они нашли в названии 2 орфограммы, в 4 конфетных названиях встречаются 3 орфограммы, что составило 5,1%.
Благодаря обычным конфетам дети стали не только «зорко» видеть, но и «зорко» думать!
Приложение 1
- Правописание буквосочетаний (жи-ши, чк): «Шипучка», «Ласточка», «Москвичка», «Рачки», Ласточка», «Гаечка», «Молочная речка», «Сочная долька», «Молочная капля», «Молочная речка», «Сливочный пунш», «Ласточкин Вираж», «Фруктовые язычки» (13 обёрток).
- Двойные согласные в слове: «Белиссимо», «Джелли» (2 обёртки).
- Безударная гласная, проверяемая ударением: «Рачки», «ВS с молоком», «Васильки», «Балтийский снег», «Гвардейский», «Вишнёвый аромат», «Рогатка», «Сливки Ленивки», «Весёлые гуси», «Лебёдушка», «Рошен Молоко», «Лесная лакомка», «Лесной олень», «Золотая маска» (14 обёрток).
- Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях: «Лёвушка», «Умка», «Барни», «Барби», «Ромашкина Наташка», «Алёнка», «Кокосовый Мишка», «Буги-вуги», «Маша и медведь», «Кара-Кум», «Мишка на Юге» (11 обёрток). - Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных: «Сочная долька», «Сласть», «Братец Апрель», «Апельсиновая», «Васильки», «Братец Февраль», «Братец Январь», «Братец Ноябрь», «Лесной олень» (9 обёрток).
- Разделительный мягкий знак ь: «Печенье и изюм».
- Правописание предлога со словом: «Мишка на Юге», «Созвездие со вкусом банана», «BS с молоком», «Нуга с изюмом», «Малина со сливками», «Ключик от сказки» (6 обёрток).
- Проверяемые согласные: «Маша и Медведь», «Дамский каприз», «Балтийский снег», «Сюрприз», «Ласточкин вираж», «Рогатка», «Ключик от сказки», «Коровка», «Малина со сливками», «Кофе – сливки», «Сказка», «Ананас-сливки», «Сказка-сон», «Сливки Ленивки», «Золотая маска», «Шоко-лапки» (16 обёрток).
- Написание слов с непроверяемыми написаниями (из словаря): «Братец Февраль», «Маргаритка», «Кокосовый Мишка», «Желейные», «Братец Январь», «Братец Ноябрь», «Яблоко», «Малина со сливками», «Вишнёвый аромат», «Ромашки», «Кофе-сливки», «Ананас-сливки», «Фруктовые язычки», «Шоко-лапки», «Капучино», «Ангаже», «Дюшес», «Москвичка», «Созвездие со вкусом банана», «BS с молоком», «Братец Апрель», «Апельсиновая», «Печенье и изюм», «Дамские капризы», «Коровка», «Рошен молоко», «Лесной олень» (27 обёрток).
- Не смогла определить: обёртка без названия, «Зайка», «Дивная птица», «Пташка», «Блан-Манже», «Ярче» (7 обёрток).
- Обёртки с загадками – «Детям» (8 обёрток).
Приложение 3
2 орфограммы в названии:
«Шипучка», «Маша и Медведь», «Мишка на Юге», «Москвичка», «Рачки», «Сочная долька», «Созвездие со вкусом банана», «Братец Апрель», «Апельсиновая», «Васильки», «Печенье и Изюм», «Дамские капризы», «Ласточкин вираж», «Балтийский снег», «Братец Февраль», «Кокосовый Мишка», «Братец Январь», «Братец Ноябрь», «Рогатка», «Ключик от сказки», «Коровка», «Кофе-сливки», «Ананас-сливки», «Сливки Ленивки», «Рошен Молоко», «Золотая Маска», «Фруктовые язычки», «Шоко-Лапки», «Молочная речка».
3 орфограммы в названии:
«Маша и Медведь», «BS с молоком», «Малина со сливками», «Лесной олень».
Приложение 4
1. Раскрой скобки и выбери букву для написания. Подчеркни орфограмму.
(Л,л)ёвушка, (У,у)мка, (Б,б)арни, (Р,р)омашкина (Н,н)аташка, (А,а)лёнка, (К,к)окосовый (М,м)ишка, (Б,б)уги-(В,в)уги, (М,м)ишка на (Ю,ю)ге.
2. а) Составь слова. Запиши, найди орфограмму.
Ши, ла, пуч, ка, ка, ра, лас, ки, точ, ра, ка, рач, мо, реч, ки, ная, лоч.
б) Соедини слово–признак и слово–предмет.
Сочная Ласточкин Фруктовые Сливочный Молочная | язычки долька речка вираж пунш |
3. Прочитай. Выпиши слова с орфограммой – ь-смягчитель. Обозначь орфограмму.
Сочная долька, Сласть, Печенье и изюм, Братец Январь, Апельсиновая, Васильки,
Лесной олень.
4. Прочитай. Какую согласную букву ты вставишь? Обведи верныйариант цветным карандашом.
Маша и Медве д/т ь, Дамский капри з/с, Балтийский сне г/к, Сюрприз з/с, Ласточкин вира ж/ш, Рога т/д ка, Ключик от ска з/с ки, Коро в/ф ка, , Кофе – сли в/ф ки, Малина со сли в/ф ками, Ска з/с ка, Ананас – сли в/ф ки, Ска з/с ка – сон, Сли в/ф ки – Ленивки, Золотая Ма з/с ка, Шокола д/т ки.
5. а) Исправь ошибки, сверху над словом запиши верную букву.
Залатая маска, Лисной олень, Либедушка, Виселые гуси, Слифки линивки, Рагадка, Вешневый арамат, Восельки, Рачьки.
б) На конфетном дереве растут гласные буквы. Какую конфетку нужно вставить,
чтобы словечки стали «сладкими»?
Золотая, весёлый, молоко, лесная, васильки.
6. Прочитай название конфет:
Капучино, Дюшес, Маргаритка, Аромат, Каприз.
Пользуясь словарем, выясни их значение. Составь и запиши с каждым словом по предложению.
7. Вставь нужные предлоги. Пользуйся подсказкой.
Ключик … сказки,
Нуга … изюмом,
Мишка … Юге,
Малина … сливками,
Созвездие … вкусом банана,
Нуга … ванилью.
8. Разгадай кроссворд, найди важное слово (по вертикали).
По горизонтали:
- Два братца не могут расстаться,
Ночью к порогу, утром в дорогу.
- Есть на свете чудная лопата-
На колесах, крива и горбата.
- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста,
И видит далеко.
- Не моторы, а шумят.
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят.
- С неба падают цветы
На деревья, на кусты.
- Есть в реке работники,
Не столяры, а плотники.
- Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
- На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Литература.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., О.В. Пронина Учебник «Русский язык (первые уроки)» - М.: Баласс, Школьный дом, 2010.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., О.В. Пронина «Русский язык». Учебник. 2 класс. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., О.В. Пронина «Русский язык». Учебник. 3 класс. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
- Граник Г. Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
- http: //www.openclass.ru.
- http: //nsportal.ru/
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
Приложение 1.
Дополнительные тесты по формированию орфографической зоркости учащихся.
2 класс
1. Найди слова с разделительным Ь и подчеркни их:
Коньки, платье, окуньки, большие, перья, деревья, крыльцо, письмо, семья, счастье, Кузьма, Дарья, пальцы, хлопья.
2. Укажи слова (+), в которых нужно поставить мягкий знак (Ь):
окун…ки | плат…е | суч…я |
осен…ю | в…ют | Кос…тя |
с…мелый | С…тепан | с…летелись |
3. Укажи слова (+), в которых нужно поставить букву Ж:
эта… | стри… | ёр… |
Ланды… | пры…ки | сне…ки |
кни…ка | но… | каранда… |
4. Укажи слова (+), в которых нужно поставить букву З:
Водола… | уку… | пару… |
гла… | моро… | автобу… |
ча… | арбу… | гру… |
5. Подчеркни слова, в которых пропущена буква А:
К…ньки, …город, к…р…ндаш, м…шина, м…л…ко, з…вод, л…пата, р…бота.
6. Подчеркни слова, в которых пропущена буква О:
с…рока | п…льто | г…род |
м…роз | к…пуста | яг…да |
…дежда | т…варищ | х…р…шо |
7. Запиши слова в два столбика:
Крылья, съезд, деревья, счастье, объявление, съедобный, обезьяна, копьё, подъём, съёмка.
8. Укажи слова (+), в которых пропущен Ъ:
раз…ярился | об…явил | по…ёжился |
у…ехал | с…ёжился | раз…яснил |
за…явил | в…ехал | вы…яснил |
9. Укажи слова (+), в которых не нужен Ъ:
хлоп…я | сем…я | об…яснение |
в…юга | друз…я | с…ёмки |
с…езд | солов…и | со…единили |
10. Распредели слова в три столбика:
1 – с разделительным Ь;
2 – с мягким знаком – показателем мягкости согласного звука;
3 – с разделительным Ъ:
Об…явил, учител…ница, с…ел, ш…ёт, мал…чик, счаст…е, под…ём, вороб…и, ден…ки.
11. Вставь пропущенную букву и соедини с проверочным словом:
сла…кий | ложки, ложечка |
ло…ка | реки, речной |
р…ка | сладенький, сладкая |
д…жди | легок, легкая |
лё…кий | дождик, дождевая |
12. Укажи слова (+), в которых пропущена буква Ш:
рыбё…ка | стекля…ка | промока…ка |
серё…ка | морда…ка | избу…ка |
руба…ка | подру…ка | поду…ка |
13. Укажи слова (+) с двойными согласными:
Рос…ия | пас…ажир | лим…он |
ал…ея | суб…ота | один…адцать |
кал…ендарь | тел…ефон | двен…адцать |
14. Укажи слова (+), у которых на конце пишется Ь:
брош… | овощ... | помощ… |
Сторож… | печ… | тиш… |
луч… | мяч… | рож… |
15. Укажи слова (+) с непроизносимыми согласными:
чес…ный | сер…це | опас…ный |
грус…ный | яс…ный | чудес…ный |
ужас…ный | ярос…ный | счас…ливый |
16. Укажи (+) неправильно написанные слова:
Точка | молочный | сказочный |
Ласточка | колючьки | мощьный |
Шутьник | печька | белочка |
4 класс
1. Допиши окончание, обозначь склонение и падеж имени существительного:
сижу на крыш…–
шли по площад…–
подошел к изгород…–
живу у дедушк…–
сидел в сара…–
вышел из рощ…–
2. Каждое слово из первого столбика соедини с проверочным словом:
Заглянула | глядеть |
Свистнул | свистнули |
Замазка | мазать |
Записал | ошибаться |
Ошибка | взгляд |
| запись |
| ошибся |
| свистишь |
| письма |
| мазки |
3. Укажи (+) глаголы, у которых в окончании пишется Е:
верт…шь | свет…шь | танцу…шь |
Работа…шь | утеша…шь | тороп…шься |
дар…шь | указыва…шь | помога…шь |
Понима…шь | отдыха…шь | став…шь |
4. Соедини окончание с именем прилагательным, к которому оно подходит:
полем широк… | ом |
в краю далек… | ем |
Лентой син… | ым |
Карандашом красн… | им |
о дне весенн... | ой |
для мамы ласков… | ей |
5. Укажи (+) существительные с окончанием И:
на восток… | в чащ… |
на сирен… | у старушк… |
к пристан… | от ёлк… |
в обрыв… | на улиц… |
к опушк… | тетрад… |
6. Вставь пропущенные окончания прилагательных:
По ясн… небу едва неслись высок… и редк… облака. Они были похожи на весенн… запоздал… снег. Облачка быстро таяли на син… небе. Трава обильно поливалась горяч… солнцем.
7. Данные глаголы поставь во 2-е лицо единственного числа:
Лезть | плакать | крутить |
Видеть | думать | подходить |
8. Укажи (+) существительные с окончанием Е:
на топол… | к проруб… |
от деревн… | на паутин… |
к лестниц… | от речк… |
в мор… | по математик… |
на дорог… | в тетрадк… |
9. Подчеркни прилагательные, у которых в окончании пишется Е:
ранн…м утром | могуч…й дуб |
в свеж…м воздухе | могуч…й силой |
в дальн…м краю | с син…го неба |
на осенн..м ветру | широк…м поясом |
10. Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Кот поёт, глаза прищуря,
Мальчик дремл…т на ковре,
На дворе игра…т буря,
Ветер свищ…т на дворе.
11. Вставь пропущенные буквы, подчеркни глаголы-исключения:
Зайца в лесу всякий обид..т. Летом его безопасность завис..т от быстрых ног. Зимой же он надева..т белый наряд. Ляжет под елью, еле дыш..т, но внимательно смотр..т по сторонам, хорошо слыш..т. Попробуй, найди его!
12. Вставь безударные гласные:
На самой в..рхушке елки мальчики укр..пили зв..зду. Туча сп..лзла с горных в..ршин и медленно т..щилась над д..линой. В..сной цв..тет душистая ч..ремуха. Меж р..деющих в..рхушек пок..залась с..нева. Острый х..лодок загл..нул в осинник.
13. Найди (+) слова с мягким знаком на конце:
Говориш… | кричат… |
судят… | следиш… |
Плачеш… | бежиш… |
Пишут… | дарят… |
Бежиш… | танцуеш… |
Приложение 2.
Дополнительные упражнения по формированию орфографической зоркости учащихся.
Задание: уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Какое это слово? /береза/
С полученным словом провожу аналитическую работу: – подберите родовое понятие к слову береза.
– Береза – это дерево.
– Но ель, сосна – это тоже деревья. Чем они отличаются?
– Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойное.
– Сформулируйте правильно родовое понятие к слову береза.
– Береза – это лиственное дерево.
– Назовите его существенные признаки.
– У березы белая кора и листья в виде сердечка.
– Что же обозначает слово – береза?
– Береза – это лиственное дерево с белой корой и листочками в виде сердечка.
Дается информация о березе.
– Найдите слово в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласную.
***
Если найдете прямоугольник с первой буквой и установите последовательность, то прочтете слово.
***
Внимательно посмотрите на данную запись и определите 2 слова, с которыми мы познакомимся на уроке.
***
Внимательно посмотрите на данный шифр из приложения 4. Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым познакомитесь на уроке.
Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.
На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.
Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Большим интересом у уч-ся пользуется стихотворные упражнения по орфографии.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК
Было “сели”,
Стало “съели”,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд, и объяснение.
ЧК, ЧН
Козочка, горочка,
33 пригорочка
Ой! ЧК, ЧК, ЧК!
Кочка, почка, звездочка
Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Строчный, булочный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК!
Большой интерес представляет собой прием “усиления” орфограммы. “Усилить” орфограмму – значит сделать более ярким, или “уярчить”, то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности уч-ся.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1. Выявление трудной орфограммы
2. Постановка перед уч-ся проблемы: на “уярчить” орфограмму? Как
лучше заменить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
3. Самостоятельный поиск уч-ся способов “усиления”
4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов
5. Выбор каждым уч-ся индивидуально прием запоминания.
Поговорим подробнее о некоторых эффективных способов “усиления” орфограммы:
1) написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета
2) “уярчение” путем составления ребусов
В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы, уч-ся формируют навыки грамотного письма. Способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания я предлагаю учащихся на индивидуальных карточках. Каждая карточка содержит разный материал, объединенный 1 орфограммой. Карточки раздаются группе детей 1 ряда или варианта /от 5 до 15/.
Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее.
Работа с карточками дает полную картину усвоения уч-ся изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время.
Для ребят сильной группы свободное время не проходит даром, когда другие дети выполняют задание. Работа с карточкой, уч-ся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее, при выполнении разноуровневых заданий, повысить упорство и активность.
Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого можно использовать тесты.
Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты.
Приложение 3. Дидактический материал по русскому языку.
]. Ребусы:
од (народ)
р
2. Изографы.
3. Загадки, пословицы , поговорки: “Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова”
4. "Уярчеиие" орфограммы: девчка.
5. Обращение к этимологии слова.
Задание 1. С какими произведениями можно соотнести следующие пословицы:
“Нет лучше дружка, чем родная матушка” -
“Вежливости открываются все двери” -
“Красив тот, кто красиво поступает” -
“Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить” -
“ Одна ложка дёгтя портит бочку мёда” -
Задание 2. Найди продолжение к каждой пословице.
Нет друга - ищи, | коли делать нечего |
При солнышке тепло, | своей тени боится |
Скучен день до вечера, | а нашёл - береги |
Трус | при матушке добро |
Задание 3. Как ты понимаешь выражения:
“Не разлей водой” -
“Дрожать, как осиновый лист” -
“Кататься как сыр в масле” -
Используются в работе и тестовые задания по теме “Лексика”
- Закончи предложения: Этот камень мокрый, а тот …
- Подчеркни нужное слово: Мы собирали грибы в (ёлочном, еловом) лесу.
- В скобках найди синонимы к слову ХОРОШИЙ (отличный, прекрасный, плохой, чистый)
Задание 4. “Жужжащее” чтение всего набора.
Идёт дождик. | У Андрея чистая тетрадь. |
Мы любим наш город Томск. | Помогай своему товарищу. |
Береги учебные вещи. | Дежурный чисто моет доску. |
Задание 5. Лексико-орфографические упражнения:
а) чистая тетрадь, товарищ - подбери синонимы.
б) беседа по содержанию предложения о родном городе: “Что знаете об историческом прошлом города?”, “Чем можно гордиться?” (Предлагается серия открыток).
3) Классификация орфограмм:
а) безударная гласная, проверяемая и непроверяемая ударением:
береги, тетрадь, своему, дежурный…
б) правописание парных согласных:
город, тетрадь.
4) Беседа по содержанию предложения № 3 “Почему нужно беречь учебные вещи?”
5) Разгадывание загадок из кроссворда на тему “Учебные вещи”
Приложение 4. Словарь и его работа в формировании орфографической зоркости учащихся.
В этом приложении рассматриваются практические методы работы с орфографическим словарем в начальных классах. Особое внимание уделяется формированию прочного навыка работы со словарем, приводятся конкретные примеры заданий, помогающих учащимся легко ориентироваться в словаре.
Одной из основных задач, поставленных перед школой, является развитие умения самостоятельно работать. Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои мысли. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе традиционно решаются главным образом в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых “словарных” слов, т.е. слов с непроверяемым написанием. Но для успешного формирования навыков грамотного письма этого оказывается недостаточно. Нужна целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой.
Эту работу можно начать с обучения правилам пользования “Орфографическим словарем”. Было бы глубоким заблуждением отодвигать решение этой сложной и многогранной задачи на более поздний период обучения младших школьников. Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых он не знает, даже известное правило применить не всегда может. Какой путь в этом случае он выбирает? А путь такой: пишет, как слышит. Или: спросит у взрослых, товарищей. Или: выберет из двух-трех известных слов самое простое, использованное ранее, чем сознательно обедняет свою речь.
Ни один из этих путей не ведет к повышению грамотности. Поэтому учиться работать со словарем – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас.
Формирование прочного навыка работы со словарем начинают с первых шагов ученика в школе, т.е. с уроков обучения грамоте. Дети знакомятся с буквами, находят их место в кассе букв, постоянно заполняют первый ряд кассы и повторяют буквы на каждом уроке. На это уходит 20-30 мин. с урока. Заучивание алфавита проводится как одна из физкультминуток, в игровой форме. Например, называя буквы, дети хлопают в ладоши. Это заставляет проговаривать буквы ритмично, не отставая от товарищей. Проводится также игра с мячом “Быстро назови следующую букву”. Или такая игра: повернувшись спиной к алфавиту, дети повторяют буквы и т.д.
Вторым этапом работы становится практическое применение алфавита. Для этого используются такие игры-задания: “Построй своих одноклассников по алфавиту”, “Расставь книги известных писателей на полочке так, чтобы их быстро можно было найти”, “Ты работаешь в регистратуре больницы. Наведи порядок на стеллажах с карточками больных”, “Ты авиадиспетчер. Запиши названия городов, в которые летят самолеты, по алфавиту”. И т.д. На этом этапе учащиеся выполняют задания от 5 до 10 слов. Затем работа усложняется. Проводится непосредственное знакомство учащихся с некоторыми существующими словарями. Первое – визуальное: учащиеся видят, что словари бывают большие, узнают, что в них содержится много слов, что без знания алфавита слово быстро не найдешь. Работа с “Орфографическим словарем”, составленным П.А. Грушниковым, предлагают самые простейшие задания: найдите свое имя в списке имен в приложении к “Словарю”. Прочитайте слова на букву а, правильно соблюдая ударение (1 – 2 столбика).
Из данного столбика слов (столбик слов записан на доске) выпишите известные вам слова, устно составьте с ними несколько предложений (попутно выясняя значение слов).
Выпишите несколько слов на заданную букву.
Разыщите спрятавшееся слово.
Посчитайте, сколько страниц занимают слова на букву п и ф. Как вы думаете, почему такая разница?
Пользуясь “Словарем”, решите ребусы. Подберите слово с нужным количеством букв (рис. 1, 2).
На третьем этапе работы учащимся предлагается использовать “Словарь” при выполнении различных видов самостоятельных работ. Вопросы и задания бывают следующие:
- Найдите нужное слово, вставьте его в предложение.
Составьте предложение по картинке, о написании трудных слов справляйтесь в “Словаре”.
Пользуйтесь “Словарем”, когда пишите изложение, сочинение.
Таким образом, работа с “Орфографическим словарем” не только преследовала грамматические цели, но и была направлена на ознакомление с лексическим значением новых слов или тех, значение которых дети понимали неправильно. Словарные упражнения проводились с целью обучения правильному орфоэпическому произношению, соблюдения нормативного ударения.
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. — М.: Просвещение, 1987. — с. 160.
2. Бабайцева В.В. Принципы русской орфографии /Русский язык в школе. — 2009. — №3. — с. 33-38.
3. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. — М.: Изд. центр Академия, 2001. — с. 368.
4. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — с. 352.
5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. — М.: Просвещение, 1966. — с. 308 .
6. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П., Чельцова Л.К. Письма об орфографии. — М.: Наука, 1969. — с. 236.
7. Былинский К.И. Справочник по орфографии и пунктуации. — М.: Изд. МГУ, 1998. — с. 296.
8. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. — М.: Просвещение, 1974. — с. 144.
9. Гальперин П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников/Вопросы психологии. — 2003. — №5. — с. 64.
10. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе/Вопросы психологии. — 2000. — №5. — с. 16, 63..
11. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954. — с. 118.
12. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. — Самара: Сам. ГПУ и Самарский университет, 1996. — с. 214.
13. Григорьева Т.М, Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность. — М.: Академия, 2004. — с. 256 .
14. Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразования. — М.: Академия, 2002. — с. 544.
15. Еськова Н.А. Популярная и занимательная филология. — М.: Флинта: Наука, 2004. — с. 176.
16. Ецкова Э.М. Пособие по орфографии и пунктуации. — Ленинград: Просвещение. Ленингр. Отделение, 1991. — с. 176.
17. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. — М.: Просвещение, 1965-с. 355.
18. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М.: Просвещение, 1982. — с. 175.
19. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. — Ленинград: Изд. Ленинградского университета, 1977. — с. 230.
20. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. — М.: Высшая школа, 1991. — с. 192.
21. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. — М.: Просвещение, 1976. — с. 288.
22. Каверина В.В. Орфографическое нормирование: рекомендации грамматик и практика письма /Русская словесность. — 2006. — №4. — с. 73-78.
23. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. — М.: Эксмо Пресс, 1998. — с. 368.
24. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. — М.: Наука, 1981. — с. 265.
25. Ларионова Л.Г. Вопросы лингвистического характера в упражнениях по орфографии V-VII классах /Русская словесность. — 2005. — №4. — с. 47-49.
26. Ларионова Л.Г. Ориентируем учащихся на усвоение способа орфографического действия /Русская словесность. — 2007. — №6. — с. 39-43.
27. Ларионова Л.Г. Основные этапы работы с орфографическим правилом на уроках русского языка в V-VII классах/ Русская словесность. — 2005. — №3. — с. 58-64.
28. Ларионова Л.Г. Что такое орфографическое правило?/Русская словесность. — 2006. — №6. — с. 41-47.
29. Лекант П.А. Современный русский литературный язык. — М.: Высшая школа, 2004. — с. 462.
30. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка. — М.: Просвещение,1974. — с.290.
31. Лернер И.Я. Дифференцированные основы методов обучения. — М.:Высшая школа, 1981. — с. 251.
32. Лукева С.В., Иванова С.Ю. Учимся на ошибках/Русская словесность. — 2007. — №6. — с. 43-47.
33. Малявина Т.П. О понятии «коррекция орфографического навыка»/ Русский язык в школе. — 2008. — №9. — с. 3-10.
34. Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. — Новосибирск: Изд. Новосибирского университета, 1992. — с. 253.
35. Парубченко Л.Б. Орфографические ошибки как лингвистический материал (о «словаре ошибочных написаний школьников» Булохова В.Я.)/ Русская словесность. — 2003. — №8. — с. 71-73.
36. Разумовская М.М., Львова С.И. Капинос В.И. Методические рекомендации к учебнику Русский язык. 5 класс. — М.: Дрофа, 2002. — с. 256.
37. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. — М.: Просвещение, 1996. — с. 207.
38. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. — М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1960. — с. 304.
39. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. — Челябинск: Южный — Урал, 1994. — с. 368.
40. Саботкоев Р.Б., Архипова Е.В., Волтелева Т.М. Теория и практика обучения русскому языку. — М.: Академия, 2005, — с. 320.
41. Савченко А.Н. Орфография и пунктуация. — Ростов — на- Дону: изд. Ростовского университета, 1971. — с. 199.
42. Саяхова Л.Г., Амерова Р.Х. Грамматико-орфографический словарь русского языка. — Уфа: Китап, 2001. — с. 360.
43. Селезнева Л.Б. Русское правописание М.: Высшая школа, 1997. — с. 207.
44. Селезнева Л.Б. Обобщение на уроках орфографии (интерпретация орфографической нормы)/Русская словесность. — 2008. — №2. — с.42-48.
45. Селезнева Л.Б. Обобщение на уроках орфографии и пунктуации русского языка/Русская словесность. — 2008. — №1. — с.43-47.
46. Сершевский А.П. Сопоставление при повторение орфографии. — М.: Просвещение, 1966. — с. 126.
47. Смирнова В.Н. Наглядное обучение орфографии в V классе. — М.: Гос. Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959. — с. 271.
48. Ушакова Л.И. Орфографические правила и исключения/ Русский язык в школе. — 2008. — №4. — с. 15-21.
49. Хазанова А.С. Работа по орфографии при изучении морфологии в школе. — М.: Просвещение, 1976. — с. 160.
50. Шмелев А.Д. Орфографические нормы и орфографические правила/ Русский язык в школе. — 2009. — №9. — с. 70-75.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
Педагогический проект на тему: "Мой проект"
Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....
Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»
Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...
Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».
Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...
Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...